Фанерные лодки: выбор материала, инструментов, сборка корпуса, работа со швами и лакокрасочная отделка

Фанерные лодки: выбор материала, инструментов, сборка корпуса, работа со швами и лакокрасочная отделка

Сегодня можно купить любое средство передвижение, как говорится, были бы деньги. А вот именно их зачастую не хватает, да и лодки – удовольствие недешевое. Мастера утверждают, лодку вполне под силу смастерить самостоятельно, при этом значительно облегчить финансовую нагрузку на собственный кошелек.

О том, как сконструировать данное средство передвижения по воде, уменьшить его стоимость и вес, расскажет наша инструкция.

Фото самодельной лодки.

Выбираем фанеру

Еще одно плавсредство, сделанное своими руками.

Почему фанеру спросите вы? Потому что этот материал имеет ряд преимуществ, которые позволяют прекрасно справиться с поставленной задачей.

  • фанерное изделие будет иметь небольшой вес . Двух – трехместную лодку может переносить один или два человека. Вес готового плавсредства, в зависимости от габаритов и грузоподъемности может колебаться от 20 до 50 кг, иногда до 70 кг;
  • листы этого материала обладают достаточной площадью для того, чтобы изготовить устойчивую лодку необходимой геометрии . В случае необходимости листы можно срастить друг с другом, что позволит собрать посудину промышленных размеров;
  • цена вопроса будет в несколько раз ниже промышленного аналога, так как фанерные листы, деревянные рейки и несколько досок , вместе с клеевым составом и лакокрасочными покрытиями будут все равно дешевле.

О материалах подробнее

Краска тоже понадобится.

Не фанерой единой набирается лодка, хотя главная роль все же отводится ей.

Разберемся со всем набором:

  • главная героиня – фанера, причем двух видов: тонкая 4-5 мм – на обшивку корпуса и толстая 12-15 мм – для изготовления элементов самого каркаса, к примеру, шпангоутов;

Наша справка!
Шпангоуты – это поперечные конструкции, обеспечивающие жесткость всей системе.
Кроме них толстая фанера идет на киль, транец.
Можно из нее изготовить лавку для гребца и пассажира.

  • деревянные рейки сечением 30х25 мм. Они будут использоваться для формирования крепежных элементов шпангоутов, внутренних бортиков, а также закрытия носовой части и укрепления транца под мотор. Обычно выбираются недорогой материал из сосны или ели. Ель считается предпочтительнее, хотя и требует особой осторожности в работе – саморезы и гвозди могут расколоть еловую доску;
  • крепежные элементы. Если быть точнее, то говоря языком специалистов – шовный материал. Им происходит крепление фрагментов друг к другу. Обычно используется мягкая проволока, но в последнее время все чаще применяются пластиковые хомуты, предназначенные для фиксации проводов. С ними легко работать и фиксация деталей происходит гораздо быстрее, чем проволокой. Также можно использовать леску максимального сечения;
  • клеи – их основное предназначение не столько склеивание, сколько герметизация и формирование водостойкого шва. Идеально для этого подходят эпоксидная смола;
  • лента из стекловолокна – она применяется на швах и входит в их конструкцию, усиливая их;
  • пропитки для фанеры, которые не только защищают материал от вредителей, болезней, но и образуют водостойкое покрытие;
  • краски и лаки – вряд ли стоит говорить о том, что они должны быть водостойкими, не зря существует понятие яхтенные лаки и краски.

На этом фото видно – применяется брус.

К сведению!
Вернемся к фанере.
Для производства лодок подойдет материал только первого сорта.
Никакие компромиссы не допускаются, как не допустимы трещины, сучки, прочие дефекты.

Инструментальный минимум

Работа с фанерой не требует сложных станков и обилие дорогостоящих инструментов, тем она и хороша.

  • электролобзик для работы с фанерой, им же можно работать с брусом и доской. Вам останется только подобрать пилки;
  • шлифовальная машина;

Чем сложнее конструкция – тем инструментов больше.

Совет!
Машину можно заменить наждачной бумагой с держателем и работать с ним.
Но вам необходимо не только сэкономить время, но и добиться максимального эффекта, поэтому пользуйтесь электроинструментом.
Если у вас его нет, возьмите напрокат.

  • рубанок для заусовки – в случае необходимости;
  • струбцины – они закрепят фанерные листы при склеивании;
  • кисти для пропиток, окрашивания, нанесения клея.

Подготовительный период

На этом этапе необходимо решить несколько проблем:

  1. Рассмотреть чертежи фанерных лодок и определится с конструкцией.

Конструкция может быть любой.

Обратите внимание!
На нашем сайте представлено немалое количество чертежей лодок, от самых простых – без шпангоутов, до самых сложных – предполагающих каюты, систему отсеков и несколько мачт.
На первых порах мы рекомендуем вам рассмотреть более простые модели, так как важны навыки крепления фанерных листов, герметизации стыков, правильный выбор и нанесение лакокрасочных составов.
Освоив эти манипуляции, вы сможете сделать судно любой сложности.

  1. При этом рассмотрении проводится расчет на грузоподъемность, габариты и геометрию. Все это производится на бумаге. Затем чертежи фанерной лодки своими руками переносятся на материал.
  2. Подготовить козлы. Они будут состоять из бруса сечением 50х50 мм, необходимой длины. Этот параметр совпадает с длиной днища судна. Высота опор может быть произвольной, но выше высоты бортов и эргономичной для работы;
  3. Еще одна задача – наращивание листов фанеры, особенно если длина кормовой части составит более 2.5 м. В этом случае необходимо провести заусовку. Рубанком снимается фаска шириной в 10 раз превышающей ширину самого материала, то же проводится на другом листе фанеры. Листы склеиваются эпоксидкой и прижимаются струбцинами до полного высыхания состава.

Совет!
Для равномерного давления на склеиваемые фрагменты и для предотвращения деформации наружного шпона на шов накладывается деревянная рейка.
Ею может служить деревянные заготовки сечением 30х25 мм, которые вы закупили для лодки.

Собираем корпус

Сам процесс сборки не составит большого труда, если вы правильно произвели крой материала:

  • с помощью электролобзика и шлифовальной машины производим выпиливание деталей остова и подгон их под расчетные размеры;

В копилку!
Этот шаг делается с особенной тщательностью, так как допустимые отклонения в размерах составляют всего 1 мм.

  • для усиления прочности конструкции шпангоуты и транец усиливаются такими же элементами, которые могут приклеиваться, или фиксироваться саморезами. При последнем методе фиксации саморезы не должны проходить детали насквозь. Сами крепежи выбираются влагостойкие: с оцинковкой или луженые;
  • затем остов выставляется на козлах и происходит фиксация фанерных листов, начиная от транца к носу. Набор начинается с днища. Так как для формирования обшивки используется фанера тонкая, то стыковка листов производится шовным материалом;

К сведению!
Если по каким то причинам, однотипные фанерные фрагменты неплотно прилегают к шпангоутам, то подрезать необходимо именно шпангоуты, а не фанерные фрагменты.
На этом этапе кожух обшивки не фиксируется к торцевым ребрам жесткости, только набирается по ним.

  • укрепив фанеру к боковым конструкциям, и состыковав фрагменты друг с другом, необходимо перейти к оклеиванию и герметизации швов.
Читайте также:
Что такое вододисперсионная краска – ее преимущества и особенности

Все стыки и швы должны быть герметичными.

Работаем со швами

Этот процесс очень важен, так как от правильности его выполнения зависит жизнеспособность вашего судна:

  • сначала изготовим клеевой состав. Необходимо в равных пропорциях смешать эпоксидную смолу и аэросил, строительным миксером довести ее до состояния однородности;
  • на все швы наклеивается стекловолокно снаружи и изнутри;
  • к кожуху приклеиваются фиксаторы транца, шпангоутов и после высыхания приклеиваются сами эти элементы;

Все швы следует залить.

Совет!
Швы надо не просто проклеивать, а фактически заливать клеевой смесью с тем, чтобы не только шовный материал, но и стекловолокно были впаяны в шов.

  • после высыхания всей конструкции устанавливаются сидения, решетки днища, крышки носовой части и площадка транца под мотор.
  • допускается и рекомендуется усиление внутренних углов между боковыми ребрами и бортами, бортами и транцем деревянным уголком – они обеспечивают дополнительную жесткость всей лодке.

Лакокрасочные работы

Перед началом работы кистями, необходимо провести шлифовку наружной части лодки:

  • обезжиренные поверхности обрабатываются специальной пропиткой, именно для деревянных лодок;
  • все наружные дефекты шпаклюются, неровности сглаживаются и шлифуются;

Шлифовка – необходимый этап.

  • поверхность грунтуется специальной грунтовкой по схеме указанной на упаковке;
  • производится окрашивание или кисточкой или краскопультом;
  • внутренние части судна также можно пропитать и покрасить, а можно просто использовать лак с морилкой для дерева проверенных производителей.

Изделие требует тщательной обработки красящими составами.

Совет!
Для такого средства как лодка, краски лучше не жалеть, так как этот состав несет не только эстетическую, но и защитную нагрузку.
Обычно расход может достигать 1.5 л на квадратный метр, но оно того стоит.

Несколько полезных советов

Самодельные лодки могут использоваться для рыбалки или просто прогулки на воде, под мотор или под весла, однако данная информация является универсальной, и пригодится в любом случае:

  • использование уключин, использование мотора предполагает дополнительное усиление конструкции, которое лучше всего делать деревянными деталями, проводя комбинированную фиксацию: клей+саморезы к транцу или шпангоутам;

Совет!
Для моторных суден вполне подойдет маломощный мотор в несколько лошадок, все-таки, у вас не дюраль на обшивке.

  • весла обычно изготавливаются самостоятельно. Существует несколько конструктивных особенностей готового продукта. Некоторые предполагают древко с двумя пазами на концах, в которые вставляются фанерные фрагменты. При этом лодка рассчитана на одного, максимум двух человек, и используется в основном для рыбалки на небольших реках. Можно изготовить классические весла из цельной доски березовой или дубовой, здесь все зависит от ваших вкусов и возможностей;

Весла к плавательному средству можно также изготовить самостоятельно!

  • на дно лодки рекомендовано устанавливать обрешетку, продумав ее крепление к шпангоутам. Таким образом, вы обезопасите свою конструкцию от продавливания дна.

В заключение

Изготовив лодку, испытайте ее в малом водоеме. Видео в этой статье покажет вариант конструирования лодки, вы же можете оставить свои замечания или задать вопросы в комментариях.

Как сделать лодку из фанеры?

  1. Особенности
  2. Материалы и инструменты
  3. Как построить?
    • Подготовка
    • Чертежи
    • Раскрой
    • Сборка
    • Покраска
  4. Тестирование
  5. Возможные ошибки

В настоящее время специализированные магазины предлагают широкий ассортимент плавательных средств. Выбрать подходящую лодку – не проблема, другое дело, что стоимость подобной покупки весьма высока и по карману не каждому рыбаку. Выходом из подобной ситуации становится самостоятельное изготовление плавсредства с учетом всех личных потребностей. В данной статье мы рассмотрим, как можно сделать лодку из такого доступного материала, как фанера.

Особенности

Простым примером самодельного судна будет плоскодонка. Для большего удобства ее даже можно сделать складной. Разборную лодку проще перемещать к водоему. Такой мини-вариант выгоден еще и тем, что затраты на изготовление совсем невелики. Самодельные фанерные лодки могут быть также моторными и обычными весельными. В данном случае при изготовлении будет отличаться кормовая часть. Под мотор нужно будет установить транец (для него подойдет многослойная фанера).

Существуют и уже разработанные популярные модели лодок, например гребная секционная лодка «Дори», «Окунь» и многие другие, чертежи которых можно без труда найти в интернете. А также в специализированном магазине можно приобрести готовые наборы для сборки лодки из фанеры, например «Скиф».

Цена такого набора будет существенно ниже стоимости готового судна.

Материалы и инструменты

Для выполнения работ нам потребуются следующие материалы:

  • водостойкая фанера 2,5 на 1,25 метра, ее толщина должна составлять 0,5 см;
  • 1,5 панели влагостойкой фанеры того же размера, но уже с толщиной 0,6 см;
  • строганные доски – лучше отдать предпочтение мягким и пористым сортам древесины;
  • деревянные рейки;
  • эпоксидная смола;
  • водостойкий лак или краска;
  • капроновая нить;
  • стеклоткань в рулоне, чтобы оклеить корпус плавательного средства;
  • миллиметровая и более плотная бумага (можно использовать картон) для построения эскизов;
  • бруски 0,5 на 3,4 м и 0,4х0,2х4 м.

А также приготовьте инструменты:

  • шуруповерт или дрель с необходимой мощностью;
  • ручную шлифовальную машину или рубанок;
  • струбцину, а лучше несколько – если нет специального инструмента, то можно использовать фиксаторы от старых ручных мясорубок;
  • электрический лобзик;
  • латунные гвозди различной длины и саморезы по дереву;
  • молоток;
  • рулетку;
  • кисточки или валик для нанесения лака.
Читайте также:
Труба для бани: виды, какая лучше, как сделать своими руками хороший дымоход

Как построить?

Рассмотрим подробно всю технологию изготовления фанерной лодки своими руками.

Подготовка

Перед тем как начать работу, нужно разобраться со всеми особенностями будущей конструкции: формой и внешним видом судна. При изготовлении самоделки нужно учесть, что основой судна будет киль, на него крепятся остальные части плавсредства. Носовая часть формируется из форштевня, она обязательно фиксируется с двух сторон. Кормовая часть крепится ахтерштевнем. Обе эти конструкции отвечают за продольную жесткость судна. Их можно будет выполнить из цельного массива дерева либо из отдельных составляющих, которые будут фиксироваться метизами.

Поперечные элементы корпуса помогают добавить лодке нужной жесткости. Поверх форштевня и ахтерштевня кладут доски, соединенные поперечным ребром корпуса. В целом вся эта конструкция формирует борта. Также можно установить кокпит, палубные и боковые стрингеры.

Для обеспечения хорошей плавучести ниши заполняются пеной, это помогает предотвратить опрокидывание лодки.

Чертежи

Перед составлением чертежа лодки нужно также определиться с ее размерами. Это во многом зависит от того, сколько человек должно вмещать судно в дальнейшем. Для постройки плавательного средства из фанеры указанной толщины (0,5 см) оптимальны будут следующие параметры: длина – 4,5 м, ширина самой большой части судна – 1,05 м, глубина плавсредства – примерно 0,4 м. Для создания проекта лучше воспользоваться миллиметровой бумагой, это позволит сделать более точные контуры элементов корпуса судна.

Далее создаем эскиз:

  • проводим осевую черту по длине, чтобы разделить чертеж на две части, соблюдать симметрию в данном случае очень важно;
  • далее условно делим диаметральную плоскость на 4 участка, в которых в дальнейшем будут находиться поперечные ребра корпуса (шпангоуты);
  • наносим проекцию судна по вертикали, а также чертим вид судна сверху;
  • вырисовываем шпангоуты;
  • обязательно проверяем параметры всех элементов по заданному масштабу;
  • составляем эскизы шпангоутов в масштабе 1 к 1 на плотной бумаге;
  • с помощью лекала и длинной линейки прорисовываем изображение изогнутых линий;
  • проверяем симметричность чертежа, для этого его можно сложить пополам и сравнить идентичность обеих половин на выкройке.

Раскрой

Сначала переносим все изображение на плотную бумагу. Затем по этим шаблонам чертим детали на фанерных панелях. Нужно точно придерживаться контуров и выбранных размеров. Тут важно заметить – прибавки на припуски делать не нужно! После переноса еще раз проверяем точность всех элементов. Так как листы фанеры могут быть меньшего размера, чем детали лодки перед раскроем, проводят сцепку нескольких листов «на ус». Обязательно делается обработка мест соединений рубанком, затем проводится их шлифовка. Места стыков прижимаются грузом.

Электрическим лобзиком с мелкими зубчиками аккуратно делаем распил деталей. Применение специального инструмента для этой работы обеспечивает отсутствие сколов по краям линий срезов. После распила все делали нужно отшлифовать. Затем делаем отверстия, по которым будем сшивать корпус судна.

Их нужно просверлить на равном расстоянии в 1 м, чтобы вид изделия в дальнейшем не потерял эстетичности.

Сборка

  • Делаем транец. Это та часть корпуса лодки, на которую крепится лодочный мотор. Для изготовления этой детали склеиваем несколько листов фанеры, чтобы получилась доска толщиной около 25 мм. При необходимости эту часть можно усилить с помощью деревянного бруска.
  • Сверлим отверстия по краю кормы и вдоль транца.
  • С одной стороны киля устанавливаем ахтерштевень с транцем.
  • К другой стороне присоединяем форштевень.
  • Гвоздями соединяем килевую часть со штевнями. Тут важно проверить полное отсутствие перекосов. При необходимости выполняем подгонку с помощью бечевки, натянутой между транцем и штевнем.
  • Проводим скрепление.
  • После установки штевня ставим шпангоуты под прямым углом. Проверяем посадку бечевкой и проводим окончательную скрепку частей.
  • Для задачи прогиба судна без перекоса используем круглые бруски. Их нужно закрепить на крайние части киля изнутри. Крепление осуществляем также брусьями.
  • Далее нужно сшить швы нитью из капрона по проделанным отверстиям. Этот материал обладает высокой прочностью и устойчив к гниению. Нить пропитывается эпоксидной смолой для придания ей дополнительной прочности.
  • Устанавливаем транец.
  • Из пары равных частей выпиливаем элементы борта. По краям бортов и выступа донной части сверлим отверстия через каждые 1,5 метра. Собираем и крепим днище судна на перевернутый вверх дном каркас лодки.
  • Затем обшиваем каркас судна. Скручиваем элементы. Борта на донной части крепятся так, чтобы их примотанные концы были снаружи. В дальнейшем транец будет размещаться между ними. Нужно учесть, что волокна материала обшивки должны быть размещены не поперек, а вдоль судна.
  • Стыки всех деталей и швы нужно проклеить несколькими слоями стекловолокна и смазать эпоксидкой. Каждый слой ткани при этом нужно сдвигать в сторону.
  • Для увеличения степени жесткости можно укрепить днище планками. Для этого на них делаем отверстия под шурупы через каждые 25 см, расставляем по местам и фиксируем. Далее нужно сделать пометки маркером и снять их. Проводим обработку наметок с помощью клеевой основы и прикручиваем их. После высыхания клеящего состава вынимаем шурупы и забиваем конструкцию гвоздями.
  • Шпаклюем эпоксидной смолой отверстия обшивки.
  • Ставим сиденья-банки.
  • Снаружи обрабатываем лодку клеем со стеклотканью. Если этого не сделать, нанесенное в дальнейшем покрытие (лак или краска) долго не продержится. Фанера, как и любой материал из древесины, имеет свойство сжиматься и расширяться под воздействием внешних факторов. Особенно это будет заметно на изгибах судна – краска начнет растрескиваться. Стеклоткань распределяем по поверхности обшивки, стараясь избегать появления складок и пузырей. Клеить ткань лучше, начав с киля лодки и двигаясь в сторону каждого из бортов.
Читайте также:
Террасы с бассейном: фото реально существующих проектов

Покраска

Этот этап будет завершающим в нашей работе. Внутри поверхности нужно покрасить разогретой олифой. Снаружи наносим краску на стеклоткань. Лучше использовать эпоксидные составы, например ЭП-140. Также определяемся с цветом. Если судно будет разноцветным, подбираем составы нужных колеров. Можно нанести на поверхности рисунок или надпись, написать номер или название лодки. Для этого допустимо использовать самоклеящуюся пленку, это добавит орнаменту аккуратности.

Для нанесения краски можно пользоваться распылителем либо валиком, кистью. Краску следует наносить равномерно: слоем одинаковой толщины, штрихами, направленными в одну сторону. Подтеков и пропусков быть не должно.

Если все будет сделано правильно, покрытие прослужит много лет без образования трещин и сколов на поверхности.

Тестирование

В первую очередь лодку нужно проверить непосредственно на месте изготовления. Для этой процедуры судно вверх дном ставится на скамейку или на несколько табуретов. Затем в течение 10 минут на нее из шланга поливают водой. Чем дольше будет время такого теста, тем достовернее получится результат. Затем судно переворачивают и осматривают на наличие возможных протечек воды. Если такой тест лодка успешно прошла, то следующим этапом будет проверка ее уже непосредственно в водоеме. Для начала это делается на мелководье, глубина должна быть небольшой.

Если после спуска лодки в водоем протечек нет хотя бы в течение 40 минут, можно усложнять задачу. На большей глубине обращаем внимание на скорость плавательного средства и выдерживание различных нагрузок. Моторы с маленькой мощностью (до 5 лошадиных сил) рост нагрузок будут переносить намного хуже, чем более мощные. Тут важную роль сыграет длина лодки: чем длиннее она, тем лучше. В среднем такое судно должно выдерживать примерно 150 кг нагрузки. Обязательно пускаем лодку на глиссер, проверяем ее ход и положение относительно водной поверхности.

Возможные ошибки

Стоит обратить внимание на то, что при постройке судна рыбаки часто следуют типовым рекомендациям, не учитывая своего веса. Если он превышает 90 кг, обязательно нужно делать дополнительное усиление днища с помощью реек, иначе при ходьбе оно станет продавливаться вниз, а вода будет выпихивать его вверх.

Есть еще несколько советов, которые помогут недопустить типичных ошибок при изготовлении лодки.

  • Применение гвоздей при строительстве делает процесс проще и дешевле, но использование шурупов сохраняет более аккуратный вид судна. При этом шурупы обязательно следует смазать любым маслом. В противном случае в дальнейшем возникнут сложности с выкручиванием метиза.
  • При крепеже реек обязательно для фиксации нужно использовать струбцины, иначе очень сложно их удержать.
  • Чтобы избежать появления «пузырей» на судне, установка метизов должна происходить через небольшое расстояние или подряд.
  • Избавить судно от кривизны при монтаже реек поможет поочередное забивание гвоздей на разных бортах.
  • Многие экономят эпоксидную смолу при нанесении на поверхности для склейки. Этого делать ни в коем случае нельзя! Смола просто впитается в древесину, и склеивания не произойдет. Важно придерживаться расхода эпоксидной смолы в количестве 200 граммов на трехметровую полоску ткани. При сжатии деталей остатки смолы должны просачиваться наружу – это показатель того, что количество эпоксидки достаточное.
  • Изъяны на поверхности корпуса можно устранить с помощью водостойкой шпаклевки.
  • Если лодка поднимает нос и не выходит на глиссер – неправильно проведена центровка либо недостаточная длина.

Если судно отлично ведет себя с двумя пассажирами, а с одним начинает дельфинировать, решить эту проблему можно следующим образом: из кусков винипласта стоит сделать пару гидрокрыльев и прикрепить их к антикавитационной плите мотора. Лодка станет быстрее набирать скорость, ее ход будет легче. Таким образом, изготовить своими руками лодку для рыбалки совсем несложно, но начинающим кораблестроителям все-таки лучше выбрать более простую конструкцию.

Слишком экономить на материалах тоже не стоит – от их качества напрямую зависит долговечность самодельной лодки.

О том, как сделать лодку из фанеры своими руками, смотрите в следующем видео.

Самодельная лодка из фанеры своими руками

Из-за достаточно высоких цен на лодки, покупка готового изделия заводского стандарта становится затруднительной. К тому же модель, изготовленная согласно государственным стандартам не всегда удовлетворяет потребности потребителя. К примеру, надувные лодки достаточно мобильны и удобны в транспортировке, но велик процент быстрого износа ввиду физических повреждений корпуса. Долгожданная рыбалка или активный отдых на воде может внезапно закончиться из-за малейшего прокола.

Опытные рыболовы, желающие сберечь накопленные деньги, и получить плавсредство, соответствующее всем требованиям, принимают решение собственноручно сделать лодку из листов фанеры. Лодка из фанеры своими руками достаточно увлекательное дело для рыбаков, желающих творчески проявить свою личность. Кораблестроение начинается с определения величины плавсредства, набросков, которые по ходу доработок становятся мастерски выполненными чертежами.

Из чего состоит лодка

В начале конструирования лодки для рыбалки необходимо ознакомиться с терминологией. Итак:

  1. Киль. Основание для крепления всех имеющихся элементов конструкции. Основной элемент корпуса.
  2. Форштевень. Носовая часть лодки.
  3. Ахтерштевень. Противоположная носу сторона плавсредства.
  4. Шпангоуты. Поперечные детали, которые создают необходимую жесткость и плавный контур корпуса.
  5. Слань. Индивидуальный настил, расположенный по дну лодки.
  6. Борта лодки. Борта формируются из досок, которые установлены над форштевнем и ахтерштевнем, объединенные в процессе крепления со шпангоутами.

Размеры лодки, ее виды и формы

Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.

Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:

  • Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость – длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
  • Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
  • Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
  • Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.
Читайте также:
Фартук на кухню из стекла своими руками

Особенности изготовления

Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.

Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:

  • надежность и длительный срок службы конструкции;
  • маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
  • вместительность лодки до 5 пассажиров.

Материалы и инструменты

Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:

  • БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
  • БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
  • ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.

Кроме фанеры для создания лодки необходимы:

  • трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
  • брусья и доски;
  • стеклоткань для изоляции швов;
  • яхтный лак или водоэмульсионная краска;
  • эпоксидный клей;
  • проволока медная;
  • шурупы;
  • гвозди.

Набор инструментов для постройки плавсредства простой:

  • карандаш и рулетка;
  • шпатель;
  • струбцины;
  • рубанок;
  • молоток;
  • электролобзик;
  • шлифмашинка.

Этапы изготовления

Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Строительство модели из фанерных листов начинается с грамотно оформленных чертежей. Новичкам можно воспользоваться подсказками всемирной паутины, либо приобрести чертежи в магазине. Чертежи, составленные профессиональными конструкторами на чертежной бумаге, дают возможность подробно изучить все углы конструкции.

Чертеж в реальный размер модели можно отобразить следующим образом:

  • по центру листа проводится линия, разделяющая чертеж лодки из фанеры на две равные части. Непременным условием составляет симметричность сторон;
  • начерченная линия условно разделяется на четыре равных отрезка для установки шпангоутов;
  • графически отображается вертикальное изображение и вид модели сверху;
  • по нанесенным диаметральным линиям вырисовывают формы шпангоутов;
  • для контроля точности чертежа сверяются основные параметры всех фракций в заданном масштабе;
  • на плотной бумаге вырисовывается в масштабе 1:1 форма шпангоутов;
  • пользуясь лекалами и длинной линейкой, прорисовывают гибкие линии модели;
  • составленный набросок складывают вдоль горизонтальной линии и сверяют на точность начерченных деталей. Обе части рисунка должны быть идентичны друг другу.

Чертеж перемещают на картон после детальной сверки. Жесткая бумага облегчает процесс перенесения на фанеру чертежа. Изображение переносится на фанеру с учетом всех соблюдаемых масштабов, в соответствии с тем, как оно нарисовано. Увеличение или уменьшение размеров категорически недопустимо. Важно при копировании зарисовок на фанеру принимать во внимание направление волокон древесины. На этом этапе это зависит от конструкции элементов модели, так как слои фанеры расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Сборка корпуса модели плавсредства

Раскройка деталей для самодельной конструкции трудностей не вызывает. Для распила деталей потребуется электролобзик. Очень важно распиливать детали электролобзиком, так как другой инструмент может оставить кривую линию среза, и детали останутся в сколах.

После распила всех элементов необходимо отшлифовать все составляющие конструкции и просверлить в них отверстия для сшивания корпуса. Отверстия следует просверлить с равным расстоянием в 100 мм для сохранения эстетичности внешнего вида. Сшивать днище конструкции следует капроновой нитью, так как капроновая нить достаточно прочная, не поддается гниению, после пропитки эпоксидной смолой выступает в роли армирующего элемента.

Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

  1. по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
  2. прикрепить транец ко дну;
  3. из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
  4. по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
  5. на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
  6. прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
  7. отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины. Это место следует укрепить брусками;
  8. после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
  9. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
  10. во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
  11. таким же образом склеивают наружные швы;
  12. чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.

Финишная отделка плавсредства

После всех проведенных манипуляций остается завершающий этап отделочных работ по корпусу.

Читайте также:
Чем отличается паровой утюг с функцией станции от обычного?

Последовательность финишной обработки готовой конструкции:

  1. Зашкуривание наждачной бумагой все неровные фрагменты эпоксидной смолы;
  2. Влагостойкой шпатлевкой выравниваются все полученные в процессе стройки изъяны;
  3. Готовую конструкцию покрывают лаком или влагоустойчивой краской в несколько слоев;
  4. Приобретение весел или изготовление их своими руками.

Для предупреждения гниения лодки с течением времени, не обойтись без проведения профилактических обработок по всему корпусу. При постоянном уходе и бережном использовании самодельная лодка из фанеры прослужит длительное время.

Изготовление лодки из фанеры своими руками

Отдых на воде пользуется огромной популярностью. Это отличный способ провести выходной с друзьями или семьей. Для такого отдыха не обойтись без плавательного средства, которое пригодится и любителям рыбалки. Надувная лодка, конечно, может использоваться для отдыха на воде, но является недолговечной, неудобной и неустойчивой. А покупка деревянного или металлического изделия обойдется достаточно дорого. Отличным решением в таком случае станет изготовление лодки из фанеры своими руками. Сделать ее можно на основе уже готовых чертежей или спроектировать по индивидуальным размерам. Для изготовления потребуются минимальные столярные навыки, доступные инструменты и материалы.

Преимущества использования фанеры для изготовления лодки

Фанера является легким, доступным и универсальным материалом, который может использоваться для различных строительных и ремонтных работ. К преимуществам использования фанерных листов для изготовления лодки следует отнести:

  1. Прочность и легкость. Готовая конструкция из фанеры получается невероятно легкой, чем цельная древесина. При этом прочность клееного шпона практически не уступает дереву.
  2. Устойчивость готовой конструкции. Фанерные листы имеют четкие геометрические пропорции, что не только делает разметку и монтаж простым, но и гарантирует отличный показатель устойчивости лодки.
  3. Доступность. Фанера является доступным материалом, поэтому и лодка на ее основе обойдется недорого. К тому же дополнительно может потребоваться только специальный клей, отделочные материалы и простые инструменты.
  4. Аккуратный внешний вид. Фанерная лодка получается очень аккуратной, и ничем не уступает покупным конструкциям.
  5. Простота изготовления. Самостоятельно изготовить лодку из фанеры сможет каждый человек, обладающий хотя бы минимальными столярными навыками. При этом строительство займет от одного до нескольких дней в зависимости от сложности конструкции и интенсивности работы.

Чтобы конструкция из фанеры получилась прочной, устойчивой и долговечной, особое внимание следует уделить предварительным расчетам. Если есть хотя бы малейшие сомнения в своих силах, лучше использовать готовый чертеж.

Подробное описание изготовления лодки из фанеры можно найти в видео:

Чертежи

Первым и самым главным этапом строительства лодки является подготовка чертежей, по которым будут изготавливаться все элементы лодки. Чертежи должны включать в себя не только информацию о форме и количестве деталей, но и точные размеры каждой из них. После чего информация с чертежа переносится на фанеру. От выполнения этого процесса будет зависеть возможность правильно соблюдать плавательное средство.

Одним из самых простых простым является чертеж катера «Север 520». Он содержит минимальное число деталей, что упрощает процесс переноса их с бумаги на фанеру и сбора цельной конструкции.

На основе фанеры можно изготовить даже моторную лодку. При ее проектировании также можно сделать чертеж самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовым чертежом.

Чертеж фанерной лодки должен включать в себя не только общий вид с обозначенными деталями и размерами. Важно сделать отдельный чертеж транцев, сечение по мидель-шпангоуту, а также другую детализацию.

Любой из готовых проектов можно видоизменить по своему вкусу и потребностям. Однако если планируется изменение размеров, то делать это нужно пропорционально для всех деталей.

Выбор фанеры для изготовления лодки

Основным элементом для изготовления плавательного средства является фанера. Поэтому именно ее выбору следует уделить максимум внимание. Существует множество видов фанеры, которая может использоваться для ремонта, строительства или изготовления мебели. Однако для строительства лодки из фанеры может использоваться только бакелитовая фанера, которая имеет толщину 4-5 мм.

Бакелитовая фанера отличается высоким показателем прочности и при этом обладает устойчивостью к влаге. Для изготовления данного материала используются лиственные деревья. Морская фанера имеет различные сорта. Чтобы лодка не протекала, была прочной и служила долго, следует использовать только элитный материал или первого сорта. При использовании материала более низкого сорта, могут возникнуть проблемы в процессе строительства, а его дефекты станут недостатками плавательного средства.

Материалы и инструменты

Для изготовления плавательного средства из фанеры можно использовать инструменты, которые имеются в арсенале практически каждого человека. Необходимые инструменты:

  • пила для работы с деревом;
  • электрический лобзик, а также набор полотен для лобзика;
  • машинка для шлифования;
  • молоток;
  • струбцины для крепления фанеры в процессе монтажа;
  • кисточки для нанесения грунтовки, лака и краски.

Помимо инструментов необходимо подготовить и материалы:

  1. Фанера. Основной материал для строительства лодки. В данном случае используется только специальная бакелитовая фанера, которая обладает толщиной 4-5 мм, не пропитывается водой и служит долго. Также необходимо подготовить и несколько толстых плит (12-15 мм) для изготовления шпангоутов и киля.
  2. Древесина. Она необходима для монтажа распорок, сидений и бортиков. Следует отдавать предпочтение легким породам дерева. Оптимальным вариантом станет елка и сосна. Однако ель может расколотиться при работе, а сосна обладает более низким показателем влагостойкости. Поэтому в зависимости от выбора породы дерева потребуется соблюдать рекомендации по работе с ней.
  3. Гибкая тонкая проволока. Используется для скрепления деталей обшивки. Помимо проволоки могут использоваться пластиковые хомуты, толстая леска и другие прочные и тонкие материалы.
  4. Клей. Специалисты рекомендуют для герметизации швов использовать клеевые составы на основе эпоксидных смол. Для надежности рекомендуется использовать клей не только для швов, но и всей поверхности лодки.
  5. Лакокрасочные материалы. Требуются не только для придания плавательному средству красивого и аккуратного внешнего вида, но и для защиты древесины и фанеры от влаги и негативного воздействия окружающей среды. Помимо лака и краски потребуется использовать специальные пропитки, которые защищает древесину от влаги, плесени и грибка.
  6. Стеклоткань. Используется для защиты швов.
Читайте также:
Столовая в классическом стиле со вставкой из глянцевого натяжного потолка

Для самодельной лодки из фанеры следует использовать только качественные материалы. Фанера должна быть высокого качества и без дефектов. Ведь именно от этого будет зависеть не только внешний вид готового изделия, но и безопасность на воде.

Технология изготовления лодки

Изготовление лодки из фанерных листов является достаточно сложным процессом. Однако если придерживаться рекомендаций и последовательности выполнения работ, сделать такую лодку можно всего за несколько дней. Пошаговое описание процесса изготовления лодки:

  1. Согласно предварительно составленному чертежу необходимо выпилить при помощи лобзика необходимые детали. Крайне важно, чтобы детали получились точно такого же размера, как и на чертежах. В противном случае при сборке возникнет нестыковка и придется заново выпиливать детали. Допустимая погрешность составляет всего 1 мм.
  2. Необходимо склеить детали заднего борта и шпангоутов. Это гарантирует высокий уровень прочности и необходимую толщину конструкции. После склеивания данные элементы станут достаточно тяжелыми, однако на качестве лодки это никак не скажется.
  3. Для соединения транцев и шпангоутов рекомендуется использовать дополнительные закрепляющие элементы, что гарантирует высокий показатель прочности. Для этого лучше всего использовать саморезы. Их длина должна быть такой, чтобы прочно соединить детали, но при этом не пройти насквозь них. Для работы рекомендуется использовать оцинкованные саморезы.
  4. Чтобы упросить и облегчить работы, необходимо изготовить козлы, используя при этом брусья размером 50 на 50 мм. На них будет удобно поместить транец при установке.
  5. После чего необходимо прикрепить днище и бортики к транцу так, чтобы на носу они соединились.
  6. При использовании фанеры небольшой толщины рекомендуется все детали дополнительно обработать клеевым составом, уделяя особое внимание местам стыков деталей.
  7. При строительстве моторной лодки транец следует обязательно проклеить стеклотканью, а также дополнительно укрепить досками из твердых сортов.
  8. По окончанию черновой сборки все элементы необходимо зафиксировать и проклеить. Останется только зашпаклевать неровности, грунтовать и покрасить.

Несмотря на сложность проведения сборки, данный вариант изготовления плавательного средства является наиболее доступным. Однако следует использовать качественную фанеры, которая прослужит долго, и не будет впитывать влагу.

Представляем книгу “Пионерская судоверфь”, С. Ветров

Купить химию для быстрого отмывания лодки, яхты, катера, от водорослей и тины, мойка днища ниже ватерлинии.

Условия размещения статей смотрите здесь

Обшивка корпуса катера и лодки фанерой

Продолжал работать и “заготовительный цех”.

Здесь делали заготовки трех деталей наружной обшивки. Поскольку длина швертбота превышала размеры стандартного листа фанеры (чаще всего 1,5X1,5 м), возникла необходимость соединить -состыковать – листы. Жорес Иванович объяснил, что самым надежным вариантом стыкового соединения фанеры будет склеивание “на ус” и показал, как можно выполнить эту операцию просто и точно.

– Прочность при этом будет зависеть от длины “заусовки” – скоса кромки в месте стыка. Обычно это 12 -20 толщин листа. У нас толщина обшивки 6 мм. Значит, будет достаточно 80 мм.

Главный мастер осмотрел обе поверхности соединяемых листов, выбрал те из них, где меньше сучков, для наружной стороны обшивки и пометил их. Один из листов уложил на верстак помеченной стороной вверх и прочертил параллельно кромке, которую предстояло обработать, линию на расстоянии 80 мм от края. Второй лист положили поверх первого помеченной стороной вниз, совместив его обрабатываемую кромку с этой линией. Затем и на нем в 80 мм от края провели линию, ограничивающую полосу “заусовки”.

Соединение листов фанеры “на ус”. 1 – вспомогательная рейка; 2 – временная накладка; 3 – целлофан или бумага; 4 – груз для запрессовки.

Теперь, настроив рубанок на самую тонкую стружку, Жорес Иванович начал строгать сразу обе кромки листа “за один проход”. Деревянная планка, которую он закрепил четырьмя гвоздями к верстаку, удерживала листы от смещения и давала правильный наклон рубанку. Получилась одна наклонная плоскость шириной 160 мм; все слои фанеры обозначились на ней в виде прямых и параллельных линий. Когда потом листы наложили соединяемыми кромками одна на другую, стык получился плотным и ровным.

Под стык подложили широкую доску, покрыв ее, чтобы она не приклеилась к фанере, бумагой. Смазав соединяемые поверхности клеем, Жорес Иванович сложил их вместе, а по краям сразу же забил два маленьких гвоздика, чтобы при запрессовке листы не сместились один относительно другого. Сверху наложили вторую доску, также проложив между ней и фанерой бумагу. На эту доску ребята стали укладывать разные тяжести, чтобы обеспечить требуемое давление.

Из листа толщиной 12 мм выпилили заготовки обоих транцев, приложили их снаружи на свои места и обчер – тили карандашом по контуру рамок. Жорес Иванович сделал из тонкой фанеры маленький шаблончик, который помог уже при опиловке носового транца ножовкой в чистый размер одновременно снять малки с его днищевой и бортовых кромок. Так что когда транцы поставили (на клею и шурупах) на место, осталось лишь начисто прострогать их кромки заподлицо с поверхностями рамок.

Затем ребята приступили к установке обшивки.

Начали с борта. Заготовку наложили на набор, закрепили парой струбцин к привальному брусу в носу и корме. Со стороны набора обчертили наружные кромки привального бруса, скулового стрингера и транцев. Кроме того, прочертили положение обеих кромок всех топтимберсов и внутренних кромок рамок транцев. Это было необходимо, чтобы знать, где нужно заранее насверлить отверстия под шурупы и нанести клей.

Простейший рейсмус и его использование для разметки на днище линий постановки крепежа по скуловому стрингеру. 1 – рейсмус, собранный из трех планок; 2 – борт; 3 – скуловой стрингер; 4 – днище; 5 – шуруп, при помощи которого карандаш крепится в прорези на нужном расстоянии “а” от края упорной планки.

Читайте также:
Стремянки с 5 ступенями: алюминиевые и стальные двухсторонние пятиступенчатые модели. Как выбрать металлическую или деревянную лестницу-стремянку с широкими ступенями для дома?

Заготовку сняли с набора и обрезали по периметру, оставив припуск 3 – 4 мм на окончательную строжку. Руководствуясь линиями, показывающими положение поперечного набора, сделали разметку двухрядных шахматных швов и просверлили маломерные отверстия под шурупы. Смазав клеем прилегающие к обшивке кромки набора и соответствующие полоски на самом листе, его вновь поставили на место, прижали к набору (идя от середины в нос и корму) и закрепили несколькими гвоздиками к шпангоуту и транцам.

– Теперь, ребята, – сказал Жорес Иванович, – нужен рейсмус. Установим на нем 8 мм и прочертим вдоль верхней и нижней кромок листа линию первого ряда гвоздей. Линию второго ряда наметим на расстоянии от кромки, равном 17 мм. Так, располагаясь в шахматном порядке, крепеж более равномерно прижмет лист к рейкам набора. Впрочем, об этом мы уже говорили. И не забудьте: мы должны успеть полностью закрепить борт к набору, пока не встанет клей!

Дальше работа пошла очень быстро. Один из ребят шел с дрелью и сверлил отверстия – через 75 мм попеременно в каждом ряду. Его напарник вставлял в эти отверстия гвозди 2,5X20 и, придерживая рейку набора с внутренней стороны стальной болванкой, забивал их молотком до места. Сразу же при помощи пробойника шляпки гвоздей утапливали примерно на 0,5 мм в древесину и попутно убирали тряпочкой клей, выступающий из – под фанеры по скуле и привальному брусу (иначе, когда клей застынет, при последующей строжке инструмент будет быстро тупиться).

Гвозди по продольному набору забивали, продвигаясь от шпангоута в нос и корму, попеременно по скуле и привальному брусу. Если начать от транцев, то в середине лодки может образоваться выпуклость – обшивка не подтянется к набору. На “Оптимисте” поперечного набора мало, поэтому рассверловка отверстий и установка шурупов много времени не заняла. В тот же день успели поставить и второй борт, а установкой днища занялись уже наутро, дав клею время набрать прочность.

Начали со снятия малки с днищевой кромки скулового стрингера вместе с нижним краем бортов.

– Маленькая тонкость, – сказал Жорес Иванович, беря в руки рубанок, – строгать нужно, держа рубанок под углом к скуле и так, чтобы лезвие начинало резать сначала фанеру обшивки, как бы прижимая ее к стрингеру. Если делать наоборот, легко можно отщепить наружный слой фанеры.

Крепление кромки бортовой обшивки к скуловому стрингеру: а – забивание гвоздей; б -строгание малки с кромки фанеры и плоскости стрингера под днищевую обшивку.

Когда лист уложили иа корпус и стали обчерчивать днищевой набор, одновременно вынесли на фанеру и риски начала и конца швертового колодца. Это дало возможность в удобном положении, когда лист снят, разметить и вырезать щель для прохода шверта. Пинии установки гвоздей по скуле размечали при помощи того же простейшего реймуса, что и при монтаже бортов. Когда забивали гвозди, одному из ребят пришлось забраться внутрь лодки и поддерживать рейки продольного набора под тем местом, где забивался очередной гвоздь, массивной болванкой.
Когда прострогали кромки днищевого листа – теперь уже заподлицо с поверхностью бортов и транцев, Жорес Иванович сказал, что лодку можно снимать со стапеля. Быстро вытащили гвозди, которыми стойки – топтимберсы крепились к стапелю, сняли раскосы, и вот уже корпус будущего “Оптимиста”, дружно подхваченный всеми участниками его постройки, перевернут и поставлен на ровный киль – так, как ему предстоит плавать. Кто – то из ребят уже примерился забраться в лодку, но его остановил голос Жореса Ивановича:

– Э, нет! Давайте делать все, как на настоящей верфи! Для начала поставим лодку на кильблок, иначе мы испортим днище.
Жорес Иванович набросал эскиз квадратной коробки без дна, которую ребята тут же сколотили из четырех досок, укрепив углы кусками фанеры. По верхним кромкам поперечных опор кильблока приколотили куски войлока, чтобы днище не терлось о дерево. Четыре брусочка, прибитых по концам опор, надежно фиксировали корпус лодки от сдвига вбок.

Кильблок для “Оптимиста”. 1 – поперечина, 25 х 60; 2 – войлок; 3 -кницы по углам; 4 – продольная балка, 25 х 60; 5 – упоры.

Самостоятельный ремонт фанерной лодки

Ремонт фанерной лодки – это достаточно сложная задача, с которой способен справиться не каждый. Здесь существует множество нюансов, на которые обязательно нужно обращать внимание. Ремонт лодок из фанеры и катеров может осуществляться специальными мастерскими. Если у человека имеются денежные средства, то лучше обратиться именно туда. Однако не все могут себе это позволить. В некоторых ситуациях работу куда проще и выгоднее произвести самостоятельно.

Фанерные лодки время от времени необходимо проверять и при обнаружении поломки обращаться к специалисту.

Ремонт фанерной лодки подразумевает наличие опыта в слесарном мастерстве и строительстве. Человек обязательно должен уметь пользоваться определенным набором инструментов. О том, как производится ремонт фанерной лодки, и пойдет речь далее.

Инструменты и материалы

В зависимости от того, какую именно деталь лодки придется ремонтировать, понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • древесная мука;
  • мастика;
  • деревянный брус;
  • молоток;
  • рашпиль;
  • наждачная бумага;
  • стамеска;
  • доски;
  • заклепки;
  • краска;
  • клей;
  • деревянные опилки;
  • фанера.

Ремонт обшивки

Обшивка фанерной лодки приходит в негодность из за частого контакта с водой.

В настоящее время сделанная из досок или фанеры обшивка может запросто прийти в негодность. Этому есть множество причин. Главная заключается в том, что дерево, контактируя с водой, постепенно размокает. Могут возникать ситуации, когда не все детали прогнили насквозь. В этом случае для ремонта можно использовать мастику. К ней в процессе проведения работ добавляется деревянные опилки или мука. Участок, который был поврежден в ходе эксплуатации, необходимо зачистить от остатков некачественной древесины, а затем замазать их мастикой заподлицо с обводами борта. Мастика может растекаться в процессе проведения работ. Чтобы этого не происходило, необходимо на нее наклеить бумагу или полиэтилен. Их дополнительно прижимают с помощью подпорки. После того как мастика подсохнет, можно дополнительно обработать участок рашпилем и наждачной бумагой. После этого он подвергается окрашиванию.

Читайте также:
Труба для бани: виды, какая лучше, как сделать своими руками хороший дымоход

Когда речь идет о значительном повреждении обшивки, то здесь не обойтись без частичной замены элементов. В данной ситуации делается вставка. Для начала придется разобрать ту часть, которая подлежит замене. Для этих целей принято использовать стамеску и узкую ножовку. После этого стоит удалить весь старый крепеж, а затем сам поврежденный участок. Далее нужно подготовить новую доску. Она будет крепиться на свое место посредством шурупов или заклепок. Конкретный выбор делается в зависимости от того, какой крепеж использовался на корпусе. Доска должна быть идеально подогнана к своему месту.

Для изготовления стыковой накладки будет необходима парусина.

Не стоит забывать и о герметичности. В данной ситуации лучше всего использовать бязь, которая пропитывается специальными составами, а затем укладывается между досками. Изнутри стоит смонтировать накладки из такой же доски. При этом стыковая накладка делается из парусины, которая пропитывается дополнительно густой краской. Если для крепления элементов используются шурупы или саморезы, то их в обязательном порядке необходимо утопить в обшивку. Глубина при этом достигается приблизительно 6-9 мм. Над ними остается небольшое углубление. Его тоже стоит заделать. Делается это с помощью клея с опилками или деревянными пробками.

Оба варианта приемлемы в данной ситуации. Теперь можно заняться строганием досок корпуса. Это делается заподлицо с остальными деталями. Для получения более надежной конструкции ее следует зашпаклевать или покрасить. Можно совместить эти два приема, чтобы конструкция была действительно качественной.

Набор корпуса

Конструкция фанерной лодки.

Если в результате эксплуатации лодки из фанеры были повреждены шпангоуты, то их тоже нужно подвергнуть ремонту. Их можно не менять, но потребуется установить специальные накладки, которые будут их дублировать. При этом подразумевается, что они будут иметь то же самое сечение. Обычно такие накладки крепятся посредством заклепок. Дефектный участок обязательно должен быть перекрыт. Для этого делается запас при подготовке детали в 200 мм.

Если шпангоуты находятся в плохом состоянии, то их следует заменить. Не стоит пользоваться обычными накладками.

Шпангоуты являются достаточно сложными деталями конструкции. При их подготовке обязательно нужно подержать некоторое время заготовку в горячей воде, которая заливается в специальную трубу. Если говорить о деталях, которые имеют незначительный размер, то можно использовать мокрые тряпки для обертывания. В итоге нужно получить древесину, которая без проблем будет подвергаться деформации. Ее нужно изгибать по обводу корпуса.

Иногда для крепления нового шпангоута используются специальные рейки. Их тоже придется изгибать. Для этого понадобится горячая вода. Они могут сажаться как на клей, так и на саморезы.

Практические советы

Обшивка чаще всего страдает в ходе эксплуатации фанерной лодки. Соответственно, ей требуется ремонт.

Для начала стоит определиться с параметрами поврежденного участка.

При осмотре обшивки необходимо определиться с площадью поврежденного участка лодки для ремонта.

Его всегда вырезают таким образом, чтобы получилось прямоугольное отверстие. Затем делаются две накладки из фанеры той же марки, что использовалась для обшивки. Первая из них будет использоваться для наружной отделки, а вторая – закрывать обшивку изнутри. Та, что используется изнутри, обязательно должна быть большего размера. Она крепится с помощью тонких гвоздей.

Важно придерживаться определенного шага. Он должен составлять приблизительно 20-25 мм. Та накладка, которая имеет меньшие размеры, устанавливается снаружи. Она крепится посредством заклепок. Устанавливается конструктивный элемент заподлицо. Теперь можно производить косметические работы, которые заключаются в шпаклевании, шлифовке и покраске. Разумеется, идеальной лодка вряд ли станет, но вернуть ей рабочее состояние эта мера позволит.

Если речь идет о значительных повреждениях обшивки, то сплошным листом фанеры не обойтись. Используются специальные накладки из того же материала. Если использовалась фанера, которая не имеет хорошей стойкости перед воздействием воды, то можно для этих целей использовать строганные рейки.

Что касается материала для ремонта обшивки, то в большинстве случаев можно использовать обыкновенную строительную фанеру. Однако она предварительно должна быть пропитана олифой. Только так она не даст никаких течей. Для обработки используется специальная технология. С помощью кисти на фанеру наносится специальная олифа. Она должна проглаживаться утюгом, предварительно прогретым до температуры 150-200°С. Процедура эта весьма трудоемкая и продолжительная. Олифа наносится на фанеру до тех пор, пока та не перестанет ее впитывать. Она проникает вплоть до клеевого слоя. Важно следовать правилу – внутренняя сторона пропитывается до установки на набор, а наружная – после монтажа.

Устранение водотечности

Для устранения водотечности палубы лодки необходимо на нее уложить парусину.

Иногда возникают ситуации, когда на палубе каютного катера появляется течь. Разумеется, от такой неприятности следует избавляться. Она может навредить всему, что находится на судне, а в итоге попросту разрушить его конструкцию. Для ее устранения чаще всего используется парусина на жидкой масляной шпаклевке. Иногда ее заменяют стеклотканью.

Ремонт начинается с того, что подготавливается палубный настил. Снимаются все конструктивы, которые на нем расположены. Речь идет о буртиках и прижимных планках. В результате настил должен остаться абсолютно чистым. Затем с помощью шпаклевки пропитывается парусина, которая впоследствии прибивается к бортам в натяг. Очень важно, чтобы это было сделано именно по такой технологии. Для крепления лучше всего подходят мелкие гвозди. После того как установка произведена, можно снова на свои места монтировать все конструктивы, ранее удаленные.

Читайте также:
Строительство домов из контейнеров

Не стоит забывать и про дополнительные мероприятия. Палубу обязательно нужно загрунтовать. Краска втирается торцовой кистью. Здесь закономерность предельно проста – чем лучше будет натяг парусины и чем глубже краска проникнет в ее структуру, тем надежнее окажется само покрытие.

В рубке тоже может образоваться течь. Эта работа – одна из самых затруднительных среди тех, о которых шла речь ранее. Если течь рубки образовалась в соединении с палубой и палубными люками по комингсам, то работу можно производить исключительно после снятия всех отделочных угольников.

Далее следует этап разделки и очистки пазов. Делать это можно с помощью разнообразного инструмента. На этом подготовительные работы не заканчиваются. Пазы, которые были освобождены и очищены, обязательно нужно отделать с помощью мастики. Она способна заполнять все пространство, которое ей будет предоставлено. Чаще всего мастика составляется из эпоксидного клея. Однако одна она не может использоваться. Лучше добавить в нее древесные опилки. Иногда их заменяют древесной мукой.

Подведение итогов

Таким образом, имеется множество различных видов поломок, встречающихся у фанерных лодок. Все они устраняются различными методами и материалами. Ни один из них не является универсальным. После прочтения вышеизложенного вы сможете произвести ремонт фанерной лодки своими руками.

Разумеется, этим делом стоит заниматься, если имеются определенные навыки в работе с инструментом. В противном случае стоит обратиться к специалистам. Однако, зная основы, можно всегда проводить контроль выполнения мероприятий.

Фальшстена из гипсокартона для батареи: как закрыть своими руками, фото

Закрыть батареи отопления гипсокартоном – является первой идеей, приходящей владельцу квартиры во время ремонта. Особо остро вопрос стоит, когда на стенах висят еще старые советские радиаторы, не отличающиеся хорошим дизайном и обросшие толстыми слоями краски. Чтобы воплотить идею с минимумом теплопотерь, надо правильно соорудить короб.

  1. Можно ли закрывать батареи гипсокартонном
  2. Плюсы и минусы отделки батарей гипсокартонном
  3. Что нужно, чтобы скрыть батареи гипсокартонном
  4. Как выбрать гипсокартон для закрытия батарей
  5. Виды коробов из гипсокартона
  6. Как зашить батарею гипсокартоном
  7. Отделка короба из гипсокартона
  8. Полезные советы
  9. Заключение

Можно ли закрывать батареи гипсокартонном

В собственной квартире владелец вправе сам решать, прятать или не прятать радиаторы отопления внутри короба из гипсокартона. С законодательной стороны нарушений здесь никаких нет. Просто все минусы этой конструкции получит сам хозяин жилья. Во-первых, уменьшится конвекция воздушных масс, что приведет к снижению обогрева помещения. Во-вторых, при ремонте отопления короба с батарей придется демонтировать. Если труба случайно прорвет, то гипсокартон покоробится от горячей воды.

Закрывать можно батарею так, чтобы свободно происходила конвекция воздушных масс

Сразу надо отметить, что полностью батарею отопления закрывать нельзя, так как ее наличие в квартире становится бесполезным. Теплый воздух сквозь гипсокартон не проникнет в помещение. Закрывают только боковые части. Из гипсокартона сооружают своеобразный короб, образующий нишу для батареи. За сооружением прячут подводки труб отопления, участок стены, недоступный для нормальной покраски или другой отделки.

При решении частично под гипсокартоном спрятать батарею, нужно соблюдать два правила:

  1. Боковые стенки короба не должны плотно прилегать к торцам батареи. Зазоры нужны для свободной конвекции воздуха.
  2. Габариты ниши должны позволять осуществлять доступ к узлам управления. Сюда относится запорная арматура, краны для стравливания воздуха из системы отопления и другие элементы.

Короб из листов гипсокартона возводят после тщательной проверки батареи и подводящих труб отопления на отсутствие протечек.

Плюсы и минусы отделки батарей гипсокартонном

Чтобы окончательно выяснить, стоит ли закрывать радиаторы отопления, стоит рассмотреть все положительные и отрицательные стороны этой идеи.

Красота – единственный плюс обшивки батареи

Из преимуществ можно выделить только один момент – красота. Гипсокартон дешевый, экологически чистый материал, легко поддающийся монтажу. Из ГКЛ можно самостоятельно соорудить классическую прямоугольную или необычную фигурную нишу. В этом плане доступна воля фантазии. Под коробом скроется подводка труб отопления. На виду останется только лицевая часть батареи, но и ее при желании закрывают декоративным экраном.

Что касается минусов, то их много:

  1. Даже влагостойкий гипсокартон не выстоит перед струей горячей воды, если прорвет отопление. Короб придется заново сооружать.
  2. За обшивкой невозможно увидеть участки труб отопления, на которых только начинает появляться признак течи. Отпадает возможность заранее предотвратить аварийную ситуацию.
  3. Во время планового ремонта отопления для замены всех труб короб придется демонтировать.
  4. После обшивки батарей температура в комнате снизится на 4-6 о С.

Окончательное решение остается за хозяином. Здесь он сам вправе решать, что важнее – красота или эффективность отопления.

Что нужно, чтобы скрыть батареи гипсокартонном

Работа с ГКЛ проста и не требует наличие дорогостоящих инструментов. Нужны ножницы для нарезки профиля, уровень, линейка, простой карандаш и нож для раскроя гипсокартона. Саморезы оптимально вгонять шуруповертом. При его отсутствии покупать на один раз для работы нет смысла. Объем работ небольшой. Саморезы можно вкрутить отверткой вручную.

Для работы с гипсокартоном понадобится простейший набор инструментов

Из материалов понадобятся гипсокартон, профиль для создания каркаса и саморезы. Обязательно нужна грунтовка, серпятка, перфорированный металлический уголок, шпаклевка. Выбор остальных материалов для отделки короба по усмотрению хозяина. Можно просто покрасить водоэмульсионной краской или оклеить обоями, пластиковыми панелями.

Как выбрать гипсокартон для закрытия батарей

В продажу гипсокартон поступает разных размеров. Чтобы выбрать материал по этому параметру, замеряют габариты короба. По толщине лучше брать стеновой ГКЛ. Он толще и прочнее.

Гипсокартон разного предназначения отличается окраской

По предназначению гипсокартон бывает стандартным, влагостойким, огнестойким и комбинированным с защитой от огня и влаги. Чем больше пропиток, тем дороже материал. Огнестойкость здесь не важна. Даже на влагостойкости можно сэкономить, приобретя для обшивки радиатора отопления стандартный ГКЛ. Если батарею прорвет, защитная влагостойкая пропитка не спасет гипсокартон. С другой стороны, в нише при остывании и нагревании радиатора присутствует перепад температур, отчего способен образовываться конденсат. По этой причине влагостойкий гипсокартон лучше всего выбрать для обшивки.

Читайте также:
Чем отличается паровой утюг с функцией станции от обычного?

Виды коробов из гипсокартона

Перед тем как зашить батарею ГКЛ, нужно сделать анализ ее расположения на стене, особенность подвода труб отопления. От этого зависит выбор типа короба. Существует два вида обшивочной конструкции:

  1. Когда батарея подвешена на глухой стене без окна, то единственно верным вариантом является сооружение короба. Конструкция требует мало материалов, но отличается сложностью. Дополнительно придется сооружать маленькие короба вдоль всей стены, чтобы спрятать разводку труб отопления.
    Короб удобнее создавать, если батарея отопления подвешена на глухую стену без окна
  2. Пространство под подоконником, где подвешена батарея, не играет особой роли для простора помещения. Этот участок проще зашить фальшстеной. Ее можно задекорировать так, что будет вообще незаметна в интерьере.
    При расположении батареи отопления под окном, выгоднее соорудить фальшстену

Так как большинство батарей отопления расположено под подоконниками, чаще всего выбирают фальшстену.

Как зашить батарею гипсокартоном

Работы начинают с проектирования. Первым делом определяются, что это будет: короб или фальшстена. В первом случае имеется тоже два варианта исполнения. Короб можно сделать парящий, не касающийся нижней частью напольного покрытия, или установленный на пол.

Разметку границ будущего короба под батарею отопления наносят на стену

Определившись с конструкцией, начинают на стену наносить разметку под крепление каркаса. Первым делом очерчивают границы ниши. Она должна быть больше от батареи отопления на 15 см во все стороны. Зазор обеспечит нормальные условия для конвекции воздуха.

Если делать короб, то от размеченных внутренних границ ниши отступают произвольное расстояние и наносят еще одну разметку из параллельных линий. Они будут указывать внешнюю границу.

Для фальшстены разметку наносят на весь участок под подоконником

Фальшстена предполагает зашивку гипсокартоном всей стены под подоконником, кроме ниши под батарею отопления. Для этого делают соответствующую разметку под вертикальные направляющие и горизонтальные перемычки из профиля. При желании спрятать подводящие к батарее стояки отопления, размечают границы вертикальных направляющих по всей длине пролегания труб до потолка.

После нанесения разметки начинают собирать каркас. Металлический профиль нарезают нужной длины. Заготовки крепят на стену пластиковыми дюбелями и саморезами. Оптимальный шаг фиксации 20 см.

Для образования ниши необходимо собирать двухуровневый каркас

Когда все профили по разметке будут закреплены, это каркас первого уровня. К стеновым профилям перпендикулярно крепят перемычки для установки направляющих каркаса второго уровня. Детали аналогично вырезают из профиля. Фиксируют элементы саморезами, называющимися «клопами». Ширина перемычек определяет толщину короба или фальшстены. Обычно она заподлицо с лицевой частью батареи или немного выступает. Направляющие второго уровня аналогично к перемычкам крепят «клопами».

Когда каркас будет готов, выполняется зашивка батареи гипсокартоном, а начинают ее вновь с разметки. Лист ГКЛ укладывают на пол, рисуют точную проекцию всех фрагментов каркаса. Детали вырезают электролобзиком. Ровные участки можно просто надрезать острием ножа. После перегибания гипсокартон легко на этом месте разломится.

Фрагменты крепят к профилю каркаса саморезами. Оптимальный шаг – 15 см. Шляпки должны немного утопать в теле гипсокартона, но не сильно. Иначе на этом месте лист треснет или саморез полностью провалится в отверстие.

Отделка короба из гипсокартона

Придание сооружению презентабельного вида начинают с черновой отделки. Стыки гипсокартона зачищают под углом 45 о . Канавки заделывают шпаклевкой, наклеивают серпянку. Углы короба окантовывают перфорированным уголком. Все шляпки саморезов аналогично скрывают под шпаклевкой. В черновом виде конструкцию покрывают грунтовкой, дают время высохнуть. Подготовленную поверхность шпаклюют минимум 2 слоями. После полного высыхания шлифовальными сетками делают затирку, пока поверхность приобретет идеальную гладкость.

Чаще всего отделка короба предполагает его окрашивание или оклеивание обоями

Независимо от того, короб это или фальшстена, при финальной отделке используют те же материалы, что и для основных стен комнаты. Обычно это окрашивание водоэмульсионной краской или оклеивание обоями. Чтобы полностью скрыть с виду радиатор отопления, нишу закрывают декоративным экраном.

Полезные советы

Чтобы не ухудшить качество отопления и максимально красиво замаскировать батарею, не лишним будет прислушаться к нескольким полезным советам:

  1. Декоративный экран лучше ставить из пластика или металла. Материал имеет хорошую теплопроводность. Красиво смотрится деревянная решетка. Однако такой экран громоздкий, тяжелый, обладает низкой теплопроводностью.
  2. При работающем отоплении теплый воздух от батареи по законам физики направляется вверх, где встречает преграду в виде подоконника или верхнего ребра короба. Для лучшей конвекции под окном оптимально сделать фальшстену, где у ниши будет закрыт нижний и боковые торцы. Верхний торец не закрывают, чтобы теплый воздух направлялся к подоконнику, а на нем врезают вентиляционную декоративную решетку. Лицевую часть ниши аналогично закрывают экраном.
  3. Для улучшения теплоотдачи поверхность ниши обклеивают фольгированным материалом.

Решетка на подоконнике улучшит конвекцию воздушных масс

Оптимально разработать наиболее простую конструкцию обшивки, чтобы до батареи при необходимости ремонта легко было добраться.

На видео пример обшивки батарей:

Заключение

Закрыть батареи отопления гипсокартоном под силу самостоятельно без вызова мастера. Работа простая, не требующая особых навыков. Главное – не перестараться, чтобы красота не досталась в ущерб качеству отопления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: