Хай-тек: простота высоких технологий

Хай-тек (стиль)

Хай-тек (англ. hi-tech , от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Содержание

Истоки

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность [1] . Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре [2] .

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Примечания

  1. Jenks C. Current architecture. London, 1982.
  2. Architectural Design. № 1/2. London, 1988.

Литература

  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
  • Modern British architecture since 1945. London, 1984.
Читайте также:
Чем отстирать чайные пятна

Ссылки

Хай-тек (стиль) на Викискладе ?
  • Стиль хай-тек в архитектуре — на сайте Architection.ru
  • Стиль хай-тек и наследие Шухова — видео
Архитектурный модернизм

Ар-деко (1925–1939) • Ар-нуво (1890–1905)• Арт-модерн (1926—1950-е) • Баухаус (1919–1933) • Био-тек (1920-е—1960-е) • Блобитектура (1960-е—) • Брутализм (1950-е—1980-е) • Гуги (1940-е—1960-е) • De Stijl (1917—1931) • Деконструктивизм (1980-е—) • Интернациональный стиль (1920-е—1960-е) • Конструктивизм (1920—1932) • Критический регионализм • Метаболизм (1950-е—) • Модерн mid-century (1940-е—1960-е) • Модернизм (1888—1911) • Неомодерн (1990-е—) • Новый объективизм (1922—1933) • Органическая архитектура (1920-е—) • Постконструктивизм (1930-е—) • Постмодернизм (1960-е—) • Сталинская архитектура (1930-е—1950-е) • Структурализм (1959—) • Школа прерий (1890-е—1920-е) • Экспрессионизм (1910—) • Архитектура фашизма (1920-е—1930-е) • Функционализм (1920-е—1970-е) • Футуристическая архитектура (1920—) • Хай-тек (1970-е—)

HiTech

Ответ на вопрос, что такое хай-тек, заключен уже в самом названии. Течение, в переводе с английского означающее «высокие технологии», возникло в Великобритании в 70-х годах прошлого века. Пережив целую бурю отзывов — от восторгов до резкого неприятия — стиль, проявившийся главным образом в архитектуре мегаполиса, по сей день продолжает оставаться востребованным. В том числе и в жилом интерьере.

Еще несколько лет назад словосочетания «загородный дом» и «интерьер в стиле хай-тек» невозможно было представить стоящими в одном ряду. Открытые инженерные коммуникации, вызывающе торчащие трубы, металлические болты и кронштейны — все это как-то не особо вязалось с понятием традиционной русской усадьбы. Сегодня — другое дело. И вовсе не потому, что хай-тек «одомашнился», утратил революционность и «причесался». Скорее, расширилось понятие частного дома, который перестал быть всего лишь дачей для сезонного проживания. Объект загородной недвижимости справедливо обрел статус основного места для жизни, по своему техническому оснащению ничуть не уступающего городской квартире, а по возможностям дизайна и гораздо ее превосходящего. И если принять хай-тек как приемлемую для себя философию, то почему бы не найти для нее место там, где протекает повседневная жизнь?

С другой стороны, феноменальное желание окружить свой быт «острыми» металлическими предметами (особенно отнюдь не вблизи заводских труб и промышленных корпусов заводов, а на фоне благостной картины природы с величавыми соснами и изящными березками) с трудом поддается объяснению. Впрочем, о вкусах не спорят. Это все равно что повесить ярлык с надписью «странно» на интерьер, оформленный исключительно в красном или, например, черном цвете. Все знают, что выдержать такую обстановку под силу далеко не многим, тем не менее столь радикальный дизайн встречается сплошь и рядом.

Невольно вспоминается анекдот на тему строительства, когда архитектор дает указание рабочим не заделывать какие-то коммуникации, потому что будет «хай-тек». Приходит хозяин, и, видя «незаконченную работу», начинает ругаться, на что бригада ему резонно возражает: «Архитектор сказал, нехай так будет». Как известно, в каждой шутке — доля шутки, и кому-то хай-тек действительно может показаться незаконченной работой. На то есть все основания, если с потолка свисает электрическая проводка и оголена фановая труба, а вентиляционные трубы, вместо того чтобы благоразумно спрятаться за отделочными панелями, выставлены напоказ, да еще претендуют на роль декоративного элемента. Адепты хай-тека и впрямь не стесняются демонстрировать в архитектуре и интерьере то, что обычно принято скрывать. Однако на практике все не так примитивно, как в анекдоте. И оставив наконец в покое вопрос вкусовых пристрастий, с удовольствием признаем, что хайтековская обстановка может быть не только шокирующей, но и чрезвычайно эффектной и в высшей степени стильной.

Материаловедение орбитальной станции

Как известно, хай-тек как стиль возник из дизайна промышленных помещений, в котором все подчинено в первую очередь функциональному назначению. С течением времени индустриальная эстетика — как направление в интерьерной моде — плавно перекочевала в жилое пространство. Поэтому хай-тек справедливо называют стилем рационалистов; интерьер в этом стиле всегда отличают предельная строгость, лаконизм форм и полное отсутствие декора. Роль последнего по сути играет материал, то есть продукт высоких технологий, который уже сам по себе демонстрируется как достижение дизайна. При этом функция предмета выставляется на всеобщее обозрение и становится главным выразительным элементом такой обстановки.

Считается, что хай-тек — это эстетика, прямо противоположная стилям, в которых используются преимущественно натуральные материалы. Здесь в основе принципа формирования окружающей среды традиционно лежат сборные технические детали, стекло, металл и бетон, а также различные пластики и прочие искусственные покрытия. В интерьере хай-тека априори не может быть «теплых» предметов, которые и создают уютную домашнюю обстановку. Все строго, достаточно минималистично и… чрезвычайно дорого. Это естественно — ведь эстетика грубой простоты промышленных помещений, перекочевав в жилую среду, не могла пользоваться теми же средствами и материалами и потребовала для воплощения своих идей все самое лучшее и современное.

В этом смысле хай-тек часто называют не столько стилем, сколько уровнем, определяющим стандарт высочайших технологий. Например, та же Эйфелева башня, которую мы по времени ее создания привыкли ассоциировать с эпохой модерна, представляет собой произведение хай-тека, поскольку является смелым экспериментом, в котором использован максимум возможностей технологий и материалов своего времени.

Эстетика хай-тека — совершенно особая, она идет вразрез с традиционными представлениями о высоком искусстве. С одной стороны, это дизайн, созданный с помощью брутальных материалов, таких, как железобетон или массивные металлические конструкции. С другой — это стиль абсолютно изящный, построенный на сочетании хромированных поверхностей, стальных тросов, конструктивно выразительных технических элементов, конечно же, стекла, глянцевого пластика и т. д. Красота хай-тека заключается в том, что какой-нибудь болт или кронштейн, имеющий на первый взгляд лишь сугубо практический смысл, оказывается, может оставлять ощущение несомненного эстетического удовольствия. С архитектурой понятнее: здесь автор добивается визуального совершенства благодаря новым первоклассным материалам, например, какому-нибудь пылеотталкивающему стеклу или хромированной стальной колонне, тросам, подвешенным к далеко разнесенным опорам, которые обязательно настраивают сознание на чрезвычайно дорогое и солидное сооружение. В интерьере следует творить с обязательной поправкой на среду. Несмотря на присутствие конструкций, характерных для промышленного дизайна, которые зачастую даже не несут функциональной нагрузки, а выступают просто выразительным элементом, главное — максимально использовать пространство, которое (увы) ограничено и (ура!) предназначено для жизни. Поэтому классический хайтековский дизайн интерьера — это прежде всего гимн материалу и воплощенному с его помощью рациональному обустройству помещения. Почти как в кабине космического корабля, где нет ничего лишнего и неоправданного с практической точки зрения, где каждая деталь необходима и все максимально удобно для пользования.

Сложность и простота стиля

Как когда-то в 70-80-е годы XX века, так и сегодня интерьеры в стиле хай-тек привлекают нас своей необычностью. Хай-тек может оказаться уместным как в городской квартире, так и в загородном жилище. При этом вполне возможно устроить демонстрацию «высоких технологий» не во всем доме, а лишь в определенной его части. Например, если речь идет о коттедже, то в нем, как правило, подразумевается сауна. Реже — бильярдная. И конечно, детская комната. Такие помещения, согласитесь, сложно подогнать под стандарты хай-тека. Поэтому любителям столь радикального способа оформления интерьера невольно придется пойти на определенные уступки в угоду здравому смыслу. И воплотить хайтековский дизайн, скажем, в мансардном этаже или в отдельных помещениях дома.

Мы привыкли трактовать хай-тек как обстановку, созданную исключительно из стекла и металла. Что ж, доля истины в этом есть: прозрачные поверхности, блестящий хром, холодная сталь и пластик действительно остаются вне конкуренции. Однако на самом деле возможности воплощения хай-тека гораздо богаче. Добавить очарования в интерьер может, например, грубая поверхность необработанной бетонной стены. То есть необработанной, конечно, лишь на первый взгляд. Ведь хай-тек, несмотря на свою кажущуюся в смысле организации пространства простоту, требует огромной работы и тщательного продумывания и отбора всех элементов. Как беспорядок может быть художественным или обычным проявлением неряшливости, так и хай-тек может оказаться стильным дизайном или же оставить впечатление незаконченного и грубого интерьерного решения.

Обстановка хай-тек — это всегда гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цветового решения, идеальные(!) пропорции и лучшее из мира высоких технологий. В практическом смысле в сегодняшнем жилом интерьере у этого стиля не существует строгих предпочтений. В отличие от однозначных запретов на декоративные излишества в виде, допустим, художественных паркетов, обоев в цветочек, лепных украшений, бордюров, растительных узоров и т. д. Любые прочие способы отделки — пожалуйста: открытая кирпичная кладка или краска, которая дает гладкую блестящую поверхность; штукатурка и натяжные потолки; жидкие и объемные обои; керамическая плитка и натуральный камень, ламинированное дерево и линолеум, а также все прочие синтетические материалы. Словом, то, что можно встретить в современном интерьере. Остальное — то есть атмосферу, как водится, создают детали.

Эстетика среды

Условимся, что интерьеры в стиле хай-тек отличает четкость, конкретность и деловитость. Поверхности стен, пола и потолков — идеально гладкие и чистые. Мебель, ткани, посуда и прочие аксессуары также отвечают основным требованиям: практичность, отсутствие декора, четкие геометрические формы. Все металлические элементы и фурнитура — соответственно, блестящие. В интерьере хай-тек уместно все легкое, в частности мебель, напоминающая офисную. Стулья, кресла и диваны — из пластика, хромированного металла и кожзаменителя. Смотрится стильно, для жизни практично. Вместо традиционных шкафов лучше подойдут стеллажные модули с закрытыми и открытыми секциями из любого материала — пластиковые или деревянные, укрепленные на металлическом каркасе или прозрачные, из стекла. Главное при этом — максимум функциональности и экстравагантные формы в придачу.

Одной из благодатных тем в эстетике хай-тека выступают светильники. Ведь свет важен не только сам по себе, но и просто незаменим в качестве способа подчеркнуть достоинства фактуры того или иного материала. А тем более материала с блестящей отражающей поверхностью. Поэтому, кроме общего освещения, в хай-теке находят применение многочисленные настенные и напольные, вмонтированные в мебель и точечные, рельсовые и прочие светильники, а также источники света на кронштейнах, тросах и всевозможных других конструкциях. Формы — простые. В основе — эргономика и функциональность. Плафоны чаще всего металлические или стеклянные, выдержанные в стилистике хай-тека, которая не приемлет многоцветности.

Словом, практически все — металл, пластик, стекло, сталь и хром.

Яркими деталями в таком интерьере непременно станут элементы инженерного оснащения: крепежи и заклепки, болты и кронштейны, всевозможные сочленения и конструктивные узлы, трубы, арматура и прочие изыски. Чрезвычайно актуальны и предметы технического оборудования, например, фермы, открытые каркасы, контейнеры. Если очень хочется поместить в интерьер традиционный журнальный столик, то он как минимум должен быть на колесиках, на манер медицинского. Разумеется, вся техника — встроенная, столы и полки — стеклянные, а стулья — обязательно с металлическими ножками и спинками. Двери и перегородки — по преимуществу из небьющегося стекла, матового или прозрачного. Если двери-купе — то, естественно, в алюминиевой раме. То есть торжество материала — современного, стильного, высокотехнологичного. Вместо занавесок идеально подойдут жалюзи. Зеркала — без рам и декоров, а на стене вместо живописных полотен — непременно графика, а лучше черно-белое фото. Посуда — хромированная блестящая, простых и лаконичных форм, выразительная по дизайну. Хай-тек настолько чувствителен к любому присутствию чужеродного объекта, что диссонанс в обстановке может вызвать какая-нибудь самая, казалось бы, незначительная деталь. В этом и заключается одна из главных сложностей стиля, не терпящего небрежности, в котором все должно быть бескомпромиссно и идеально.

Фьюзинг

Поделитесь ссылкой на эту статью с друзьями в социальных сетях.

Фьюзинг стекла — метод запекания кусочков стекла, уложенных в определённый рисунок, в специальных печах при высоких температурах. Появился он в Германии в 1990 годов, поэтому эту технику можно назвать молодой. В основе фьюзинга лежит старейшая техника обработки стекла — техника горячей эмали.
Спекать стёкла в композицию стали ещё в Древнем Египте (1 в. до н. э — 1 в. н. э.).

Технология фьюзинга опускает использование металлических соединений в витраже, что влияет на внешний вид изделия, оно становится более эстетичным. Благодаря фьюзингу создаются рельефные многослойные изделия. Отсутствие швов говорит о том, что созданное изделие в технике фьюзинг не будет бояться воды. Рисунки на стекле получаются лёгкие и воздушные, напоминающие немного акварель.

Технология запекания стекла — один из интереснейших способов создания элементов декора для дома: витражи в окно и ширмы, вставка в стене, столешницы, рамы для зеркал, абажуры, циферблаты для часов, а также декоративных украшений.

Как сделать фьюзинг стекла

Эта техника состоит из основных пяти этапов, каждый из которых влияет на внешний вид изделия и его качество.

1. Выбор и подготовка материала непосредственно к работе — это нагревание стекла. Температура зависит от типа процедуры и может варьироваться от 650 до 920 градусов. Стекло, нагреваясь до температуры плавления, изменяет форму и цвет до красно-жёлтого. Оно готово к процессу свисания, когда края заготовок соприкасаются друг с другом и начинается слияние. Полный фьюзинг наступает при 800 градусов.

2. Стадия томления (выдержки). Стекло, нагреваясь до значения макси, должно некоторое время придерживаться одной температуры. От этапа выдержки зависит насколько гладким станет фрагмент.

3. Этап охлаждения. Температуру изделия резко снижают до отметки, чуть превышающей температуру отжига. Необходимо это для того, чтобы сохранился полученный красный цвет. Запоздание с этим этапом приведёт к тому, что стекло вновь приобретёт натуральный свой белый цвет, а после начнёт чернеть.

4. Отжиг, процесс, необходимый для снятия напряжения. Приняв форму, стекло сохраняет свою прочность.

5. Охлаждение. Происходит естественным путём при комнатной температуре.

Техники фьюзинга

В настоящий момент существует три метода фьюзинга стекла. Самые красивые, сложные и качественные композиции из стекла можно изготовить, используя техники фьюзинг-форминга.

«Горячее» стекло применяют в печах при температуре выше 1100 градусов.

«Тёплое» стекло — от 600 до 900 градусов.

«Холодное» стекло — при комнатной температуре.

Метод «моллирование», с помощью которого придаётся форма, напр., чаша, ранее сплавленному стеклу. Заготовку снова подвергают нагреву.

«Полировка огнём» применяется, когда изделию необходимо придать гладкость и блеск. Изделие помещают в печь.

«Комбинированное прочёсывание» — формирование изделия при помощи инструментов пока стекло ещё горячее. Заготовку нагревают и вручную инструментами обрабатывают.

Фьюзинг в домашних условиях

На стекле выкладывается задуманный рисунок из различных цветных стёкол. Выложенный витраж разогревают в печи, спекая нарезанные элементы в пласт.

Фьюзинг в домашних условиях стал настолько популярен что зачастую увлечение им становится источником отличного заработка.
Меняя температурный режим, можно получать различные изображения — выпуклые и объёмные, с чётким очертанием цветов и смешанными, растекающимися и неизменные. Сорт стекла тоже немаловажен, к каждому подбирается своя температура.

Фьюзинг дома вполне реален, но выполнить его в обычной духовке не получится. Печи для фьюзинга нагреваются до 1100 градусов, а для питания им достаточно 220 В. Максимально безвредным и самым безопасным способом в домашних условиях является фьюзинг в микроволновке. Но это не значит, что можно стекло заложить в микроволновую печь. В неё устанавливается специальная упрощённая печка для микроволновки, которая нагревается за счёт микроволн. На ряду с промышленным оборудованием выпускается также «домашнее».

Для крупных изделия этот способ непригоден, а вот для небольших изделий, напр., украшений, вполне подходит.

Фьюзинг в микроволновке с помощью печки проводится с различным видом стекла: матовым, прозрачным, миллефиори, разноцветными фриттами.

Для фьюзинга в микроволновке использовать можно микроволновую печь с мощностью от 800 Вт. Производители рекомендуют использовать стекло 90 СОЕ.

Перед работой выньте тарелку из микроволновки или переверните её верх дном, чтобы она не вращалась. Прежде чем впервые использовать такую печь, нужно прогреть её в микроволновке строго по инструкции.

Материалы и приспособления для фьюзинга в домашних условиях:

  • печь для фьюзинга;
  • микроволновка, нагревающаяся за счёт микроволн;
  • разноцветное стекло (используйте с одинаковым СОЕ);
  • перчатки;
  • стеклорез (забудьте про масляной, так как стекло лопнет от нагрева);
  • очки защитные;
  • термостойкая бумага;
  • наполнитель.

Последовательность в работе.

Приготовив все материалы, создаётся эскиз изделия. Нарезать маленькие кусочки стекла (толщина 3–5 мм) для спекания, используя стеклорез.

При фьюзинге используют стекло с одинаковым СОЕ — коэффициент температурного расширения, оно показывает насколько увеличится при нагреве размер стекла.

Термостойкую бумагу (подложку) нужно уложить на дно печки, сложить на ней стеклянный узор. Дно со стеклом накрыть верхней частью печки, закрыть микроволновку, выставить мощность и режим микроволны, время 2,5 минуты.

Для защиты рук надеть перчатки, приоткрыть крышку печки в микроволновке и проверьте как спеклось стекло. Если необходимо, продолжите запекание дальше, но помните, что время нагрева не должно превышать 6 минут.

Вынуть печку из микроволновки, установить на поверхность (металл, плитка керамическая). Стекло должно остыть около получаса при закрытой печке. Если вынете сразу, то изделие будет хрупким от резкого переда температуры.

Остынув, стекло приобретёт исходный цвет, исключение составляет дихроичное стекло, которое меняет цвет, фактуру.

Внимание! Соблюдайте меры предосторожности.

Существует множество разновидностей фьюзинга: слампинг, фритты, литьё, гребёнка, полировка, драпирование, Пате де Вэр…

При гравировке стекло преображается удалением отдельных частей рисунка.

Гребёнка — витражное изделие прочёсывается специальными инструментами.

Пате де Вэр — способ отливки в специальные формы. При добавлении соды, полотно спекаясь, покрывается мельчайшими капельками, пузырьками.

При создании изделий могут использоваться материалы:

  • галька — стеклянные капли, размер которых от 3 до 30 мм, плоской формы с одной стороны;
  • фритта — дроблённое стекло;
  • стержни и стрингеры — нити из стекла диаметром 13-15 мм;
  • блоки, конфетти — пластинки до 0,5 мм при ширине 20 мм;
  • фольга — металлическая бумага 0,001–0,5 мм.
  • лапша — стеклянные полоски 11 мм и шириной в 5 мм. Наклеиваются на изделие специальным клеем на органической основе.

Новинкой фьюзинга является роспись изделий смесью из стеклянной пудры и клея, придающему стеклу особую фактуру.
Фьюзинг — один из способов декорирования стекла. Забытая и вновь возрождённая технология, позволяет получить эффектные композиции, детали декора интерьера и восхитительные украшения. Поняв, что такое фьюзинг, предлагаем вам мастер-класс по созданию часов с гроздьями рябины в замечательной технике фьюзинг.

Специально для сайта Уроки Рукоделия Галина Духнова.

Техника фьюзинг: мастер-классы, идеи, фото

Когда заходит речь о хенд-мейде, не все могут понять, что же скрывается под таинственным словом «фьюзинг». Между тем, этому достаточно увлекательному и безумно красивому ремеслу уже много столетий!

Несмотря на то, что похожая на современную, технология возникла примерно в 1990-м году в Германии, создавать стеклянные разноцветные мозаики стали еще в Древнем Египте. Поговорим более подробно об этом красочном ремесле.

Предлагаем вашему вниманию мастер-классы, которые помогут почувствовать себя настоящим мастером!

Поделки в технике фьюзинг: тарелка

Для того чтобы создать яркую тарелочку с нотками лета, нужно лишь следовать следующей инструкции:

  • Для начала нужно создать трафарет. В данном случае в его роли будет выступать двенадцатиугольник. Хотя форма прямо зависит от того, какую форму мастер хочет придать будущему изделию.

Трафарет для будущей тарелки по фьюзинг-технике

  • Этот трафарет прикладываетсяк молочно-белому стеклу.
  • Теперь маркером трафарет обводится по контуру.

ВАЖНО: Предпочтительно остановить выбор на перманентном маркере, который используется для надписей на CD-дисках.

ВАЖНО: Кирпичи необходимо подобрать огнеупорные и легкие.

ВАЖНО: Лучше всего с этим поможет справиться использованный ранее трафарет тарелки. Поэтому не стоит спешить его выкидывать!

Поделки по технологии фьюзинг: украшения

Как посуда, так и украшения по технологии фьюзинг изготавливаются мастерами достаточно часто. Попробуем в этом мастер-классе разобраться в том, как создать кулон:

  • Первым делом, стоит начертить эскиз.
  • Согласно наброску вырезаются кусочки стекла. Помимо стеклореза, рекомендуется воспользоваться ломателями – ими легче отделить кусочки по линии разреза.
  • Можно сложить полученные стеклянные кусочки вместе и посмотреть, как будет выглядеть узор на украшении. Если что-то не устраивает, можно изготовить дополнительные детальки.

ВАЖНО: Если используется масляный стеклорез, который идет по стеклу более легко, нужно обязательно позаботиться о очистке стекла от масла.

ВАЖНО: В любом случае рекомендуется периодически проверять состояние поделки. Через каждые 3 минуты, например. Но проверка должна происходить быстро.

Часы по технологии фьюзинг: фото, мастер-класс

Изящные часики из стекла украсят стену любой комнаты. Итак, что же нужно для их изготовления?

  • Для начала – создать эскиз. Он должен быть в пропорции 1:1 по отношению к оригинальному размеру.

Эскиз фьюзинг-часов

  • Теперь можно приступить к нарезанию стекла. Часы планируются в форме цветка, и лепестки к нему лучше создавать из близких оттенков. Можно заготовить и несколько деталек из прозрачного стекла – они придадут готовому изделию объем и красивые блики.

ВАЖНО: Что касается основы под часы, то ее тоже лучше сделать из прозрачного стекла – так получится создать визуальную перспективу, глубину.

  • Теперь под стекло-основу кладется эскиз, а на стекло – кусочки-заготовки. Их местоположение должно соответствовать пометкам на эскизе. Цветные кусочки приклеиваются к основе, но клея нужно немного, чтобы избежать разводов после запекания.

Детали из стекла для будущих фьюзинг-часов стоит для удобства пронумеровать

  • Осталось запечь поделку – и примерно спустя сутки после запекания и остывания стеклянная заготовка для часов будет готова!

Вот так выглядит заготовка под часы-фьюзинг

  • Но работа еще не завершена окончательно, ведь изготавливается не просто красивый круг, а часы. То есть нужно сделать отверстие для часового механизма. И поможет этому дрель, снабженная специальным сверлом для работ по стеклу. На место, которое будет обрабатываться, стоит капнуть немного воды – и можно приступать к сверлению.

ВАЖНО: Главное в этом процессе – не торопиться и не давить на стеклянную поверхность.

  • Теперь осталось лишь установить часовой механизм. О том, как это сделать, можно прочитать в инструкции, которая должна прилагаться к механизму.

Вот такие красивые получаются часы-фьюзинг

Абажур в технике фьюзинг: мастер-класс, фото

Стеклянное обрамление лампы на прикроватном столике – что может быть уютнее в домашнем интерьере? Как изготовить абажур?

  • Итак, для начала нужно специальную термостойкую доску покрыть праймером. На этой поверхности и обозначаются контуры будущего абажура. Прорисовать их можно обычным карандашом.

Такой самый простой эскиз можно составить для будущего фьюзинг-абажура

  • Теперь нужно заняться разрезанием стекла на полоски. Полоски могут быть различного размера. Из инструментов пригодятся ломатель для стекла, плоскогубцы и, конечно же, стеклорез.

Такими инструментами и на такие кусочки разрезается стекло для будущего фьюзиг-абажура

ВАЖНО: Щипцы для мозаичных работ – великолепное приобретение. Ими чрезвычайно удобно регулировать размер заготовок.

ВАЖНО: Нельзя резко открывать печь – стекло вполне может покрыться трещинами.

Бабочка по технологии фьюзинг: мастер-класс, фотографии

Стеклянные хрупкие на вид фигурки послужат великолепным украшением интерьера, подарком. Для создания фигурки-бабочки нужно сделать следующее:

  • Конечно, без эскиза не обойтись и в этом случае.

Несложный эскиз для фьюзинг-бабочки

  • Соответственно эскизу, из стекла вырезаются детали будущей фигурки.

Процесс вырезания деталей для фьюзинг-бабочки Так будут выглядеть крылья у фьюзинг-бабочки

  • Печь выстилается разделителем.
  • Затем укладываются стеклышки. Срок выпекания такой небольшой поделки невелик – примерно минуты 3.

ВАЖНО: Но он может варьироваться в зависимости от вида печки, качества материала.

  • Полчаса нужно выделить на остывание поделки.

Получается такая милая фьюзинг-бабочка

Поделки по технологии фьюзинг: идеи, фото

Предлагаем вниманию читателей подборку фото с идеями фьюзинг-поделок. Вполне возможно, они вдохновят на творчество!

Красивый комплект украшений-фьюзинг Фьюзинг-часы, которые послужат великолепным украшением интерьера Забавная фигурка-фьюзинг Интересная настольная фьюзинг поделка — ангел на велосипеде Фьюзинг-стаканчики для ванных принадлежностей Искрящаяся яркая фьюзинг-шкатулочка Удобная и красивая столешница-фьюзинг Милая брошь-фьюзинг в виде синей птицы Домик-фьюзинг станет отличным подарком

Когда смотришь на хрупкие и яркие вещи из стекла, кажется, что их творят люди с многолетним опытом и какими-то особыми секретами. На самом же деле освоить фьюзинг в домашних условиях под силу любому человеку! Надеемся, что данная статья доказала это.

Видео: Мастер-класс по созданию фьюзинг-панно

Фьюзинг в домашних условиях. Поделки из цветного стекла

Много веков и даже тысячелетий назад люди придумали способ создавать красивейшие изделия из цветного стекла. Свидетельствуют об этом не один раз найденные в гробницах времён Древнего Египта разноцветные спечённые стеклянные сплавы. Ныне эта техника, древнейшая в своём роде, называется фьюзингом. В переводе с английского этот термин означает нагрев, сплавку, спекание. Русскоговорящие же мастера фьюзинга именуют так перечень техник, с помощью которых производят обработку разогретого стекла, заключаемого в какую-либо форму при температурном диапазоне 600-900 градусов.

Спеканием добиваются слияния двух и более элементов стекла в единое полноценное изделие. Дело в том, что по достижении определённого температурного порога любой материал начинает плавиться. Для стекла же этот предел приходится как раз на 600 градусов. Когда температура окружающей среды достигает её, стеклянные пластины, размягчаясь, спекаются вместе, лишь незначительно меняя свои очертания и расположение на основе.

Суть техники

Техника фьюзинг на первый взгляд может показаться чрезвычайно сложным процессом. На самом деле всё сводится к достаточно простой по своей сути операции, включающей несколько этапов. Для выполнения потребуется стеклянный пласт-основа, на который и накладываются разного размера цветные кусочки, изображающие будущий рисунок. Как только этап составления композиции заканчивается, стекло отправляют в специальную печь, где оно постепенно разогревается в среднем до 800 градусов и, расплавляясь, спекается в цельное изображение.

Процесс этот достаточно долгий и трудоёмкий. Однако результат стоит прилагаемых усилий: красивейшие витражи получаются различной формы, фактуры и толщины.

Особенности фьюзинга. Отличие его от стандартной витражной техники

В целом эти две техники довольно похожи друг на друга. Результат их являет собой яркую композицию, которую составляет цветное стекло. Технологии эти родственны. Фьюзинг можно даже назвать разновидностью витражной техники. Разница же состоит в том, что в традиционном витраже отчётливо просматриваются цветовые границы, обозначенные металлическими элементами. Плавные, постепенные переходы оттенков являются для данной техники невозможными. То ли дело фьюзинг, в котором мягкие, едва заметные границы цветов делают изображение более приятным глазу и естественным на вид.

Где можно использовать изделия, изготовленные в данной технике

Самое распространённое применение, которое нашел фьюзинг в домашних условиях, – задействование полученных витражей в качестве декорирующих элементов интерьера. Такой витраж может выступить и в роли зонирующей ширмы или перегородки, и как столешница, элемент зеркала, панно, яркая вставка в окно или дверь. Внешний вид их эстетичен и привлекателен, что вполне обосновывает популярность стеклянных витражей. Идеальны они в помещениях, выполненных в таких стилях, как хай-тек и постмодернизм.

Виды фьюзинга

На сегодняшний день наибольшим спросом пользуется техника плоскостного спекания. Она является самой простой по своему исполнению, но результат её выглядит не менее эффектно, чем у прочих методов. Она идеальна для создания витражного стекла, а также основы для более сложных объёмных изделий.

Несмотря на кажущуюся элементарность, плоскостное спекание требует строгого соблюдения всех правил выполнения, начиная от выбора стеклянных пластин.

Что же касается более сложных операций, предполагающих запекание стекла и придание ему форм, в их числе такие подтехники, как:

  • “Огневое полирование”. Следовательно названию, в печь для фьюзинга ставится изделие, края которого требуется несколько округлить, а всей форме придать гладкости и блеска. Добившись желаемого результата, работу вынимают, не допуская основательного расплавления.
  • “Комбинированное прочёсывание”. Особенность техники заключается в том, что не успевшее остыть после термического воздействия изделие дорабатывают вручную при помощи специального инструмента.
  • “Моллирование”. Это техника повторного плавления. Готовое, уже сплавленное когда-то изделие, помещают в печь с целью размягчения и придания определённой, заблаговременно приготовленной формы. Таким методом можно изготовить, к примеру, красивую стеклянную чашу.

Фьюзинг в домашних условиях

После упоминания инструментов и оборудования, необходимых для изготовления работ в этой технике, может естественным образом сложиться впечатление, что процедуры такого типа осуществимы лишь в специальных лабораторных условиях. К счастью, помимо специального сложного и громоздкого промышленного оборудования производители печей выпускают и более удобные для домашнего использования мини-варианты.

При желании можно приобрести компактную печь для фьюзинга. Ориентирована она на стандартную электросеть с напряжением не более 220 Вольт. Мощность такого приспособления невелика, порядка трёх кВт, чего, однако, вполне достаточно для работы со стеклом.

Другие материалы, в том числе цветное стекло, краски и элементы декора, тоже присутствуют в свободной продаже, в количестве, удобном для домашнего пользования.

Если нет возможности приобрести полноценную печь

На случай, если отсутствует возможность установки в квартире предназначенного для изготовления изделий полноценного оборудования, имеется в продаже также упрощённый вариант печи. Приобрести необходимые инструменты для техники фьюзинг в микроволновке можно в специализированном магазине, а также у поставщика или напрямую у производителя.

Достоинства и недостатки мини-печи

В такой миниатюрной печке можно изготавливать не только маленькие фьюзинг-изделия, но и украшения (кулоны, серёжки и кольца). Существенное достоинство этой печки состоит в том, что изделия нагреваются и подплавляются в ней не в течение многих часов, как это происходит в настоящей печи, а буквально в считанные минуты. Происходит так благодаря внутреннему покрытию её стенок.

Кроме того, техника фьюзинг посредством микроволновки считается более безвредной и безопасной для здоровья человека. Она прекрасно подойдёт для неопытного новичка и того, кто нацелен изготавливать некрупные изделия. Что касается качеств стекла, которое можно использовать в данной технике, работает такая печка и с простыми прозрачными образцами, с матовыми и прочими всевозможными видами стекла. Чувствуя в себе желание работать с таким материалом, как стекло, но не имея средств на дорогую печь, можно смело приобретать её миниатюрный аналог и творить в технике фьюзинг в домашних условиях.

Однако минусом такого оборудования является отсутствие возможности создавать изделия больших размеров.

Где и как обучиться выполнению техники

Несмотря на внушительные историю и возраст фьюзинга, ныне он только начинает завоёвывать популярность. Следовательно, с каждым днём растёт количество заинтересованных людей, способных рассказать о том, как выполняется техника, показать на конкретном примере, а также поведать некоторые интересные секреты и нюансы, известные по собственному опыту.

Заручившись помощью специалистов этого дела, можно легко, быстро и с удовольствием обучиться такой любопытной и красочной технике рукоделия, как фьюзинг, в домашних условиях.

Мастер-класс по фьюзингу: делаем красивую бабочку и прекрасный цветочек с пошаговым фото и инструкцией для новичков

Фьюзинг – это технология волшебного преображения стекла методом запекания. Куски разноцветного стекла сливаются в одно целое изделие и способны растопить своей красотой самое черствое сердце. Этот мастер-класс по фьюзингу и видео-уроки помогут понять, как правильно создавать уникальные поделки. Вы сможете радовать родных, близких и, конечно же, себя.

Изучаем пошаговый мастер-класс по фьюзингу в микроволновой печи

Эта технология давно приобрела массовые масштабы. С каждым днем все больше и больше людей увлекаются фьюзингом и пробуют делать это в домашних условиях. Довольно часто люди топят стекло в микроволновой печи. Это безопасно, если делать все правильно, но можно создавать изделия только небольшого размера.

Творить изделия в микроволновке можно начинающим, потому как никто не рискнет сразу покупать дорогущую печь, да и с огромной картины вряд ли кто-то начнет.

Микроволновая печь должна иметь мощность не менее 800 ватт и перед началом работы должна быть хорошо прогрета. Затем ей нужно дать остыть и только потом начинать работу со стеклом.

Необходимые материалы:

  • микроволновая печь;
  • перчатки;
  • печка;
  • бумага термостойкая;
  • стекло;
  • стеклорез;
  • кусачки (по необходимости).

Сперва необходимо нарезать небольшие кусочки стекла с помощью стеклореза (разное по цвету и фактуре должно быть совместимо, смотрите на показатель СОЕ при покупке).

Положите бумагу в печку и потом уже стекло (можно сложить слоями). Выпекать в зависимости от толщины стекла, примерно 3-6 часов, дать остыть (в печке, не открывая ее) 5-7 часов и достать.

Заочно зная технологию, давайте попробуем сделать бабочку в домашних условиях. Для начинающих это будет не сложно, так как тяжелых узоров там нет.

Наденьте защитные очки и спецодежду.

Определитесь с эскизом, нарисуйте его и вырежьте кусочки стекла, соответствующие рисунку. Сделайте подложку под бабочку (цельное стекло, на которое будут ложиться мелкие куски).

Предположим, что это Ваш эскиз.

Делаем отдельные части бабочки (вырезаем стеклорезом из разноцветного стекла).

Складываем в одно целое и запекаем. Получается вот такая красота:

Разбираем урок по работе со стеклом: фьюзинг-тарелка “Букетик”

В этом мастер-классе с пошаговым фото рассказано о том, как задекорировать тарелку стеклянной пылью. Техника фьюзинг – это не просто, поэтому запаситесь терпением и усидчивостью.

Вам понадобятся:

  1. стеклорез;
  2. циркуль-стеклорез;
  3. прозрачное стекло;
  4. стеклянная пудра;
  5. печь;
  6. эскиз или набросок того, что будете делать;
  7. форма для моллирования;
  8. клей.

  • Замеряйте диаметр тарелки, которую будете украшать. К примеру, внешний 30 см, донышко (внутренний) 15 см.
  • Затем из прозрачного бесцветного стекла вырежьте круг.
  • На циркуле отмеряйте 30 см (внешний контур).
  • Прикрепите присоску в центр стекла и проведите по кругу с легким нажимом.
  • Специальным ломателем раскройте срез, проведите еще один контур в средине этого круга (будет каемочка).
  • Отрежьте и ломателем отсоедините каемочку от основы.
  • Из оставшегося круга вырезаем донышко (15 см).
  • Из обрезков (остатка) стекла наломать коротких палочек.
  • Разложите эти палочки в пустом пространстве между донышком и каемочкой в один слой.
  • Далее клеем приклейте каждую палочку с дном, каемкой и между собой.
  • И заклейте надрезы на каемочке.
  • На ночь ставим в печь, а утром достаем вот такую красоту
  • Выпекать нужно при большой температуре (770-800 градусов)
  • На второй день берем наш эскиз (в этом случае рисунок только на донышке и лишь малая часть узора на каемочке).
  • Берем пудру (мелкодробленое стекло) и жидкость для ее смешивания.
  • Смешиваем пудру с жидкостью красного и желтого цвета
  • Делаем вот так и делим на количество лепестков (у нас их 8).

Выкладываем все по рисунку:

Затем смешиваем следующие цвета:

  • Далее делаем палочки, раскладываем на пленку, бумагу или фольгу и помещаем в морозилку для замерзания.
  • Затем кладём композиции в печь, опять на ночь (750 градусов).
  • Достаем утром
  • Засыпаем зеленой и желтой фриттой. Лишнее убираем кисточкой.
  • Кладём в печь на последнее выпекание. Вынимаем из печи поверхность, на которой обычно запекаем. Ставим форму, обрабатываем специальным разделителем, чтобы стекло не прикипело к форме. Укладываем стекло на форму (740 градусов, выдержка 1 мин). Обычно тарелки пекут при 735 градусах, но в этот раз должно пройти моллирование, и еще должна запечься свежая стеклянная крошка.
  • На четвертый день открываем печь (если остыла менее 100 градусов) и любуемся!

Видео по теме статьи

Фьюзинг в домашних условиях своими руками: мастер-класс с видео

Новое направление витражной техники – фьюзинг – имеет огромное количество поклонников по всему миру. Изделия, которые получается благодаря такой технике, невероятно красивые и необычные. А как именно творить изделия методом фьюзинга в домашних условиях, вы узнаете совсем скоро.

На первый взгляд кажется, что невозможно стекло превратить в пластичный материал так, чтобы он принимал нужную нам форму, однако научно-технический прогресс творит чудеса и теперь даже в домашних условиях любой человек сможет самостоятельно сделать поделку в стиле фьюзинг. Конечно, существуют специальные печи и инструменты, с которыми работают профессионалы. Для них необходимо отдельное помещение и обязательные приспособления для сплавки стекла.

Но помимо этого есть мини-печи, в которых можно делать фьюзинг-поделки, используя лишь микроволновую печь.

Такие печи достаточно недорогие и компактные, но не всегда подойдут для объемных фигур и тарелок. На этот случай существуют домашние электрические печи для фьюзинга.

Фьюзинг не требует использования специального вида стекла, нежели профессиональный процесс сплавки. Пригодятся любые стеклянные элементы. Кроме того, не обязательно иметь стеклорез, если, конечно, нет специальной задумки. Стекло можно аккуратно разбить молоточком, осколки сложить в качестве мозаики и отправить их в печь.

Необычные техники

Существует несколько техник, которые используют мастера для создания фьюзинг-произведений:

  • техника «white light» — используется белое стекло для создания, в основном, объемных фигур;

  • окрашивание стекла йодом;

  • сплавка цветных стекол.

Последняя техника считается самой распространенной и интересной. Кроме того, в домашних условиях мастера работают именно с цветными стеклами.

В настоящей статье рассмотрим мастер-класс по созданию предмета декора из цветного стекла в домашних условиях своими руками.

Стильная подставка

Для того чтобы приготовить вот такую подставку под горячее, как выше, необходимо подготовить:

  • стеклорез;
  • инструменты для стекла – циркуль, щипцы;
  • линейка;
  • фломастер;
  • очки для защиты глаз;
  • стекло для фьюзинга;
  • и, конечно, печь.

  1. Необходимо вырезать круги разных цветов из стекла около 10 см диаметром.

  1. Цветное стекло режем на полоски по 1 см.

  1. Затем нарезаем квадраты.

  1. Таких квадратиков разных цветов должно получиться достаточно много.

5. На прозрачную круглую деталь выкладываем по краям поочередно разноцветные квадратики.

  1. Затем выкладываем детали следующим кругом.

  1. Можно зафиксировать всю конструкцию ПВА клеем, он безвреден при дальнейшем обжиге в печи.

  1. Зеленое стекло режем на кусочки, а затем на небольшие треугольники.

  1. Обрабатываем их, чтобы получить закругленную форму.

  1. Укладываем в центр круга.

  1. Далее нарезаем мелкие квадраты и укладываем их вокруг центральной фигуры.

  1. Получается такая композиция.

  1. Можно добавить мелкие стеклянные элементы в свободные места.

  1. Отправляем заготовки в печь.

  1. По истечении нескольких часов, возможно, и суток, в зависимости от печи и объема стекла, вынимаем подставку из печи и получаем просто безумно красивое творение.

Подобным образом создавать разнообразные стеклянные формы и воплощать в жизнь любые задумки и фантазии.

Такие фьюзинг-витражи активно используются в заведениях общественного питания – барах, ресторанах, а также в салонах и кабинетах красоты. Кстати, для некоторых мастеров фьюзинг станет отличной идеей для семейного бизнеса.

Видео по теме статьи

Еще больше вдохновения принесет просмотр видео, как сделать фьюзинг в домашних условиях и идеи создания предметов из стекла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: