Что такое сварочный инвертор и как он работает

Никакой магии или как работает сварочный инвертор

И сварщики профессионалы, и домашние мастера оценили принцип работы сварочного инвертора, поэтому эти приборы постепенно вытесняют с рынка традиционные сварочные трансформаторы и выпрямители. И скоро настанет то время, когда они будут царить на современном рынке сварочного оборудования. Что такое сварочный инвертор, почему они появились недавно? Необходимо отметить, что принцип инвертности, а соответственно и сам сварочный агрегат появились не вчера. Принципиальные схемы аппаратов были разработаны в 70-х годах прошлого века. Но в современном виде сварочные приборы появились недавно.

Устройство сварочного инвертора

До недавнего времени инверторный аппарат был достаточно простым по схеме работы. Со временем инженеры дополнили ее электроникой, что повысило функциональность агрегата. Самое интересное состоит в том, что от этого цена сварочного инвертора не стала выше. Как показывает тенденция продаж, она постепенно снижается, что всех и радует.

Внимание! Термин «инверторный» не относится к процессу сварки. Это не методика. Это источник питания аппарата.

В чем заключается принцип действия сварочного аппарата инверторного типа?

  • Работает он от сети переменного тока напряжением 220 или 380 вольт и частотой тока 50 Гц. Включается в обычную розетку, если разговор ведем о бытовом сварочном инверторе.
  • Поступивший в инвертор сварочный ток проходит через фильтр, где он сглаживается и становится постоянным.
  • Полученная электрическая энергия проходит через блок транзисторов (с большой частотой коммутации), в результате получается опять переменный ток только с большей частотой – 20-50 кГц.
  • Далее, напряжение тока преобразуется, оно на выходе инвертора снижается до 70-90 вольт. По закону Ома снижение напряжение дает повышение силы тока. На выходе (на конце электрода) будет сила тока, равная 100-200 ампер. Это и есть сила тока сварки.

Именно высокая частота тока является главным техническим решением в инверторных сварочных аппаратах. Оно позволяет добиться максимальных преимуществ перед другими источниками питания электрической сварочной дуги. В инверторах необходимая для сварки сила тока достигается изменением высокочастотного напряжения. В обычных сварочных трансформаторах этот процесс происходит за счет изменения электродвижущей силы (ЭДС) катушки индукции, которая является основной частью трансформатора.

Именно предварительное преобразование электроэнергии позволяет использовать в инверторах трансформаторные блоки с небольшими размерами. Для сравнения можно привести такой пример. Если необходимо на выходе получить ток силой 160 ампер, то для этого в инверторе потребуется установить трансформатор весом 300 г. Такой же ток на выходе обычных сварочных трансформаторов получится, если в него будет вмонтирован трансформатор с медной проволокой (катушкой) весом 20 кг.

Почему так происходит? Основным элементов сварочного аппарата трансформаторного типа являлся сам силовой трансформатор с катушками первичной и вторичной обмотки. Именно катушка позволяла снижать переменное напряжение и получить на выходе из второй обмотки токи большой величины, пригодные для инверторной сварки металлов. Появляется зависимость от падения напряжения до увеличения силы тока. При этом длина медной проволоки на вторичной обмотке уменьшалась, но увеличивался его диаметр. Отсюда и большие габариты сварочного аппарата, и его большой вес.

Принципиальная электрическая схема инверторного аппарата

В сварочных аппаратах инверторного типа все наоборот, небольшие размеры и вес. Но как получить высокочастотное напряжение, если его частота в сети всего лишь 50 Гц? На помощь приходит принципиальная инверторная схема прибора, которая состоит из мощных транзисторов. Именно они могут переключаться с частотой напряжение 60-90 кГц.

Но чтобы транзисторы заработали, необходим постоянный ток. Его получают посредством использования выпрямителя. Этот блок представляет собой соединение двух элементов: диодный мост, который выпрямляет переменное напряжение сети, и фильтрующие конденсаторы, с помощью которых происходит сглаживание. На выходе выпрямителя получается постоянно напряжение величиною более 220 вольт. Это первый этап преобразования напряжения и силы тока.

Полученное напряжение является источником питания для работы всей схемы аппарата. А так как мощные ключевые транзисторы подключены к трансформатору (понижающему), то и переключаться они будут с высокой частотой. Соответственно и сам сварочный агрегат будет работать на такой высокой частоте. Чтобы все это работало (преобразовывалось), необходимо в схему установить большое количество дополнительных элементов.

Чтобы разобраться в принципиальной схеме сварочного инвертора, необходимо рассмотреть любую модель.

Силовой блок

Не будем повторяться и рассказывать, как работает инверторный сварочный аппарат. Пройдемся по нюансам и элементам прибора.

    • Сетевой выпрямитель. Его задача – из переменного тока сделать постоянный.
    • Помеховый фильтр. Его устанавливают специально для того, чтобы помехи высокочастотного типа, появляющиеся в процессе работы сварочного инвертора, не попали в питающую сеть.
    • Инвертор (преобразователь). По сути, это блок из мощных ключевых транзисторов, которые чаще всего собираются по принципу косого моста. Обязателен в связке радиатор, с помощью которого отводится тепло от транзисторов. Они подключаются к высокочастотному трансформатору, где через его обмотку происходит коммутация напряжения. Обратите внимание, что в самом трансформаторе преобразование напряжения (постоянное в переменное) не происходит. Эта обязанность возложена на транзисторы. Основное назначение трансформатора – это понижение напряжения до 60-70 вольт. В нем в первичной обмотке течет ток с большим напряжением, но с малой силой тока. Во вторичной, наоборот, с малым напряжением, но с большой силой.
    • Выходной выпрямитель. Это диодный мост, в котором установлены диоды быстрого действия. Они за мгновения могут открыться и закрыться. Свойства очень важное, потому что эти элементы выпрямляют переменный высокочастотный ток. Простые диоды, установленные в инвертор, не успевали бы закрываться и открываться. В результате произошел бы их перегрев, итог – выход из строя.

Внимание! Необходимо знать, что на конденсаторах, установленных в фильтр, напряжение будет больше, чем на выходе диодного моста. Величина – 1,4-1,5 раз. При стабильном напряжении в сети в 220 вольт, на конденсаторах будет напряжение 310 вольт. Если в сети будет скачок, к примеру, до 250 вольт, то внутри аппарата в конденсаторах напряжение поднимется до 350 вольт. Вот почему используются конденсаторы с номинальным напряжением 400 В.

Вот основные элементы силового блока устройства инверторного сварочного аппарата. Есть еще блок управления, но он влияет на удобство работы агрегата и на его настойку (ручная или автоматическая).

Читайте также:
Стеклянные потолки: разновидности и тонкости выбора

Теперь вы знаете, из каких частей состоит инверторный источник сварочного тока. Еще раз повторимся. Это выпрямитель, инвертор, собранный из транзисторов, трансформатор, который понижает напряжение, и установленный на выходе выпрямитель. Для начинающих сварочников эти элементы ни о чем не говорят. И вроде бы знать о них им нет необходимости. Ведь работать с инвертором одно удовольствие.

  • Он легкий (спасибо маленькому трансформатору).
  • Легко варит достаточно толстые металлические детали (спасибо высокому току и низкому напряжению).
  • Электрод не прилипает к поверхности металла (спасибо функции «Arc Force»).
  • Процесс поджига электрода упрощен за счет подачи на его конец в начале работы тока большой силы. Эта функция сварочного инвертора называется Hot Start.
  • Если появляется короткое замыкание при залипании электрода, напряжение в аппарате резко снижается до минимума. Это оберегает его от выхода из строя.

Итак, мы разобрались в устройстве сварочного инвертора, в его принципиальной схеме, и как он работает. Необходимо отметить, что к работающему сварочному инвертору (принцип работы у всех моделей одинаковый) есть несколько требований, два из которых – это длина питающего кабеля не больше 15 м и частота проводимого обслуживания – не реже двух раз в год. В основном его надо почистить от пыли.

Сварочный инвертор — назначение, виды, выбор

Сварка, пожалуй, наиболее эффективный способ соединения металлических деталей. Для ее выполнения используют сварочные аппараты различных видов, среди которых в последнее время широкое распространение получили устройства инверторного типа.

Причины кроются в его компактных размерах, малом весе, а также достаточно высоком качестве сварного шва, что привело к его массовому использованию домашними мастерами.

По сути, сварочный инвертор – это модифицированный аппарат для сварки металлов, с момента своего появления практически полностью вытеснивший привычные всем громоздкие устройства трансформаторного и выпрямительного типа.

Назначение и принцип действия

Существует несколько методов сварки, для каждого из которых требуется свой инвертор:

Manual Metal Arc (MMA) – ручной режим электродной сварки с использованием покрытых электродов. Речь идет о моделях для ручной дуговой сварки металлов, обладающих малым весом и размерами. Они позволяют выполнять аккуратные качественные сварочные соединения, а их возможностей (с технической точки зрения) с лихвой хватает для сварки в условиях малого производственного участка или же мастерской.

Сварочный инвертор MMA

Метод ММА простейший из перечисленных, обеспечивает наименьшее качество сварки, если сравнивать с описанными ниже вариантами. Но это утверждение не означает, что он плохой, а указывает, что следующие лучше. Инвертор для сварки этим методом дает возможность работать с различными видами стали, включая чугун.

Tungsten Inert Gas (TIG) – в большинстве случаев работа выполняется неплавящимся электродом, изготовленным из вольфрама. Этот метод также называется аргонно-дуговой сваркой, а область его применения – соединение заготовок со стенками толщиной до 6 мм. При работе в зону сварки подается присадочный материал автоматическим или ручным способом.Сама же дуга предназначена для плавки металла.

Сварочный инвертор TIG

Метод ТИГ подходит для сварки низкоуглеродистых и нержавеющих сталей, титановых и магниевых сплавов, а также цветных металлов. Среди преимуществ отмечается отсутствие брызг и шлаков в процессе работы, крайне высокое качество шва. Наряду с ними присутствует и минус, который заключается в невысокой скорости формирования шва.

Metal Inert / Active Gas (MIG-MAG) – сварка в среде защитных газов (MIG – инертных, MAG – активных), причем в полуавтоматическом режиме. Проволока (одновременно электрод и присадка) подается в рабочую зону без человеческого вмешательства, а плавится теплом дуги.

Сварочный инвертор MIG MAG

Качество последней определяется грамотностью настроек инвертора, то есть скоростью подачи проволоки, током, расходом и выбором самого газа. Применение – сваривание деталей с тонкими стенками. Ярким примером выступает автомобильный кузов.

Существую универсальные варианты аппаратов, которые подразумевают использование одной из приведенных выше технологий путем изменения режима работы посредством переключателя.

То есть одна модель способна выполнять все эти виды сварки.

Устройство, характеристики и свойства

Современный инверторный аппарат средней ценовой категории состоит из корпуса, имеющего опорные ножки для устойчивости, внутри которого смонтированы все его основные узлы, а на передней стенке расположена панель с различными индикаторами (неисправности, готовности к работе), переключателем технологии (вида) сварки и ручкой настройки сварочного тока.

Также спереди расположены разъемы для подключения электродержателя и зажима массы, а сзади выходит сетевой кабель со штекером для включения в сеть.

На задней стенке расположена решетка (вентиляционные прорези) обеспечивающая в паре с вентилятором качественное охлаждение “начинки” инвертора, основу которой составляют следующие элементы:

  • Выпрямитель поступающего от питающей сети тока.
  • Сам блок инвертора, генерирующий импульсы высокой частоты.
  • Трансформатор, отвечающий за повышение тока вместе с понижением напряжения.
  • Еще один выпрямитель.
  • Рабочий шунт.
  • Элементы управления, заключенные в индивидуальный блок с вынесенной наружу индикацией, переключателями и регуляторами.

Внешне сварочный инвертор выглядит, как относительно небольшой металлический коробок с ручкой или ремнем для переноса.

Принцип действия сварочного инвертора

Электрический ток от источника питания подается на выпрямитель, где переменный ток преобразуется в постоянный, после чего инвертором снова преобразуется в переменный, но имеющий очень высокую частоту.

Следом трансформатор понижает напряжение, в следствии чего сила тока значительно возрастает.

На финальном этапе в работу вступает еще один выпрямитель, преобразующий высокочастотный переменный ток с большой силой и малым напряжением снова в постоянный, на котором уже и выполняются сварочные работы.

Материал

В большинстве случаев основная часть корпуса сварочного инвертора представляет собой алюминиевую П-образную крышку и алюминиевое днище.

Передняя и задняя стороны изготавливаются из ударопрочного пластика.

Переключатели и регуляторы также могут быть пластиковыми или металлическими, а панель управления изготавливается из тонкого металла.

Прямые широкие ножки оснащаются резиновыми накладками для повышения устойчивости аппарата.

Питание, мощность и ток сварочного инвертора

Питание на сварочный инвертор подается от источника переменного тока напряжением 220 В (380 В включительно для профессиональных моделей).

Для этого в большинстве случаев используется подключение к розетке бытовой сети.

Если работы требуется выполнить вдали от источника электроэнергии, используется обыкновенный генератор, например, бензиновый, соответствующий аппарату по выдаваемой мощности.

Читайте также:
Что делать, если забилась канализация в частном доме?

Главное преимущество сварочного инвертора перед сварочным трансформатором, если брать в расчет только технические характеристики – КПД, имеющий значительно большее значение (85 – 95%), а также потребляемая мощность.

Так если трансформатору потребуется до 8 кВт электрической мощности при работе 3-миллиметровым электродом, то для инвертора будет достаточно около 3 кВт, если даже используется электрод на 4 мм.

Инверторы, к тому же, легко настраиваются под определенные режимы работы благодаря широкому диапазону регулировок сварочного тока.

Как правило, это 30 – 200 А.

Сварочного тока в 160 А в большинстве случаев достаточно для работы 4-миллиметровым электродом, при этом даже остается небольшой запас по мощности.

Размеры и вес

Малый вес и размеры сварочных инверторов – одна из основных его особенностей, которая позволяет эксплуатировать аппараты с максимальным удобством.

Так наиболее компактные модели, средние габариты которых 300х130х300 мм весят от 3,5 кг.

При этом в действительности размеры могут составлять 250 – 450 х 110 – 610 х 160 – 350 мм.

Средний вес бытовых вариантов 5 – 7 кг, а у профессиональных этот показатель может достигать 13 кг.

Комплектующие

Вместе с инверторным источником сварочного тока в комплекте поставляются различные комплектующие, которые после подключения образуют полноценный сварочный аппарат, готовый к работе.

  • Провода. Именно они выступают в роли соединительных звеньев между держателем электродов, клеммой на массу и центральным сварочным блоком. Это одножильные толстые кабели с надежной изоляцией, которые способны без труда выдержать высокий сварочный ток. Как правило, эти кабели съемные, то есть присоединяются к инверторному блоку посредством специальных вставок.
  • Электродержатель – собственно, держатель электродов, которым и орудует сварщик.
  • Зажим на массу. В большинстве случаев это прищепка типа “крокодил”, которую фиксируют на одной из свариваемых деталей. Также называется клеммой заземления. Существуют также магнитные зажимы и модели, выполненные в виде струбцины.
  • Щиток или маска для защиты глаз.
  • Металлическая щетка для зачистки швов и др.

Если аппаратом подразумевается выполнение TIG-сварки, вместо классического держателя электродов используют специальную горелку с цанговым зажимом для неплавящегося электрода (вольфрамового) и полный набор сопутствующего оборудования и материалов, вроде еврорукава, баллона с газом и шланга для его подачи.

Для удобства транспортировки многие производители включают в комплект поставки сварочного аппарата кейс, который выполняется из пластика или металла.

ГОСТ, сертификация и маркировка

Для полупроводниковых инверторов технические условия в полной мере содержатся в ГОСТ 24376-91, а за их соблюдение отвечает нормативно-технический документ ТУ 34-38-11274-88.

Кроме того, часть производимых аппаратов, особенно промышленных, проходят аттестацию НАКС.

Делается это для проверки соответствия заданным технологическим характеристикам различных способов сварки, которые применяются на опасных объектах.

Процесс аттестации проводится путем сопоставления параметров, указанных в документации к оборудованию с фактическими показателями.

Разница между аттестованными и неаттестованными моделями, полностью идентичными конструктивно, заключается исключительно в наличии документа о проведении дополнительных приемо-сдаточных испытаний, коим является соответствующее свидетельство Национального Агентства Контроля Сварки (НАКС).

Что касается маркировки, то инверторы обозначаются аббревиатурой способа сварки, который они поддерживают.

В дополнение следует отметить, что существует маркировка CUT, которая указывает, что данная модель выполняет резку материала плазменным методом.

Виды сварочных инверторов и их цена

Условно сварочные инверторы, согласно длительности беспрерывной работы, делятся на несколько видов:

  • Бытовые аппараты – непрерывная работа в течении 5 – 10 минут с последующим длительным перерывом. Сварочный ток подобных моделей составляет не более 120 – 200 А. Назначение – небольшой объем сварочных работ.
  • Полупрофессиональные – нечто средне между предыдущим и следующим вариантом, то есть продолжительность работы примерно 15 – 30 минут, но с перерывом между циклами около 1 часа.
  • Профессиональные – эксплуатация с 8-часовым циклом и сварочным током 200 – 300 А. Применяются при изготовлении металлоконструкций и каркасов, различных ремонтных работах. Сюда включаются уже и полуавтоматы, работающие в режимах MIG/MAG, TIG и MMA.
  • Промышленные – способны работать на протяжении суток на промышленных объектах (в 3 смены) с малыми технологическими перерывами. Сварочный ток составляет порядка 200 – 500 А.

Сварочный инвертор полуавтомат

Следует отметить, что все остальные характеристики у перечисленных выше видов аппаратов практически ничем не отличаются.

Существуют также модели с пуско-зарядной функцией, то есть, сварочный аппарат имеет ручную регулировку силы пускового тока и напряжения, например, 12, 24 и 36 В, что позволяет подобрать требуемую для запуска какого-либо оборудования (двигатели внутреннего сгорания, к примеру) пусковую мощность.

Полупроводниковые сварочные аппараты подходят для заряжания свинцовых аккумуляторных батарей, использующихся на транспорте.

Какой сварочный инвертор выбрать?

Выбор сварочного инвертора начинается с определения задач, которые он должен решать. Ключевым фактором тут выступает время непрерывной работы.

Для дома, где планируется нечастая кратковременная работа, подойдет бюджетный аппарат, способный выдержать сварку на протяжении хотя бы 10 минут.

При этом новичку достаточно будет устройства типа ММА.

Профессионалу же, для которого сварка – часть повседневных задач, потребуется модель, способная работать также в режимах TIG и MIG-MAG, особенно, если предполагается сварка цветных металлов.

Ну а теперь немного об особенностях устройств.

Особенности сварочных инверторов

Сварочный ток и диаметр электродов. Последний подбирается в зависимости от толщины свариваемого металла и для каждой модели аппарата описывается отдельно. Так, например, работа с металлом толщиной до 2 мм требует 1,6 – 2-миллиметровых электродов, а для деталей толщиной 15 мм нужен уже 5- миллиметровый электрод.

Правильно подобранный диаметр позволит выполнять точный и чистый шов. Для разной толщины электродов и в зависимости от особенностей задачи требуется разный номинальный сварочный ток.В большинстве случаев достаточно, чтобы на аппарате был установлен плавный регулятор, позволяющий выставить значение тока в 150 — 200 А.

Удобство работы. Этот пункт в первую очередь включает габариты и размеры аппарата, так как его придется как-то доставлять до места проведения работ. Значительную роль играет длина сетевого шнура, который обязан выдерживать вместе с вилкой повышенные нагрузки в процессе сварки.

Следует помнить, что подключение инвертора через удлинители, даже специализированные, приведет к потере его мощности соразмерно общему сопротивлению этих самых удлинителей. К тому же, придется постоянно следить за надежностью контактов “гирлянды” штепсельных вилок и розеток.

Читайте также:
Шкаф из мебельных щитов своими руками: пошаговая инструкция

В реальности бывают случаи, когда даже максимального тока недостаточно для нормального формирования дуги при подключении через удлинители. В дополнение важно понимать, что бытовые приборы запитываются от сети 220 В, в то время как некоторые профессиональные, а также все промышленные варианты требуют наличия трехфазного источника с напряжением 380 В.

Гарантия. Какой бы сварочный аппарат, по заверению производителя или самих пользователей, ни был надежный, с ним обязательно должен идти гарантийный талон от производителя. Даже у именитых брендов встречается брак.

В этом случае единственным спасением становится сервисный центр. Следует заранее убедится в наличии такового поблизости, чтобы внезапно вышедший из строя инвертор не пришлось везти в другую область на гарантийное обслуживание или ремонт.

Хороший сварочный инвертор позволяет выполнять качественную сварку как начинающим мастерам, так и профессионалам, для чего оснащается необязательным дополнительным функционалом.

Профессиональный сварочный инвертор с описанием

Дополнительные функции

Наличие следующих функций повысит скорость сварки инвертором, качество и безопасность работы:

  • Горячий старт (Hot-Start). Суть заключается в кратковременной подаче наибольшего значения тока на начальном этапе работы, что приводит к моментальному воспламенению электрода в тот момент, когда им выполняется первое касание. Фактически система обеспечивает эффективный розжиг электрода.
  • Антизалипание (Anti-Stick) – функция, обеспечивающая, прежде всего, безопасность оператора. Предназначена для исключения “прилипания” электрода, сокращая дугу в моменты, когда последний приближается к металлу. Так если удалить электрод от поверхности заготовки, наблюдается понижение силы тока, а при резком приближении происходит обнуление его показаний, за счет чего электрод без труда отделяется от металла.
  • Форсаж дуги (Arc-Force) – служит для обеспечения на коротком ходе дуги повышенной стабильности. Автоматическая система, если требуется, самостоятельно повышает ток, максимальное значение которого устанавливается мастером. Функция позволяет исключить “залипание”, перегрев устройства при коротком замыкании, а также обеспечивает правильную глубину сварки.
  • Световая индикация – необходима для оповещения мастера о неисправностях сварочного аппарата. Так, например, одна из лампочек загорается при подключении его к сети, а другая – при перегреве.
  • Дисплей индикации параметров – еще один способ контроля работы аппарата. На дисплее отображаются текущие показатели силы тока и его напряжение. Все это позволяет выбрать подходящий режим работы.
  • Автоматическое отключение при перегреве – пожалуй, одно из важнейших функциональных дополнений, которое должно присутствовать в инверторах. Дело в том, что во время сварки можно пропустить срабатывание светового индикатора, что приведет к поломке устройства, если на нем не установлена функция отключения в автоматическом режиме.

Для удобства переноса аппарата он снабжается, как правило, пластиковой ручкой. Актуальна она в том случае, если блок весит действительно немного.

Для тех моделей, вес которых достигает 7 кг и более, имеет смысл обратить внимание на наличие ремня.

Он позволит переносить сварочный аппарат, перекинув этот ремень через плечо, что намного легче.

Что нужно знать о сварочных инверторах?

Сварочный инвертор крайне чувствителен к пыли и влаге.

Причина тому – наличие нескольких печатных плат, элементы которых со временем окисляются, и забиваются мелким мусором, что приводит к короткому замыканию дорожек.

Хранить устройства можно и в гараже, упаковав его в коробку, однако, следует избегать резких температурных перепадов.

Еще один нюанс касательно инверторов заключается в количестве плат, на которых распаяны радиодетали.

Чем их больше – тем лучше.

Причина крайне проста: при выходе из строя одной из них достаточно попросту произвести ее замену, но в случае конструкции с одной платой, на которой, предположим, возникло КЗ, в негодность придет все устройство.

Производители сварочных инверторов

Сварочные инверторы выпускаются действительно множеством производителей, большинство из которых знакомы по другой инструментальной продукции:

  • Зарубежные – Blue Weld, Aurora, Champion, Daewoo, QUATTRO ELEMENTI, Viking welding, Hitachi, GRAPHITE, Brima, Sturm, RedHotDot, Powerman, BestWeld, Elitech, Kemppi, Gigant, HELVI, FUBAG, Foxweld, HUTER, Inforce, FLAMA, Telwin, EWM, Kolner.
  • Отечественные – Ресанта, Сварог, Калибр, АТЛАНТ, Сорокин, Энергия, БИЗОН, УДАРНИК, Циклон, Спец, Кедр, Интерскол, Зубр, Контур, Союз, Кратон, Мастер, Ставр, Форсаж, Парма, Торус.

Как научиться варить инвертором. Все, что должен знать начинающий сварщик + советы профессионалов

Для надёжного и долговечного неразборного соединения металлических деталей выгодно использовать сварочный инвертор. Он востребован не только в домашних мастерских, но и промышленности, на строительных площадках или станциях техобслуживания. Как правильно сваривать детали, на какие нюансы обратить внимание, как настроить инвертор и подобрать электроды? Об этом подробнее в нашей статье.

  1. Что такое сварочный инвертор и как он работает
  2. Основы сварки инвертором
  3. Сварка инвертором для начинающих
  4. Как при сварке образуется шов
  5. Как научиться сваривать металл инвертором
  6. Что нужно использовать, чтобы начать работать с инвертором
  7. Теория для начинающих сварщиков
  8. Видео, плюсы инвертора
  9. Видео, о преимуществах сварочной маски «хамелеон»
  10. Основные виды и типы марок электродов
  11. Какую выбрать и применить полярность
  12. Как подобрать диаметр электрода
  13. Два основных способа розжига электродов
  14. Как правильно вести электрод и, под каким углом его держать
  15. Видео, как пользоваться сварочным инвертором
  16. Практика сварки для начинающих
  17. Памятка новичка по сварке, какие требуются приспособления

Что такое сварочный инвертор и как он работает

Инвертор представляет собой специальное оборудование, предназначенное для электродной сварки металлических деталей. В отличие от сварочного трансформатора, имеет компактные размеры и относительно небольшую массу.

Простые модели позволяют вручную регулировать ток, подаваемый на электроды, а также ряд типичных предустановок. Профессиональные аппараты предоставляют возможность подстроить параметры горения дуги, создавать собственные настройки и т. д.

Принцип работы инвертора основан на преобразовании переменного тока в постоянный, а затем в высокочастотный, но с малой величиной напряжения (50-70 В). Поскольку в качестве питания используются обычные одно- или трёхфазные электросети, то в них могут возникать скачки напряжений, что недопустимо при сварке. Выбор в пользу постоянного тока решает эту проблему.

Важно! Для получения сварочного тока 180 А в инверторе достаточно трансформатора весом в 300 г. Аналогичные величины на обычном трансформаторе достигаются в аппаратах массой более 20 кг.

Преобразование в постоянный ток решает проблему колебаний напряжений. Также стабильная работа аппарата обеспечивается и при пониженных величинах питания.

Читайте также:
Тонирование окон в квартире: плюсы и минусы

Основы сварки инвертором

Для сваривания металлических конструкций при помощи инвертора, нужно понимать особенности процесса сварки, разбираться в его функциональности. Следует ознакомиться с теоретическими данными и только после этого переходить к практике и нарабатывать опыт.

Сварка инвертором для начинающих

Для начинающих сварщиков важно правильно отточить перемещения электрода над поверхностью свариваемых металлов и понять, как подбирать ток, чтобы формировать качественный шов. Нужно взять несколько заготовок и потренироваться на них создавать шов с использованием различных электродов. Основной нюанс — описывать электродом простые зигзаги, круги или ёлочки так, чтобы высота шва и ширина была одинаковой по всей длине.

Стандартные схемы перемещения электрода для создания надёжных сварных швов.

Сварщик надо владеть техникой формирования швов на уровне автоматизма. Рука должна плавно и равномерно перемещать электрод на одинаковой высоте от поверхности заготовок. Не менее важно понять, какие свойства металл приобретает в различных сварных ваннах.

На этапе оттачивания автоматизма следует не забывать о том, что не нужно допускать прогаров, неполного проплавления, разбрызгивания металла.

Как при сварке образуется шов

Сварной шов образуется в месте формирования дуги, которая создаётся вблизи контакта электрода и металлических частей. При подаче тока в определённом диапазоне величин между электродом и поверхностью металла, подсоединённого к одной из клемм инвертора, формируется дуга с высокой температурой горения. Именно она заставляет проплавляться металл и создавать шов после остывания.

Обмазка электродов содержит определённый химический состав, который при нагреве частично плавится и испаряется. Испаренная часть вокруг дуги образует особую атмосферу, препятствующую контакту металла с кислородом. Благодаря этому соединение получается по прочности сравнимое с литыми конструкциями. Несгоревшие компоненты обмазки остаются на поверхности деталей и подлежат после остывания удалению путём зачистки щёткой или оббивания молотком.

Как научиться сваривать металл инвертором

Чтобы научиться правильно сваривать металлические детали инвертором, необходимо:

  • изучить инструкцию к инвертору, понять, как правильно его подготавливать к работе, в каких режимах он работает;
  • всегда соблюдать правила техники безопасности;
  • потренироваться сваривать различные виды соединений;
  • отточить до автоматизма перемещение электрода над металлом;
  • правильно подбирать электроды по маркировке и параметрам;
  • понять, когда электрод прилипает к металлу, а когда переплавляет до появления раскалённых брызг.

Был у нас в бригаде опытный сварщик, на плечи которого ложились все сварные работы. Поэтому многие хотели научиться самостоятельно работать со сваркой. Приобрели инвертор с автоматическими режимами сварки. Настройки простые, интуитивно понятные. Смогли освоиться достаточно быстро, поэтому теперь нашего сварщика может легко заменить любой член бригады. Аппарат компактный и лёгкий, его без проблем можно брать с собой для выездных работ.

Что нужно использовать, чтобы начать работать с инвертором

Для начала работы с инвертором потребуется подготовить:

  • маску;
  • перчатки или краги;
  • защитные штаны, обувь и куртку;
  • молоток;
  • щётку по металлу;
  • закупить электроды.

Теория для начинающих сварщиков

Сварку инвертором следует выполнять с учётом ряда правил:

  • нужно использовать электроды с подходящей маркировкой для сварки металла определённого состава;

Универсальные электроды с рутиловым покрытием

  • инвертор должен обеспечивать рабочие режимы с требуемыми токовыми параметрами, указанными в документации на электроды;
  • сварочный шов формируют восьмёрками, начинают снизу и ведут вверх на расстояние не более 1 мм;
  • полностью создавать сварной шов не надо, на первичном этапе требуется делать несколько точек-прихваток, так как в результате нагрева металл начинает расширяться и детали может повести;
  • образуемый шлак обязательно удаляется, так как под ним могут скрываться не проваренные места;
  • все найденные пустоты проварить заново;
  • при проведении сварных работ обязательно нужно придерживаться правил техники безопасности.

Внимание! В ходе обучения сварке в самом начале лучше потренироваться создавать горизонтальный шов. Он самый простой и позволяет выполнять работы в комфортных безопасных условиях.

Видео, плюсы инвертора

С основными преимуществами инверторов, по сравнению с трансформаторами, вы сможете ознакомиться в следующем видео.

Видео, о преимуществах сварочной маски «хамелеон»

С преимуществами сварочных масок типа «хамелеон» можно ознакомиться в следующем видео. Показаны отличия между бюджетными и профессиональными моделями.

Основные виды и типы марок электродов

Электроды конструктивно состоят из сердечника и защитной оболочки (обмазки). Их составы подбираются индивидуально: материал сердечника должен максимально соответствовать типам свариваемых металлов, а обмазка — обеспечивать оптимальную среду для создания надёжного соединения.

Электроды подразделяются по назначению для сварки следующих металлов:

  • сталей углеродистых и легированных;
  • сталей нержавеющих;
  • цветных металлов.

Типы обмазок по составу бывают такие:

  • основные;
  • рутиловые;
  • кислые;
  • целлюлозные;
  • смешанные.

Расшифровка маркировки электрода. Правильное понимание параметров позволит эффективно сваривать металлические конструкции.

Для начинающих сварщиков идеально подходят электроды диаметром до 3 мм с основным и рутиловым покрытием. Они позволяют создавать пластичные и прочные швы на основании базовых знаний и навыков.

Какую выбрать и применить полярность

На корпусе инверторов есть две клеммы с положительной и отрицательной полярностью для подключения массы и электрода. Возникает логический вопрос, как правильно выполнить подключение, чтобы обеспечить необходимый режим работы.

Есть 2 способа подключения:

  • прямой полярностью, когда масса соединяется с плюсовым выходом, а электрод — с отрицательным;
  • обратной полярностью, масса соединяется с минусовой клеммой, а электрод — с положительной.

Схемы подключения массы и электродов к клеммам инвертора. Полярность определяет удобство работы с металлами различных толщин.

Выбор прямого подключения оптимален для сваривания тонколистового металла толщиной до 2 мм, а обратного — для массивных конструкций с толщиной более 3 мм.

Как подобрать диаметр электрода

При подборе диаметра электрода нужно учитывать тот факт, что чем он толще, тем больше по величине токи способен выдерживать, а, соответственно, сваривать более массивные конструкции. Таблица 1 позволит подобрать оптимальный вариант.

Таблица 1. Зависимости толщины свариваемой стали от диаметра электрода и величин тока, на который он рассчитан.

Толщина стали, мм

Диаметр электрода, мм

Сила тока, А

Внимание! Несмотря на то, что считается оптимальной сила тока в 30 А на 1 мм диаметра электрода, сварщику всё равно потребуется подбирать оптимальные настройки инвертора. Это зависит от толщины и состава металла, типа используемого инвертора, условий сварки и других особенностей. Реальные условия сваривания деталей всегда будут отличаться от расчётных.

Два основных способа розжига электродов

Разжечь электроды возможно одним из следующих способов:

  1. Быстрым проведением электрода по металлической поверхности. Обычно это делают вдоль линии шва.
  2. Кратковременным постукиванием электрода по металлу.
Читайте также:
Характеристики сшитого полиэтилена

Сварщик самостоятельно выбирает способ, в зависимости от состава электродов и типа металла.

Как правильно вести электрод и, под каким углом его держать

Скорость и угол ведения электрода по поверхности свариваемых деталей определяет не только качество шва, но и позволяет контролировать процесс сварки. Оптимальный подбор угла также обеспечивает удобство работы мастера, позволяет ему вести работы длительное время без усталости и с комфортом.

Углы обычно подбирают в диапазоне 30°-60°. Отсчёт угла зависит от следующих критериев:

  • если требуется не перегревать металл и варить на минимальной температуре, угол выбирается по направлению вперёд;
  • для сварки на максимально возможную глубину при выбранных параметрах тока, угол подбирается по направлению назад.

Важно! При сварке необходимо точно контролировать плавление металла и формирование шва, поэтому между поверхностью металла и электрода нужно соблюдать дистанцию 2-3 мм. Если расстояние меньше, то электрод может залипнуть, а если больше — металлы не будут соединены надёжно и прочно.

Перемещение электрода над поверхностью соединяемых конструкций следует выполнять с учётом ряда критериев:

  • заранее определяется схема перемещения электрода над металлическими конструкциями, чтобы в процессе сварки не было пауз или излишних наплавлений;
  • от скорости перемещения электрода зависит, на какую глубину будет проплавляться металл;
  • скорость перемещения определяется временем создания расплавленной ванны металла в точке расплава.

Сварщик должен самостоятельно определять траекторию и скорость перемещения электрода. Если состав металла неизвестен, то лучше потренироваться в подборе электродов, сваривая некондиционные детали с аналогичным составом. Благодаря такому подходу можно избежать множества ошибок.

Видео, как пользоваться сварочным инвертором

Чтобы научиться пользоваться сварочным инвертором, достаточно посмотреть видео с примером сварки двух труб с прямоугольным сечением.

Практика сварки для начинающих

Сначала нужно потренироваться зажигать дугу. Начинающим сварщикам рекомендуется придерживаться ряда практических советов по сварке металла:

  • источник питания инвертора должен иметь стабильные параметры, чтобы исключить поломку оборудования;
  • необходимо правильно подбирать режим работы инвертора, чтобы упростить процесс сваривания, а не добавить трудностей;
  • важно правильно подбирать полярность под конкретный вид сварки;
  • силу тока следует подстраивать вручную для исключения не проваренных участков или переплавленных, то есть учитывать тип металла и его толщину;
  • обязательно соблюдение правил техники безопасности при сварке, а также следование требованиям пожаробезопасности.

Для наработки опыта рекомендуется начинать с формирования сварных швов на сталях и сплавах, а только после этого переходить на нержавейку и цветные металлы.

Памятка новичка по сварке, какие требуются приспособления

Перед сваркой нужно освободить рабочее место от легко воспламеняемых материалов. Доступ к инструментам должен быть удобным. При необходимости следует установить защитные экраны, чтобы предотвратить попадание расплавленных капель на соседние конструкции или возгорание.

Одежде сварщика следует быть плотной, особенно перчаткам. На обуви металлические элементы или подбойки запрещены. Обязательно наличие сварочной маски, которая позволяет регулировать затемнение и избегать переутомления глаз.

Аксессуары сварщика

Для сварки потребуется подготовить:

  • сварочный аппарат, позволяющий сварить конструкции с требуемыми параметрами;
  • электроды с подходящей маркировкой;
  • молоток для снятия окалин, подравнивания шовного соединения;
  • ёмкость с водой для охлаждения или тушения непредвиденного воспламенения одежды или предметов.

Если наблюдаются перебои с электропитанием, то инвертор потребуется подключить к выпрямителю, чтобы добиться его стабильной работы.

Что лучше – тосол или антифриз?

Продолжаем познавательную страничку.

Очень часто автолюбители не предают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля.
И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз?.

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.

В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля), вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.

Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные), проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:
— традиционной – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов);
— карбоксилатной (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонатов);
— гибридной – разновидность карбоксилатной технологии, в которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками (силикатов и/или фосфатов).

На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.

Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:

1. Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.

Охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.

Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он в то же время значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) из-за своей очень низкой теплопроводности. Таким образом тосол работает как своеобразный изолятор, ухудшающий теплопередачу. Следовательно, двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем это предусмотрено и рекомендовано автопроизводителем. Это в свою очередь приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и большему расходу топлива.

Читайте также:
Шьем ламбрекен своими руками: пошаговая инструкция

Карбоксилатным охлаждающим жидкостям, например, таким как CoolStream, свойственная повышенная эффективность охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой исключительно в тех местах, где образуется коррозия толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем). А так как на остальной внутренней поверхности защитный слой не образуется, то теплоотвод не ухудшается.

2. Более длительный срок использования карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза).

Пакеты присадок антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов).

Можно с уверенностью утверждать, что в производстве 90% отечественных охлаждающих жидкостей используются такие ингибиторы коррозии как силикаты и нитриты. При этом силикаты добавляются преимущественно с целью антикоррозионной защиты алюминия, а нитриты добавляются с целью защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения композиции по причине более быстрого расхода одного из составляющих, охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на приведенном ниже графике, силикаты и нитриты истощаются в первую очередь, и уже через 30-40 тыс. км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.

В то же время, антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, сохраняют стабильность практически весь период использования. Благодаря защите, которая действует только в нуждающихся в этом местах, расход присадок происходит значительно медленнее. Например, по этой причине, ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Premium достигает 250 тыс. км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей, и 650 тыс. км для грузовых автомобилей; а ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Standard – 100 тыс. км или 2 года эксплуатации.

3. Превосходная защита алюминия в режиме высоких температур.

В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии — тосолом.

Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.

А карбоксилатные антифризы, наоборот, наилучшим образом защищают конструкции из алюминия и его сплавов.

Для наглядности, в таблице приведены сравнительные результаты высокотемпературного динамического теста на коррозию алюминия в разных охлаждающих жидкостях, доказывающего превосходство карбоксилатных жидкостей над традиционными.

4. Продление срока эксплуатации водяного насоса до полутора раз.

Главной причиной износа водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков газа охлаждающей жидкости у поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа хлопают, происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, которые вырывают молекулы. При частой эксплуатации и длительном воздействии таких микроударов образовываются каверны (раковины) и разрушаются лопасти.

К сожалению, пока что ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химическим способом уберечь лопасти насоса, полностью предотвратив данный физический процесс.

Тем не менее, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы, благодаря «адресной» направленности своей защиты, снижают воздействие кавитации и таким образом увеличивают срок использования водяного насоса до 50%.

5. Превосходная защита от кавитации гильз цилиндров двигателя.

Значительному влиянию гидродинамической и высокотемпературной кавитации подвержены также гильзы цилиндров.

6. Высокая стабильность качеств и свойств антифризов.

В традиционных охлаждающих жидкостях используются силикаты, которые имеют негативное свойство образования гелей. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут образовывать нерастворимые фракции, выпадающие в осадок. Этот осадок наряду с гелями блокирует работу термостата и засоряет радиатор, а в конечном результате нарушает работу системы охлаждения двигателя.

Карбоксилатным антифризам свойственна высокая стабильность качеств и отсутствие образования гелей и осадка в процессе использования.

7. Повышенная совместимость с эластомерами и пластиками.

В системе охлаждения двигателей автомобилей используются пластиковые, эластомерные, резиново-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилатные антифризы абсолютно неагрессивны. Этот факт подтвержден 15-летними практическими испытаниями, проведенными компанией Arteco, миллионами километров пробега и тысячами часов работы двигателей. И как знак доверия к результатам этих испытаний, большое количество автопроизводителей включают антифризы на базе карбоксилатных присадок Arteco в перечень рекомендованных охлаждающих жидкостей.

8. Отсутствие отложений и засоров в радиаторе.

Охлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.

9. Экологическая чистота карбоксилатных ингибиторов коррозии.

Благодаря продленному сроку эксплуатации (у антифриза под маркой CoolStream Premium(250 тыс. км или 5 лет для легковых автомобилей, или 650 тыс. км для грузового транспорта) автоматически уменьшается количество отработанных охлаждающих жидкостей, которые необходимо утилизировать.

У ингибиторов коррозии на основе карбоксилатов более низкий класс вредности и опасности для окружающей среды, поэтому они более экологичны, чем традиционные ингибиторы.

10. Отличная стабильность в условиях высоких температур.

Современные автомобильные двигатели рассчитаны на повышенную нагрузку при эксплуатации. Автопроизводители закладывают в качестве верхней границы рабочей нормы температуру до 135 ºС и давление до 3 атмосфер.

Полезные свойства традиционных ингибиторов коррозии теряются уже при температуре 105 ºС. При этой температуре ингибиторы распадаются и не могут обеспечить достаточную защиту двигателя при высоких температурах. В то же время, карбоксилатные антифризы сохраняют свою стабильность при вышеописанных условиях и продолжают эффективно защищать двигатель.

Тосол или антифриз?

  • 238
  • 15
  • 194k
  • 134
  • 2
  • 147k

Что лить Тосол или Антифриз?

Что лучше — тосол или антифриз? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы тревожат многих начинающих автолюбителей. Попытаемся ответить на них и определиться с главным вопросом — что лучше заливать, тосол или антифриз? Перед тем как перейти к анализу, необходимо разобраться в том, что такое охлаждающая жидкость, для чего она нужна, и на основе чего производится.

Читайте также:
Устранить засор раковины на кухне и выбрать средство для очистки труб

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С, то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные. Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет.
  • Карбоксилатные. Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей — красный.

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Тосол и антифриз, в чем разница

В чем разница между тосолом и антифризом

Для начала дадим им определения. Антифриз (от английского слова antifreeze — незамерзающий) — это общее название для жидкостей, которые не замерзают на морозе. В англоязычных странах для определения автомобильного антифриза используется термин Antifreeze Coolant. Существуют отдельные торговые марки антифриза, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.

“Тосол” — это отдельная марка охлаждающей жидкости. Впервые она появилась в СССР в 1971 году, когда на его территории начали выпускать “Жигули”. Для них понадобилась охлаждающая жидкость с повышенными эксплуатационными характеристиками, которых не было у жидкостей, выпускаемых на тот момент в стране. Ее разработали в государственном НИИ ОХТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и произошла аббревиатура ТОС. Окончание “ол” означает принадлежность жидкости к спиртам.

Изначально “Тосол” имел состав, закрепленный государственным стандартом. Но в настоящее время производители выпускают ОЖ на основе собственных ТУ. Поэтому, на территории России и стран СНГ можно найти самые разные марки Тосола с различным качеством, как высоким, так и ниже среднего.

Антифриз — это более широкое понятие, которое используется для определения охлаждающих жидкостей. А тосол — одна из его разновидностей. Такая путаница в словах возникла в связи с тем, что после развала СССР на территории бывших союзных республик появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании у населения тосол ассоциировался только с “Жигулями”. Поэтому предприимчивые дельцы стали называть все охлаждающие жидкости антифризами. И только ОЖ для “Жигулей” — тосолом.

Существует два основных типа тосолов — обычный и для условий севера. У первого температура замерзания составляет -40°С (имеет голубой цвет), у второго — -65°С (имеет красный цвет). Отличительная черта тосола — использование этиленгликоля. То есть, он создан на минеральной основе. Остальные компоненты — это различные силикатные присадки. Он имеет низкий ресурс, около 30 тысяч километров пробега.

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Название охлаждающей жидкости Химический состав
Тосол А40-М Этиленгликоль, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель, краситель, дистиллированная вода
Антифриз класса G11 Этиленгликоль, силикаты (соли кремниевых кислот), краситель

Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.

Классы антифризов

Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».

Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:

Содержание ингибиторов в зависимости от пробега

  • Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
  • Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
  • Гибридные, G12+ ( соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997. 2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
  • “Лобрид” (Lobrid). Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13. В последнем случае вместо этиленгликоля в качестве основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.

Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме того, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.

Читайте также:
Что такое тунговое масло для дерева

Антифриз G12, его особенности и отличие от антифризов других классов

Антифриз G12 предназначен для системы ОЖ современного двигателя. Имеет свои характеристики и отличия от антифризов G11, G12+, G13. Разница в совместимости антифриза g12 с другой ОЖ в стабилизирующих присадках
Подробнее

Замена тосола ВАЗ 2110

При замене важно помнить, что жидкость – токсична, и менять нужно только на холодном двигателе. Начать процедуру стоит с откручивания крышки расширительного бачка.
Подробнее

Промывка системы охлаждения двигателя. 5 основных ошибок

Какие наиболее распространенные и опасные ошибки есть при промывке системы охлаждения. Можно попасть впросак и при выборе средства для промывки и при самой ОЖ.
Подробнее

Можно ли смешивать тосол и антифриз

Эксперимент по смешиванию тосола и антифриза

В такой формулировке, к какой привыкли большинство отечественных автолюбителей, вопрос ставить не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол — это тоже антифриз, то правильнее будет спросить — какие марки антифризов можно смешивать между собой?

Опуская лишние подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12+, G12++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешивать с G12+. Однако НЕЛЬЗЯ смешивать G12 и G11. В результате их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень трудно вымыть из системы. В отдельных случаях может возникнуть даже желеобразная смесь вместо радиаторной жидкости.

Поэтому, исходя из общих соображений, не рекомендуем вам смешивать разные типы антифриза. Это можно делать только в исключительных случаях, и при условии, что вы знаете, какая жидкость залита в радиатор, и какую вы собираетесь заливать. Также никогда не ориентируйтесь лишь на цвет антифриза. То, что у новой жидкости такой цвет, как у той, что залита в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать между собой. Необходимо уточнять дополнительные характеристики.

Смешивание антифриза и тосола с водой

Зависимость температуры замерзания от концентрации антифриза

Многих автолюбителей интересует вопрос — можно ли смешивать тосол и антифриз с водой? Спешим их обрадовать — можно. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие — вода должна быть дистиллированная. Второй факт, о котором вы должны помнить, заключается в том, что чем больше вы разведете охлаждающую жидкость, тем больше своих свойств она потеряет. В частности, снижается ее температура кипения и повышается температура замерзания.

Как видно на графике, кривая кристаллизации идет вниз до уровня, когда количество этиленгликоля составит 67%, а воды — 33%. До этого момента раствор представляет собой кристаллы льда и этиленгликоль. В нижней точке замерзают обе жидкости.

Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, однако при первой возможности постарайтесь долить антифриз или тосол. Причем, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита до этого.

Соотношение охлаждающей жидкости

Что лучше заливать, тосол или антифриз?

Можно ли заливать тосол в охлаждающую систему

Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:

  • температура кипения;
  • температура замерзания;
  • антикоррозионные свойства;
  • смазывающие свойства.

Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем антифриз класса G12, Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.

При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.

При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов. А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов, аминов и нитритов. Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ — 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла — можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором — лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3. Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см3 Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15
Читайте также:
Технология замены чугунного стояка канализации при износе в многоквартирном доме

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7. 9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1. 6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10. 13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) — щелочи.

В заключение скажу что.

Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя. При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.

Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет, то необходимо провести ее замену. Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.

Тосол и антифриз: в чем разница?

001 (1)

Чем «Тосол» отличается от антифриза? Тем же, чем селедка отличается от рыбы! Это —- название древней жидкости, со временем ставшее именем нарицательным.Сравнивать тосолы и антифризы — то же самое, что рассуждать о различиях между «жигулями» и автомобилями! Потому что «Тосол» — это тоже антифриз.

Откуда же пошла путаница в терминах? Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. На морозе ее разбавляли этиленгликолем, что позволяло избегать замерзания жидкости. Такая смесь не угрожала разрывом блока цилиндров и радиатора, поскольку превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такая жидкость была, к тому же, безопасна в отношении коррозии, а потому решение казалось идеальным. Именно так появился на свет первый антифриз. Потому что в переводе антифриз означает: «против мороза»! Проблемы начались с приходом более современных авто. Циркулируя по новеньким системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока. Поэтому в институте «ГосНИИОХТ» создали оригинальный состав охлаждающей жидкости, способный обуздать коррозионную активность «обычного» антифриза. В его состав стали вводить добавки на основе неорганических солей — они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю. Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился «Тосол»! Название показалось настолько удачным, что из аббревиатуры поти-хоньку превратилось в имя нарицательное. А поскольку «жигули» в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и «Тосол» попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Именно тогда в головах и сформировался стереотип: мол, «Тосол» — это жидкость, пригодная только для «жигулей»! Спустя несколько десятков лет ситуация в стране резко изменилась: термин «жигули» стал чуть ли ни ругательством, а любой «жигулевский» компонент — синонимом низкопробной халтуры. В итоге «Тосол» в устах продавцов по инерции стал считаться некой жидкостью для отечественных — читай, «плохих» — автомобилей! Более того — этим именем почему-то начали называть любые антифризы для «нашенских» машин! Так же, как джипом обыватель уверенно называет любой вседорожник, а не только американский «Джип»…. Напомним еще раз: любая охлаждающая жидкость — это антифриз! Точно так же, как «Мерседес», «Калина» и ЗИЛ — это все автомобили! А «Тосол» — это тоже антифриз! Другое дело, что современные антифризы так же отличаются от смеси воды с этиленгликолем, как автомобиль третьего тысячелетия от первых самодвижущихся экипажей. Но —увы: «тосол» и «антифриз» уверенно стали именами нарицательными, а также чуть ли не синонимами терминов «плохой „и „хороший“! К сожалению, данное разделение охлаждающих жидкостей охотно поддержала вся „цепочка“ посредников, начиная от оптовиков и заканчивая розничными торговцами. В то, что сегодня называют „Тосол“, производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства — и это вполне объяснимо! Во-первых — дешево, во-вторых — чаще будут покупать, в-третьих — для „жигулей“ и так сойдет. А вот многочисленным жидкостям с надписью типа „АНТИФРИЗ“ повезло куда меньше. Некоторые, даже крупные производители не утруждают себя новыми разработками и внедрениями, а льют в такие канистры все тот же „тосол“ 70-х — 80-х годов прошлого столетия. А что там внутри — какой он, этот антифриз? Силикатный, карбоксилатный, лобридный? Таких слов многие продавцы даже не знают. Так что же покупать? Ответ один: для „серьезных“ современных машин подходят исключительно антифризы продвинутых производителей! Лучшее подтверждение такой „продвинутости“ — ссылка на одобрение продукта серьезным автопроизводителем, будь то „Мерседес“, „Фольксваген“ и т.п. Поэтому любые неизвестные бренды лучше сразу обходить стороной — хуже не будет. Конечно, подделать можно любую „фирму“, а на канистре написать любую чушь, но тут может помочь… Интернет. На сайте любого серьезного автопроизводителя точно указано, кому он выдавал свое одобрение.

Что лучше использовать антифриз или тосол?

Здравствуйте, друзья. Сегодня много споров о том, что лучше тосол или антифриз? Многие считают, что никакой разницы нет, это название одного и того же вещества. На самом деле, они заблуждаются. Эти вещества отличаются друг от друга. Те, кто в этом не разбираются, могут нанести вред мотору своего автомобиля. Сейчас объясню почему.

  1. Состав тосола
  2. Состав антифриза
  3. Сравним свойства
  4. Тосол и G11
  5. Тосол и G12
  6. Тосол и G13
  7. Подведем итоги

Состав тосола

Это вещество было разработано в СССР. Для ваз, москвич и прочих отечественных машин. Химический состав и технология производства с годами не изменились. Состав следующий:

  • Этиленгликоль;
  • Дистилат;
  • Присадки.

Секретом является состав присадок, которые должны защитить систему от коррозии и патрубки от разрушения.

Читайте также:
Тонирование окон в квартире: плюсы и минусы

Существует два вида: синий (голубой) и красный. Голубой можно использовать при морозах до 40 градусов, красный – до 65 градусов. В теплом климате допускается разведение водой до 50/50, получается ОЖ для – 20 градусов и – 32 градуса соответственно.

Важно: Этиленгликоль – яд. Ни в коем случае не рекомендуется пробовать его на вкус или вдыхать пары. Лучше работать в перчатках, при попадании на кожу смывать водой с мылом.

Состав антифриза

Антифризов на сегодня выпускается много разновидностей. Классифицируются как: G11, G11+, G12, G12+, G13, G13+. Встречаются и G12++ это фактически G13. По основному веществу, используемому в составе они схожи с тосолом:

  • Пропиленгликоль или Этиленгликоль
  • Дистилат
  • Присадки

«Да это же одно и тоже, можно лить смело» – скажут автолюбители, и сильно ошибутся. Присадки у жидкостей совершенно разные, зачастую, делающие их несовместимыми не только с тосолами, но и между собой.

Сравним свойства

Чтобы были понятнее преимущества, недостатки и возможная совместимость, произвожу сравнение жидкостей по видам.

Тосол и G11

Цвет антифризов этой классификации зеленый. Сравнивая свойства тосола с антифризом этой маркировки, убеждаемся, что отечественная жидкость, соответствует импортной маркировке G11.

Принцип работы присадок у них схожий – образование пленки, которая предотвращает коррозию рубашки охлаждения, радиатора, и защищает резиновые шланги. Недостатки одинаковые – пленка снижает теплоотдачу, летом мотор греется сильнее, чем с другими ОЖ.

Это означает, что допустимо заливать одно вещество, вместо другого, но их нельзя смешивать друг с другом.

Смешивание – распространенная ошибка любителей. От него, возникает вспенивание ОЖ, потеря свойств, выпадение осадка, что может привести к закипанию и перегреву мотора.

Замена обоих веществ выполняется каждые два года, это вызвано выпадением осадка и потерей свойств.

Тосол и G12

Цвет антифриза такой классификации красный, как у тосола 65. В составе G12 присутствует этиленгликоль и вода, на этом их сходство завершается. Присадки этой разновидности антифриза органические. Среди которых, карбоновая кислота.

Отсутствие защитной пленки улучшает охлаждение мотора, что так необходимо высокотемпературным современным движкам. Любая ржавчина, мгновенно растворяется кислотой. Служит до 4-х лет.

Важно: У предыдущей версии присадки были химические. Такие типы присадок несовместимы между собой. Смешивание G12 с тосолом или G11 недопустимо.

Эта классификация антифризов превосходит тосолы по сроку службы и охлаждает лучше. Их можно применять в машинах марки ВАЗ.

Тосол и G13

Антифриз такого типа является вершиной эволюции охлаждающих жидкостей. Состав такой:

  • Пропиленгликоль – считается не токсичным веществом, безопасным для здоровья человека. (Появляется только в составах маркировки G13 и выше).
  • Дистилат
  • Гибридные присадки высокого качества

Если 11 версия защищает от коррозии, но снижает теплоотдачу. А 12 от возникновения коррозии не защищает, то здесь эффект комбинированный. Из совместимых присадок. Смешивание с предыдущими версиями антифризов или с тосолом не допускается. Разница между присадками вызовет вспенивание, осадок и потерю свойств.

Эти антифризы лучше предыдущих поколений, и однозначно превосходят тосолы по своим качествам.

Подведем итоги

Когда у вас есть возможность выбирать, даже для ваз 2110, предпочтительнее купить антифриз, вместо тосола. Разумеется классом от G12 и выше. По стоимости 5 литров тосола обойдется 300-650 рублей. Такая же канистра антифриза будет стоить 1400—2000 рублей. Класс G13 потянет за 3000 рублей.

Тут любой задумается о целесообразности и экономии. Однако, именно в этом вопросе экономить не рекомендуется. Это вариант, когда экономишь тысячу, теряешь пять. Для современных моторов нисан приора, требуется ОЖ минимум класса G12. Она эффективнее в охлаждении, что снижает износ мотора. А на тосоле, с таким мотором можно закипеть.

Антифриз выдерживает высокую температуру, в то время как тосол, разлагается и теряет свойства уже при 105 градусах. Осадок засоряет датчики, а один неправильно работающий датчик инжекторного мотора, вызывает сбой в работе всей системы управлении двигателем.

Антифриз лучше защищает все детали от коррозии, что в полтора раза продлевает срок службы радиатора и водяной помпы. Меньшая агрессивность его к резине и пластику, позволяет гораздо реже менять патрубки и прокладки охлаждающей системы.

Антифриз не дает осадков. Значит, он не вызывает засорения радиатора, не требует промывки системы при замене. Использование жидкости, не соответствующей техническим требованиям, снимает гарантию производителя. Если вы залили тосол, либо использовали антифриз подешевле, вместо того, который предусмотрен в документации к автомобилю, в гарантийном ремонте вам откажут.

Для отечественных машин, рассчитанных под тосол, (например, для газели), его разрушающее воздействие практически незаметно. Потому что такие автомобили, требуют частого обслуживания. Однако, в череде постоянных поломок, тоже можно выделить те, которые вызываются тосолом.

Современные инжекторные двигатели, например нива шевроле, остро реагируют на отклонение масла или ОЖ от требуемого стандарта. Тосол быстро растворяет крыльчатку помпы такого мотора, забьет радиатор или разъест резиновые элементы. По причине агрессивности состава, склонности к осадками и плохой охлаждающей способности.

При выборе, какой лучше тосол или антифриз использовать в автомобиле, ориентируйтесь на заводские рекомендации, указанные в технических документах на машину. Даже по истечении срока гарантийного обслуживания и ремонта. Покупать стоит жидкости проверенных марок в фирменных магазинах, чтобы не попасть на подделку.

Мало кто знает, что цвет антифриза раньше означал тип радиатора, в котором его можно использовать. Зеленые антифризы, были предназначены под машины с алюминиевыми радиаторами. Красные антифризы, годились для медных или латунных радиаторов. Сейчас, окрас не всегда этому соответствует, поэтому выбор по цвету может быть ошибочным.

У меня все, теперь вы понимаете отличие одного вещества от другого, и не будете их смешивать, рискуя повредить мотор. Подписывайтесь на обновления на моем сайте, будет много полезного. Поделитесь с друзьями ссылкой, особенно с теми, кто не понимает разницы между этими веществами. До встречи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: