Троллейный шинопровод – основные направления

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов

В ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) написано, что шинопровод — это комплектное устройство, прошедшее типовые испытания, в виде системы проводников, размещенных внутри лотка, трубы или иной подобной оболочки, которое состоит из разделенных промежутками шин, которые в свою очередь опираются на изоляционный материал.

Шинопровод может состоять из следующих частей:

секции с местами для присоединения ответвительных устройств, либо без них;

секции транспозиции фаз, гибкие, компенсационные, переходные или присоединительные секции;

непосредственно ответвительные устройства.

Очевидно, сам термин «шинопровод» не дает нам представления о сечении, геометрической форме или размерах самого проводника.

Другими словами, шинопровод представляет собой систему жестких медных или алюминиевых шин, помещенных в защитную металлическую оболочку; изолированную систему шин, предназначенную для передачи и распределения электрической энергии. Типичный шинопровод рассчитан на напряжение до 1000 В, и поставляется в виде комплектных секций.

Шинопровод, как конструкция, легко поддается модификации для оптимальной подачи электроэнергии к потребителям. Если требуется изменить конфигурацию, то всегда допустим демонтаж.

Шинопровод может быть, например, направлен из одного помещения к другому. К примеру в больших торговых залах, с целью освещения или зонирования помещений, применяют шинопроводы модульного исполнения, на которых и размещаются прожекторы.

Всегда можно встретить шинопроводы, в виде одиночной или несколько линий, в торговых центрах, где их монтируют обычно в различные формы. Процесс монтажа шинопровода достаточно прост, он не требует продолжительных работ и больших физических затрат. Таким образом, шинопровод выступает замечательной альтернативой кабелю.

Конструктивно шинопроводы бывают открытыми, защищенными или закрытыми. Открытые шинопроводы применимы для магистральных сетей в местах с обычной, не агрессивной внешней средой.

К открытым шинопроводам относятся открытые троллеи кранов и шинные магистрали. Они выполняются в виде алюминиевых шин, прокладываемых на изоляторах, прикрепленных к колоннам или фермам. При этом обязательно соблюдаются нормы минимальных расстоянии до оборудования и трубопроводов, а также нормы минимальных высот. В местах, где есть возможность случайного прикосновения к шинам, открытые шинопроводы закрывают защитными металлическими коробами или сетками.

Закрытые и защищенные шинопроводы – основной вид сетей, традиционно применяемых для распределения электроэнергии во многих цехах. Шины защищенных шинопроводов закрыты перфорированным коробом или сеткой с целью предотвращения случайного прикосновения персонала к шинам и случайного попадания на них любых предметов. У закрытых же шинопроводов шины закрыты полностью сплошным коробом.

Минимальная высота установки защищенных шинопроводов – не меньше 2,5 м от поверхности пола, а закрытые шинопроводы можно устанавливать без особых мер по высоте. Это упрощает монтаж электросетей в цехах, так как шинопровод можно проложить просто вдоль линии станков даже на высоте до 1 м от пола. Это сводит к минимуму длину ответвительных присоединений к станку от шинопровода.

Шинопроводы бывают следующих видов:

Магистральные шинопроводы — предназначенные для монтажа в производственных помещениях. Шинопровод магистрали прокладывается прямо от подстанции.

В производственных цехах предприятий, где станки и другие электрические механизмы располагаются по всей площади в виде рядов, или регулярно перемещаются в связи с изменениями в технологиях производственного процесса, в качестве распределительной сети и питающих магистральных линий применяют непосредственно распределительные и магистральные закрытые шинопроводы.

Магистральные шинопроводы выдерживают значительные токи, они рассчитаны на токи от 1600 до 4000 А, и на большое количество присоединительных ответвлений для подключения потребителей (на 6 м по 2 места).

Распределительные шинопроводы – предназначены для распределения электроэнергии от главной магистрали к нескольким потребителям.

Распределительные шинопроводы рассчитаны на токи до 630 А и на еще большее количество мест подключения потребителей (от 3 до 6) на 3 метровой секции.

Читайте также:
Что нужно знать при устанавке акрилового вкладыша в ванну

В цехах различных предприятий закрытые распределительные шинопроводы используют довольно широко. Их поставляют в виде комплекта секций, длина каждой из которых 3 м, снабженных соединительными элементами для соединения секций в последовательные ряды, ответвительных коробок, и вводных коробок, для подключения шинопроводов к питающей сети.

Подробнее про эти виды шинопроводов смотрите здесь: Магистральные и распределительные шинопроводы

Осветительные шинопроводы – применяют для формирования осветительных линий с использованием маломощных прожекторов.

Осветительные шинопроводы, рассчитанные на ток 25 А, типа ШОС – четырехпроводные, с изолированными круглыми проводниками сечением 6 мм2. Длина каждой секций шинопровода ШОС составляет 3 м.

Секция снабжена шестью однофазными штепсельными присоединениями (фаза – ноль) на каждые 50 см. В комплекте с шинопроводами поставляются и штепсельные вилки на ток в 10 А, а также прямые, угловые, гибкие и вводные секции. С помощью данного набора элементов набирают комплектный шинопровод даже для самых сложных трасс.

Смежные секции соединяют с дополнительным с помощью двух винтов. Затем к шинопроводу на хомут с крючком подвешивают светильники, и подключают к любому из штепсельных разъемов. Расстояние между точками крепления не превышает 2 м. Если светильники устанавливаются не на коробах шинопроводов, шаг может быть и больше – до 3 м.

Троллейные шинопроводы – применяются для питания монорельсов, подъемных кранов, подвесных дорог и прочих передвижных электрических систем.

Шинопровод дает ряд преимуществ:

Вид шинопровода более эстетичен по сравнению с кабелем.

Процесс монтажа занимает меньше времени, чем монтаж кабеля.

Промышленные шинопроводы прямоугольного сечения имеют меньшее сопротивление, что снижает активные потери и ограничивает реактивную энергию, то есть способствует экономии.

Шинопроводы безопасны экологически.

Особенности конструкции корпуса из алюминия позволяют быстро отводить тепло.

Шинопроводы обладают степенью защиты, не менее IP55.

Срок службы шинопроводов составляет от 25 до 30 лет, при этом не требуется никакого технического обслуживания.

Экранирующее свойство кожуха сводит к минимуму уровень электромагнитного излучения.

Окрасив шинопровод в любой подходящий цвет, можно вписать его в интерьер магазина, офиса и других объектов, для которых имеет значение эстетика.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Эксплуатация шинопроводов и троллеев

Технология монтажа троллейного шинопровода

К особенностям проводящих каналов этого типа относится их способность к обеспечению движения подвесного электрооборудования, например станков, крановых агрегатов, роликовых механизмов и т. д. В сущности, это система монорельс на базе стальных жестких рам с каналами для размещения силовой электропроводки.

Установка производится с помощью подмостей или специальных подъемников на подготовленные крепежные конструкции. Должна быть организована система путей рельсы, в которой обеспечивается свободный проход целевого механизма по адресным контурам. В качестве несущей основы выступают двутавровые балки. Их монтируют к поверхностям потолка или стен, которые, в принципе, могут выносить большие нагрузки. В инструкциях по монтажу шинопровода этого типа указывается, что при фиксации минимальное расстояние между точками размещения кронштейнов должно составлять не более 3 м, если предполагается прямолинейная прокладка. На участках с поворотами или использованием криволинейных секций дистанция между крепежами должна составлять не более 1,5 м.

Особое внимание в ходе монтажа уделяется техническому оформлению обслуживающей механики наподобие кареток и роликов. Во-первых, линии их движения должны быть чистыми и гладкими – без выступов, заусенцев и прочих дефектов

Читайте также:
Уклон и глубина ливневой канализации: важность правильных расчетов и величина по СНиП

Во-вторых, наружные нерабочие поверхности с коммуникациями привода и тыльной частью движимой механики дополнительно в процессе монтажа шинопровода закрываются комплектными крышками и муфтами, под которые также предварительно рассчитывается свободное место.

Троллейные шинопроводы ШТМ-70

Троллейные шинопроводы ШТМ-70 на 200 А, 660/380 В. Эти шинопроводы предназначены для выполнения четырехпроводных троллейных линий переменного тока частотой 50 и 200 Гц, питающих трехфазные и однофазные передвижные электроприемники.
Троллейный шинопровод ШТМ-70 применяют в основном для питания электрифицированного инструмента (дрелей, шлифовальных машинок и т. п.).
Троллейный шинопровод имеет четыре медных троллея Т-образного профиля (три фазных и один нулевой) с междуфазным расстоянием 22 мм, вмонтированных в стальной кожух (рис. 13). Троллеи в кожухе закреплены в изоляторах (клицах) через 300 мм с возможностью свободного перемещения в продольном направлении при температурных удлинениях.
Кожух имеет в нижней части сквозную щель для возможности перемещения токосъемной каретки. Номинальный ток одной каретки 25 А, а двух спаренных 50 А.
Рис. 13. Прямая секция троллейного шинопровода ШТМ-70 иа 200 А.
1 — соединительная муфта; 2 — кожух; 3 — троллей; 4 изолятор.
Соединение троллеев осуществляется при помощи соединительных зажимов, а кожухов при помощи муфт. Для образования закруглений по трассе имеются угловые секции. Для питания троллейной линии предусмотрены присоединительные зажимы, которые устанавливают на любом стыке секций в соединительной муфте. Для секционирования троллейной линии и возможности отключения участка линии служит разъединительная секция, где троллеи имеют разрыв (изолированный стык) 70 мм, перекрытый изоляционной вставкой. Для возможности подключения коммутационного аппарата она снабжена присоединительными зажимами.

Для ввода токосъемной каретки в кожухе троллейного шинопровода имеется специальная секция для ввода кареток.
В собранном троллейном шинопроводе обеспечивается непрерывность электрической цепи для защитного заземления. Кожух троллейного шинопровода с обоих концов соединяют с внешним заземляющим устройством. Для этого на концевых секциях имеются специальные зажимы.
Минимальная высота прокладки троллейного шинопровода 3,5 м. Троллейный шинопровод, применяемый для питания электрических талей, прокладывают по трассе, параллельной однорельсовому пути (двутавровая балка), по которому перемещается таль. Кривизна однорельсовых путей для электрических талей весьма разнообразна и не поддается унификации, поскольку она диктуется расположением оборудования, обслуживаемого этими талями. Однако наличие в номенклатуре восьми угловых секций с различными радиусами и углами поворота позволяет удовлетворить обычно встречающуюся кривизну путей. Несколько расширить эти возможности позволяет гибкое (свободное) сцепление токосъемной каретки троллейного шинопровода и тали, когда в небольших пределах (на 50—100 мм) радиус изгиба однорельсовых путей отличается от радиуса угловой секции. Кроме того, каждая из угловых секций может быть использована для прокладки как с внутренней стороны балки, так и с внешней ее стороны. С учетом всех этих факторов получается, что с помощью имеющихся угловых секций надежно обслуживаются электрические тали, перемещающиеся по однорельсовым путям, имеющим радиусы закругления в пределах 900— 2100 мм с шагом 200 мм.

Оборудование для сборки и установки шинопровода

Комплекс монтажных мероприятий предусматривает реализацию на первый взгляд типовых, но все же разноплановых технических операций. На каждом этапе выполнения работ применяется определенная группа инструментов и оборудования. В частности, используются следующие средства и приспособления:

  • Ручной монтажный инструмент. Базовый набор инструментов, включающий отвертки, молотки, плоскогубцы и другие инструменты, которые потребуются в работе с крепежом в процессе сборки провода.
  • Электроинструмент. Для создания отверстий, резки излишек шинопровода и серийного закручивания метизов потребуется дрель-шуруповерт, электролобзик, углошлифовальный аппарат, сварочное оборудование, перфоратор и т. д.
  • Оборудование для установки конструкции. Это дополнительное оборудование для монтажа шинопровода, посредством которого может выполняться подъем и навесная фиксация конструкции. В этом качестве применяются траверсы, захваты, лебедочные механизмы, подъемники, крановые манипуляторы и т.д.
  • Измерительные приборы. Данный инструмент используется для проверки состояния электротехнической инфраструктуры шинопровода. Речь идет о мультиметрах, тестерах, амперметрах и других приборах, замеряющих те или иные показатели проводки.
Читайте также:
Угломерный инструмент: классификация, особенности и принцип работы, правила пользования

§Е23-9-20. Монтаж главных крановых троллеев из угловой стали

А. УСТАНОВКА КРОНШТЕЙНОВ ДЛЯ ГЛАВНЫХ КРАНОВЫХ ТРОЛЛЕЕВ

Состав работ

При установке кронштейнов с креплением сваркой

1. Разметка мест установки. 2. Установка. 3. Придерживание при сварке.

При установке кронштейнов с креплением болтами

1. Установка крепежных шпилек или болтов в отверстия. 2. Установка кронштейнов. 3. Крепление кронштейнов

Состав звена

При установке кронштейнов массой до 5 кг

Электромонтажник 5 разр. — 1

При установке кронштейнов массой свыше 5 до 50 кг

Электромонтажник 5 разр. — 1

Электросварщик 4 разр.

Нормы времени и расценки на 1 кронштейн

Шинопроводные системы

Дата публикации: 11 Августа 2016 г.

В современном строительстве или при модернизации различных объектов, таких как промышленные предприятия, административные здания, торговые центры, прочие объекты инфраструктуры, широко применяются шинопроводные системы. Для того чтобы составить представление о данных системах, предлагаем рассмотреть их в следующем порядке: во-первых, что такое токопровод, шинопровод, его преимущества и недостатки; во-вторых, где применяются основные виды шинопровода; в-третьих, преимущества совместной работы с Ассоциацией Русский Свет по данному направлению. А теперь более подробно по каждому из пунктов.

По определению, токопровод это устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из неизолированных или изолированных проводников и относящихся к ним изоляторов, защитных оболочек, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций.

В зависимости от вида проводников токопроводы подразделяются на гибкие (при использовании проводов) и жесткие (при использовании жестких шин). Жесткий токопровод до 1 кВ заводского изготовления, поставляемый комплектными секциями, называется шинопроводом.

Преимущества шинопровода:

  • Простой и быстрый монтаж
  • Абсолютная безопасность
  • Непрерывность работы
  • Меньшие габариты
  • Уменьшение воздействия электромагнитных полей
  • Высокая степень защиты IP 55 и IP 65
Абсолютная безопасность

В требованиях по монтажу UTE C 15-105, раздел B.6.2 и МЭК 60 364, раздел 5.523.6 оговаривается, что при прокладке более четырех параллельных кабелей, предпочтительным решением является использование шинопровода. Прокладка большого количества параллельных кабелей приводит к неравномерному распределению токов и риску возникновения перегрева. Безопасность людей: в случае пожара не происходит выделения токсичных веществ так как шинопровод в основном состоит из негорючих материалов и совсем не содержит галогены. В случае пожара шинопровод не выделяет токсичный газ или дым, а так же способствует замедлению распространения огня через стены и перекрытия.

Непрерывность работы

Отводные блоки для подключения нового оборудования могут устанавливаться и сниматься без отключения электропитания. Таким образом, непрерывность работы электроустановок является безукоризненной.

Меньшие габариты

Кабельные линии большого сечения обладают рядом недостатков, таких как внушительный вес и минимальные радиусы скругления трассы. Это предъявляет повышенные требования к устройству систем по прокладке кабеля. Шинопровод данных недостатков не имеет.

Уменьшение воздействия электромагнитных полей

Все электрические проводники генерируют магнитное поле пропорционально расстоянию между ними. Конструкция шинопровода с плотно-расположенными проводниками в металлическом корпусе помогает значительно уменьшить излучаемое электромагнитное поле. В некоторых случаях, когда требуются особенно низкие уровни электромагнитных полей (компьютерные помещения, больницы, некоторые офисы), следует помнить следующую важную информацию:

  • – индукция, генерируемая вокруг комплектного шинопровода меньше, чем индукция вокруг эквивалентной распределительной сети из кабелей;
  • – алюминиевая оболочка шинопровода способствует ослаблению индукции (эффект экранирования);
  • – индукция, генерируемая вокруг шин с покрытием особенно низка благодаря очень малому расстоянию между шинами.
Читайте также:
Толщина напольной плитки: правила выбора

Недостатки шинопровода:

Технических недостатков шинопровода, как системы нет. Но нижеперечисленные рабочие нюансы необходимо знать.

Срок поставки

Шинопровод — это проектное решение. Никто из производителей не держит части шинопровода на складе. На это есть 2 причины: — никто не будет «замораживать» деньги в товаре; — огромное количество возможных конфигураций шинопровода. В связи с этим будьте готовы, что шинопровод будет изготавливаться конкретно под ваш проект. Время поставки будет = время изготовления + время доставки + время растаможивания в случае европейских производителей.

Ошибки стоят дорого и исправляются не быстро

Если вы никогда не проектировали и не монтировали шинопровод, вам следует обратиться к специалисту по данному вопросу. Есть много нюансов, которые не отображены в каталогах или на которые не сделаны акценты. Есть высокая вероятность того, что на первом проекте вы совершите ошибки. Цена одной ошибки существенная. Помимо денежных затрат, вы понесёте и временные затраты на дозаказ.

Жесткая конструкция

Шинопровод проектируется и поставляется один раз. Если на месте прохождения трассы шинопровода неожиданно возникнет непредвиденный вентиляционный канал, вы не сможете взять секцию шинопровода согнуть её и обойти преграду.

Далее рассмотрим области применения данных систем.

Осветительный шинопровод

Осветительный шинопровод применяется для навесного монтажа осветительного оборудования. В случае с осветительными приборами, шинопровод выглядит как система проводников, помещенная в жесткий каркас с квадратным или круглым сечением, выполненный из легированной стали, нержавейки или сплавов других прочных металлов, не поддающихся коррозии. Источником света служит обычный осветительный прибор, который устанавливают на шинопровод. Это могут быть различные светильники с галогенными, люминесцентными, натриевыми, светодиодными лампами, электрические контакты которых присоединяют к токопроводящим частям шинопровода. Таким образом, главным отличием светильников на шинопроводе от других вариантов освещения является их модульность, то есть возможность менять конфигурацию, количество источников и направление света без необходимости отключать всю систему. Осветительный шинопровод, применяемый для освещения цехов и больших торговых залов, отличается способом подключения светильников – оно осуществляется через специальный разъем. Кроме того, такие шинопроводы обладают повышенной механической прочностью, так как кроме питания светильников, обеспечивают несущую функцию.

Силовой шинопровод

Магистральный шинопровод применяется для передачи электроэнергии от трансформаторов до распределительных щитов, а так же для подключения к нему мощных потребителей электроэнергии. Его трасса состоит из прямых секций, поворотов, ответвлений, вводных и отводных коробок. Вводные коробки служат для подключения шинопровода к источнику питания, в отводных коробках, как правило, устанавливается аппарат защиты отходящей линии, либо в зависимости от типа коробки, несколько автоматических выключателей для непосредственной организации распределения электроэнергии по потребителям. Магистральные шинопроводы рассчитаны на большие токи (800-6300 А) и используются для обеспечения электропитания:

  • распределительных шинопроводов;
  • силовых распределительных пунктов;
  • распределительных щитов;
  • электроприёмников высокой мощности.

Распределительный шинопровод предназначен для создания в зданиях электрических сетей на токи от 100 до 800 А. позволяет обеспечивать:

  • распределение электроэнергии при увеличении нагрузок;
  • создание необходимого количества ответвительных соединений.

Распределительный шинопровод может устанавливаться как на производстве (цеха различных назначений), так и в административных, жилых и коммерческих зданиях.

Троллейные шинопроводы

Любой электрический подъемный или передвижной механизм не может работать, если он не подключен к источнику электрического питания, а именно к троллейному шинопроводу. В основном, и наиболее часто, для обеспечения электропитания мостовых кранов, работающих на улице, применяются троллеи открытого уголкового типа, а для кранов, работающих в помещении или под навесом, используют современный и очень надежный троллейный шинопровод закрытого типа. Крупные заводы и малые предприятия переходят на установку более современного, практичного и малогабаритного шинопровода закрытого типа, т.к. троллеи уголковые открытого типа – постепенно остаются в прошлом веке, но иногда применяются для уличного исполнения.

Читайте также:
Черный линолеум (42 фото): к каким дверям и обоям на кухне подойдет линолеум цвета венге, какой оттенок в интерьере лучше, светлый или темный

Ну и наконец, рассмотрим преимущества работы с Ассоциацией «Русский свет» по данному направлению.

Проектирование трассы шинопровода производится с помощью специализированных программ, которые позволяют составить её точную конфигурацию, спецификацию и 2-мерные чертежи в AutoCAD. Затем полученная конфигурация трассы накладывается на планировку помещения в натуральных размерах.

Русский Свет осуществляет проектирование и поставку на объекты систем шинопровода следующих производителей.

  • – Шинопроводы системы «Canalis» производства Schneider Electric
  • – «Русский шинопровод»
  • – Шинопроводы системы «Hercules» производства DKC
  • – Шинопроводы производства «Zucchini» (Legrand)
  • – Шинопроводы системы «I-Line» производства Schneider Electric

Подводя итог статьи, хотелось бы отметить, что в независимости от сферы применения шинопровода и его типа, оценив преимущества его использования, вы всегда можете рассчитывать на помощь специалистов Ассоциации «Русский Свет» в решении ваших задач.

Главный распределительный щит

Главный распределительный щит (ГРЩ) является низковольтным комплектным устройством (НКУ). Он содержит в себе набор аппаратуры для обеспечения ввода, учета, и распределения электроэнергии. Также ГРЩ осуществляет функции контроля, управления, и защиты отходящих электрических цепей, распределительных или групповых, как на жилых домах, так и на общественных, и на промышленных объектах. Электроэнергия подается с понижающей трансформаторной подстанции на вводы щита.

Аппаратура главного распределительного щита представляет собой функциональные блоки, размещенные в нескольких панелях, соединенных между собой электрически или механически. Таким образом, предназначение ГРЩ – ввод, прием, и распределение электроэнергии между групповыми потребителями.

ГРЩ служит для обеспечения:

подключения линий электроснабжения;

электроснабжения потребителей электроэнергии;

контроля и восстановления качества электроснабжения;

селективной защиты, т.е. в пределах неисправных блоков;

защиты от токовых перегрузок и от короткого замыкания как вводных, так и распределительных линий и устройств, составляющих ГРЩ;

автоматического ввода резерва (АВР), установок компенсации реактивной мощности (УКРМ);

учета потребления электроэнергии в сетях переменного тока (50 Гц, 380/220 В);

ГРЩ имеет следующие вводы питания:

  • основные вводы – от трансформаторных подстанций (ТП)
  • резервные вводы – от трансформаторных подстанций, бензиновых, дизельных или газовых генераторов; иногда и от солнечных батарей, и от ветряных генераторов.

В нормальном режиме группы потребителей ГРЩ питаются каждый от своего ввода, как правило, от трансформаторной подстанции. Однако каждая группа этих потребителей может подключаться сразу к нескольким резервным вводам питания ГРЩ, если будет отключено собственное основное питание. Такое подключение может быть осуществлено как вручную, так и автоматически путем АВР.

При резервировании питания в ГРЩ происходит переключение секций от нерабочего ввода к другому рабочему, который может быть и под нагрузкой, это так называемый ввод резерва с секционированием. Также могут переключаться группы потребителей от собственного нерабочего ввода к свободному резервному источнику электроснабжения.

Панели главного распределительного щита выполняются на токи от 600 до 6000 ампер, поскольку эти низковольтные комплектные устройства ближе всех расположены к мощным преобразователям и источникам электроэнергии. Их защитная аппаратура обеспечивает селективную защиту от коротких замыканий в этих условиях.

Для различных номинальных токов и условий эксплуатации, панели ГРЩ имеют различные размеры корпусов:

  • в ширину кратные 450 мм, 600 мм, 800 мм, 1000 мм;
  • в глубину кратные 450 мм, 600 мм, 800 мм, 1000 мм; высотой 1800 мм, 2000 мм, 2200 мм, или 2400 мм.
Читайте также:
Сушка для белья электрическая

Эти размеры наиболее удобны для монтажа. Однако, для конкретных объектов размеры могут быть и иными. Бывают односторонние и двухсторонние панели ГРЩ, допускающие обслуживание с одной или с двух сторон.

Панели и шкафы ГРЩ делятся на следующие пять типов:

Вводные. Они содержат аппаратуру ввода, учета и контроля качества электроэнергии;

Вводные с АВР. Содержат еще и аппаратуру АВР.

Распределительные. Содержат аппараты распределения, а также могут содержать блоки учета, блоки ручного управления, блоки автоматического управления, и другие блоки и панели для собственных нужд.

Панели управления внешними установками большой мощности;

Контрольно-управляющие панели ГРЩ, включающие в себя аппаратуру контроля качества электроэнергии, аппаратуру управления вспомогательными и основными нагрузками, приемные и передающие (и телеметрические) аппараты, могут быть физически выделены для уменьшения электромагнитных помех, и выделены функционально, для удобства обслуживания.

Сборные шины – еще одна важная функциональная часть ГРЩ. Это медные проводники с изоляторами, служащие для распределения и коммутации токов. В современных ГРЩ иногда сборные шины выполняют с коммутирующей аппаратурой. Такие конструкции дают возможность переключать ГРЩ с основной сборной шины на резервную, чтобы конструкцию можно было обслуживать не отключая ГРЩ.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Что такое ГРЩ как он расшифровывается

Время на чтение:

Электропитание бытовых и промышленных объектов производится путем подачи электроэнергии от электроснабжающих устройств по кабельным и воздушным линиям электропередач. В целях обеспечения необходимого уровня безопасности (защита от перегрузок, короткого замыкания), а также исключения перебоев электропитания вводные питающие линии подключаются к распределительным устройствам, и только потом электроэнергия подается к потребителям. На электрических схемах устройства, к которым подключаются линии питания, обозначаются аббревиатурой ГРЩ, расшифровка которой главный распределительный щит.

Что такое ГРЩ: расшифровка и чем отличается от ВРУ

Существует несколько типов распределительных устройств, которые обеспечивают распределение электроэнергии потребителям, резервирование нескольких источников, защиту от короткого замыкания (секционирование нагрузки).

Электропитание жилого дома

Данные устройства обозначаются ВУ, ВРУ и ГРЩ, их расшифровка следующая:

  • ГРЩ — главный распределительный щит;
  • ВУ — вводное устройство;
  • ВРУ — вводное распределительное устройство.

К сведению! Все устройства имеют схожие черты и во многих случаях могут совмещать свои функции. И ВРУ, и ГРЩ комплектуются защитными автоматами, приборами учета электроэнергии, устройствами автоматического и ручного резервирования. Но есть и отличия, большая часть которых заключается в иерархической системе построения электрических сетей.

Верхнюю ступень в иерархии занимают главные распределительные устройства, а более низкую — вводные. Таким образом, если рассматривать участок от понижающей подстанции до потребителей, то на выходе подстанции устанавливается главный распределительный щит, а на входах потребителей (предприятия, жилые дома) — вводные распределительные устройства.

Обратите внимание! На участке от ввода в дом и до квартирных устройств на входе дома будет установлен ГРЩ, на отдельных подъездах или этажах — ВРУ, возле квартиры — квартирный щиток.

Есть и другое мнение по поводу различий в обозначениях. ВРУ — это тип изделия. Под этим наименование распределительные устройства поступают после производства. ГРЩ — функциональное назначение. Таким образом на шильдике (бирке) изделия, может стоять одно обозначение, а на схеме электропитания другое.

Читайте также:
Старинная кирпичная кладка и способы сделать кладку "старой" (фото)

Вводное распределительное устройство

Еще одно различие заключается в токовых характеристиках, что полностью согласуется с иерархической системой. Вводные распределительные устройства имеют ограничения по максимальному допустимому току по входу и выходу. ВРУ предназначены для работы с нагрузкой, ток потребления которой не превышает 630 А. Главные распределительные щиты таких ограничений не имеют.

Зачем нужен главный распределительный щит

Основные задачи главного распределительного щита — прием и распределение электроэнергии между отдельными потребителями. Также осуществляется защита потребителей от превышения питающего напряжения в случае аварии на сети, защита источников и линий передач энергии при авариях в нагрузке.

К сведению! В зависимости от категории нагрузки может потребоваться необходимость в непрерывной подаче электроэнергии, поэтому распределительные устройства должны иметь возможность автоматического или ручного переключения на резервную линию питания или при особых требованиях на резервный источник электрической энергии (бензиновую или дизельную автономную электростанцию).

Как работает ГРЩ

ГРЩ представляет собой металлический шкаф, в котором размещены:

  • входные клеммы для подключения линии питания;
  • выходные клеммы для подключения нагрузки;
  • шинопроводы или провода;
  • коммутационные устройства;
  • автоматы защиты;
  • УЗО;
  • приборы контроля и учета энергии;
  • устройства автоматического переключения на резерв;
  • устройства компенсации реактивной мощности.

В зависимости от требований может быть огромное количество разновидностей ГРЩ. Самый простой и универсальный вариант работает таким образом:

  1. Кабель питания подключается к входным клеммам щита.
  2. Между входными клеммами и распределительными шинопроводами устанавливается главный рубильник.
  3. К шинопроводам через отдельные автоматы защиты подключаются отдельные потребители. При этом номиналы автоматов должны соответствовать мощности нагрузки.
  4. При включении главного рубильника шинопроводы оказываются под напряжением, при помощи автоматов защиты можно осуществлять коммутацию питания по каждому потребителю отдельно.

Обратите внимание! Неисправность одного из потребителей вызовет срабатывание соответствующего автомата, поэтому остальная нагрузка будет обеспечена питанием вне зависимости от состояния неисправной части.

Технические характеристики ГРЩ

К техническим характеристикам ГРЩ относят:

  • напряжение сети;
  • максимальный ток нагрузки;
  • количество входов;
  • количество выходов;
  • наличие или отсутствие автоматики резервирования;
  • тип и количество приборов индикации и учета;
  • система заземления;
  • степень защиты.

Поскольку в каждом отдельном случае условия неодинаковы, то в конструкцию типовых ГРЩ могут вносится изменения. Особенно часто это касается номинальных значений автоматов защиты.

Важно! Для обеспечения безопасности обслуживания и безаварийной работы все изменения должны обязательно вноситься в техническую документацию.

Один из экземпляров электрической схемы обычно закрепляется на внутренней стороне одной из дверок шкафа. Обозначения на схеме должны выполняться согласно требованиям стандартов, чтобы можно было однозначно расшифровать изменения.

Пример однолинейной схемы ГРЩ

Наиболее часто современные распределительные щиты имеют модульную конструкцию, что упрощает обслуживание и внесение изменений. Основные модули (секции):

  • вводная, в которой размещаются вводные автоматы (рубильники), приборы учета, элементы защиты;
  • модуль отходящих линий, с автоматическими выключателями для каждого потребителя и с отдельными приборами учета для каждой из нагрузок;
  • секция учета. Здесь устанавливаются счетчики электроэнергии, трансформаторы тока, модемы дистанционного контроля;
  • секция компенсации реактивной мощности.

Секция компенсации реактивной мощности

Таким образом, в зависимости от предъявляемых требований конструкции ГРЩ могут отличаться как количеством, так и способом подключения модулей.

Обратите внимание! Одной из важных характеристик является способ разделения нагрузки и резервирования питания, то есть, к какой линии подключены потребители в нормальном режиме и к какой в аварийном при пропадании питания в основном фидере.

Как и где используется ГРЩ

В отличие от ВРУ ГРЩ в основном устанавливаются на выходе питающей подстанции. В таком случае возможность переключения на резерв должна быть предусмотрена во ВРУ. Но если главный распределительный щит установлен на входе потребителя, то в зависимости от требований к надежности электроснабжения он должен обеспечивать переключение на резервный источник питания (линию электроснабжения или автономную электростанцию).

Читайте также:
Что нужно учесть при выборе подвесных потолков

Важно! Проектирование и монтаж электрораспределительных устройств могут выполнять только лица и организации, которые имеют право на производство соответствующих работ. Разница в стоимости работы, выполненной самостоятельно или с привлечением профессионалов, полностью окупается гарантией надежной и бесперебойной работы.

Таким образом, ГРЩ — это важный элемент в электроцепи. Главный распределительный щит отвечает за прием и передачу электроэнергии в квартиры, дома и на предприятия. Без него не работает электричество в принципе, поэтому его монтаж рекомендуется доверять только профессионалам.

Главные распределительные щиты (ГРЩ)

Что представляет собой устройство

Главный распределительный щит (ГРЩ), являясь частью главной судовой электростанции, осуществляет прием электроэнергии, вырабатываемой генераторами, и ее распределение между подключенными к нему потребителями.

В соответствии с правилами, разработанными Российским морским регистром судоходства, на судах устанавливаются ГРЩ закрытого типа. Конструктивно они выглядят как закрывающиеся секционные металлические шкафы, внутри которых размещено коммутационное и измерительное оборудование. Снаружи находятся приводы автоматических выключателей, шкалы измерительных приборов, сигнальные лампы.

Виды секций, входящих в состав ГРЩ:

  • Генераторные. Их задача – управлять работой дизель-генераторов (ДГ) и контролировать параметры вырабатываемого электрического тока. Количество таких секций в ГРЩ зависит от числа генераторов судовой электростанции.
  • Секция управления. Ее роль – регулировать работу судовой электростанции. Помимо измерительных приборов и секционного автоматического выключателя, здесь находится фидер, соединяющий главный распределительный щит с аварийным.
  • Распределительные. В их функции входит распределение электроэнергии между основными судовыми потребителями. Число таких секций определяется количеством приемников на судне.

Основные функции ГРЩ

Главный распределительный щит – это промежуточное звено между источниками тока (дизель-генераторами) и его потребителями. Он отвечает за:

  • работу генератора электроэнергии, в том числе включение и отключение. Если на судне установлено два ДГ, ГРЩ обеспечивает их параллельный режим работы;
  • прием электроэнергии от судовой электростанции (во время плавания) и источника питания, расположенного на берегу (во время стоянки в порту);
  • распределение полученной электроэнергии между фидерами потребителей;
  • регулирование (как вручную, так и автоматически) частоты вращения роторов дизель-генераторов;
  • защиту генераторных агрегатов от обратной мощности, короткого замыкания, перегрузок, критического снижения частоты и напряжения (ниже 45 Гц и 320 В);
  • защиту фидеров потребителей от короткого замыкания, перегрузок, снижения напряжения до критического уровня;
  • срабатывание аварийно-предупредительной сигнализации.

Управлять ГРЩ можно вручную, используя размещенные на нем кнопки и переключатели, а можно удаленно, находясь на центральном посту управления или в рулевой рубке.

Требования к установке ГРЩ

Изготовление и монтаж главных распределительных щитов должны проходить с учетом ряда требований, позволяющих обеспечить их безопасную эксплуатацию и техническое обслуживание. Так, высота щита не может превышать 2000 мм, а уровень размещения на нем измерительных приборов – 1850 мм.

ГРЩ, как правило, собирается на заводе и доставляется на место установки в готовом виде. На судне его обычно располагают одном помещении с дизель-генераторами, оставляя проход с тыльной стороны. Его минимальная ширина для щитов до 3000 мм составляет 600 мм, для более длинных моделей – 800 мм.

При длине распределительного щита до 1200 мм проход за ним необязателен. В этом случае обслуживание оборудование может производиться с боковых сторон.

Покрытие пола вокруг ГРЩ должно быть выполнено из электроизоляционных материалов. Перед монтажом главного распределительного щита измерительные приборы, размещенные на нем, снимаются и возвращаются на место уже после установки ГРЩ. После этого начинается работа по подводке кабелей, после завершения которой выполняется проверка оборудования.

Читайте также:
Что такое приточная вентиляция в квартире. Вентиляция квартиры – виды и правильная организация в жилом помещении
Условия эксплуатации

Срок службы ГРЩ до капитального ремонта – 25 лет. При этом каждые полгода рекомендуется проводить технический осмотр щита без разборки. Он предполагает удаление загрязнений, усиление зажима клемм на контактах, проверку системы ручного управления.

С регулярностью раз в год проводится технический осмотр главного электрощита с частичной разборкой. Во время такого осмотра специалисты зачищают контакты, заменяют отслужившие свой срок детали, восстанавливают изоляцию, отлаживают аппараты и тестируют ГРЩ в условиях работы с повышенной нагрузкой. Регулярное техническое обслуживание существенно продляет срок эксплуатации устройства.

Оптимальное соотношение температуры и уровня влажности воздуха для ГРЩ:

Главный распределительный щит

Главный распределительный щит (ГРЩ) – это распределительное устройство, которое отвечает за прием и дальнейшее распределение энергии по зданию. Щиты ГРЩ также можно подключить к сетям с глухозаземленной нейтралью тип заземления:

  • TN-C;
  • TN-S;
  • TN-C-S.

Главный распределительный щит

Также его могут использовать для защиты линий от перегрузки, утечки тока и коротких замыканий. Устройство может содержать в себе противоаварийную автоматику, а также средства учета электроэнергии. Чтобы приобрести качественное щитовое оборудование следует перейти по ссылке elektrika.ru. В этом магазине вас ожидают низкие цены и качественное оборудование.

Конструкция

Щитовая конструкция обязательно должна включать в себя следующие части: вводную, секционную, линейные панели. В водной панели будут устанавливаться вводные автоматы, которые отвечают за прием электроэнергии с трансформаторов и другие приборы учета. В секционной панели специалисты обычно устанавливают автоматический выключатель, который позволяет запитать несколько секций одного ввода. Также здесь могут разместить АВР. Это устройство используется для резервного электроснабжения.

Автоматический ввод резерва

Схема ГРЩ может быть разнообразной, так как она зависит от количества входящих и исходящих линий. Большинство щитов могут иметь схема на два входа и два выхода. При использовании такой схемы ввод будет осуществляться от 2 трансформаторов, а вывод идет через секционную панель на распределительные шины. К основному преимуществу ГРЩ многие электрики относят то, что все секции являются разборными.

К основным характеристикам, на которые нужно обращать внимание во время приобретения относят:

  1. Номинальные точки вводных и отходящих линий.
  2. Номинальное напряжение сети.
  3. Система заземления.
  4. Степень защиты по ГОСТ.

Каждый распределительный щит может комплектоваться следующими приборами учета:

  • автоматическими выключателями;
  • контрольно-измерительными приборами;
  • приборами учета;
  • выключателями нагрузки;
  • автоматическим вводом резерва.

Если установить правильные приборы в ГРЩ, тогда с его помощью можно заменить ВРУ. Основное отличие ГРЩ от ВРУ заключается в силе максимального входного тока.

Автоматические выключатели в ГРЩ

Маркировка электрощитов

Провода всех внутренних цепей обязательно должны иметь цветовую маркировку. Она в обязательном порядке должна иметь резкий контраст и быть устойчивой к истиранию. Зажимы для PE и N проводников, которые отходят от распределительных и групповых цепей следует маркировать порядковыми номерами. Если присоединение проводов к выводам аппаратов затрудненно, тогда нужно предусмотреть промежуточные зажимы. Зажимы также необходимо маркировать порядковыми номерами.

С наружной стороны ГРЩ на дверце необходимо размещать табличку с информацией. Обычно в паспортной табличке содержаться следующие данные:

  1. Название производителя.
  2. Обозначение типа.
  3. Степень защиты устройства.
  4. Номинальный ток ВРУ.
  5. Масса.
  6. Обозначение всех технических условий.
  7. Дата изготовление.
  8. Дополнительная информация.

Маркировка в ГРЩ

Технология монтажа

Питание ГРЩ на сегодняшний день осуществляется через магистральный шинопровод и производится с низкой стороны трансформатора. Также электромонтажнику следует помнить, что питание секций ГРЩ следует выполнять взаимно резервируемыми линиями.

Читайте также:
Штукатурка гипсокартона под обои + видео

Перед началом монтажа нужно предварительно разместить автоматические выключатели на монтажной панели. Затем необходимо откорректировать размещение медных шин в шинных держателях аппарата. Проще всего выполнять монтаж оборудования, когда ГРЩ располагается на столе. Все элементы автоматического ввода нужно расположить на дин-рейке. При расположении мощных автоматических выключателей их следует располагать друг под другом. Благодаря такому размещению объем работы по расключению шин значительно уменьшится.

Монтажная схема ГРЩ

Шины PE и N обычно устанавливают на изоляторы и в дальнейшем скрепляют по всей длине между собой. В дальнейшем для расключения кабельных линий в них делаются отверстия. Чтобы исключить возможность дальнейшего поражения током устанавливают пластроны, которые изготовляют из негорючего материала. Если будет интересно читайте про схему сборки распределительного щитка.

Требование безопасности при выполнении монтажа ГРЩ

Общие требования охраны труда

  • К работам в распределительном щитке допускаются только лица, которым исполнилось 18 лет. Также перед работой в ГРЩ они должны пройти медицинское обследование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, а также обучение и стажировку. Уровень по электробезопасности должен быть не ниже 3 группы.
  • Работа специалиста должна быть определена рабочей или должностной инструкцией.
  • Необходимо выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
  • Следует правильно применять средства индивидуальной или коллективной защиты.
  • При возникновении ситуации, которая угрожает жизни людей необходимо сообщить своего вышестоящего руководителя. Специалист, который работает с щитком должен проходить регулярное медицинское обследование.
  • Во время проведения работ в шкафу возможны действия опасных или вредных производственных факторов.
  • Работника необходимо обеспечить специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
  • В результате получения травмы работу нужно срочно прекратить и сообщить об этом руководителю.

Требования перед началом работы

  • Следует подобрать необходимый инструмент для начала выполнения работ. Инструменты нужно визуально осмотреть и убедиться в исправности.
  • Наденьте специальную одежду.
  • Перед проведением работ осмотрите свое рабочее место.

Требования в аварийных ситуациях

  • При возникновении неисправного оборудования работник должен предупредить об этом свое начальство.
  • При обнаружении запаха газа работы нужно срочно прекратить.
  • Работы по устранению газа должны выполнять профессионалы.
  • При получении травмы работы следует прекратить и обратиться в медицинское учреждение.
  • Если произошел несчастный случай, тогда пострадавшему нужно оказать первую помощь.

Требования во время работы

  • Перед началом проведения работ работник должен убедиться в отсутствии постороннего напряжения.
  • На наружной стороне внутренней двери шкафа типа ШР должны наноситься предупредительные знаки.
  • Вводное отверстие, которое располагается в шкафу должно быть герметично закрыто.
  • Перед использованием паяльной лампы следует убедиться в отсутствии газа в шкафном колодце.
  • Курить в распределительном шкафу во время проведения работ запрещается.

Требования по окончанию работы

  • Рабочее место следует привести в порядок.
  • Закройте шкаф.
  • Соберите все инструменты.
  • Сообщите руководству о всех недостатках, которые обнаружили в щитке.

Таблички на ГРЩ

Выводы

Как видите, главный распределительный щит – это центральный пункт, куда будет поступать электрическая энергия от источников. ГРЩ чаще всего выполняют в виде панели со смонтированной пусковой, а также регулировочной арматурой. К пусковой арматуре относят:

  1. реостаты;
  2. регуляторы;
  3. защитную арматуру;
  4. автоматы;
  5. предохранители;
  6. реле;
  7. сигнальные устройства.

Каждый тип ГРЩ может оборудоваться разными устройствами. Их выбор зависит от дальнейшего предназначения главного распределительного щита. Надеемся, что эта информация была полезной и интересной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: