Что обычно кладут на обрешетку под ондулин?

Шаг обрешетки под ондулин и монтаж контробрешетки своими руками

16.11.2016 5,948 Просмотров

Обустройство кровли – процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых требует грамотного подхода.

Помимо всего прочего, кровельные работы часто включают в себя процедуру утепления, так как до 20% тепла может улетучиваться именно через крышу, что для любого хозяина – довольно ощутимая потеря, влекущая за собой дополнительные расходы на отопление.

Один из важных моментов при теплоизоляции кровли – сооружение обрешетки, которая позволит создать необходимый вентиляционный зазор и послужит основанием для кровельного покрытия. Ниже будет рассмотрена обрешетка крыши под ондулин.

Характеристики ондулина

Ондулин – материал, изготавливаемый из высококачественных компонентов. Для производства гофрированных листов используют:

  • целлюлозные волокна (основной компонент);
  • очищенный по специальной технологии битум;
  • смола и минеральные добавки;
  • натуральные экологически чистые пигменты.

Рассматриваемый вид кровельного покрытия имеет целый набор отличительных преимуществ:

  1. Водостойкость. Благодаря специальному составу, которым пропитаны ондулиновые листы, материал обладает стопроцентной водонепроницаемостью.
  2. Устойчивость к щелочным и кислотным веществам, а также нефтепродуктам (бензин, дизтопливо).
  3. Легкий вес. Стандартный лист изделия весит всего 6,5 кг, что в четыре раза легче шифера. Это упрощает транспортировку материала, а также монтажные работы, при которых поднять лист на крышу сможет даже один человек.
  4. Простой и быстрый монтаж, для которого не требуется наличие высокопрочной стропильной системы, а раскладка листов ондулина не представляет собой ничего сложного.
  5. Для резки ондулина подойдет обычная ножовка по дереву, которую желательно смазать маслом – такой прием позволит легко порезать материал на нужные фрагменты. Как правильно резать ондулин читайте здесь.
  6. Благодаря гибкости материала листу можно придать любую форму. Поэтому его можно использовать для отделки крыш с самой затейливой конфигурацией.

Теперь, что касается недостатков материала:

  1. Ондулин быстро выгорает на солнце, поэтому со временем материал приобретает невзрачный вид из-за поблекшей расцветки.
  2. По ондулину нельзя ходить, так как на поверхности легко можно оставить существенные вмятины.
  3. Намокший материал не держит форму, поэтому под него нужно сооружать максимально ровную обрешетку.
  4. Содержания битума в составе изделия придает ему высокие свойства горючести.
  5. Через несколько лет поверхность покрытия поражают мхи и различные грибки, что приводит к появлению зеленых пятен на плохо освещенных местах.

Что такое обрешетка и зачем она нужна

Обрешетка крыши – это конструкция из досок или брусьев, которые укладывают поперек стропильных ног, так называемая контробрешетка под ондулин. Такой каркас служит основанием для крепления кровельного материала.

Еще одна функция обрешетки – это создание зазора между изоляцией и кровельным покрытием, благодаря которому конденсат и водяные пары будут свободно испаряться наружу. В результате получается своеобразная вентиляционная система.

Шаг обрешетки под ондулин

Шаг обрешетки для ондулина зависит от угла уклона кровельных скатов.

При наклоне 5-10 градусов потребуется сооружение сплошной обрешетки, для которой можно использовать доску, фанеру или OSBплиты.

Крепление ондулина (расстояние обрешетки) рассчитывается по следующей схеме: если уклон ската кровли составляет 10-15 градусов, шаг поперечных брусьев (сечением 40х50 – 50х60 мм) должен составлять 0,4-0,45 м.

Для монтажа обрешетке на крыше, угол наклона которой превышает 15 градусов, можно увеличить расстояние между брусьями до 0,6 м.

В снежных регионах рекомендуется сократить шаг конструкции до 0,45 м, чтобы кровельный материал не прогибался под снеговой нагрузкой.

обрешетка под ондулин: размеры и шаг крепления

Расчет пиломатериалов

Какой оптимальный размер обрешетки для ондулина? Для проведения расчетов сначала выполняют необходимые замеры на скатах. После этого можно приступать к подсчету необходимого количества пиломатериалов, действуя в соответствии с нижеприведенным примером:

  1. Общая площадь крыши – 96 м2 (периметр одного ската – 6х8).
  2. Размер используемых досок – 0,2х6 м (толщина 30 мм).
  3. Площадь доски – 0,2*6 = 1,2.
  4. Общее число досок – 96/1,2 = 80 штук.
  5. Кубатура одной доски – 0,2*0,03*6 = 0,036 м3.
  6. Общее количество кубов пиломатериала – 80*0,036 = 2,88 м3.

При обрешетке с шагом 0,4 м для такой же площади кровли расчет будет представлять собой следующую схему:

  1. Количество досок на одном скате – 6/0,4 = 15 штук.
  2. Погонаж досок на одном скате – 15*8 = 120 м.п.
  3. На обоих скатах погонаж составит – 120*2 = 240 м.п.
  4. Общее число досок длиной 6 метров – 240 м.п./6 = 40 штук.
  5. Объем пиломатериалов составит – 40*0,036 = 1,44 м3.

При расчете не стоит забывать и про так называемые «особые зоны», к которым относятся слуховые или мансардные окна. Сплошная обрешетка вокруг этих конструкций рассчитывается по приведенной выше схеме с учетом их площади. Чтобы рассчитать количество листов ондулина для кровли, вам пригодится онлайн калькулятор.

Читайте также:
Современный проект пристройки к старому дому

Еще одна деталь крыши, наличие которой следует учесть при расчете пиломатериалов – это конек. Для его обустройства вверху кровли прибивают дополнительные доски – по одной с каждой стороны ската, и еще одну по центру – для установки коньковых элементов.

К результатам расчетов стоит прибавить 10% на монтажные расходы.

Обрешетка под ондулин своими руками

К установке обрешетки приступают после монтажа гидроизоляционного материала, который укладывают поверх стропильных балок. Как правильно сделать обрешетку под ондулин, мы подробно расскажем далее. Процесс сооружения конструкции включает в себя следующие процедуры:

  1. Обрешетка для ондулина делается в следующем порядке. Прежде всего обустраивается карниз, на который монтируются крепежные элементы для желобов. При этом карнизная доска должна быть толще и шире остальных, а расстояние до следующей поперечной детали – меньше, чем шаг между последующими, то есть примерно – 28-30 см.
  2. После установки карнизной доски можно браться за монтаж остальных досок. Все детали крепятся саморезами или гвоздями.
  3. Далее устанавливают ветровую доску, которая должна на 35-40 мм возвышаться над обрешеткой.
  4. Заключительный этап – крепление коньковых досок для установки конька, защищающего чердачное помещение от осадков.
  5. Про крепление ондулина к обрешетке читайте здесь.
  6. Не забудьте про пароизоляцию и гидроизоляцию кровельного пирога!

Схема крепления обрешетки

Монтаж ондулина своими руками

Помимо всего прочего также стоит учесть следующие моменты:

  • при необходимости наращивания досок по ширине кровли их нужно располагать в шахматном порядке, а иначе может случиться так, что шиферные листы будут уложены только на стыках, не имея необходимого упора;
  • при сооружении сплошной обрешетки нужно соблюдать зазор между досками (10 см). Если же производится монтаж обрешетки под ондулин из фанерных или OSB плит, материал укладывают впритык между собой.

Полезное видео

Заключение

При правильном выполнении всех необходимых расчетов и соблюдении технологии проведения работ готовая конструкция станет надежным основанием для кровельного покрытия, а сам материал ляжет ровно и прослужит максимально долгое время.

Какой шаг обрешетки под ондулин выбрать – расстояние для монтажа своими руками

Ондулин, или битумный шифер, представляет собой довольно удобный материал с хорошими эксплуатационными и визуальными характеристиками. На фоне других материалов, рассматриваемый выделяется в первую очередь небольшим весом, что позволяет снизить затраты на обустройство стропильной системы.

Кроме того, ондулин отличается длительным сроком службы, но реализовать его удается только в том случае, если кровельное покрытие смонтировано на качественной обрешетке. В данной статье речь пойдет о том, как правильно сделать обрешетку под ондулин.

Материал и шаг обрешетки

Для монтажа обрешетки могут использоваться следующие материалы:

  • Доски;
  • Влагостойкая фанера;
  • Плиты OSB;
  • Необрезной тес.

Зависимость размеров от уклона крыши

Ондулин подходит для кровли крыш с углом наклона скатов от 5 градусов, а зависимость шага обрешетки от угла наклона кровли выглядит следующим образом:

  1. Уклон от 5 до 10 градусов. При таком наклоне кровли потребуется сплошная обрешетка. Ондулин в данном случае должен укладываться с 300-мм нахлестом, а боковое перекрытие должно составлять две волны.
  2. Уклон от 10 до 15 градусов. В данном случае расстояние обрешетки под ондулин должно составлять около 40-45 см. Нахлест листов при такой величине уклона можно снизить до 200 мм, а боковое перекрытие – до одной волны.
  3. Уклон более 15 градусов. Шаг обрешетки под ондулин при уклоне свыше 15 градусов имеет смысл увеличить до 60 см, но только при среднем уровне осадков. Если же в зимнее время в регионе выпадает много снега, то лучше будет уменьшить расстояние между элементами обрешетки до 45 см. Ондулин в данном случае укладывается с нахлестом около 170 мм, а сбоку листы перекрываются одной волной.

Для монтажа обрешетки при большом уклоне крыши используются бруски сечением 40х50, 50х50 или 50х60 мм. Размеры обрешетки под ондулин рассчитываются только после точного измерения кровельных скатов. Зная размеры обрешетки и шаг установки ее элементов, можно рассчитать необходимое количество материалов. Кроме расчета обрешетки, нужно определить еще и количество материалов, необходимых для монтажа контробрешетки.

Отдельным пунктом стоит расчет количества материал для монтажа сплошной обрешетки в следующих точках:

  • Примыкания кровли к стенам;
  • Вокруг дымоходов и слуховых окон;
  • Возле карнизных свесов;
  • Возле конька;
  • Под ендовами.

Закончив проведение расчетов, нужно увеличить итоговое значение на 10% – при монтаже обязательно будут подрезки, а увеличение позволит их компенсировать.

Как правильно сделать сплошную обрешетку

Сплошная обрешетка под ондулин, строго говоря, сплошной зачастую не является. Крепить элементы обрешетки можно не впритык, а на небольшом расстоянии, около 2-5 см – на прочности готовой конструкции это не отразится, зато даст возможность немного сэкономить на материалах.

Читайте также:
Шторы к серым обоям (150 фото новинок) - оригинальные решения по оформлению дизайна интерьера серого цвета

Чтобы экономия была максимальной, обрешетку нужно создавать из необрезного теса. Обязательное условие – на тесе не должно быть обзола, который всегда мешает монтировать обрешетку под битумный шифер. При использовании теса рекомендуется укладывать элементы так, чтобы их направления чередовались.

Выбор материалов для обрешетки

Обрешетка под ондулин своими руками чаще всего обустраивается с использованием хвойных пород древесины. Это обусловлено тем, что в состав сосновых пиломатериалов входит большой объем смолы – а это продлевает срок службы древесины, предотвращая ее преждевременное гниение. Кроме того, хвойные материалы отличаются небольшой стоимостью.

Для обустройства основания под ондулином обычно используются обрезные доски или бруски сечением 50х40, 50х50 или 50х60 мм. Все доски должны соответствовать определенным стандартам: толщина изделия не может быть меньше 25 мм, а ширина – от 100 до 150 мм.

Использовать материалы разной толщины крайне нежелательно – битумный шифер в местах соединения досок будет разрушаться гораздо быстрее, чем при использовании одинаковых изделий. Обрешетка должна быть ровной, чтобы кровельное покрытие не деформировалось.

Перед тем, как сделать решетку под ондулин, нужно проверить все пиломатериалы на предмет наличия различных дефектов. Если доски повреждены, то их, разумеется, использовать нельзя – это снизит надежность и долговечность крыши. Хорошие изделия перед монтажом необходимо пропитать защитными составами, которые предотвратят их возгорание и биологическое разрушение.

Технология монтажа обрешетки под ондулин своими руками

Монтаж обрешетки осуществляется после того, как уложена гидроизоляция и рейки контробрешетки. В первую очередь необходимо сделать карнизные свесы, причем толщина досок карнизов должна превышать толщину обрешетки. Вторую доску обрешетки нужно устанавливать на расстоянии около 300 мм от карниза, причем они должны располагаться параллельно. Все остальные элементы обрешетки устанавливаются в соответствии с проектом.

Крепление элементов осуществляется при помощи гвоздей или саморезов, а выбор материалов осуществляется так:

  • Если стропила установлены на одном уровне, то для фиксации обрешетки вполне можно использовать гвозди;
  • В том случае, если стропила располагаются на разной высоте, то для выравнивания элементов обрешетки лучше выбрать саморезы.

Когда монтаж завершен, необходимо проверить выравнивание обрешетки. Технология этого процесса очень проста: при помощи шнура измеряются обе диагонали ската, и если они не соответствуют друг другу, то конструкцию придется переделывать. После проверки обрешетки остается установить ветровые и коньковые доски.

Заключение

Надежная обрешетка – это обязательный элемент любой кровли, позволяющий качественно установить кровельное покрытие. Грамотно спроектированная и собранная обрешетка под ондулин позволит этому покрытию в полной мере реализовать свои достоинства.

Подробная инструкция по монтажу ондулина на крышу

Еврошифер, это второе название ондулина, привлекает невысокой ценой и хорошими эксплуатационными свойствами. Его выбирают для покрытия крыш дачных и жилых домов, бань и хозяйственных построек. Материал несложно укладывать, с этим справится даже начинающий кровельщик. Подробно разберем технологию монтажа ондулина.

Все о правильной укладке еврошифера

Ондулин: что это за материал

Основа еврошифера — целлюлозные волокна. Их смешивают с различными добавками, прессуют и вымачивают в расплавленном битуме. В результате получается пластичный, легкий, водостойкий материал, по виду напоминающий черепицу. Его окрашивают проникающими пигментами в самые разные цвета. Правда, со временем на сильном солнце он выгорает, яркие тона становятся блеклыми. Материал экологичен и безопасен.

Ондулин устойчив к агрессивной химии, кислоты и щелочи его не разрушают. Однако мхи и грибки охотно поселяются на пористой поверхности. Еврошифер хорошо переносит морозы и жару. Но при низких температурах он становится хрупким, а в жаркую погоду немного размягчается. Материал, особенно многослойный, — хороший изолятор. Это выгодно отличает его от, например, металлочерепицы. Он гасит звуки, поэтому шум от дождя в комнатах не слышен.

Ондулиновые листы легко укладывать. Учитывая их небольшой вес, делать это можно в одиночку. Причем допускается укладка на старую кровлю, например, на шифер. Правильно уложенный еврошифер прослужит не меньше 15-20 лет и даже дольше. К недостаткам покрытия относят выгорание, недостаточную пожароустойчивость. Еще один минус — прямая зависимость прочности ондулиновой кровли от правильности ее укладки. Если технологи была нарушена, в первую очередь пострадает прочность.

Как рассчитать необходимое количество материала

Посчитать, сколько потребуется материала, несложно. Для этого надо знать площадь кровли. Она рассчитывается умножением длины ската на его ширину, в случае односкатной крыши. Если скатов два, полученные значения прибавляются. Если кровля сложной формы, рассчитываются площади ее участков, затем все складывается. Полученное число нужно разделить на полезную площадь ондулинового листа. Она отличается от обычной площади тем, что в нее не входят торцевые и боковые нахлесты. Чем более пологий уклон, тем нахлесты должны быть больше.

Читайте также:
Удаляем грязь и старую побелку – все нужно делать правильно!

После того как полезная площадь посчитана, можно определить нужное количество кровельного материала. Для этого надо разделить площадь всей крыши на полезную площадь одного листа. Полученное число надо увеличить на 10-15%. Этот запас пригодится, если какие-то фрагменты будут испорчены при раскрое или монтаже, т.п.

Вместе с облицовкой покупаются крепления. Это гвозди со специальной шляпкой. Старый вид крепежа имеет декоративную вставку, которая крепится на шляпку после забивания гвоздя. Новая модификация выпускается без нее. Если есть возможность, лучше выбирать второй вариант крепежа. Он быстрее устанавливается. Цвет шляпок подбирается по расцветке ондулина. На один лист требуется 15-20 гвоздей, это зависит от его модификации. Желательно брать крепежи с небольшим запасом.

Кроме того, понадобятся деревянные бруски для сборки обрешетки, пластиковая гидро- и пароизоляция. Крепежи и скотч для их закрепления. Если кровельные скаты пологие, устанавливают сплошную обрешетку. Для ее изготовления потребуются цементно-стружечные или ОСБ плиты, влагостойкая фанера, доски.

Технология укладки ондулиновых листов

Поэтапно разберем процесс монтажа кровли из ондулина.

1. Установка обрешетки

Для еврошифера ставят сплошную или разреженную обрешетку. Выбор делают исходя из угла уклона ската. Если он находится в пределах от 5˚ до 10˚, выбирают сплошной вариант. Важный момент: для покрытия еще более пологих крыш использовать ондулин запрещено.

Сплошная обрешетка

Укладывается на стропильные ноги. Желательно предварительное обустройство гидроизоляции: на стропильных ногах укладывают полосы гидроизоляционной пленки, закрепляют их брусками контробрешетки сечением 0,5х0,3 см. Поверх монтируются обрешеточные плиты. Их толщина — от 1-1,2 см. Укладывают их в перпендикулярно стропилам в шахматном порядке, чтобы стыки плит в рядах не совпадали. Между плитами обязательно должен остаться деформационный зазор в 3 мм.

Разреженная конструкция

Собирается из бруса сечением 0,5х0,5 см или выровненных досок сечением 0,25х1 см. Как и в предыдущем случае, желательно предварительно уложить гидроизоляцию. Делается это аналогично уже описанному выше. Величина шага обрешетки зависит от крутизны уклона ската. Если он находится в пределах от 11˚ до 15˚, расстояние между центрами соседних направляющих должно быть не более 45 см. При уклоне свыше 15˚ это расстояние увеличивается до 61 см.

Верхняя направляющая всегда укладывается вдоль конька. Нижняя ставится по краю стропильных ног. При этом надо учесть, что длина незакрепленного края ондулинового листа не может быть больше 300-350 мм. Иначе он сломается. Для укрепления края кровли рекомендуется в этой части усилить обрешетку, то есть проложить дополнительный элемент между уложенными по плану направляющими.

2. Укладка еврошифера

Срок службы ондулина на крыше зависит от монтажа, поэтому его надо выполнить без ошибок. Для работы выбирают подходящую погоду. Нельзя делать это в жару. При температурах выше 30˚С листы становятся излишне пластичными, что неблагоприятно скажется на качестве собранной кровли. При -5˚С материал становится хрупким, его очень сложно укладывать. Обязательно стоит позаботиться о средствах безопасности для высотных работ: страховочных поясах, касках, т.п.

Укладку начинают с подветренной стороны. Это особенно важно, если дуют достаточно сильные постоянные ветра. Они будут мешать нормальной работе. Класть ондулин начинают с нижнего края ската. Положение первого листа тщательно вымеряется, контролируется уровнем. Если будет нарушена вертикаль или горизонталь, после укладки ряда-двух ошибка станет слишком заметной, а для ее исправления потребуется полная переделка.

Класть листы можно «лесенкой». Сначала — крайний нижний элемент первого ряда, затем половинка листа во втором ряду. Следующей укладывается вторая деталь в первом ряду, вторая — во втором и первая — в третьем. И далее по этой схеме. Начинающие кровельщики чаще выкладывают ондулин рядами снизу вверх. При этом желательно начинать второй и все остальные четные ряды с половинки еврошиферной плиты, чтобы не было линейного порядка стыков.

Очень важно правильно делать нахлесты. Их величина зависит от крутизны ската. Нормативы представлены в виде таблицы.

Угол наклона Количество волн в нахлесте, шт. Нахлест в торцах, мм
От 5˚ до 10˚ 2 300
От 11˚ до 15˚ 1 200
Выше 15˚ 1 120 мм для листов с «умным замком», 170 мм для остальных моделей

После того как еврошиферный лист будет выровнен и уложен на место, его прибивают гвоздями. Разберем, как крепить ондулин. Это тоже нужно сделать правильно. Сначала деталь фиксируется по углам четырьмя крепежами. Затем пробивается нижний ряд гвоздей. Их забивают строго в вершину каждой волны. Оставляют без крепления только те, на которые будут укладываться новые листы. Забивают гвозди от центра к краям. Второй и третий ряд крепежей ставят немного иначе. Их забивают в шахматном порядке, через одну волну. В среднем, на каждую деталь приходится 20 креплений.

Гвозди важно забивать правильно. Это значит, что каждый крепеж выставляется точно по центру волны, но не сбоку или снизу. Ставится элемент строго перпендикулярно ондулиновой плите. Иначе на этом месте возможно появление течи. Забивать гвоздик надо аккуратно, без чрезмерных усилий. Так, чтобы шляпка плотно накрыла отверстие. Если она будет вдавлена в материал, волна деформируется, что крайне нежелательно.

Ремонт перфоратора своими руками

Если срок гарантийного обслуживания для перфоратора истёк, его ремонт придётся выполнять своими руками. Как правило, действия сводятся к замене неисправных частей, и сегодня мы поговорим о типичных поломках, подборе комплектующих и выполнении ремонта своими руками.

Как устроен перфоратор

Перфоратор можно отнести к разряду инструментов, имеющих устройство повышенной сложности. Однако последовательное рассмотрение деталей и принципа действия поможет основательному пониманию нюансов работы механизма и поиску неисправностей.

Источником движения, как и во многих других строительных инструментах, в перфораторе служит однофазный двигатель с фазным ротором. Его мы рассмотрим отдельно, а сейчас за точку отсчёта примем шестерню, посаженную на передний вал якоря. Именно она и задаёт вращение всем остальным элементам системы.

Устройство бочкового перфоратора: 1 — сетевой шнур; 2 — угольные щётки; 3 — электродвигатель; 4 — выключатель; 5 — эксцентриковый механизм; 6 — ударный механизм; 7 — быстросменный патрон

У бочкового перфоратора двигатель и ведущая шестерня расположены вертикально. Ключевым отличием от инструмента пистолетного типа здесь служит наличие промежуточного редуктора.

В перфораторах горизонтального (пистолетного) типа раздаточного редуктора нет как такового, вращение сразу передаётся на промежуточный вал, расположенный ниже оси основного шпинделя. Этот вал посажен на двух подшипниках, между ними находится «пьяный подшипник», который при вращении колеблется и приводит в движение поршень ударника. На выступающем переднем конце вала имеется шестерня, за счёт которой передаётся вращение на ствол.

Устройство перфоратора пистолетного типа: 1 — выключатель; 2 — электродвигатель; 3 — щётки; 4 — «пьяный подшипник»; 5 — «летающий» поршень; 6 — боёк; 7 — быстросъёмный патрон SDS

В любом перфораторе имеются переключатели режимов. В бочковом они просто приподнимают шестерни раздаточного редуктора, выводя их из зацепления. В пистолетном перфораторе может применяться одна из двух схем управления. В простейшем случае один переключатель смещает промежуточный вал, который, будучи выдвинутым максимально вперёд, имеет зацепление с шестернёй патрона, но при этом расцеплена муфта передачи вращения на качающийся подшипник. В среднем положении в трансмиссию включены оба механизма, а в максимально утопленном работает только ударник. Устаревшая кинематическая схема имеет два переключателя, один из которых выводит муфту качающегося подшипника из зацепления, а другой сдвигает промежуточный вал.

Определение неисправностей двигателя

Если двигатель перфоратора имеет заводской брак, последний проявляет себя в первые же месяцы работы. В ином случае причиной поломки зачастую служит нарушение техники эксплуатации или же предельный износ составных частей.

Основной элемент моторной части, подверженный интенсивному износу, это графитовые щётки, передающие ток на обмотки ротора. Когда щётки стираются, их прижим ослабевает, из-за чего увеличивается зазор между графитом и ламелями якоря, возникает интенсивное искрение. По звуку эту неисправность ни с чем не спутать: при включении слышен натужный гул, коллектор обдаёт снопом искр, задняя часть двигателя интенсивно греется.

Обмотки двигателя выполнены проводом в лаковой изоляции, которая от перегрева теряет диэлектрические свойства, растрескивается и осыпается. Небольшие замыкания между соседними витками можно определить по характерному гудению двигателя во время работы. К сожалению, перемотку статора и якоря почти нереально выполнить в домашних условиях, но большинство деталей двигателя типовые и им легко подобрать замену.

Другими уязвимыми частями служат подшипники. Их на якоре два: задний закреплён в корпусе электрической части внутри виброгасящего колпачка, передний вставлен в посадочное место корпуса редуктора или прикручен к нему накидной плашкой. Износ подшипников определить достаточно легко: при вращении рукой их ход либо слишком свободный с характерным шелестением, либо присутствуют подклинивания, люфт и посторонние шумы. Подшипники имеют закрытый сепаратор и на обслуживание не рассчитаны. Их гораздо проще заменить на новые, достаточно переписать номер на крышке сепаратора или торце внешней обоймы.

Замена кнопки и щёток

За время эксплуатации качественного перфоратора кнопку, возможно, придётся менять не один раз. Оптимально, если вы приобретёте кнопку заранее под конкретную модель. Если нужно снять неисправную часть для образца, набросайте на бумаге схему подключения с указанием цветовой маркировки проводов. Часть кнопок имеет винтовые зажимы и для их откручивания понадобится узкая шлицевая отвёртка. Некоторые кнопки снабжаются зажимами пружинного типа, чтобы их разжать, нужно загнать шило в отверстие рядом с вводом провода. Достаточно редко встречаются одноразовые пружинные зажимы, провода от которых не отсоединяются. Жилы от старой кнопки придётся обрезать, зачистить и залудить, а затем подключить к новой кнопке в соответствии со схемой подключения.

Щётки в перфораторе поменять достаточно легко, каналы для них в некоторых моделях выведены наружу и закрыты пробками для доступа без разборки инструмента. В ином случае придётся лишь снять корпус электромоторной части инструмента и внимательно осмотреть коллекторный узел. Посадочные места щёток расположены внутри или около пластиковых стоек, удерживающих заглушку заднего подшипника, к ним идёт два провода. Сам механизм крепления и прижатия щёток меняется от модели к модели.

В большинстве случаев для извлечения щёток требуется лишь вытащить щипцами два металлических язычка, открутить пару шурупов или отстегнуть пружинки зажимов. При периодическом осмотре щётки рекомендуется извлекать и проверять на предмет сколов, очищать посадочные канавки от пыли и загрязнений. Будьте осторожны и не путайте левую щётку с правой, соблюдайте их исходное положение при установке. Как правило, щётки притираются под индивидуальным углом, изменение которого либо потребует провести заново притирку, либо приведёт к разрушению графитового элемента.

При замене износившихся щёток важно только подобрать правильный размер и сечение, а затем притереть щётки, поработав двигателем 2–3 минуты без нагрузки в режиме без удара. Сейчас практически каждый перфоратор комплектуется набором сменных щёток, но замену можно также найти и по остаткам уже сработавшихся.

Как самому заменить подшипники

В перфораторе присутствует от пяти до десятка радиальных подшипников качения разных размеров и необходимость их замены — лишь вопрос времени. Очень важно периодически проводить разборку и оценивать степень износа этих узлов, иначе в будущем возможно развитие более серьёзных неисправностей.

Почти каждый подшипник в перфораторе снять довольно легко, посадочные размеры под них подобраны с высокой точностью. В некоторых случаях снятию может помешать стопорное кольцо. Если его нет, и подшипник отказывается сниматься, применяется универсальный двухзахватный съёмник. Если съёмника в наличии не имеется, то часть, на которую подшипник посажен, нужно зажать в мягких губках тисков, а затем сбить износившийся элемент, нанося удары через наставку по внутреннему кольцу.

При посадке нового подшипника по нему нельзя наносить прямые жёсткие удары. Следует пользоваться упругой наставкой, например, обрезком полипропиленовой трубы. Её нужно предварительно подрезать наискось, чтобы усилие удара приходилось исключительно на внутреннюю обойму. Так тела качения не оставят на канавках микроскопических вмятин.

Неисправности патрона

Патрон SDS состоит из штуцера с одним или двумя отверстиями, в которых посажены шарики, как правило, диаметром 6,7 мм. Шарики свободно ходят в отверстиях, пока пластиковый корпус патрона оттянут назад, в обычном положении они плотно поджаты пружиной через массивное стальное кольцо.

Чтобы разобрать патрон, нужно подковырнуть отвёрткой передний пыльник и снять со штуцера стопорное кольцо. Остальные детали просто надеты на штуцер и могут быть удалены без дополнительных манипуляций, важно лишь вернуть их на место в правильном порядке.

Как правило, основной причиной неисправности патрона служат сточенные шарики или продавленные пластина и прижимное кольцо. Из-за этого оснастка либо вовсе не держится, либо вылетает при работе. Обзавестись такими шариками в любых количествах можно, разбив подшипник номер 106. Посадочные отверстия и шлицы внутри втулки имеют гораздо больший ресурс, но если замена не дала ожидаемого результата — менять штуцер придётся только в сборе со стволом.

Обратите внимание, что быстрый износ деталей патрона происходит из-за неплотной герметизации пыльников, как переднего, так и кольцевого на штуцере. Хвостовики буров нужно всегда поддерживать смазанными, а при сверлении потолка использовать специальную пылеулавливающую шайбу.

Ремонт редуктора и ударного механизма

Вот мы и подобрались к самой содержательной части нашей инструкции. Ввиду различий в устройстве трансмиссионной части и генератора ударных импульсов в разных семействах перфораторов, их обслуживание и ремонт выполняются по разным схемам.

Бочковые перфораторы

Ведущая шестерня раздаточного редуктора посажена на подшипнике двигателя, остальные две имеют собственные упоры. Их нужно периодически проверять на предмет заклинивания и люфта, менять при необходимости.

Шатунный механизм имеет собственный подшипник, который обычно посажен на кулачке эксцентрикового колеса, иногда в основании самого шатуна. Изредка в этом месте используется подшипник скольжения, который требует постоянного наличия смазки с нормированным показателем вязкости. Износ этого узла часто требует замены эксцентрикового бочонка и шатуна.

Передача вращения осуществляется прямой или конической шестерней, в этом месте также важно постоянное присутствие смазки. Необходимость замены определяется по почернению, разжижению и наличию блестящих вкраплений.

Пистолетные перфораторы

В перфораторах с горизонтальным расположением ротора проблемы могут возникнуть от износа или заклинивания подшипников. Это наиболее опасная неисправность для всех узлов перфоратора: осколки разбитого подшипника могут попасть в детали ударного механизма и вывести их из строя.

Посадка промежуточного вала и «пьяного подшипника» зачастую выполнена по индивидуальной схеме. Для полной разборки нужно раскрутить прижимную скобу переднего конца вала, отсоединить рычаг переключателя.

Характерная поломка горизонтального редуктора — износ шестерен передачи. При отсутствии пресса снять их будет нелёгкой задачей, гораздо проще разбить, выполнив пару надрезов до 2/3 толщины. Новая шестерня запрессовывается после предварительного нагрева до 150–200 ºС, это можно сделать строительным феном или в духовке.

В редукторах всех типов следует периодически проводить полную очистку и замену смазки. После разборки все детали тщательно промывают в керосине, избавляясь от осколков разбитых элементов и металлической стружки. После этого смазка специального типа наносится на все движущиеся части.

Растровая муфта

Ствол перфораторов почти всех типов имеет одинаковое устройство. Внешний стакан муфты опирается на игольчатый подшипник в передней части корпуса редуктора. На внешней стороне стакана закреплена основная шестерня передачи вращения вместе с предохранительной муфтой. Для их снятия нужно удалить стопорное кольцо, сжав перед этим пружину переставными клещами.

Разобрать внутренности растровой муфты также несложно. Они фиксируются стопорным кольцом, которое снимается через пару боковых отверстий обычной отвёрткой. Когда кольцо будет удалено, находящиеся внутри детали можно выдавить, вставив отвёртку с передней стороны ствола.

Внутри располагается «летающий» ударный болт и проммасса — приёмник ударного усилия. Большинство болтов имеет сборное устройство, в них часто изнашиваются резиновые прокладки и сальниковые кольца. Менять эти элементы рекомендуется при каждом обслуживании. Сам болт и проммасса могут быть расколоты из-за проявлений усталости при длительной эксплуатации. Эти элементы стоят сущие копейки и при малейших следах развальцовки их также лучше сразу заменить.

Более конкретные рекомендации по ремонту растровой муфты и редукторной части дать сложно: у каждого производителя кинематические схемы могут иметь незначительные отличия. Тем не менее, большая часть неисправностей наглядно видна при осмотре и ревизии. В связи с этим рекомендуется сохранять сборочную схему из инструкции к инструменту, её также следует использовать при поиске комплектующих, которые определяются порядковым номером списка используемых деталей.

Как устроен и работает перфоратор

В наборе домашнего мастера почти всегда можно встретить перфоратор. Сменные насадки делают этот инструмент универсальным и незаменимым. Рассмотрим подробнее, из каких узлов он состоит, и как им правильно работать.

Из чего состоит перфоратор

На корпусе инструмента расположены органы управления, как можно увидеть на следующем фото:

Внутреннее устройство перфоратора нельзя понять без его разборки. В пластмассовом корпусе скрыты следующие основные узлы:

  • электродвигатель;
  • предохранительная муфта;
  • «пьяный» подшипник;
  • летающий поршень;
  • патрон.

Принцип работы перфоратора состоит в превращении вращения электродвигателя в ударно-вращательное движение насадок. Электродвигатель приводит в действие весь остальной механизм перфоратора. Предохранительная муфта обеспечивает безопасность специалистов во время работы. Пьяный подшипник приводит в действие поршень, создавая ударное усилие, а патрон обеспечивает зажим насадок. Теперь поговорим подробнее о каждом из этих узлов.

Электродвигатель

Главные детали электродвигателя – статор и ротор.

Обмотки статора создают постоянное электромагнитное поле, внутри которого вращается ротор. На роторе располагается несколько обмоток. Выводы катушек подключены к контактам якоря. Одновременно в электрическую цепь включается одна из обмоток. Питание подается через графитовые щетки на контакты якоря. Переключением обмоток создается поле скольжения, за счет которого и происходит вращение ротора.

Электродвигатель в инструменте может иметь горизонтальное и вертикальное расположение. Горизонтальное обычно применяется в легких перфораторах, а модели средней и большой мощности оснащены вертикальным электродвигателем.

В последнем случае в конструкцию перфоратора добавляется редуктор, изменяющий направление вращения, увеличивающий крутящий момент и силу удара инструмента.

Работа электрической части перфоратора регулируется пусковым механизмом путем нажатия на клавишу на рукоятке.

Предохранительная муфта

Чтобы остановить вращение патрона, если заклинило рабочую насадку, в перфораторах устанавливается предохранительная муфта. Это необходимый элемент: без ее использования мощный инструмент выворачивает из рук, продолжение самостоятельного вращения перфоратора легко приводит к травмам рабочего. В перфораторах используют два основных типа устройства муфт: фрикционные или кулачковые.

  1. При нормальных условиях работы инструмента диски фрикционной муфты плотно прижаты друг к другу — так передается усилие вращения на остальной механизм. При затруднении вращения диски проскальзывают, не перегружая электропривод.
  2. В кулачковой муфте обе ее половины имеют скошенные выступы, входящие в пазы ответной части. Соединяются полумуфты пружиной определенной жесткости. Если усилие на ударном механизме превышает давление пружины, выступы выходят из пазов, расцепляя муфту. Во время этого раздается характерное трещание, за что кулачковую муфту часто называют трещоткой.

Ударный механизм

Ударный механизм в конструкциях перфораторов встречается двух типов:

  • электромеханический;
  • электропневматический.

Наибольшее распространение получил электропневматический вариант. «Пьяный» (качающийся) подшипник и поршень в совокупности составляют ударный механизм перфоратора.

При вращении основного вала качающийся подшипник совершает поступательные движения, передавая усилие на таран пневматического цилиндра. Воздух в цилиндре толкает поршень с бойком. Рабочая часть патрона подвергается ударам бойка, зажатый в патрон бур бьет по обрабатываемому материалу.

Патрон

Патрон для перфоратора устроен таким образом, чтобы у пользователя была возможность быстро сменить насадку, не делая длительных перерывов в работе. Речь идет о патронах двух основных типов:

  • SDS-plus;
  • SDS-max.

Хвостовик инструментов для патрона SDS-plus зажимается двумя стопорными шариками.

В патроны SDS-max зажимают инструменты с другими хвостовиками, обеспечивающими более надежное крепление.

Что может делать инструмент

Выделяют следующие основные режимы работы перфоратора:

  • удар с вращением – позволяет просверлить бетонную стену;
  • удар без вращения – чтобы долбить бетон;
  • вращение без удара – с насадкой под сверла позволяет сверлить как дрелью.

Те, кто часто работает с перфоратором, знают, что кроме сверления и долбления стен, таким инструментом можно штробить стены под проводку. Сделать штробу в бетоне при помощи этого инструмента довольно просто. Сначала по размеченным линиям сверлят ряд отверстий. Затем пикой или лопаткой разбивают перемычки между отверстиями. Такое использование перфоратора нетипично, но позволяет отказаться от покупки дополнительных инструментов.

Штробление перфоратором позволяет получить не такой идеальный результат, как после штробореза, но все дефекты скрывает последующая штукатурка.

Безопасность эксплуатации

Перфоратор – электромеханический инструмент, поэтому пользоваться им нужно, соблюдая меры безопасности.

  1. Перед началом работы нужно убедиться в целостности электрического шнура. Поврежденная вилка или изоляция на шнуре могут привести к поражению электрическим током. Трещины на корпусе также могут послужить источником опасности.
  2. Сменные насадки должны надежно крепиться, в противном случае во время работы они могут выскочить из патрона и нанести травму.
  3. Сверлить материал нужно, не прикасаясь к вращающейся части инструмента: острые кромки легко повреждают руки и другие части тела.
  4. Насадки при вращении сильно нагреваются, поэтому после окончания работы нельзя прикасаться к ним голыми руками во избежание ожогов.

Правильно работать электроинструментом — значит сохранить здоровье. Обязательно следуйте правилам безопасности и одевайте средства индивидуальной защиты: перчатки, маску или очки, специальную рабочую одежду.

Принцип действия перфоратора, устройство и ремонт

Как и любой электрический инструмент, перфоратор периодически нуждается в обслуживании. В большей мере это связано с его механическими частями, нуждающимися в смазке. Но наряду с этим в устройстве могут возникнуть и различного рода неисправности. Устранить поломки или провести профилактику инструмента проще, когда знакомо устройство перфоратора и понятен принцип работы его узлов.

Принцип работы инструмента

Дословно слово перфоратор обозначает «бурильный молоток». Для повышения производительности в горнодобывающих работах был разработан в начале XIX века отбойный молоток. Принцип действия устройства заключался в использовании махового колеса. Он приводил в движение штангу с присоединёнными к нему специальными защипами. Штанга под воздействием пружины наносила удар и возвращалась обратно поршнем.

Устройство постоянно совершенствовалось. В 1932 году в Германии корпорация Bosch выпустила первый перфоратор, работающий от электричества. В этом устройстве был совмещён ударный и вращательный момент. Разработанный компанией принцип действия используется и сейчас в современных моделях электрических перфораторов.

Перфоратор — это устройство, предназначенное для бурения отверстий и разрушения твёрдых пород. В качестве расходного материала используются буры разного диаметра и зубила. Инструмент разделяют по классу применения:

  • бытовой;
  • полупрофессиональный;
  • профессиональный.

Кроме этого, различают его по механизму работы, который бывает электромагнитным и пневматическим. Последний тип механизма выпускается одно-, двух-, и трёхрежимный. То есть можно выполнять сверление, удар или обе операции одновременно.

По своему виду инструмент напоминает пистолет и может использовать в работе электрический, топливный или пневматический привод. Последние востребованные при опасных условиях работы, во время которых существует возможность взрыва.

В основе принципа работы перфоратора, отличающего его от другого подобного инструмента, лежит ударный механизм. Электромагнитный тип использует две электромагнитные катушки, обеспечивающие возвратно-поступательное движение сердечника. Он и передаёт инерцию хвостовику бура. Пневматический тип основан на движении поршня в цилиндре, совершающем также возвратно-поступательные движения.

В работе электрического перфоратора используется преобразование вращения двигателя в ударно-вращательное движение бура. Муфта, используемая в конструкции, обеспечивает защиту при повышенных нагрузках. Пьяный подшипник перфоратора и поршень создают ударное усилие, а зажим бура обеспечивает патрон.

Каждый производитель стремится улучшить конструкцию за счёт применения конструктивных особенностей. В основном это мелкие доработки, связанные с применением различных материалов и местом их расположением. В целом же основные элементы остаются неизменными. К таким деталям относят:

  • кнопку включения;
  • двигатель;
  • ударный механизм;
  • предохранительную муфту;
  • зажим бура.

Из дополнительных особенностей конструкций можно выделить систему удаления пыли и виброподавляющий узел. Для многорежимного типа инструмента устанавливается кнопка переключения работы.

Разборка перфоратора

Корпус большинства устройств выполняется из двух половинок: задней и передней. Между собой они стянуты с помощью винтов, расположенных параллельно направлению оси установки бура. Но бывает так, что половинки крепятся и с использованием боковых креплений. Перед тем как выкрутить крепёжный элемент, соединяющий половинки корпуса, понадобится снять патрон.

Патрон применяется соответствующий стандарту SDS-plus или SDS-Max. Для его разборки понадобится отвёртка с плоской гранью. На первом этапе освобождается зажим патрона от установленного бура. Если сам механизм заклинило и он не поддаётся раскручиванию, то следует несильными ударами прорезиненого молотка обстучать его по кругу. Не помешает нанесение и промывочной жидкости. На следующем этапе отводится пластиковый кожух вниз, отвёрткой снимается резиновый пыльник. После этого останется удалить стопорное кольцо, используя всё туже отвёртку, извлечь пружину с шариком и стопорные пластины.

Когда патрон извлечён, снимаются корпусные части. Во время разборки инструмента следует быть внимательным, запоминая порядок извлечения элементов и место их расположения. Если на ручку надета накладка, то следует отсоединить и её. После чего останется аккуратно развести в разные стороны корпус и редуктор. Используя полученный зазор, достаётся кнопка переключения. Извлекается держатель для щёток.

Кнопка установки режимов работы, несмотря на разновидности аппаратов, снимается одинаково. Переключатель устанавливается в положение удар (на корпусе изображён в виде молота), после чего немного поддевается и проворачивается против часовой стрелки на один-два сантиметра. Затем, переключающая накладка снимается вытяжным движением на себя и освобождается посадочное место.

После снятия основных корпусных элементов предоставляется возможность доступа к остальным частям инструмента. Можно приступать к их чистке и смазке, а по необходимости и к восстановлению.

Электродвигатель устройства

Двигатель, являясь основным элементом устройства, приводит в действие все остальные части механизма. Он состоит из статора и ротора, при этом ротор подвижная часть, а статор нет. В состав ротора входят якорь и коллектор. Якорь — это такой блок, содержащий пластины из стали. На них наматываются обмотки из медной проволоки. Коллектор, в свою очередь, выглядит в виде цилиндра. Его конструкция имеет вид диэлектрика с установленными проводящими пластинами, к этим пластинам и подключаются обмотки якоря.

Вращения ротора происходят за счёт магнитного потока, создаваемого вокруг него обмотками статора и приводящего к возникновению момента кручения. При этом ротор использует только постоянное значение тока, и магнитный поток всегда направлен только в одну сторону. Подача питания осуществляется посредством щёток, выполненных из графита. Щётки расположены таким образом, чтобы обеспечивать электрический контакт с якорем.

Износ щёток не должен превышать 70 процентов, если превышает, требуется их замена. Перед заменой необходимо обратить внимание на щёткодержатель и очистить его при необходимости.

Для проверки обмоток можно воспользоваться мультиметром. Для этого один щуп измерительного прибора устанавливается на щёткодержатель, а второй на вход подключения к сети 220 вольт. Чтобы точно определить места подключения, проще воспользоваться электросхемой. Если сопротивление бесконечное, делается вывод о перегорании обмотки.

Рабочее сопротивление обмотки статора находится в диапазоне 18−32 Ом. Например, у популярного перфоратора Интерскол П-26/800ЭР сопротивление составляет 28 Ом. При замене статора понадобится разобрать двигатель. Обычно выкручиваются четыре винта, корпус раздвигается в противоположные стороны, и освобождается доступ к составным частям двигателя.

Ротор фиксируется в редукторе. На короткое замыкания он проверяется специальным прибором. Часто визуально осмотрев можно сделать вывод о его целостности. На роторе не должны присутствовать царапины и почернения, а пластины должны быть чистыми. При замене ротора важно правильно соединить подшипник с резиновой прокладкой.

Конструкция перфоратора, имеющего электродвигатель с вертикальным расположением (бочковым), немногим усложняется из-за непрямой передачи момента вращения. Поэтому с таким типом применяется редуктор, усиливающий удар и крутящий момент устройства.

Предохранительная муфта

При увеличении нагрузки на инструмент, превышающей его характеристики согласно инструкции по эксплуатации, чтобы не допустить повреждения элементов, устанавливается предохранительная муфта. Главная её задача — остановить попытки механизма провернуть патрон при заклинивании бура. Если б такая муфта не стояла, то при заклинивании перфоратор вывернулся бы из рук.

По типу использования муфты бывают кулачковые и фрикционные. Первый тип состоит из двух частей, имеющих скошенные грани и соединённые друг с другом через пружину. При усилении давления пружина распрямляется, и части выходят из сцепления. Муфта расцепляется. Такое состояние характеризуется появлением треска. Во фрикционной муфте момент вращения предаётся на подключённый механизм за счёт плотного сжатия дисков. При перегрузке усилие сжатия пропадает, и вращение не передаётся.

Ударный механизм

Эта часть инструмента обеспечивает основную задачу перфоратора — долбить. По типу работы может быть механическим или пневматическим.

Существует два варианта конструкции пневматического механизма: использующий подшипник качения или кривошипно-шатунный тип. Первый вариант используется для бытового вида инструмента, а второй — для профессионального.

Устройство, использующее подшипник качения, или по-другому «пьяный подшипник», состоит из группы элементов: поршень, боек, таран и непосредственно сам подшипник.

Вращение двигателя во время работы связано с внутренней втулкой «пьяного подшипника». Внешняя втулка соединяется с поршнем, она совершает движения, напоминающие качение. Расстояние между поршнем и тараном заполнено воздухом. Он, подвергаясь изменению давления, и воздействует на таран, который повторяет движения за поршнем. В результате по бойку наносится удар, а тот, в свою очередь, передаёт силу удара непосредственно буру. Такое действие фактически и означает преобразование электрической энергии в механическую.

Пневматический механизм удара обладает такой особенностью, как самоотключение на холостом ходу. Достигается это тем, что, пока вращению бура ничего не препятствует, таран сдвинут вперёд и в корпус проникает воздух извне. Поэтому давление в воздушной камере не создаётся, а значит и удар отсутствует. При возникновении сопротивления вращению таран сдвигается, закрывая отверстие, и возникает компрессия.

Кривошипно-шатунный тип, создавая повышенный размах движения поршней, позволяет достичь более высокой силы удара. В профессиональных устройствах его значение может составлять 20 Дж. Чаще всего ремонт устройства ударного механизма перфоратора проводят именно при пропадании удара.

К ударному механизму относят и перфораторный ствол. Для любого типа устройств он одинаков. Наружный стакан муфты связан с игольчатым подшипником и расположен в начале редуктора. На стакане зафиксирована шестерёнка, передающая вращение, и защитная муфта. Для разбора растровой муфты понадобится снять лишь стопорное кольцо и отвёрткой выдавить её элементы. В середине ствола находится ударный болт и приёмник удара.

Типовые поломки

Зная, как устроен перфоратор, можно легко определить, почему перестала работать та или иная его функция. Неисправности устройства разделяют на следующие виды:

  • электрические;
  • механические.

Первого вида поломки связывают с превышением допустимой нагрузки на аппарат и нарушениями в его эксплуатации. Проявляются они в отказе инструмента включаться или в появлении запахов гари. К ним относят: повреждение шнура и обмоток электродвигателя, подгорание контактов, выход из строя гасящей цепи, неисправность кнопки. Подгорание контактов связано с попаданием пыли на места подключения. В результате переходное сопротивление увеличивается, и выделение мощности в этих местах возрастает. Такого рода неисправности легко вычисляются с помощью мультиметра и визуального осмотра.

Механические неисправности выявляются сложнее. При выявлении таких поломок прислушиваются к посторонним звукам и внимательно осматривают рабочие узлы. Из наиболее часто встречающих проблем: отсутствует удар или инструмент работает только в режиме дрели. В первом случае осматривается ударный механизм, особое внимание уделяется подшипникам, проводится очистка редуктора от старой смазки, изучаются передаточные узлы на наличие сколов. Во втором — осматривается состояние двигателя и шестерней передачи. Не стоит забывать и о переключателе режимов, его тоже желательно проверить.

Таким образом, возникновение проблем с инструментом можно избежать, если не нарушать требования по эксплуатации. При этом периодически проводить чистку и смазку элементов устройства.

Originally posted 2018-04-18 12:18:56.

Устройство перфоратора

Расположение двигателя

Горизонтальная схема размещения применяется, как правило, в легких перфораторах, вертикальная – в средних и тяжелых. Однако бывают и исключения. Тяжелый перфоратор Metabo KHE 96 при весе почти 12 кг имеет горизонтальное расположение двигателя.

Инструмент с горизонтальной компоновкой более компактен и удобен для работы в узких местах. Однако эта конструкция характеризуется повышенной ударной нагрузкой на двигатель и несколько худшими условиями его охлаждения.

Вертикальная компоновка обеспечивает лучшие условия работы двигателя (снижение ударной вибрации и эффективное охлаждение), а также более широкую амплитуду движения поршня и бойка благодаря возможности использовать вместо качающегося подшипника кривошипно-шатунный механизм с увеличенным ходом поршня.

Перфораторы с вертикальным расположением двигателя способны переносить более интенсивную работу, чем модели с горизонтальной компоновкой.

Ударный механизм

Различают два основных варианта исполнения ударного электропневматического механизма – с использованием качающегося (“пьяного”) подшипника или кривошипно-шатунного механизма. Первый вариант применяется для легких и, частично, средних перфораторов, второй – для средних и тяжелых.

На рисунке ниже представлена схема перфоратора легкого типа. Его ударный механизм состоит из качающегося подшипника, поршня, тарана и бойка.

При работе перфоратора, вращение от электродвигателя передается на внутреннюю втулку качающегося подшипника. При этом его наружная втулка вместе с перпендикулярной осью, соединенной с поршнем, совершает колебательные движения. Между поршнем и тараном находится воздушное пространство, которое, благодаря поочередно создающемуся в нем повышенному давлению и разрежению, заставляет таран повторять колебательные движения поршня, нанося удары по бойку. Последний в свою очередь ударяет по инструменту, находящемуся в патроне. Таким образом, энергия электродвигателя трансформируется в ударную энергию инструмента.

Пневматический ударный механизм оснащен функцией самоотключения при холостом ходе. В то время, когда инструмент (сверло, бур, коронка) не прижат к обрабатываемой поверхности, таран сдвигается вперед, открывая в корпусе отверстие для входа и выхода воздуха. В результате этого компрессия и разрежение в рабочей воздушной полости не создаются, ударный механизм отключается, и перфоратор работает без ударов. При нажатии инструментом на обрабатываемую поверхность, отверстие перекрывается тараном, в воздушной полости возникает компрессия, и ударный механизм начинает функционировать.

В средних и тяжелых перфораторах, имеющих вертикальную компоновку двигателя, поршень приводится в движение кривошипно-шатунным механизмом. Повышенная амплитуда движения поршней способствует более высокой мощности удара, которая у тяжелых перфораторов может достигать 20 Дж. Работа ударного механизма происходит аналогично тому, как было описано выше.

В конце статьи есть видео демонстрирующее работу ударного механизма .

На рисунке ниже показано устройство перфоратора отечественного производства Прогресс ПЭ-40/1050, мощностью 1050 Вт с вертикальным расположением двигателя и кривошипно-шатунным приводом ударного механизма. Вращение от двигателя через червячный вал передается на косозубую шестерню, на валу которой находится кривошип, приводящий в движение поршень.

Антивибрационная система

В конце статьи есть видео демонстрирующее работу активной антивибрационной системы .

Кроме этого, за гашение вибрации может отвечать еще и рукоятка: снизу ее крепят к корпусу с помощью шарнира, а сверху через пружинный механизм. Под пассивной антивибрационной системой подразумевают обычные резиновые накладки на корпусе, которые также защищают и от проскальзывания руки. Однако надо признать, что толк от накладок не слишком велик.

Электрическая схема перфоратора

В общем, электрическая схема перфоратора может существенно отличаться у разных моделей, а в самом простом своем варианте она аналогична электрической схеме электродрели, которая подробно описывается в статье Устройство дрели.

Корпус

Предохранительная муфта

В качестве предохранительных в перфораторах используются два типа муфт: фрикционные и пружинно-кулачковые. Первые состоят из дисков, в нормальном состоянии прижатых друг к другу и передающих вращательный момент. При заклинивании инструмента диски проскальзывают друг относительно друга, отсоединяя вал двигателя от патрона с насадкой. Фрикционная муфта используется, например, в моделях компании Metabo.

Многие фирмы используют предохранительные муфты пружинно-кулачкового типа. Они состоят из двух полумуфт, имеющих на торцах радиально расположенные выступы и впадины (зубья), которые при нормальном режиме совмещены. Прижим полумуфт друг к другу обеспечивается пружиной. Принцип действия пружинно-кулачковой муфты основан на проскальзывании полумуфт друг относительно друга в том случае, если момент сопротивления начинает превышать прижимающую силу пружины. При этом раздается характерный треск, сигнализирующий о том, что насадку заклинило.

Считается, что пружинно-кулачковая муфта надежнее фрикционной, однако и у нее есть серьезный недостаток. Он заключается в том, что в процессе работы кончики зубьев завальцовываются, что приводит к срабатыванию муфты даже в том случае, когда насадку не заклинило, а лишь возникло большое сопротивление. Некоторые умельцы справляются с этой проблемой тем, что подкладывают под пружину шайбу толщиной 3-5 мм, увеличивающую силу сжатия пружины и, следовательно, момент срабатывания муфты. Однако излишняя “жесткость” муфты тоже нежелательна, поскольку делает слишком сильным рывок инструмента при заклинивании насадки, который может привести к травмированию рук людей, работающих с перфоратором.

Редуктор перфоратора

Для смазки редуктора применяется консистентная смазка, заправляемая в редуктор при первоначальной сборке и во время технического обслуживания или ремонта – в те моменты, когда осуществляется разборка перфоратора.

Видео демонстрирующее устройство перфоратора:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: