Фурнитура для входных дверей — полезная информация

Как выбрать фурнитуру для входной двери

Все мы хотим, чтобы выбранные нами вещи прослужили как можно дольше. И всегда есть те или иные способы сделать это. Например, долговечность входной двери не в последнюю очередь определяется качеством фурнитуры. Хотите, чтобы дверь прослужила вам долго, чтобы ее внешний вид радовал глаз, а эксплуатация была простой и удобной? Подойдите к выбору аксессуаров ответственно.

Рассмотрим основные виды фурнитуры для входных дверей, к которым относятся петли, ручки, замки, броненакладки, доводчики и глазки.

Как выбрать петли

Основная задача петель — фиксация двери в стационарном положении и обеспечение ее открывания и закрывания. Если ваша дверь стандартного веса, будет достаточно двух петель. Если же дверное полотно массивное и тяжелое, рекомендуется крепить его к дверной коробке с помощью трех петель.

Какие же бывают дверные петли? Для начала давайте определимся с материалом изготовления.

  • Латунные петли. Они довольно распространены, металл гибкий и легко поддается обработке. Для придания петлям из латуни красивого внешнего вида их полируют либо покрывают хромом.
  • Латунированные петли. Эти изделия выполнены из сплава металлов и покрыты латунью. Иногда в качестве покрытия используется эмаль и составы, имитирующие драгоценные металлы.
  • Стальные петли. Самые долговечные и устойчивые к воздействию, ведь сталь — очень прочный материал.

По способу крепления различают две группы петель: навесные и ввертные. Для монтажа входной двери лучше использовать навесные петли, так как они выдерживают больший вес.

По конструкции различают универсальные, левые и правые навесные и скрытые петли. Другие виды для установки входной двери не используются. Преимуществом универсальных петель является то, что их можно установить практически на любую дверь. Однако если вы планируете частые перестановки и обновления интерьера, вам не обойтись без крупногабаритных предметов мебели. И в данном случае лучше выбрать левые или правые (в зависимости от расположения двери) навесные петли. Они позволят аккуратно снять дверное полотно и увеличить пространство дверного проема.

Как выбрать ручку

Удобнее всего разделить все дверные ручки на два типа: фалевые и стационарные.

Конструкция фалевых ручек подразумевает соединение с замком. В таком случае при нажатии на ручку срабатывает механизм замка, и язычок выходит из паза.

Стационарные ручки не связаны с замком и служат лишь для того, чтобы открыть и закрыть дверь.

При установке входных дверей чаще всего используются именно фалевые ручки, однако стационарные конструкции в силу своей простоты более долговечны.

На сегодня дверные ручки выполняются из различных материалов, но предпочтение отдается металлам: металлические изделия практичны в использовании и имеют элегантный внешний вид.

Если входная дверь будет граничить с улицей, обратите особое внимание на покрытие ручки: оно должно быть устойчивым к влаге, коррозии, повышенным механическим повреждениям.

Как выбрать замки

Вряд ли можно назвать входную дверь полноценной, если он не имеет замка. Существуют десятки модификаций запирающих устройств, которые различаются по цене, принципу функционирования и степени надежности. Общим в них можно назвать только то, что все они служат одной цели (защищают от проникновения) и выполнены из металла.

Итак, какие же существуют замки для входных дверей?

По способу установки различают врезные, накладные и навесные. Самыми популярными сегодня являются, разумеется, врезные, так как они имеют элегантный внешний вид и высокую степень защиты.

По типу конструкции запирающего механизма существуют сувальдные, цилиндровые и кодовые. Они все являются взломоустойчивыми и достаточно надежными.

Как выбрать броненакладку

Если же вы решили повысить надежность вашего дверного замка, установите броненакладку. Она защитит механизм замка от механического воздействия: высверливания, выламывания и так далее.

Изготавливают броненакладки из прочных материалов. Самым популярным является закаленная сталь.

По способу установки различают накладные и врезные броненакладки. Первые используют для защиты уже установленной двери, вторые — монтируются непосредственно в процессе установки двери внутрь дверного полотна.

Читайте также:
Эвакуационное освещение своими руками

Врезные обеспечивают большую защиту, так как накладные изделия легче сбить.

Как выбрать глазок

Для того чтобы обеспечить большую безопасность, входные двери часто оборудуют глазком. Он позволяет наблюдать за происходящим на лестничной площадке (или на пороге, если речь идет о частном доме), а также вести видеозапись в случае необходимости.

Конструкция дверного глазка довольно простая. Он состоит из объектива и окуляра, которые соединены тубой и закреплены гайками. Чем толще дверь, тем длиннее потребуется туба для глазка. Это устройство дает обзор до 180 градусов. Изготавливают корпусы глазков из металла или пластмассы, а сами стекла бывают ударопрочными и даже пуленепробиваемыми.

Панорамный глазок

За счет того, что он состоит из двух линз, он дает более полное изображение по горизонтали. Монтаж такой конструкции не займет много времени и производится с помощью обычной дрели. Главное – следовать указаниям по установке, которые прописаны в инструкции.

Глазок-перископ

Светопередача в данном случае осуществляется за счет зеркал внутри перископа. Преимуществом глазка-перископа является возможность установки объектива и окуляра на разной высоте. Это особенно удобно семьям, в которых есть дети.

Двойной глазок

Если у вас две входные двери, вам потребуется двойной дверной глазок. Он устанавливается на одном уровне в дверных полотнах и обеспечивает возможность обзора, даже если обе двери закрыты. Чем больше расстояния между дверями, тем ниже будет качество обзора.

Видеоглазок

Аналог видеокамеры, выполняющий функции дверного глазка. Обеспечивает обзор с подсветкой, монтируется так же, как и обычный глазок — в дверное полотно. Существуют цветные и черно-белые разновидности. Профессионалы рекомендуют отдать предпочтение последним, так как у них выше показатель светочувствительности.

Электронный глазок

Электронный дверной глазок – новомодное изобретение. С его помощью изображение выводится на экран. Он фиксирует дату и время, а видеозаписи и изображения, сделанные электронным глазком, можно хранить на съемных носителях. Из недостатков стоит отметить небольшой угол обзора.

Как выбрать доводчик

Необходимость в дверном доводчике чаще всего возникает при установке входных дверей в магазины и офисные помещения. Они облегчают процесс захлопывания двери, снимают часть нагрузки с дверного полотна, замка и дверной коробки, за счет чего те прослужат дольше. Уместно ставить их в местах с высокой проходимостью.

По способу установки различают открытые и встроенные дверные доводчики. Первые используются для классической входной двери, а вторые — встраиваются в пол и используются в комплекте с распашными дверями.

Не забывайте, что выбирается данная фурнитура с учетом веса двери и ее габаритов.

Выбор фурнитуры для входных дверей

Эффективность защиты имущества напрямую связана с надёжностью комплектующих входной двери – неизбежность выхода из строя замков, ручек и броненакладок во время несанкционированного вскрытия давно опровергнута серьёзными российскими и европейскими производителями дверной фурнитуры. Качество других компонентов – глазка, задвижки и цепочки – напрямую влияют на её эксплуатационные характеристики. Эта статья расскажет, как правильно выбрать фурнитуру для дверей. При правильном подборе комплектующих вход в ваш дом не потребует дополнительных трат в течение всего срока службы.

Дверные ручки

Современные стальные двери комплектуются нажимными ручками на планке или розетке с замками-защёлками. Самое уязвимое место ручки находится в линии её сопряжения с поверхностью полотна. Во избежание излома следите за состоянием крепёжных элементов, поскольку при ослаблении винтов и саморезов нагрузка со штока переносится на корпус. Вторая по распространённости причина поломки – несоблюдение геометрических параметров штока. На заводе-изготовителе может быть установлен укороченный шток, который изменяет распределение нагрузок. Также может использоваться шток простого квадратного сечения, не позволяющий расклинить его при установке специальными конусными винтами.

На вопрос «как выбрать ручки» мы можем дать простой ответ: при заказе изделий в солидной производственной компании риск установки некачественной фурнитуры минимален. Какая ручка лучше подойдёт для вашего случая может подсказать квалифицированный продавец-консультант. Он также объяснит вам все особенности конструкции у разных производителей.

Читайте также:
Фитинги, изготовленные из нержавеющей стали: где и как они применяются

Петли

Наиболее распространённый сегодня вид дверных петель – на упорных шариковых подшипниках. Упорный подшипник обеспечивает равномерное распределение нагрузки на ось петли. Использовавшаяся ранее шариковая конструкция снижала ресурс петли из-за постепенного изнашивания посадочного места шарика с последующим его закусыванием.

В процессе проектирования инженер-конструктор определяет на каком расстоянии от края полотна должны располагаться петли для минимизации усилий открывания. При заказе эксклюзивных моделей весом более 200 кг используется не менее трёх дверных петель.

Броненакладки на замки

Броненакладка служит для защиты цилиндрового замка от выбивания, высверливания, перелома и фрезеровки.

В настоящее время применяется три типа броненакладок:

  • Накладная представляет собой корпус из калёной стали, который притягивается к полотну.
  • Врезная является стальным стаканом, монтируемым вплотную к корпусу замка изнутри полотна винтами. С врезными броненакладками устанавливаются специальные цилиндровые замки. Сложная технология монтажа броненакладок этого типа позволяет изготавливать их только в заводских условиях.
  • Магнитная полностью защищает личинку от доступа и вскрытия. С помощью специального магнитного ключа окошко замочной скважины после закрывания перемещается, что полностью исключает доступ за замочной скважине. Испортить личинку с такой накладкой супер-клеем, герметиком или спичками у злоумышленников не получится.

Глазки

Лучшей конструкцией глазка сегодня считается широкоугольная оптическая система, состоящая из четырёх стеклянных линз. Угол обзора такого глазка составляет 200º.

Оптика с пластиковыми линзами мутнеет через 2-3 года после установки, часто подвергается запылению и не устойчива к появлению царапин.

Самая современная альтернатива классическим оптическим глазкам – видеоглазок с возможностью записи аудио- и видеосигнала, встроенным датчиком движения и дополнительной подсветкой.

Определять на какой высоте ставить глазок нужно с учётом роста всех членов вашей семьи – доступ к смотровому отверстию должен осуществляться без использования подставок.

Задвижки и цепочки

Качественные цепочки изготавливаются из высоколегированной или калёной стали, что исключает их перекусывание во время открывания. В качестве задвижки всё чаще используется отдельный замок-вертушок. Классические стальные задвижки-засовы могут быть интегрированы в дверное полотно на этапе производства несущего каркаса.

Высокое качество фурнитуры – простой секрет долговечности

Весь ассортимент продукции нашей компании комплектуется высококачественными комплектующими российского и европейского производства. Классические квартирные железные двери, тамбурные двери, двери с порошковым напылением или панелями МДФ могут быть укомплектованы любой фурнитурой по желанию заказчика.

Функциональные и конструктивные отличия вентиля от задвижки

Практически ни одна трубопроводная система не обходится без важнейших элементов, предназначенных для перекрытия или контролирования рабочего потока внутри нее. В бытовых условиях для этих целей обычно используют клапаны. Вентили и задвижки — это более габаритные устройства, которые применяются на крупных инженерных магистралях. Между ними много общего, но, тем не менее, это разные элементы, которые отличаются друг от друга функционально и имеют разное конструктивное строение.

Общие свойства

Задвижки и вентили применяются в качестве запорного устройства в канализационных, водопроводных, газопроводных магистралях.

По конструкции каждый из элементов рассчитан на использование в системах с большими показателями давления. Это свойство отражается на цене (задвижки и вентили дороже обычных клапанов), но однако позволяет использовать устройства в системах, где другие конструкции будут малоэффективны.

Оба элемента монтируют к трубе посредством фланцев и муфт, а также сварным способом, т.е элементы могут быть частью или разборного, или монолитного устройства.

Конструктивно и та, и другая конструкция представляет собой литой корпус и запорный элемент для регулирования потока.

Особенности строения

Отличие элементов заключается в самой конструкции запорных элементов: у задвижки это клин, шибер или параллельный запор из одного или двух дисков, который движется перпендикулярно потоку, закрывая проходное отверстие, у вентиля — клапан со шпинделем на резьбе.

Задвижка

Задвижка — деталь для перекрытия проходного отверстия. Бывают шиберными, шланговыми и параллельными, что обусловлено особенностью конструкции.

  • корпус из чугуна, стали, латуни,
  • крышка корпуса из того же материала, что и корпус,
  • запор (клин, шибер, диски),
  • шпиндель (шток на резьбе) выдвижной или вращаемый,
  • маховик или редукторный привод (для автоматического управления).
Читайте также:
Холодное копчение: как сделать генератор дыма своими руками

В трубопроводах чаще всего устанавливаются полнопроходные устройства, у которых диаметр проходного отверстия равен диаметру трубы, но в некоторых случаях используют суженные задвижки для снижения износа уплотнителей.

Задвижки более эффективно работают на крупных магистралях, где диаметр трубы выше 300 мм, и уровень давления повышенный. Задвижка лишена изгибов, и следовательно, не создает лишнего сопротивления. Одностороннее давление плотно прижимает заслонку к седлу, поэтому устройство оказывается более надежным и прочным.

Вентиль

Запорное устройство для систем различного назначения, в котором проходное отверстие перекрывается с помощью клапана.

  • корпус вентиля может быть выполнен из чугуна, стали, бронзы;
  • седло для запорного клапана;
  • сам клапан со шпинделем на резьбе;
  • рукоять для вращения

В качестве запорного элемента используется клапан, который прилегает к седлу параллельно движению рабочей среды и разделяет ее поток под прямым углом, сужая проходные отверстия. При этом сопротивление только усиливается, что создает дополнительную механическую нагрузку на запорную арматуру.

Функциональные особенности

И то и другое устройство призвано перекрывать поток транспортируемой рабочей среды в трубах, с той лишь разницей, что вентиль способен ограничивать и полностью перекрывать движение, а задвижка может находится лишь в двух положениях: либо в закрытом, когда движение прекращается, либо в открытом, когда поток свободно циркулирует.

В чем принципиальное отличие устройств

Отличия двух запорных элементов можно обозначить тремя константами:

  1. Запорный элемент в задвижке движется перпендикулярно движению рабочей среды, в вентиле — параллельно. Поэтому задвижка — более прочное и надежное устройство.
  2. Вентиль по цене более экономичен, поскольку его конструкция проще.
  3. Задвижка призвана лишь полностью перекрывать или полностью открывать движение потока, тогда как вентиль способен его регулировать.

Учимся различать вентили и задвижки

Вентиля и задвижки – два основных элемента, чаще всего используемых на промышленных трубопроводах. Без них сложно себе представить любую систему снабжения более-менее крупных размеров.

Задача такого оборудования проста – дать человеку возможность контроля над движением и состоянием транспортируемой жидкости внутри труб.

Многие люди несознательно путают вентиля и задвижки. Одни говорят, что между ними нет разницы, другие же наоборот, приписывают каждому инструменту несуществующие свойства.

Чугунный вентиль на трубопровод

Правда, как всегда, находится посередине. Вентиля и задвижки действительно отличаются друг от друга, но есть у них и сходства. В данной статье будет описано их подробное сравнение.

Особенности и назначение

Вентиль или задвижка – это запорные элементы трубопроводной системы. По стандарту называются запорной арматурой.

С запорной арматурой вы наверняка уже сталкивались. К примеру, на любой бытовой системе водоснабжения наверняка стоят краны, позволяющие ограничить поток жидкости в том или ином направлении. Полное перекрытие крана в считаные секунды блокирует движение носителя, отрезая конкретный участок ветки.

В итоге одним движением руки вы получаете возможность изолировать часть трубопровода, а затем выполнять над ней какие-то операции.

В бытовых условиях чаще всего используют клапана. Вентили и задвижки – это тоже запорная арматура, только более крупного образца.

Стандартный клапан размещают на трубы диаметром до 100 мм. Описываемые в данной статье детали слишком крупные и мощные. Их допустимо монтировать на трубы, диаметр которых только начинается от 100 мм (хотя есть и исключения).

Преимущественно подразумевается монтаж на магистральные ветки систем водоснабжения, отопления, газопроводы, маслопроводы, нефтепроводы и т.д.

Что интересно, конструкция вентиля или задвижки спроектирована так, чтобы каждый элемент смог выдержать огромное давление в условиях постоянного движения носителя. Из-за этого конструкция получается дороже, но куда эффективнее обычной клапанной арматуры.

Тип подсоединения

Мы уже отметили что, вентиль, как и задвижка, обладают схожей структурой и применяются для схожих задач. Чтобы сравнить их друг с другом, а также иметь в голове полноценную картину, чем же вентиль отличается от задвижки, нужно разобрать принцип действия каждого образца. Понять, как он работает, и из чего состоит.

Читайте также:
Теплоноситель для систем отопления: назначение, свойства, разновидности

Но перед этим обратим внимание на способы их подсоединения к трубопроводу. Они у них общие.

Элементы такого типа могут быть:

  • фланцевыми;
  • сварными;
  • муфтовыми.

Имеется в виду тип подсоединения к трубопроводу. Здесь различий практически нет. Что вентиль, что задвижка выполнены во всех вариациях.

Обычная бытовая запорная арматура

Фланцевый тип подсоединения подразумевает монтаж на фланцы. Своего рода соединительные кольца, наваренные на края, как запорной арматуры, так и трубопровода. Это хороший вариант, когда нужна надежность в комбинации с практичностью.

Фланцы наваривают на выходы, затем уплотняют резиновыми кольцами. Соединение происходит за счет стягивания болтами ответных фланцев на трубе и задвижке. Количество болтов, их размер, диаметр фланца и множество других параметров зависит от условий в каждом конкретном случае.

Фланцы удобнее всего применять в промышленности, но и в бытовых условиях, а также в гражданском строительстве от них есть толк.

Про сварные соединения, думается, вы уже и так знаете достаточно. Сварная запорная арматура не пользуется такой же популярностью, как фланцевая или муфтовая, но она тоже довольно широко представлена на рынке, а значит, не упомянуть ее было бы решением ошибочным.

Сварные фитинги монтируют на трубопроводы с помощью приваривания газовой или электрической сваркой. Плюсы подобных соединений в их прочности. Минусы – в отсутствии возможности снять запорную арматуру. А такая необходимость может появиться в любой момент.

Запорная арматура не вечна. В ней постоянно происходят динамические процессы. Изнашиваются уплотнители, расшатывается клин, стачиваются детали. Рано или поздно задвижка выйдет из строя. И вот что делать тогда, вопрос открытый.

Муфтовые образцы монтируют преимущественно на резьбовые соединения. Это промежуточный вариант между сваркой и фланцами. С ним нужно больше возиться, зато можно обойтись вообще без сварочного аппарата. Задействуются в большей степени на средних размеров гражданских системах.

Конструкция и принцип работы вентиля

Вентиль – запорная арматура регулирующего типа. Вы должны были видеть вентили если не вживую, то по телевизору.

Это крупный элемент трубопровода, немного утолщенный и с большим регулирующим кольцом, которое собственно вентилем и называют. Задача вентиля заключается в перекрытии и регулировании потока жидкости внутри трубы.

Задвижки разных диаметров

Этим он отличается от задвижки. Дело в том, что фиксируемая деталь может находиться сразу в нескольких положениях.

Если закрутить его на несколько оборотов, то поток блокируется только частично. Запорный элемент искусственно уменьшит диаметр проходного отверстия внутри, что скажется на количестве доставляемой жидкости.

Полное закрытие вентиля блокирует всю систему, точно так же, как это делает задвижка. Эта возможность выбирать положение для запорного элемента внутри вентиля – и есть основное его преимущество.

Очень часто в промышленных трубопроводах постает необходимость не просто полностью перекрыть поток жидкости, а только умерить его до определенных значений. Сделать это проще всего именно через монтаж вентилей в потенциально подходящих местах. Более удобного и простого способа человечество еще не придумало.

Разбор внутренностей

Состоит вентиль из нескольких основных деталей. Базу для всех его внутренностей содержит в себе мощный корпус.

Корпус преимущественно литой, а не разборный. Но бывают разные модели, каждая конкретная схема претерпевает некоторые изменения, в соответствии с ожиданиями и желаниями производителя.

Внутри корпуса есть отверстие для прохода жидкости. Отверстие это может быть как полноразмерным, так и уменьшенным.

Полноразмерный проход дает возможность транспортировать жидкость в полной мере, а также снижает нагрузку на внутренности вентиля. Жидкость течет без проблем, не встречая сопротивления.

Другое дело – миниатюрные вентили. Они в своем базовом состоянии не способны пропускать номинальное количество носителя за один и тот же промежуток времени.

Читайте также:
Устройство многощипцовой крыши: стропильная система и кровельный пирог + фото схем и чертежей конструкции стропил

Схематический рисунок конструкции задвижек

В центральной части корпуса находится клапанный блокиратор или просто клапан со шпинделем. К нему подсоединена резьба с направляющими, а резьбой управляют за счет вращения ручки вентиля.

Система проста и неприхотлива, от того и столь эффективна. Вращая ручку, мы передаем усилие на винтовую резьбу. Та влияет на положение клапана внутри вентиля. Закручивание ручки опускает клапан, откручивание наоборот, поднимает. Соответственно вы можете регулировать движение носителя в трубе так, как сами того пожелаете.

Важная особенность состоит в том, что в вентиле течение жидкости блокируется за счет параллельного перекрытия потока. Это сказывается на стоимости всей конструкции, а также его цене его разновидностей. Именно поэтому полнопроходный образец вентиля гораздо дороже стандартного суженного.

Конструкция и действие задвижки

Отличие задвижки от вентиля состоит в нескольких небольших, но все же крайне важных конструктивных особенностях. Разобравшись с ними, вы точно поймете, что здесь и как работает.

Задвижка выполняет те же задачи, что и вентиль. Она тоже способна заблокировать или открыть систему в любой момент.

Только вот задвижка существует в двух положениях:

  • открытом;
  • закрытом.

Третьего варианта не дано. Сама ее конструкция просто не позволяет эффективно перекрывать поток частичным образом. Запорный элемент внутри спроектирован по такой схеме не просто так.

В задвижке запорный элемент или клин находится в перпендикулярном к носителю положении. Закрывается он точно так же, перемещаясь всего на несколько десятков сантиметров вниз.

Это упрощает конструкцию, делает ее более неприхотливой и дешевой. Но также и повышает давление на все составляющие детали. Особенно, если речь идет о запорной арматуре, монтируемой на трубопроводах высокого давления.

Монтаж огромной промышленной задвижки (видео)

Схема сборки

Во многом задвижка повторяет конструкцию вентиля. Она тоже состоит из цельного литого корпуса. Она тоже может быть как полнопроходной, так и стандартной, с суженным диаметром.

Основные различия касаются самого запорного элемента. В задвижках поток блокируют клином. Закрытое положение клина прячет его в верхней седельной части. Клин никак не препятствует движению жидкости в системе.

К его направляющим подсоединена резьба, а ту контролируют вращением ручки. В общем, система та же, что и с вентилем. Различие кроется в деталях.

При вращении ручки клин просто освобождается, в один момент перекрывая всю трубу. Нижняя часть клина заходит во внутренние седла, уплотненные резиной.

Основные отличия

Перечислим все отличия вентилей и задвижек. Так вам будет проще ориентироваться и делать свой выбор.

  1. Вентилем можно регулировать поток в системе, задвижка же находится в двух состояниях: открытом и закрытом.
  2. В вентиле идет параллельное блокирование системы, задвижка блокируется перпендикулярно потоку.
  3. Задвижка быстрее изнашивается.
  4. Вентиль стоит дороже, особенно его полнопроходный вариант.

Чем отличается задвижка от вентиля: сравнение запорной арматуры

Запорные устройства, применяемые в трубопроводных системах, имеют общее назначение: при необходимости они перекрывают поток рабочей среды. Но каждый вид арматуры выполняет эту задачу по-разному. К примеру, задвижки и запорные клапаны (вентили) отличаются конструкцией и функциональными особенностями. Их специфические преимущества и недостатки определяют выбор конкретного типа арматуры в каждом случае. Чтобы вам было проще выбрать нужное устройство, мы расскажем об основных отличиях задвижки от вентиля, о разнице в их конструкции и функционале.

Конструктивные отличия

Часто можно встретить словосочетание «вентильная задвижка». Но на самом деле между задвижкой и вентилем существует разница в конструкции и принципе работы запорного элемента. Так, в задвижке в большинстве случаев просвет трубопровода перекрывается клином, который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. А у вентиля затвор выполнен в виде конуса или диска (золотника), движущегося параллельно потоку. При закрывании вентиля затвор перемещается против потока среды, при открывании – наоборот.

Чтобы любой механизм перекрывания трубопровода срабатывал, необходимо соответствующее строение корпуса арматуры. У задвижки корпус цилиндрический, среда движется через него прямо. Когда устройство открыто, для потока может стать небольшим препятствием сужение просвета и наличие в нем уплотнительных колец (они обеспечивают плотное прилегание клина, когда задвижку закрывают). Такая конструкция отличается малым гидравлическим сопротивлением.

Читайте также:
Умывальник с пьедесталом: видео-инструкция как установить своими руками, особенности установки изделий Тюльпан, размеры, характеристики, цена, фото

У вентиля корпус гораздо сложнее. В нем поток среды делает два последовательных поворота под прямым углом. Это создает большое сопротивление при поднятом затворе и существенно снижает скорость потока. Но при закрывании и открывании запорного клапана затвор перемещается лишь на 0,25 Ду, а у задвижек его необходимо переместить на полный диаметр. Из-за этого у задвижек гораздо большая строительная высота.

Кратко основные конструктивные особенности задвижки и вентиля приведены в таблице:

Конструктив Задвижка Вентиль
Строение корпуса Корпус простой цилиндрический (полнопроходный либо суженный), поток среды движется прямо Корпус со сложной внутренней конструкцией, благодаря которой поток дважды поворачивает на 90°
Затвор Клин, шибер Золотник, конусообразный затвор
Направление движения запирающего элемента Перпендикулярно потоку Параллельно потоку
Виды присоединений к трубопроводу Фланцевое, муфтовое, под приварку
Способы управления Ручное (маховиком), с применением механического редуктора, приводных механизмов (усилие передается на затвор через резьбовую пару)

Функциональные различия: преимущества и недостатки

Чем отличается задвижка от вентиля в плане эксплуатации? Начнем с того, что у этих двух видов арматуры есть много общего:

  1. Разнообразие материальных исполнений. Это позволяет подобрать задвижку или вентиль для любой рабочей среды.
  2. И задвижки, и запорные клапаны выпускаются с разными способами присоединения к трубопроводу. Их удобно монтировать в систему.
  3. Оба типа устройств обеспечивают высокую герметичность перекрывания. Они используются только для полного перекрывания потока и не могут служить регулирующей арматурой (кроме специальных моделей).

При этом у задвижек и вентилей есть свои плюсы и минусы. Для наглядности мы собрали их в таблицу:

Задвижка Вентиль
– Большой ход затвора для полного открытия (1 номинальный диаметр), следовательно, для открытия и закрытия задвижки нужно много времени + Малый ход затвора для полного открытия (до 0,25 номинального диаметра), поэтому вентиль можно открыть или закрыть быстрее, чем задвижку
+ Малое гидравлическое сопротивление (у полнопроходных задвижек оно практически отсутствует) – Высокое гидравлическое сопротивление из-за сложной конструкции корпуса
+ Отсутствие застойных зон, что позволяет использовать задвижки с густыми, вязкими, загрязненными средами – Наличие застойных зон в конструкции запорного клапана ограничивает область его применения, так как с некоторыми средами такая особенность может стать причиной ускоренной коррозии
– Сложнее обеспечить высокую герметичность перекрывания при изготовлении арматуры + Проще обеспечить требуемую герметичность затвора
– Трение при закрытии и открытии затвора постепенно приводит к износу уплотнительных поверхностей клина и корпуса + При посадке затвора в седло трение практически отсутствует
– Для уплотнения задвижек по отношению к внешней среде используются сальники + Возможно сальниковое или сильфонное уплотнение
– Задвижки устанавливаются только на прямых участках трубопровода + Существуют проходные и угловые запорные клапаны. Угловые можно устанавливать в местах поворота трубопроводов на 90°
– Направление движения среды при установке не имеет значения + При монтаже следует устанавливать арматуру так, чтобы стрелка на корпусе совпадала с направлением потока среды
+ Возможность применения задвижек на трубопроводах с большими Ду. При диаметре свыше 30 мм они работают эффективнее, чем клапаны – Ограничение по диаметру (при большом условном диаметре работа вентиля сильно усложняется, мощный поток среды мешает правильной посадке затвора в седло)
– Большая строительная высота и масса + Малая строительная высота, меньшая, чем у задвижки масса
+ Малая строительная длина – Строительная длина примерно в 1,5 раза больше, чем у задвижки аналогичного Ду

Таким образом, между вентилем и задвижкой есть принципиальные различия, которые влияют на область их применения и процесс эксплуатации.

Чем отличается затвор от задвижки?

Рассмотрев отличия между задвижками и вентилями, стоит упомянуть и затворы. Нередко их путают с однодисковыми задвижками из-за похожей формы запорного элемента. Между тем, они отличаются принципиально.

В то время как в задвижке запирающий диск опускается и поднимается, двигаясь перпендикулярно потоку, в затворе он всегда находится в просвете трубопровода и движется только вокруг своей оси. В открытом виде диск затвора поворачивается параллельно движению потока, а в закрытом – встает перпендикулярно трубе, перекрывая ее. Как и задвижки, затворы практически не создают гидравлического сопротивления. Но они отличаются еще более простой конструкцией, меньшей строительной длиной и небольшой высотой. Кроме того, затворы можно использовать в качестве регулирующих устройств.

Хотите уточнить, какая арматура лучше подойдет ля вашего трубопровода, и сразу заказать ее по выгодной цене? Обращайтесь в «Компанию Север». Звоните, консультируйтесь или оформляйте заказ прямо из каталога. Мы поможем подобрать нужные устройства и доставим их в любую точку страны.

Чем отличается задвижка от вентиля: сравнение запорной арматуры

Запорная арматура для трубопроводных систем применяется для перекрытия потока рабочей среды. Но существует несколько типов изделий, выполняющих данную функцию по-разному, исходя из своих конструктивных особенностей. У них имеются собственные преимущества и недостатки.

Для облегчения выбора подходящего устройства рассмотрим основные различия между разными типами запорной арматуры.

Отличие вентиля от задвижки?

Вентили и задвижки имеют разный принцип работы запорного узла. Во втором случае проходное отверстие трубопровода перекрывается клином/ножом, перемещающимся перпендикулярно потоку среды. В случае с вентилем запорный узел представляет собой конус или золотник, который движется параллельно рабочему потоку. При закрытии вентиля затвор перемещается против потока, при открытии — в обратном направлении.

Для наглядности рассмотрим вентиль и задвижку в разрезе:

Конструктивные отличия

У задвижек и вентилей различная конструкция корпуса арматуры. У задвижек он цилиндрический, поток среды проходит прямо через него. Возможно небольшое сужение просвета проходного отверстия, наличие уплотнительных прокладок и колец, обеспечивающих герметичность прилегания затвора при закрытии задвижки. Для такого типа арматуры характерно малое гидравлическое сопротивление.

У вентилей сложная конструкция корпуса, в которой потоку среды приходится делать два последовательных поворота под углом в 90 градусов. Из-за этого образуется большое гидравлическое сопротивление при поднятом затворе, скорость потока снижается. Однако, при открытии/закрытии запорного узла затвору нужно переместиться только на 0,25Ду, а не на полный диаметр условного прохода, как в случае с задвижкой.

Рассмотрим сходства и различия конструкции вентилей и задвижек в сравнении:

Цилиндрический, суженный или полнопроходной. Движение среды — прямое

Сложная внутренняя конструкция корпуса, двойной поворот потока среды под прямым углом

Направление затвора относительно потока среды

Фланцевое, муфтовое, сварное

Фланцевое, муфтовое, сварное

Ручное, с помощью редуктора, электро- или пневмопривода

Ручное, с помощью редуктора, электро- или пневмопривода

Схема прохождения потока через вентиль и задвижку:

Функциональные различия: достоинства и недостатки

Задвижки и вентили имеют много сходств в плане эксплуатации. Например, для их производства используются одни и те же материалы. Кроме того, у них одинаковые варианты подсоединения к трубопроводам. Допускается резьбовое, сварное и фланцевое соединение. В-третьих, оба варианта имеют повышенную герметичность, выполняют только запорную функцию без возможности регулировки потока. Рассмотрим плюсы и минусы задвижек и вентилей.

Задвижки имеют много достоинств:

  • Малое гидравлическое сопротивление у всех моделей, благодаря конструктивным особенностям корпуса.
  • У них нет застойных зон. Это позволяет применять данную арматуру при транспортировке вязких и загрязненных сред.
  • Высокая герметичность перекрытия потока.
  • Большой диапазон рабочих температур (обуславливается материалом корпуса).
  • Надежная конструкция запорного узла и большое разнообразие типоразмеров.
  • Малая строительная длина, высота зависит от конструкции задвижки (с выдвижным или невыдвижным шпинделем).
  • Направление рабочей среды при установке не имеет значения.
  • Простота конструкции и технического обслуживания, ремонтопригодность арматуры.
  • Возможность использования на трубопроводных линиях с любым условным проходом.
  • Для затвора проходного отверстия требуется больше времени, т. к. запорному элементу нужно пройти большее расстояние (весь Ду трубы).
  • Износ уплотнительных поверхностей и колец арматуры.
  • Применение только сальникового узла для герметизации.
  • Установка возможна только на прямых участках трубы.
  • Большая масса, строительная высота.

Задвижки могут применяться в различных трубопроводных системах для переноса агрессивных жидкостей, газа. При подборе арматуры необходимо обращать внимание на материал конструктивных элементов, имеющих контакт с рабочей средой — они должны обладать коррозионной устойчивостью к переносимым веществам.

Преимущества использования вентилей:

  • Для закрытия затвору нужно пройти небольшое расстояние, равное примерно 0.25Ду. Поэтому перекрытие потока осуществляется быстрее по сравнению с задвижками.
  • Трение при посадке затвора в седло практически отсутствует, нет износа уплотнений.
  • Для герметизации можно использовать сальниковое или сильфонное уплотнение.
  • Несколько вариаций монтажа вентилей на трубопроводах. Различают проходные и угловые модели. Последние применяются в местах поворота трубопроводных линий (на угол в 90 градусов).
  • Малая строительная высота, относительно небольшая масса.
  • Простота обслуживания, высокая герметичность.
  • Широкий диапазон рабочих температур (зависит от материала корпуса).

Основные недостатки вентилей:

  • Высокое гидравлическое сопротивление, склонность к гидроударам из-за сложной конструкции корпуса с поворотом среды внутри него.
  • Имеются застойные зоны, что ограничивает применение изделий при работе с некоторыми средами.
  • Вентили нельзя устанавливать на трубопроводы с большим диаметром из-за высокой мощности потока, препятствующей правильной ориентации затвора в седле.
  • Высокая строительная длина (примерно в 1,5 раза больше по сравнению с задвижками).
  • Направление потока рабочей среды играет важную роль. Арматуру устанавливают по стрелке на корпусе.

Как отличить вентиль от задвижки визуально

Гораздо проще понять, что перед вами, вентиль или задвижка — прочитать маркировку на корпусе. У всех типов запорной арматуры имеется цифровое обозначение. У задвижек это 30, 31, а у вентилей — 13, 14, 15.

Если на корпусе в начале обозначения стоит «14», то перед вами — вентиль. Также маркировка включает в себя данные о наличии/отсутствии привода, материале корпуса и т. п.

Как отличить вентиль от задвижки?

Задвижки и вентили – наиболее популярные виды запорной арматуры, применяемые для оперативного перекрывания потока рабочей среды в технологических трубопроводах, инженерных коммуникациях и магистральных линиях. Вентили и задвижки различаются по конструктивному исполнению запорного органа, а также по направлению его перемещения относительно потока транспортируемой среды. Существенные конструктивные различия влияют на особенности режима эксплуатации, что учитывается при выборе оптимального оборудования для определенных условий применения.

Рис. 1 Внешний вид вентиля

Запорный узел вентиля перемещается параллельно потоку рабочей среды. По этой причине корпус вентиля визуально отличается от аналогичного элемента чугунной или стальной задвижки. Более сложная конфигурация металлического корпуса вентиля обусловлена необходимостью поворота потока рабочей среды. Чугунные и стальные корпуса задвижек отличаются лаконичной простотой форм за счет простой конструкции запорного узла, перемещающегося перпендикулярно потоку рабочей среды.

Потребитель, задающийся вопросом как отличить вентиль от задвижки, прежде всего может обратить внимание на внешние особенности корпуса запорной арматуры. Заметные внешние различия, основанные на особенностях перемещения запорного органа, дополняются специфическими характеристиками внутренних компонентов запорной арматуры. Задвижки могут использоваться для оборудования трубопроводов большого диаметра с высоким давлением транспортируемой среды. Одностороннее давление на запорный орган задвижки способствует максимально плотному примыканию заслонки арматуры к седлу. При большом напоре вентилем легче перекрыть подачу, но сложнее ее открыть.

Особенности применения вентилей

Вентили, именуемые запорными клапанами, отличаются относительно небольшими размерами в сравнении с задвижками, предназначенными для оснащения трубопровода аналогичного диаметра. Перемещение запирающего органа параллельно оси потока рабочей среды производится с уменьшенными физическими усилиями.

Относительно небольшой ход шпинделя запорного клапана не превышает четверти диаметра трубопроводной магистрали. Необходимость разворота потока среды внутри металлического корпуса приводит к заметному увеличению строительной длины вентилей. Увеличение гидравлического сопротивления провоцируется конструктивным исполнением, изменяющим направление потока, а также относительно небольшим проходным сечением седла запорной арматуры. Преимущества вентилей:

  • Высокая скорость выполнения технологических операций;
  • Малый ход затвора, необходимый для полного открытия;
  • Относительно небольшая масса и строительная высота;
  • Для перекрытия потока требуется небольшое механическое усилие;
  • Высокая герметичность за счет применения эластичных уплотнительных колец;
  • Отсутствие трения затвора, обеспечивающее минимизацию износа запорного органа;
  • Простое техническое обслуживание;
  • Возможность ремонтного восстановления изношенного оборудования;
  • Применение в трубопроводах с агрессивными рабочими средами;
  • Эксплуатация при высоком давлении транспортируемой среды;
  • Широкий диапазон рабочих температур.

Более высокое гидравлическое сопротивление вентилей, обусловленное особенностями конструктивного исполнения запорной арматуры, провоцирует значительные потери энергии за счет необходимости повышения рабочего давления в эксплуатируемой системе. В большинстве случаев увеличение гидравлического сопротивления системы за счет применения вентилей относительно невелико, но этот фактор необходимо учитывать при проектировании трубопроводных систем и планировании рабочих режимов.

При эксплуатации вентилей необходимо соблюдать определенное направление потока рабочей среды, указанное на корпусе запорной арматуры. Противоположная ориентация вентиля приводит к заметным затруднениям при открывании, а также может спровоцировать срыв тарелки со стального штока и полный выход оборудования из строя.

Запорные вентили обеспечивают высокий уровень герметизации при перекрытии потока рабочей среды, что позволяет использовать компактные устройства для оборудования трубопроводов, эксплуатируемых в сложных условиях. Прочный стальной корпус выдерживает высокое давление и большие колебания температур. Запорные клапаны применяются на трубопроводах относительно небольшого диаметра. Более сложная конфигурация корпуса сопряжена с потенциальным риском наличия застойных зон, накапливающих загрязнения, проникающие в систему.

Особенности применения задвижек

Стальные и чугунные задвижки различного конструктивного исполнения применяются для герметичного перекрывания технологических линий, инженерных коммуникаций и магистральных трубопроводов. Запорная арматура, отличающаяся простым конструктивным исполнением, оптимизирована для безаварийного применения в различных условиях технической эксплуатации.

Рис. 2 Фланцевая чугунная задвижка

Малое гидравлическое сопротивление за счет полнопроходного исполнения корпуса позволяет применять задвижки для комплектации магистральных трубопроводов с высокой скоростью движения транспортируемой среды. Преимущества задвижек:

  • Стабильная эксплуатация при любых характеристиках среды;
  • Простота конструктивного исполнения;
  • Герметичное перекрытие потока транспортируемой среды;
  • Широкий диапазон предельно допустимых температурных показателей;
  • Минимальное гидравлическое сопротивление;
  • Надежная конструкция запорного механизма;
  • Широкое разнообразие типоразмеров;
  • Относительно небольшая строительная длина;
  • Ремонтопригодность эксплуатируемого оборудования;
  • Возможность выполнения операций при различном уровне давления в системе;
  • Удобное техническое обслуживание.

Для минимизации физических усилий, при выполнении технологических операций открывания и перекрывания потока, задвижки могут оснащаться редукторными механизмами с прочным металлическим штурвалом. Штурвалы маркированы указателями направления вращения для безошибочных действий персонала при открывании или закрывании запорного механизма. Некоторые модели задвижек оснащаются дублирующими указателями направления на крышке.

Задвижки с выдвижным шпинделем отличаются относительно большой строительной высотой, ограничивающей потенциальную возможность применения запорного оборудования внутри малогабаритных помещений. Сравнительно большое время открывания и закрывания задвижек исключает возможность применения популярной разновидности запорной арматуры на технологических линиях, где актуально высокоскоростное выполнение операций.

Возможность применения на трубопроводах, транспортирующих агрессивные жидкости, зависит от материала корпуса и запорного элемента задвижки. Стабильно популярная чугунная запорная арматура оптимизирована для комплектации водопроводных, отопительных, противопожарных и канализационных систем, где рабочей средой является холодная, горячая, чистая или загрязненная вода. Стальные задвижки могут применяться для комплектации нефтепроводов и технологических линий, транспортирующих агрессивные вещества и химически активные соединения. Применение коррозионностойких элементов в различных модификациях задвижек обеспечивает стабильно высокую прочность компонентов, регулярно подвергаемых высоким нагрузкам.

Правильное положение при монтаже

Оснащение различных типов запорной арматуры типовыми стальными фланцами обеспечивает простое выполнение монтажных операций. Фланцевые соединения позволяют оперативно заменять неисправную запорную арматуру без необходимости выполнения сложных подготовительных операций. Замена арматуры, оснащенной фланцами, производится без демонтажа соседних участков и проведения сварочных операций. Для герметизации соединений, стягиваемых стальными шпильками с гайками, применяются прокладки соответствующей конфигурации, размещаемые между ответными фланцами, идентичными по размеру.

При монтаже задвижек, нет необходимости учитывать направление потока рабочей среды. В задвижках рабочая среда может транспортироваться в обе стороны.

Рис. 3 Типоразмеры задвижек

При установке задвижек допускается любая ориентация устройства независимо от потока рабочей среды. Конструктивное исполнение запорного элемента клиновых и параллельных задвижек обеспечивает гарантированную работоспособность оборудования при любом направлении потока транспортируемой жидкой или газообразной среды.

Выбор оптимального технического решения

При выборе оптимальной разновидности запорной арматуры учитываются индивидуальные особенности режима предстоящей эксплуатации. Кроме технических параметров на выбор оборудования влияют ценовые показатели, особо актуальные при необходимости приобретения большого количества запорной арматуры.

Сферы применения вентилей

Для комплектации трубопроводов относительно небольшого диаметра могут применяться запорные клапаны (вентили), отличающиеся простым конструктивным исполнением и низкой себестоимостью. Вентили стабильно функционируют при скачках и перепадах давления в системе. Компактные устройства с небольшой строительной высотой оптимальны для оборудования участков трубопроводов, пролегающих внутри тесных промышленных и подсобных помещений.

Конструктивное исполнение запорного механизма вентиля позволяет применять практичную арматуру для комплектации трубопроводов с различными характеристиками транспортируемой среды, обеспечивая стабильную работу технологического оборудования. Ручное управление, исключающее необходимость стабильного электроснабжения для функционирования электропривода, обеспечивает гарантированную работоспособность вентиля при аварийных ситуациях, когда особо актуальна возможность оперативного перекрывания трубопровода. Малый ход маховика позволяет предельно ускорить выполнение операции перекрывания или открывания трубопровода. Уплотнение затвора вентиля при перемещении не перетирается о седло, что позитивно отражается на периоде безаварийной эксплуатации арматуры.

Особенности применения задвижек

При оборудовании трубопроводных сетей диаметром более 300 мм целесообразно применение задвижек, адаптированных для бесперебойной работы в сложных технических условиях. Небольшая строительная длина задвижек позволяет максимально плотно выполнять монтаж оборудования, что особо актуально в промышленных условиях при необходимости рациональной компоновки многочисленных устройств. В зависимости от режима эксплуатации применяются задвижки с выдвижным или не выдвижным шпинделем, обладающие индивидуальными техническими преимуществами.

Выдвижной шпиндель

Арматура с выдвижным шпинделем, отличающаяся увеличенной строительной высотой, может устанавливаться исключительно в просторных помещениях при отсутствии физических ограничений. Свободный доступ к ходовому узлу задвижки обеспечивает удобное техническое обслуживание оборудования в процессе эксплуатации.

Отсутствие негативного воздействия рабочей среды помогает сохранить безупречную функциональность ходового узла для удобного управления и бесперебойной эксплуатации технологического оборудования. Основной недостаток применения задвижек с выдвижным шпинделем – необходимость планирования места для свободного хода рабочего узла при закрывании и открывании потока транспортируемой среды.

Не выдвижной шпиндель

Задвижки, оборудованные не выдвижным шпинделем, отличаются уменьшенной строительной высотой, оптимальной для монтажа оборудования в условиях ограниченного пространства. Отсутствие технического обслуживания ходового узла, погруженного в рабочую среду, сокращает период безремонтной эксплуатации оборудования. Задвижки с не выдвижным шпинделем не рекомендованы к применению на ответственных объектах.

Сфера применения необслуживаемых задвижек с не выдвижным шпинделем ограничена водой, и неагрессивными нефтепродуктами. Рабочая среда должна не иметь абразивных частиц, твердых примесей и коррозионных свойств. Компактные задвижки удобно размещаются в небольших помещениях, технологических колодцах, нефтяных скважинах и подземных коммуникациях.

Температурные режимы

Диапазон допустимых температур при эксплуатации запорной арматуры зависит от материала корпуса внутренних компонентов. Стальные вентили и различные модификации стальных задвижек способны безотказно функционировать при высокой температуре транспортируемой среды, достигающей несколько сотен градусов. Применение термостойких компонентов, не подверженных коррозии, обеспечивает высокий уровень герметичности при транспортировке холодной воды, пара, нефтепродуктов и технологических жидкостей. Шпиндель из углеродистой стали обладает высокой прочностью и неизменной функциональностью при работе в различных температурных режимах.

Недорогие чугунные модели задвижек оптимизированы для управления потоками рабочей среды температурой до +90 °С. Чугунные задвижки могут применяться для оборудования водопроводных, противопожарных, отопительных и канализационных сетей. Арматура для трубопроводов большого диаметра оснащена редукторным механизмом, упрощающим выполнение операций закрывания и открывания запорного узла. Применение высокопрочных полимерных уплотнителей обеспечивает гарантированную герметичность перекрывания потока независимо от температурных показателей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: