Схема распиновки розетки прицепа для легкового автомобиля

Распиновка контактов розеток и штекеров фаркопа, схемы подключения электропитания к прицепам автомобиля

Ежегодно увеличивается число автовладельцев, комплектующих автомобиль фаркопом для транспортировки прицепа. Это требует также и установки универсальной розетки для подключения электрооборудования прицепа, которое необходимо в соответствии с требованиями правил дорожного движения. Очевидно, что нужно иметь представление о схеме подключения прицепа, распиновке розетки фаркопа.

Рассмотрим основные типы схем подключения розетки фаркопа к штекерной части разъёма, позволяющие без проблем обеспечить корректным питанием всё электрооборудование прицепа.

Типы разъёмов фаркопа

Существует несколько стандартизированных схем подключения разъёмов фаркопа

  • Европейский тип на семь контактов — 7 pin Euro.
  • Американский разъём на семь контактов — 7 pin US.
  • Разъёмы на тринадцать контактов — 13 pin.
  • Специализированные разъёмы.

Европейский тип разъёма

Самое широкое распространение на территории России имеет евроразъём. Его электросхема показана на рисунке:

Отличительной частью этого коммутирующего устройства является наличие розеточных и штекерных элементов на обеих частях разъёма. Соединить его неправильно просто невозможно. Это позволяет производить правильную коммутацию при ограниченной видимости, проще говоря, вслепую. Каждый из розеточных и штекерных выводов проводки имеет строгое, стандартизированное предназначение, о чем указано в таблице. В таблице также обозначено минимальное сечение проводников, которыми должна производиться коммутация элементов электрооборудования. Это позволит избежать перегрузки проводки автомобиля и, как следствие, возгорания или короткого замыкания.

В европейской схеме подключения прицепа к легковому автомобилю контакт 2, как правило, не задействуется. Он предназначен для обеспечения прямого, постоянного питания +12. Он может использоваться, например, для подключения холодильной установки. В простых прицепах в нём, как правило, необходимости нет.

Стоит обратить внимание, что при использовании евроразъёма не стоит объединять в один контакт подключение плюсового выхода левого и правого габаритов. Это является ошибкой, допускаемой любителями, которые стремятся упростить схему. Такое упрощение приведёт к некорректной работе габаритного освещения при включении поворотного повторителя.

Американский тип

  • Схема подключения розетки прицепа легкового автомобиля c использованием американского вида разъёма отличается наличием отдельного пина (pin) для работы фонаря заднего хода.
  • Электросхема не разделяет подключение габаритов по правому и левому борту прицепа.
  • Существуют модели американских машин, в проводке которых габаритные огни и стоп-сигналы не имеют разделения и питаются от одного провода.

13-контактный вид

Такие разъёмы, кроме основных, имеют несколько резервных плюсовых и минусовых контактных групп. Они применяются для обеспечения электричеством, например, прицепной дачи, где требуется дополнительное питание бытовых приборов или аккумуляторов. Назначения контактов розетки и штекера обозначены на схеме.

Разъём рассчитан на пропуск большого потребления тока, который требуется для работы многих электробытовых приборов, аккумуляторов и трансформаторов повышения напряжения до 220 вольт, устанавливаемых в современных жилых прицепах.

Для корректного подключения этого типа разъёмов ко всем точкам потребления лучше воспользоваться услугами автомобильного электрика.

Специализированные разъёмы

Современные автомобильные прицепы высокого класса оборудованы сложными системами, для работы которых необходима корректная коммутация с интеллектуальными системами автомобиля. Такими как:

  • АБС — антиблокировочная система тормозов.
  • ESP (Electronic Stability Program) — электронная система динамической стабилизации.
  • Бортовой компьютер.

Коммутация таких сложных электронных систем управления прицепом производится при помощи специализированных разъёмов и переходников.

Схема подключения фаркопного переходника для прицепов высокого класса должна монтироваться автоэлектриком. Без знаний в области электроники самостоятельно справиться с задачей практически невозможно.

Схемотехника соединения

Для подключения фаркопного соединения необходимо определить, откуда подводить необходимые контакты питания или управления.

В автомобилях, выпущенных раньше двухтысячного года, задние световые приборы управлялись аналоговыми схемами. Для правильного подключения прицепа электрические схемы достаточно просты. Провода от коробок включения коммутации задних габаритов, поворотных повторителей и стоп-сигналов подключаются к соответствующим клеммам фаркопного разъёма нужного типа.

Проверить правильность соединения можно при помощи тестовой лампы, подключая её к той или иной клемме фаркопной розетки и общему контакту. Лампа должна правильно реагировать на включение габаритов, стоп-сигналов и поворотных повторителей. Контакты должны соответствовать схеме распиновки используемого типа разъёма.

Цифровые модули подключения

Более современные автомобили оснащены цифровыми схемами управления электрооборудованием, в том числе и световыми приборами. Как правило, на осветительные приборы подаётся необходимое напряжение и отдельно сигналы цифрового управления. Методика прямого подключения стала практически невозможной.

Прямое подключение фаркопного разъёма к фонарям заднего освещения и оповещения также невозможно, т. к. оно, как правило, является светодиодным. При подключении дополнительной нагрузки контроллер управления зафиксирует превышение потребляемого тока, выдаст ошибку и отключит эти приборы. Для коммутации розетки прицепа с системами современного автомобиля понадобится специализированный модуль согласования.

Такие модули комплектуются подробной инструкцией, схемой и списком моделей автомобилей, к проводке которых возможна установка устройства. А также прикладывается набор всех необходимых для монтажа проводников.

Модуль согласования можно попробовать собрать самостоятельно. В продаже встречаются наборы для сборки модулей согласования.

Приложенные к наборам схемы коммутации таких модулей изображены лишь в общих чертах. Трассировку проводников необходимо производить самостоятельно в каждом отдельном случае.

Людям со средними познаниями в электронике не составит труда найти схему устройства в интернете и собрать его самостоятельно.

Пошаговый порядок подключения

Можно самостоятельно подключить разъём питания автоприцепа, выполняя следующие шаги.

Шаг первый

Для его выполнения необходимо:

  • Определить коммутативную схему.
  • Выяснить, есть ли необходимость в модуле согласования.
  • Выбрать тип разъёма в соответствии с типом разъёма на прицепе.

Если прицепа нет в наличии и фаркоп устанавливается для буксировки различных случайных прицепных средств, то рекомендуется установить универсальную розетку на тринадцать контактов.

При необходимости можно подключить вилку от прицепа на 7 pin, использовав специальный переходник, сохраняющий все управляющие функции.

Если же понадобится подключить к розетке 7 pin вилку 13 pin (например, прицепа-дачи), то также можно использовать переходник, но сохранить все необходимые функции не получится.

Зарядку аккумулятора прицепа придётся проводить вне разъёма, так же как и все прочие возможные силовые коммуникации.

Если автомобиль выпущен раньше двухтысячного года, то установка согласующего блока, скорее всего, не понадобится. Но тогда необходимо установить предохранители защиты повторительных и задних световых сигналов с увеличенным на 25 процентов номиналом.

Шаг второй

Обязательно протестировать все электрические цепи в штекере прицепа. Если личного прицепа нет, и предполагается использовать прокатный, то этот шаг можно пропустить. Проверка работоспособности всех узлов прицепа — обязанность арендодателя.

Читайте также:
Тумбочка своими руками: изготовка каркаса, крепление крестовин

Самые распространённые дефекты электрических систем прицепа:

  • Отслоение и коррозия проводки в местах пайки и контактных соединений.
  • Короткие замыкания в местах трущихся элементов.
  • Перегорание ламп накаливания.
  • Образование токов утечки. Это связано с солевой обработкой дорог и попаданием реагентов в места соединения контактов. А также может быть связано с заездом в солёную воду (например, при транспортировке лодок или гидроциклов).

Шаг третий

Обязательно необходимо разметить схему трассировки. Это позволит точно видеть, какой расцветки и сечения проводник, куда он проходит, где и как соединяется и с чем. Если в комплекте приобретённого разъёма предусмотрены провода, то целесообразнее использовать именно их.

При отсутствии проводов в комплекте устройства нужно выбирать их в обязательном соответствии с указанными на рисунках сечениями и цветами.

Особое внимание стоит уделить наиболее сложному этапу прокладки проводки от разъёма внутрь багажника. Это необходимо сделать скрыто, но, главное — исключить возможность повреждения проводников в процессе эксплуатации багажного отделения, а также не нарушить его герметичность. Повреждения могут привести к короткому замыканию, а разгерметизация — к попаданию влаги в салон. В большинстве моделей автомобилей для этого предусмотрено специализированное отверстие в кузове.

Коммутацию проводников производят методом скрутки с последующей пайкой контактов и надёжной изоляцией при помощи трубок термоусадки (трубка, надеваемая на соединение или контакт для изоляции, уменьшающаяся в размерах при нагревании феном или зажигалкой). При соединении проводников электропитание автомобиля должно быть обязательно отключено.

Шаг четвёртый

Подключение разъёма потребует максимального внимания. Для безошибочных действий все проводники лучше промаркировать и коммутировать с контактами розетки в строгом соответствии с распиновкой, указанной в схеме выбранного разъёма. Все соединения вне кузова автомобиля нужно обязательно пропаивать и надёжно изолировать при помощи термоусадки. Перед изоляцией контактов соединения рекомендуется обработать литолом или солидолом. Это предотвратит возможное попадание влаги. После коммутации проводов в корпусе розетки их следует обработать графитной смазкой. Это также защитит от влаги и предотвратит коррозию контактов.

Финальные действия

Собранную схему необходимо проверить при помощи мультиметра. Последовательная «прозвонка» проводников в режиме измерения сопротивления поможет выявить возможные короткие замыкания. Только после такой проверки можно включить электропитание автомобиля.

Рекомендации по безопасности

Для безопасного, долгосрочного использования электрооборудования автоприцепа необходимо соблюдать простые, но важные правила:

  • Не перегружать внутреннюю электрическую сеть прицепа. Это особенно легко сделать при использовании электробытовых приборов большой мощности. Такая перегрузка может привести к короткому замыканию или возгоранию.
  • Визуально проверять состояние электропроводки перед каждым использованием прицепа. Раз в полгода тестировать электрические цепи при помощи мультиметра.
  • В начале каждого сезона эксплуатации проверять состояние соединений вне кузова автомобиля и прицепа. При необходимости промазывать солидолом места изолированных зон контактов и разъёмов.
  • Своевременно крепить разболтавшиеся в процессе эксплуатации провода с помощью пластмассовых хомутов или клипс.
  • По возможности использовать в осветительных и сигнальных системах прицепа светодиодное влагостойкое оборудование.

К правильному подключению электрических цепей прицепа нужно отнестись внимательно. Отсутствие или неправильное функционирование габаритов, поворотных повторителей или индикации торможения на дороге опасно и ведёт к аварийным ситуациям. А также это влечёт за собой наложение штрафа сотрудниками ГИБДД.

4 фото схемы подключения прицепа, распиновка розетки фаркопа (7 пин)

Особенности подключения ТСУ, схемы подключения устройства на 7 пин, обозначения по цветам, схема подключения вилки, схема подключения розетка фаркопа.

  1. Сколько есть разновидностей розеток?

а) Для легковых автомобилей выпускается три вида розетки. Тринадцатиконтактная, применяемая в России. Американская или Европейская на 7 пин. И имеется специальный разъем.

б) В продаже имеется два вида розеток. Русская на 13 пин и Американская на 7 контактов.

  1. Что обозначает контакт, отмеченный буквой «L»?

а) провод, направляющийся к левому поворотнику.

б) Провод правого поворотника.

в) Провод, включающий правый и левый поворотники.

  1. Зачем на розетки ставят крышечки?

а) Крышка нужна, чтобы лишние провода не были подключены к устройству.

б) Она служит защитой, предохраняющей розетку от внешних воздействий. Крышка нужна в тот момент, когда авто фаркоп не соединён с прицепом.

  1. Какие контакты можно срастить, чтобы упростить процесс сборки?

а) Сращивать можно контакты двух фар, заднего хода, стоп-сигналы, противотуманку и габаритные огни. Все они включаются синхронно.

б) Соединять разрешено любые контакты. Так работа пойдёт проще.

  1. Что обозначает контакт, отмеченный «54G»?

а) Подключение к задней противотуманке.

б) Подсоединение к стоп-сигналам автомобиля.

Ответы:

  1. а) Есть три вида розеток – русская на 13 контактов, американская или европейская на 7 пин, а также специальный разъем.
  2. А) Буквой «L» обозначается ровод, подсоединяющийся к левому поворотнику.
  3. Б) Крышка на розетке служит в качестве защиты от различных воздействий. Ее закрывают, когда фаркоп не подключен к прицепу.
  4. А) Для упрощения работы, сращивают следующие контакты: двух фар, заднего хода, стоп-сигналы, противотуманку и габаритные огни. Возможность соединения объясняется тем, что все они включаются синхронно.
  5. А) Обозначение «54G» — это подключение к противотуманным фарам автомобиля.

Чтобы перевезти объемный груз, на автомобиль крепится надежный прицеп. Подсоединение происходит посредством ТСУ и плотного контакта с его розеткой. Необходимо правильно подключить контакты, чтобы на прицепе при езде срабатывали задние фары, сигнализирующие участникам дорожного движения, что водитель совершает разнообразные действия, к примеру, поворот. Чтобы правильно подсоединить сигналы, потребуется изучить схему подключения прицепа, а также распиновки розетки фаркопа.

Определение: Распиновка розетки прицепа – это схема разъемов, необходимая для соединения автомобиля с прицепом своими руками. Подключение электрики требуется, чтобы на прицепе работала вся осветительная техника, согласно правил дорожного движения.

Виды разъемов распиновка и схема подключения для авто типа Лада Веста, Рено Дастер

Разъем фаркопа иногда называют обычным штекером. При помощи этого устройства можно соединить электропроводные элементы транспорта с прицепом. Имеется несколько разновидностей разъемов:

  1. Тринадцатиконтактная розетка используется в основном в России.
  2. Американский или Европейский стандарт имеет 7 пин, то есть 7 пиновых разъемов.
  3. Также выпускается специальный разъем.

Распиновка фаркопа на 7 контактов предполагает применение нескольких поводков. Их толщину должна равняться 1,5 мм или 2 мм. Используются 6 проводов по 1,5 мм и один провод в 2 миллиметра.

Читайте также:
Устройство пароизоляции в частном деревянном доме для пола

Рисунок 1. Схемы распиновки 7 контактного разъема

  1. «L» обозначает провод, направляющийся к левой стороне автомобиля — поворотник.
  2. «54G». Предназначается для подключения к задней противотуманной фаре.
  3. «31» — провод – «минус». Он имеет толщину в 2,5 мм.
  4. «R» подключается к правому поворотнику.
  5. «58 R». Идет на правый габарит и подсвечивает номерной знак автомобиля.
  6. «54» отвечает за стоп-сигналы.
  7. «58». Это левая сторона габаритов.

Как избежать ошибок при подключении распиновки на 7 пин

Чтобы не совершить ошибок, следуйте схемам.

Ниже представлен рисунок на 7 пин. Расцветка стандартная и используется на автомобилях российской сборки, например, на ВАЗ 2107. Но иногда встречаются и некоторые отклонения по цветам. Если используется европейской автомобиль, вроде Рено Дастер, то разъемы могут быть задействованы не все.

Рисунок 2. Схема по цветам

Пояснение по цветам:

  1. Управление левыми поворотниками.
  2. ПТФ. На иностранных автомобилях обычно этот контакт не используется.
  3. Масса.
  4. Управление правыми поворотниками.
  5. Левые габаритные огни.
  6. Стоп-сигналы.
  7. Правые габаритные огни.

Семиконтактный разъем на современных иностранных автомобилях чаще всего не используется. Там подключают 13 пин. Но в том случае, если на прицепе установлен старый образец штекера, то его необходимо подключать к новому евроразъему при помощи проводника. Это гораздо проще, чем заменять разъём на автомобиле целиком.

Ответы на 3 часто задаваемых вопроса о подключения розетки фаркопа

Куда крепится дополнительная розетка?

В случае, если потребуется установить дополнительную розетку ТСУ, крепить ее необходимо в подрозетник фаркопа.

Как соединить контакты?

Контакты соединяются при помощи схемы распиновки. Если производитель добросовестный, то в коробку обязательно будет вкладываться инструкция по правильному размещению. Если распиновка отсутствует, тогда автолюбителю придется самостоятельно определить принадлежность всех контактов.

Какие нужны материалы для установки розетки?

Список обязательных материалов:

  1. Розетка для фаркопа.
  2. Различные приспособления для демонтажа бампера.
  3. Термоусадка и изолента.
  4. Крепежная пластина и иные крепежные элементы.
  5. Гаечные ключи и отвертки. Потребуется использовать разные размеры.
  6. Хороший паяльник.
  7. Если в комплекте не предусмотрены провода, тогда необходимо найти медные с подходящей толщиной.
  8. Клеммы, которые будут соединяться с проводами. Обычно они продаются вместе с фаркопом, но если в упаковке их нет, тогда нужно посетить рынок или строительный гипермаркет для покупки.
  9. Схема для подключения. Лучше всего иметь ее на бумажном носителе. По памяти соединять нежелательно. Если распечатать не удалось, тогда скачайте схемы на свой смартфон, чтобы постоянно сверяться с правильностью соединения.

Автомобилистам, решившим самостоятельно установить ТСУ, и произвести монтаж розетки, необходимо запомнить одно правило: каждая жила в многожильном кабеле должна в толщину составлять не меньше полутора миллиметров.

Еще важно знать 5 нюансов о подключении:

Посмотрите на картинке разъем фаркопа. Выключение не составит особой сложности, особенно если имеется универсальный составляющий элемент, представляющий собой разъем фаркопа. Очень удобно производить соединение в том случае, если вилка и розетка совпадают по разъемам. Соответственно, розетка, состоящая из семи контактов, должна подключаться к семиконтактной вилке . В таком варианте можно будет производить обычное подключение, не забывай совмещать нужные гнезда с соответствующими розетками.

Рисунок 5. 7 пин Рисунок 6. Крышка

Предварительно ознакомьтесь с расположением всех семи подключаемых разъемов. Если они совпадают визуально, то можно просто попробовать соединить одно к другому. Если розетка фаркопа качественная, то на ней обязательно должна быть крышечка. Она нужна для предохранения от различных внешних воздействий. Такая защита потребуется в тот момент, когда авто фаркоп не соединён с прицепом.

Рисунок 7. Сращивание

Подключить электронику можно более простым способом. Чтобы совершить подобную операцию, необходимо объединить несколько поводков в группу, и создать результативный симбиоз подачи электрических сигналов. Сращивать можно контакты двух фар, заднего хода, стоп-сигналы, противотуманку и габаритные огни. Это объясняется тем, что при эксплуатации автомобиля они будут использоваться синхронно. Крепление обеспечивается при помощи кронштейнов.

Следующий способ предполагает изменение электросистемы автомобиля. Это изменение заключается в объединении нескольких проводов, которые ведутся к задней световой, и сигнальной электрике прицепа. Их необходимо соединить с проводами от сцепного устройства. Если на автотранспортном средстве стоит сложная электросхема, тогда придется потратить чуть больше усилий, чем в предыдущих вариантах. Если сигнальные и световые лампочки автомобиля работают без специального микропроцессора, тогда можно подключить 7-канальный фаркоп разъем. Перед тем как начать операцию, следует убедиться, что проводков хватает. Если есть необходимость, то элементы проводки можно изготовить своими руками, используя медный трехжильный полторамиллиметровый провод. На них должна стоять маркировка «ПВС».

Если подсоединение происходит напрямую, перед глазами обязательно должна находиться схема фаркопа, а также схема розетки автомобиля.

Чтобы правильно произвести соединение, необходимо по одному проводу подать на поворот сигналы, стопы, а также габаритные и противотуманные фары, также туда подключаете освещение номерных знаков. Также потребуется соединение нескольких проводов, которые идут на массу, фару заднего хода, если такая есть. На электронные блоки также устанавливают специальный переходник. Речь идёт о блоке согласования между электрикой, фаркопом и прицепной части автомобиля. При наличии такого соединения, все подключаемые части будут работать бесперебойно и не создавать проблем автомобилисту. Подключение блока согласования фаркопа производится своими руками.

Фото схем подключения схем фаркопа всегда помогут в работе, если возникли трудности.

Подключение розетки для прицепа

Топ-5 лучших производителей фарк-в на автомобили типа ВАЗ 2110, Тойота Хайлюкс

Очень часто автолюбителям приходится перевозить габаритные грузы. На крышу машины вроде ВАЗ 2110 помещать их неудобно и небезопасно. Именно поэтому приходится заниматься подсоединением прицепа. Это необходимо делать правильно – через фаркоп. Но чтобы произвести надежное соединение, потребуется покупать устройство от хороших производителей, которые уже давно зарекомендовали себя на рынке с положительной стороны. Некачественное оборудование приведет к серьезным последствиям – если отключатся поворотники на прицепе, то возможно образование дорожно транспортного происшествия.

Список лучших производителей:

  1. Bosal. Производитель предоставляет своим клиентам широкий ряд продукции. Все компоненты качественно соединены. Используются лучшие комплектующие. С устройством всегда дают инструкцию по применению. Она понятная и наглядная.
  2. Thule. Фирма также известна под маркой Brink. Модели быстросъемные, а потому не придется долго возиться с подключением и разборкой. Качество материалов и сборки очень хорошее. Бренд надежно зарекомендовал себя.
  3. Auto-Hak. Это модель имеет приемлемые цены, но при этом качество конструкции одно из самых лучших. В магазинах можно найти широкий выбор продукции. Имеются также быстросъемные модели.
  4. Baltex. Приобретать можно людям с отечественными, а также китайскими автомобилями. Качество изготовления хорошее, но несколько уступает предыдущим моделям. Крепеж изготавливается из нержавейки, а потому можно без проблем ездить с прицепом под дождем.
  5. Avto S. Подходит для китайских и российских автомобилей, как для Тойоты Хайлюкс, так и для Лады Веста. Цены очень низкие.
Читайте также:
Чем отличаются современные оцинкованные парапеты

Такие разнообразные розетки прицепов

Возможность присоединить прицеп к легковушке ест у всех моделей. Но его мало просто прикрепить к фаркопу, необходимо интегрировать в общую электросхему транспортного средства, чтобы не нарываться на санкции автоинспекторов.

Материалы для подключения

В комплекте с фаркопом для автомобиля должны присутствовать и все необходимые элементы для подключения. Однако некоторые призводители не предусматривают подобный комплект. Его необходимо собрать самому, исходя из перечня:

  • Фиксатор;
  • Пластина для крепежей;
  • Собственно, розетка для прицепа;
  • Комплект проводов с оптимальными разъемами;
  • Схема выполнения всех этапов процесса и распиновки фаркопа.

В любом случае самостоятельно подготовьте набор инструментов:

  • Набор гаечных ключей;
  • Отвертки всех мастей;
  • Инструменты для подгонки бампера;
  • Дрель и сверла при отсутствии специального отверстия;
  • Соединительные клеммы – если нет в комплекте или понадобятся запасные;
  • Изолента;
  • Паяльник.

Теперь, как говорят, по мотивам инструментов. Если самостоятельно подбираете комплект проводов, желательно брать многожильные с сечением не менее 1,5 квадратных миллиметров. Позаботьтесь об обесточивании сети выключением аккумуляторных клемм, а также подготовьте защитное снаряжение, особенно для глаз и лица.

Виды разъемов

Прежде, чем научить проводить подключение, необходимо определиться с выбором необходимой розетки. На рынке присутствуют 3 вида многоконтактных, или по-научному пиновых, розеток. Число контактов равно 7, 13 или 15. Наиболее распространены 7-пиновые модели. Каждый из них имеет четкое предназначение согласно следующей таблице:

В более сложных конструкциях с датчиками блокировки колес и электроприводами тормозов. 15-контактная розетка применяется на грузовых автомобилях.

  • указатель поворотов левый;
  • указатель поворотов правый;
  • противотуманный свет задний;
  • Масса для контактов 1-3 и 5-12;
  • габаритные огни левые;
  • габаритные огни правые;
  • лампы стоп сигнал;
  • Лампы заднего хода;
  • Питание 24в;
  • (inertia-brake for Reverse lock release);
  • (Starting-traction control system);
  • (Axle lifteng device);
  • (Comon return suply);
  • шина CAN;
  • шина CAN.

2 способа подключения

Ниже рассмотрим способы подключения розетки прицепа.

Традиционное подключение

Современные автомобили упрощают задачу распиновки. Достаточно найти провода со штекером, который совместим с разъемом на фаркопе. Это один из рекомендованных методов, так как он исключает потерю гарантии на транспортное средство.

Универсальный метод

Иногда соединительный разъем не предусмотрен конструкцией. Установить его под силу каждому автовладельцу. Главное, чтобы бортовой компьютер был. В противном случае придется использовать специальные клипсы или паяльник для прямого подключения в электросистему автомобиля.

Прямое подключение при наличии бортового компьютера невозможно. Оно вызовет увеличение нагрузки на мозг транспортного средства. И бортовой компьютер не только выдаст ошибку подключения, но и благополучно отойдет от дел.

Решить проблему поможет блок согласования. Его располагают между шиной управления и электрическими проводами прицепа. Принцип его работы заслуживает отдельной статьи. При следовании руководству распайки бортовой компьютер не увидит лишнего потребителя.

Теперь, когда мы изучили теорию, рассмотрим подробно распиновку каждого типа розетки от А до Я.

Распиновка разных видов розеток

Чёткое выполнение рекомендаций – залог безопасности и гарантия работоспособности устройства. Для начала поработаем с европейской розеткой, а потом перейдём к заокеанским гостям.

7 контактов

Приведённый ниже рисунок характерен для автомобилей российской модификации. У иномарок могут быть отличия по цветам проводов или задействованию определённых разъёмов. Пока его можно встретить и на иномарках, и на автомобилях отечественных изготовителей, но постепенно происходит отмирание этих розеток и переход на 13-пиновые модификации.

Схема A соответствует розетке фаркопа, B – штекеру прицепа.

  • Желтый провод отвечает за левый указатель поворота.
  • Сиреневый включает противотуманные фары (может быть незадействован)
  • Серый – кабель типа массы
  • Сиреневый курирует левый габаритный огонь
  • Красный устанавливает контроль за стоп-сигналами
  • Черный же регулирует габаритные огни правого борта.

Если же на фаркопе 13 пин, а у прицепа 7-контактный штекер, их подружит переходник. Его стоимость и установка обойдутся дешевле и проще, чем приобретение нового разъема.

13-пиновая розетка

Ниже приведено расположение и цвета для стандартной розетки на 13 контактов.

01 Желтый Поворот налево
02 Синий Противотуманки сзади
03 Белый Масса для первых восьми цепей
04 зеленка Поворот направо
05 коричневый Подсветка номерного знака и правые габариты
06 Красный Стоп-сигналы
07 Черный Для номерного знака и левые габариты
08 Оранжевый Маркер заднего хода
09 Красный и коричневый 12V от аккумулятора
10 Синий и коричневый 12V от зажигания
11 Синяя с белым Масса для цепи 10
12 Любой резерв
13 Зеленый с белым Масса для цепи 9

15-контактная

Применяется на седельных тягачах для подключения полуприцепов любых типов. Очень важную роль здесь играет дополнительная функция – управление вспомогательным оборудованием. Учитывая технологические особенности, 13-пиновый разъём для коммерческого транспорта не подходит.

Номер на схеме Цвет провода Что выполняет
1 Желтый Левый поворот
2 Зеленый Правый поворот
3 Голубой Противотуманные фары
4 Белый Заземление
5 Черный Габариты слева
6 коричневый Указатель правый габаритов
7 Красный Стоп-сигналы
8 Розовый Осторожно, задний ход
9 Оранжевый 24 вольта
10 серый Аварийные сигналы от тормозных колодок
11 Бело-черный Информация о давлении пружинных тормозов
12 Бело-голубой Механизм подъема моста
13 Бело-красный Обмен информационными сигналами
14 Бело-зеленый CAN-H
15 Бело-коричневый CAN-L

Американские гости

Американские модификации розеток отличаются от российских и европейских аналогов не только расстановкой каналов, но и способом подключения. Взять хотя бы 7-контактную розетку модификации HOPKINS.

Здесь первый контакт отвечает сразу за оба габаритных огня. Второй шнур выдает 12 V дополнительного напряжения для оборудования. Канал 3 предназначен для обслуживания поворотных огней левого борта, а шестой – правого. В парафию четвёртого входят топ-сигналы, пятого – контроль массы. Крайний седьмой контакт отмечает сигнал заднего хода.

Читайте также:
Утепление входной двери: виды утеплителей и их особенности

Завершаем обзор американцев 4-пиновым разъемом. Его особенность – управление поворотниками и стоп-сигналами по одной линии. Это вызовет проблему при подключении к европейским 7-пинникам. Существует 2 варианта решения проблемы.

Самый простой и менее затратный способ – подключение к поворотникам напрямую. Но электропроводка может не выдержать дополнительной нагрузки. Итог – дорогостоящий ремонт или полная гибель автомобиля.

Поэтому рекомендуется второй способ. Он сложнее, но корректнее. Необходимо протянуть всю проводку под европейский разъем. Как это сделать, зависит от модели автомобиля. Не забудьте изучить мануал в комплекте к автомобилю.

Выводы

Теперь осталось одно – правильно подсоединить прицеп к автомобилю и наслаждаться результатом. Если вы заметили новую разновидность розетки или полное исчезновение приведенных здесь моделей с прилавков, сообщите нам. И не забудьте поделиться статьей со своими друзьями!

Как подключить терморегулятор

Терморегулятор (ТР), или термостат, играет важную роль в обогревательном оборудовании. Это универсальный прибор, который управляет нагревательными системами. Его конструкция может быть различной, функция одна: ТР стабилизирует температуру заданной среды в течение определённого промежутка времени. Надо знать, как подключить терморегулятор, чтобы он правильно выполнял своё предназначение.

Что собой представляет терморегулятор

Термостат в своей основе содержит чувствительный элемент, который под воздействием колебаний температуры окружающей среды меняет свои свойства. В составе присутствуют геометрическая форма (биметаллическая пластина), электрическое сопротивление (термопара) и фоточувствительность (инфракрасные датчики).

Назначение

Подключение терморегулятора направлено на то, чтобы сохранять нужный уровень температуры в конкретном объёме определённого содержания. Приборы используют в воздушных, жидких средах и твёрдых телах.

Принцип действия

Все терморегуляторы включают нагревательные системы при падении заданного уровня температуры и отключают питание ТЭНов при превышении уровня прогрева среды.

Важно! Главная цель терморегуляторов – это своевременное включение/отключение термо энергетических элементов. Это приносит существенную экономию энергоресурсов.

Виды терморегуляторов

В основном терморегуляторы бывают 3-х видов:

  1. Биметаллическая пластина;
  2. Термопара;
  3. Инфракрасный датчик.

Биметаллическая пластина

Под воздействием нагрева или охлаждения пластинка изгибается в ту или иную сторону. Тем самым замыкая или размыкая контакты, питающие электричеством нагревательные элементы. Пластина представляет собой двухслойную полоску, сваренную из двух металлов с разным коэффициентом теплового расширения. Из-за этого при нагреве силы расширения «заставляют» пластинку изгибаться.

Термопара

Элемент представляет собой V-образную скобу из термочувствительного металлического сплава. По проволоке проходит слабый ток. При изменении температуры сопротивление проводника меняется, что сказывается на характеристике тока. Этот фактор воздействует через управляющую схему на реле питания обогревателей.

Инфракрасный датчик

Светочувствительная плёнка датчика воспринимает степень нагрева окружающего пространства в инфракрасном диапазоне. Проходящие токи в приборе меняют свои характеристики, что отражается на работе релейной системы питания нагревательных элементов.

Сферы применения терморегуляторов

В быту примером применения терморегулятора может быть стиральная машина. Термодатчик, соединённый с ТЭНом в баке, «следит» за уровнем нагрева воды. В автомобиле термопара системы охлаждения «руководит» режимом включения вентилятора радиатора.

В различные комнатные обогревательные приборы достаточного уровня сложности обязательно встроен регулятор температуры. Ни одна система тёплых полов не обходится без твердотельных ТР. В холодильнике термостат является неотъемлемой частью. Во всех ПК и ноутбуках датчики температуры включают вентиляторы, сохраняя аппаратуру от перегрева. Кондиционеры, микроволновки, электропечи – все они в своём составе имеют термостаты. Различные водонагреватели, электрокотлы, газовые котлы, включённые в систему отопления зданий и сооружений, работают только вместе терморегуляционными блоками управления.

Подключение и установка термостата

Известны два варианта подключения терморегулятора. Это способы подсоединения двужильных и одножильных проводов.

Подсоединение двужильного кабеля к термостату

Двужильный провод используют в том случае, когда ТР требует полноценного питания от электросети для функционирования замкнутой системы управления режимом обогрева определённого объёма. Это интегральные схемы, построенные на микропроцессорах.

Полученные данные от датчика в виде изменения силы тока, величины сопротивления анализируются прибором. В результате подаются команды на пускатель нагревательных элементов с заданным промежутком времени и граничным порогом прогрева конкретного пространства.

Обратите внимание! Примером подсоединения двужильного провода может служить схема, как нужно подключить термостат к циркуляционному насосу водонагревательного котла.

Подсоединение к термостату одножильного кабеля

Кабель из одной жилы применяется в схеме подключения терморегуляторов в том случае, когда сам прибор установлен в разрыв фазового провода, ведущего к плюсовой клемме ТЭНа. То есть кабель служит разрывом фазы сетевого тока, питающего нагревательные элементы.

Варианты подключения

  1. К системе тёплого пола;
  2. К ТЭНу;
  3. К обогревателю.

Подключение термостата к системе тёплого пола

Стандартный терморегулятор тёплого пола идёт в комплекте поставки с подробной инструкцией подключения прибора к системе тёплых полов. Можно подключать ТР самостоятельно, пользуясь обозначениями под клеммниками.

На тыльной стороне регулятора расположены три пары клеммных гнёзд для проводов. Первая пара предназначена для подсоединения двужильного сетевого кабеля. Гнездо «L» – фаза, «N» – ноль.

Вторая пара гнёзд предназначена для соединения с выводами тёплого пола – L1 и N1. Пятую и шестую клемму используют для того, чтобы подключаться к датчику температуры.

Регуляторы температуры полов могут быть вставленными в подрозетник или закреплёнными на стене. Термодатчик бывает, как встроенным в корпус прибора, так и установленным на конце выносного кабеля.

В первом случае происходит замер температуры воздуха внутри помещения. Во втором варианте датчик измеряет степень нагрева финишного покрытия пола.

Подключение термостата к ТЭНу

Подключение термостата к электрическому нагревателю приходится осуществлять через магнитный пускатель. Это связано с тем, что мощность регулятора далеко несопоставима с мощностью ТЭНов.

Магнитный пускатель (МП) нужен при управлении термостатом сразу несколькими приборами обогрева. МП врезают в фазовый провод параллельно с терморегулятором. Регулировка режимами работы тенов осуществляется термостатом, ток питания проходит через МП. Это даёт возможность использовать трёхфазную электросеть, что позволяет эксплуатировать нагревательные элементы большой мощности.

Многие ТР оснащены электронными микропроцессорами, которые выдают дополнительно показатели уровня влажности, давления и времени, необходимого для достижения величин заданных параметров.

Подсоединение терморегулятора к обогревателю

Термостаты бывают механического и электронного действия. Последнее время вторые модели активно вытесняют своих механических аналогов. Применение современной электроники позволяет более эффективно управлять температурным режимом в заданной среде.

Читайте также:
Уютные дачные домики: 60 вариантов

ТР для обогревателей помещений встраивают в корпуса калориферов или выносят на удаление от приборов отопления. Регулятор, прежде всего, подключается к электрической сети, затем через схему управления соединяется непосредственно с термодатчиком.

Дополнительная информация. Инфракрасные обогреватели соединяются с термостатом в большинстве вариантов через магнитный пускатель. Чтобы выполнить правильное подключение прибора, нужно строго следовать пунктам прилагаемой инструкции.

Особенности, как подсоединяют устройства регуляции температурного режима, зависят от вида отопительных приборов. Это может быть одножильное или двужильное подключение ТР тёплых полов. Подключение двухфазного термостата к нагревательным элементам трёхфазного тока осуществляется только через магнитный пускатель. Для водяного отопления терморегулятор врезают прямо в радиатор. В каждом конкретном случае существует своя схема подключения терморегулятора.

Советы по установке

Несколько советов:

  1. Перед покупкой ТР надо убедиться в совместимости характеристик регулятора и нагревательных элементов.
  2. Выбирать установку прибора нужно в наиболее доступном месте.
  3. Решая вопрос о приобретении прибора, следует оценить экономическую целесообразность применения конкретной модели терморегулятора.
  4. Если не хватает опыта в установке таких устройств, то лучше обратиться за помощью к специалистам.

Человек порой не догадывается о количестве окружающих его терморегулирующих устройств. Они плотно вошли в быт. Их работа приносит существенную экономию затрат на электроэнергию.

Видео

Терморегулятор для обогревателя

Производители

Если говорить о производителях, то в продаже легко найти различного рода терморегуляторы для ИК-обогревателя для дачи. Причем, что механического, что электронного типа. Довольно популярными считаются решения от отечественных фирм, что сочетают в себе долговечность, качество и доступную цену. Популярными считаются европейские, японские и американские модели терморегуляторов. Если говорить более подробно о конкретных моделях, то для начала следует назвать регулятор под названием Ballu BMT-1. Этот прибор представляет собой довольно доступное механическое термореле, что работает с инфракрасными обогревательными приборами данного производителя. Плюсами модели будет возможность работы с 1-фазными приборами с мощностью до 2 кВт и наличие довольного большого диапазона регулирования. Еще одним преимуществом будет то, что корпус Ballu BMT-1 сделан из очень прочного пластика.

Следующая модель, что также является довольно востребованной, Easter RTC 70.26. Данный термостат электромеханического типа применяется в теплых полах, оснащенных отопительными приборами инфракрасного типа. В нем есть датчик выносного типа, что измеряет нужные показатели и передает сигнал на главный блок управления. Он очень прост в применении, универсален и может работать с большинством отопительных устройств с мощностью до 3,5 кВт.

Еще один неплохой прибор – Eberle RTT-E 6121. Он относится к категории электромеханических накладных устройств, что имеют управление ручного типа. Диапазон температурного регулирования составляет от +5 до -30 градусов по Цельсию

Важно, что это устройство позволяет управлять сразу несколькими обогревательными приборами, общая мощность которых не будет более 3,5 кВт. Также отличительной особенностью прибора будет возможность его использования в помещениях, где влажность достигает показателя в 95 процентов

В его основе лежит биметаллическая пластина.

Еще одна модель, которая является крайне востребованной среди потребителей, Terneo PRO. Это программируемый электронный терморегулятор, что относится к дорогому ценовому сегменту. Благодаря наличию облака прибор может сохранять в себе все данные о настройках и работе инфракрасного отопителя, что позволяет обеспечить возможность просмотра необходимой информации со смартфона или планшета. Более того, существует специальное приложение для работы с этой моделью терморегулятора.

Для фанатов отечественной продукции наилучшим решением будет «БиЛюкс Т08». Это программируемый термостат от одноименного отечественного производителя. Он оснащен приятной подсветкой экрана, который относится к сенсорным. Отличается высочайшим классом влагозащищенности и имеет очень прочный корпус, сделанный из пластика. Имеет два режима управления:

  • программируемый;
  • ручной.

Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

Cewal RQ-10

Один из самых простых и бюджетных механических терморегуляторов итальянского производителя. Несмотря на невысокую стоимость известен качеством сборки и надежностью. В инструкции к прибору схематически и подробно указан алгоритм монтажа и подключения. Единственным недостатком является большой гистерезис – до 1,5-2,5 градусов, что характерно всем механическим термостатам.

Стоимость: 800-1 150 руб.

СКАТ Teplocom TS-2AA/8A

Более совершенный термостат с погрешностью до 1°C. Имеет микро-дисплей для индикации температуры, питание осуществляется от 2-х батареек типа АА (достаточно на 10-15 месяцев). Отличается наличием экономичного ночного режима с автоматическим понижением температуры на 4°C и наличием защиты от замерзания.

Стоимость: 1 450-1 600 руб.

Danfoss ECtemp Next Plus

Один из лучших терморегуляторов для электрического котла отопления в соотношении цена-качество-функционал. Представляет из себя современный электронный программируемый термостат со стильным дизайном и широким функционалом. Помимо встроенного имеет выносной проводной датчик температуры для теплых полов, позволяющий производить управление отдельно от температуры воздуха в помещении. Широкий функционал, программирование и наличие готовых режимов («ночной», «в отъезде» и т.д.) позволяют обеспечить максимальную экономию электроэнергии.

Также отличается безопасностью: наличие защиты от перегрева и замерзания, блокировки от детей, контроля исправности термодатчиков. Согласно практике монтажа и отзывам владельцев не встречалось случаев неисправности. Во избежание неисправной работы, при монтаже необходимо точно попасть в пазы штекерного разъема.

Стоимость: 3 420- 3 900 рублей.

ТЕПЛОЛЮКС MCS-350

Современный многофункциональный терморегулятор премиум-класса со встроенным Wi-Fi модулем и возможностью управления с помощью специального приложения для смартфона. Отличается одним из наиболее широких функционалов, информативным сенсорным дисплеем (с автоматической блокировкой) и стильным дизайном. В комплекте имеется как встроенный, так и выносной термодатчики для одновременного или раздельного управления. Дополнительно можно подключить до 32-х датчиков температуры.

Имеются шаблонные энергосберегающие режимы работы и программирование на неделю, статистика энергопотребления. Подключение обязательно производить через модульный контактор.

Стоимость: 5 900-6 200 рублей.

Подключение нескольких инфракрасных обогревателей к одному терморегулятору через контактор

Обычный терморегулятор, будь то механическая, электромеханическая или цифровая/электронная модель, редко позволяет подключить к себе нагреватель мощнее чем 2 – 3 кВт.

Чтобы иметь возможность превысить этот показатель, необходимо разнести управление и питание. Реализовать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Достаточно использовать любой из типов терморегуляторов, подойдет даже простой механический, он будет управлять контактором, через который подаётся напряжение на ИК-нагреватели.

Читайте также:
Шпатлевка по дереву акриловая

Схема подключения нескольких обогревателей через контактор выглядит следующим образом:

Все основные соединения и дополнительное оборудование, устанавливается в электрическом щите. От которого проложены проводники и до остального оборудования. При этом максимальная мощность подключаемых приборов отопления ограничивается лишь максимально доступной мощностью всей системы. Остальные вопросы решаются выбором соответствующего номинала защитной автоматики и правильными сечениями питающих кабелей.

Принцип работы простой: терморегулятор, в зависимости от температуры в помещении, даёт сигнал на управляющую клемму контактора, который или коммутирует электрическую сеть – пускает на ИК-обогреватели питание, либо разрывает её, когда сигнал пропадает. При реализации этого варианта, подключается любое количество приборов обогрева, имеется возможность для усовершенствования и дополнения.

Недостатки инсталляции с использованием контактора

Для того, чтобы выполнить монтаж по этой схеме, необходимо выполнить комплекс электромонтажных работ, купить соответствующие элементы – автоматику, регулятор, кабели. Это вариант наиболее затратный из всех представленных.

Установка и подключение контактора и терморегулятора, их коммутация между собой и прочие монтажные работы, требуют привлечение квалифицированного специалиста. Либо наличие нужных знаний, умений и навыков у вас.

— Ограничение подключаемой мощности

Таким образом подключить к терморегулятору одного или нескольких ИК-обогревателей, суммарная мощность которых более 10-16А невозможно.

Преимущества подключения обогревателей через контактор и терморегулятор

— Возможность регулировки температуры в помещении

Система автоматически поддерживает заданную температуру в помещении. Автоматизированы её включения и выключения.

— Возможность добавления практически неограниченного количества обогревателей или увеличения мощности существующих

Количество, а главное мощность подключаемого оборудования, ограничено лишь выделенной мощность объекта

— Возможность простого усовершенствования системы

Схема позволяет достаточно просто изменять систему, добавлять новые элементы, подстраивать под изменение условий.

— Внешний вид, удобство и безопасность

Скрытая электропроводка и размещение электрооборудования, выполненные по заранее продуманному плану, делают инсталляцию и эксплуатацию значительно более безопасной, управление удобным и внешне имеют привлекательный вид.

ВЫВОД: Схема подключения инфракрасного обогревателя через контактор, позволяет получить максимальные возможности по усовершенствованию, расширении системы. Идеально подходит для больших помещений, например, частных домов. Дополнительные затраты компенсируются неоспоримыми преимуществами, которая даёт такая схема подключения.

В статье представлены самые распространенные схемы подключения инфракрасных обогревателей, которые обычно применяются при организации электрического отопления в квартире или доме. Любые другие возможные варианты монтажа являются лишь модификацией представленных. Какую схему выбрать, каждый решает сам, достоинства и недостатки каждой я довольно подробно описал.

Как сделать простой терморегулятор своими руками

Для изготовления устройства понадобятся три элемента:

  • термопара;
  • операционный блок;
  • исполнительный механизм.

Термопара

Деталь представляет собой спайку проводников из двух разнородных металлов. При изменении температуры воздуха в соединении металлов меняется сопротивление, что вызывает изменение характеристики протекающего в нём электрического тока.

Операционный блок

Блок – это есть сам терморегулятор, который, реагируя на изменение характеристики тока в термопаре, передаёт сигнал в исполнительный механизм.

Исполнительный механизм

Это реле, которое включает и выключает обогреватели. При понижении температуры воздуха механизм замыкает контакты питания системы обогрева. По достижении нужного температурного уровня реле размыкает цепь питания.

Схемы самодельных регуляторов температуры публикуются в интернете. Термопару можно использовать, взятую из какого-нибудь старого прибора (холодильника, СВЧ печи и пр.). Таким же образом можно обзавестись реле.

Целесообразность установки терморегуляторов имеет смысл в домах индивидуальной застройки, где нет центрального отопления. Эксплуатация терморегулирующих систем приносит экономию энергоресурсов, что создаёт существенный экономический эффект.

Что такое термореле с регулировкой температуры

Термореле с регулировкой температуры – это электромеханический прибор, предназначенный для контроля температуры в неагрессивной среде. Регулировка температуры посредством устройства происходит благодаря способности реле размыкать и замыкать контакты электрической цепи, в соответствии с изменениями температурного режима.

Так, например, термореле с внешними теплочувствительными датчиками можно использовать для регулирования работы отопительной системы в зависимости от погодных условий. Регулятор будет включать отопительные приборы при понижении температуры на улице ниже заданной.

Кроме того, термореле можно использовать для:

  • Управления оборудованием для нагрева воды в системах автономного отопления и горячего водоснабжения;
  • Автономной работы “теплого пола”, водонагревательного котла;
  • Автоматизации систем кондиционирования в тепличном хозяйстве;
  • В автоматических системах отопления погреба и других складских и подсобных помещений.

Существует несколько видов термореле. В основном, устройства различаются по исполнению. При этом, их устройство остается практически неизменным. К основным конструктивным элементам термореле относят термочувствительный датчик и терморегулятор, подающий сигнал на включение или выключение приборов обогрева и кондиционирования. Информация о фактическом и заданном температурных режимах, обычно, выводится на цифровой дисплей устройства, а светодиодный индикатор сигнализирует о рабочем состоянии реле.

Термодатчик своими руками

Простая схема термодатчика

Эта простая схема термореле, выполненная всего на двух транзисторах, может быть использована как сигнализатор повышения температуры или как регулятор температуры ( например, включать вентилятор для охлаждения какого-либо контролируемого объекта).

Рис.1 Схема электронного термореле

Работа схемы заключается в следующем. При нормальной температуре, транзистор T1 закрыт, транзистор T2 также закрыт, соответственно, реле Re обесточено. При повышении температуры сопротивление терморезистора Th падает, при определенном его значении, напряжение на базе транзистора T1 достигает значения, при котором он открывается, также открывается транзистор T2, реле Re срабатывает, включая нагрузку.

Настройка. Вы должны настроить резистор P1 так, чтобы напряжение на базе транзистора T1 было на 0.5V меньше, чем напряжение на эмиттере, при температуре немного ниже требуемой температуры срабатывания.

Если вы хотите использовать термореле в качестве сигнализатора понижения температуры или как термореле для нагревателя(контактная группа электромагнитного реле должна соответствовать токовой нагрузки нагревателя), Th1 и P1 меняются местами.

В схеме используется термистор с отрицательным ТКС (температурный коэффициент сопротивления). Сопротивление подстроечного резистора P1 должно быть близким по значению к номинальному сопротивлению термистора Th. Сопротивление обмотки реле Re должно быть около 200 Ом, если использовать в качестве T2- bc574 (КТ3102- его отечественный аналог, для bc557 аналог- КТ3107).

Терморегулятор на 12 В своими руками

  • Сначала необходимо подготовить корпус. Лучше всего в этом качестве использовать старый электрический счетчик, такой, как «Гранит-1»;
  • На базе этого же счетчика более оптимально собирать и схему. Для этого, к входу компаратора (он обычно помечен «+») нужно подключить потенциометр, который дает возможность задавать температуру. К знаку «-», обозначающему инверсный вход, нужно присоединить термодатчик LM335. В этом случае, когда напряжение на «плюсе» будет больше, чем на «минусе», на выход компаратора будет отправлено значение 1 (то есть высокое). После этого регулятор отправит питание на реле, которое в свою очередь включит уже, например, котел отопления. Когда напряжение, поступающее на «минус» будет больше, чем на «плюсе», на выходе компаратора снова будет 0, после чего отключится и реле;
  • Для обеспечения перепада температур, иными словами для работы терморегулятора, допустим при 22 включение, а при 25 отключение, нужно, используя терморезистор, создать между «плюсом» компаратора и его выходом, обратную связь;
  • Чтобы обеспечить питание, рекомендуется делать трансформатор из катушки. Её можно взять, к примеру, из старого электросчетчика (он должен быть индуктивного типа). Дело в том, что на катушке можно сделать вторичную обмотку. Для получения желанного напряжения в 12 В, будет достаточно намотать 540 витков. При этом, чтобы они уместились, диаметр провода должен составлять не более 0.4 мм.
Читайте также:
Тип кабеля для прокладки в ПНД трубе под землей

Нужно отметить, что указанный в нашей статье вариант терморегулятора, созданного из датчика LM335, нет необходимости настраивать.

Достаточно лишь знать точное напряжение, которое будет подаваться на «плюс» компаратора. Узнать его можно с помощью вольтметра.

Нужные в конкретных случаях значения можно высчитать используя для этого формулу, такую как: V = (273 + T) x 0.01. В этом случае Т будет обозначать нужную температуру, указываемую в Цельсии. Поэтому для температуры в 20 градусов, значение будет равняться 2,93 В.

Во всех остальных случаях напряжение будет необходимо проверять уже непосредственно опытным путем. Чтобы это сделать, используется цифровой термометр такой, как ТМ-902С. Чтобы обеспечить максимальную точность настройки, датчики обоих устройств (имеется ввиду термометра и терморегулятора) желательно закрепить друг к другу, после чего можно проводить замеры.

Cхемы подключения инфракрасного обогревателя через терморегулятор

Существует несколько основных схем подключения инфракрасных обогревателей к электрической сети. Различаются они не только способом соединения проводов, но и количеством и типом используемого дополнительного электрооборудования.

Это обусловлено в первую очередь тем, что практически любой инфракрасный прибор обогрева «из коробки», не имеет средств управления. Не каждый раз в комплект поставки включен даже шнур питания.

В связи с большой популярностью обогревателей этого типа и частых вопросах о том, как их подключать, я подготовил несколько самых популярных используемых схем монтажа.

Более того, они универсальные и позволяют устанавливать не только инфракрасные, но и приборы любого другого типа, например, масленые или конвекционные. Представленные ниже варианты, расположены от самого простого к сложному. Каждый следующий, устраняет недостатки предыдущего и даёт новые возможности потребителю, но при этом усложняется монтаж, увеличивает количество используемых материалов.

Основные схемы подключения инфракрасных обогревателей

Прямое подключение ИК-обогревателя

Самый простой, но при этом неудобный в эксплуатации способ установки – это прямое подключение к бытовой электрической сети.

К клеммам подсоединяется шнур питания из комплекта или купленный отдельно, который включается в стандартную розетку 220В.

Эта схема подходит лишь в том случае, если ваша модель отопительного прибора имеет встроенный термостат.

Минусы очевидны:

– Невозможность в автоматическом режиме регулировать температуру

Прибор будет иметь всего два режима работы, или включен, или выключен. Менять их вам придется вручную. Принцип здесь простой – как только становится холодно – вы его включаете, если стало жарко – выключаете.

– Нельзя подключать к одной розетке несколько ИК-обогревателей

Вы зависите от количества электророзеток и их расположения, при выборе места, способа установки и количество отопителей в помещении. У механизмов розеток есть максимально подключаемый ток, чаще всего не более 16А, соответственно, вы сможете подключить к нему не более чем 3 кВт электрической мощности. Также остро встаёт проблема недостатка механизмов розеток, т.к. подключать отопительные приборы через тройники нельзя, всегда есть опасность возникновения возгорания от перегрева.

– Занимается одна из электрических розеток

Если предварительно вы не планировали устанавливать дополнительные устройства электрического обогрева, не устанавливали для этого специальную розетку или вывод, вам придётся занять одну существующих механизмов, которых зачастую лишних не бывает.

– Необходимость ручного включения и выключения

Для регулировки и даже простого управления работой оборудования, необходимо собственноручно включать и выключать его, а это жутко неудобно.

– Внешний вид

Наружный монтаж, когда провода проходят по поверхности стен, пусть даже в кабель-канале, это всегда портит вид интерьера.

Основные преимущества:

– Простота инсталляции

Всё сводится к подсоединению к клеммам прибора шнура питания и установке его в разъем розетки. От сюда вытекает следующее преимущество:

– Стоимость реализации

Нередко все необходимое всегда под рукой и не требуется докупать дополнительное оборудование или электротехнические материалы.

– Возможность использовать существующую сеть квартиры или дома

Чаще всего нет необходимости прокладывать отдельные линии питания до места установки. Достаточно использовать уже существующую квартирную розеточную сеть.

ВЫВОД: Прямое подключение рекомендуется использовать лишь как временное, например, на момент, когда еще не готова электропроводка, не смонтировано или не доставлено остальное электрооборудование, а отапливать помещение уже нужно. При этом, обязательно необходимо контролировать участок, в котором стоит нагревающее оборудование и не оставлять без присмотра.

Кроме того, это удачный вариант, если ИК-обогреватель оснащен встроенным термостатом. Тогда, главные минусы будут другими:

– не всегда удобно осуществлять регулировку, т.к. нередко приборы подвешивают к потолку

– Вам придётся занять одну из розеток помещения

– Внешний монтаж портит общий вид интерьера

Подключение через терморегулятор включаемый в розетку

Основной недостаток предыдущей схемы – отсутствие автоматической регулировки работы обогревателя. Он решается использованием терморегулятора.

При этом самый простой вариант – докупить термостат, подключаемый в стандартную бытовую розетку и уже к нему подсоединить обогреватель. Тот же принцип получается при использовании прибора отопления со встроенным регулятором, который подключается к стандартной розетке квартиры или дома.

Основные недостатки

– привязка к расположению розеток

Как и в предыдущем варианте, вы остаётесь привязанными к существующему расположению розеток.

Читайте также:
Художественная роспись стен: технология, краски, советы

– необходимость покупки доп. оборудования – терморегулятора для розетки

Потребуется дополнительные затраты на покупку, а кроме того, такое специфичное оборудование доступно к приобретению далеко не везде.

– Отсутствует возможность подключения нескольких обогревателей к одному независимому терморегулятору

Если планируется использовать несколько обогревателей, для каждого из них вам придётся использовать свой индивидуальный терморегулятор в розетку.

– Внешний вид монтажа

На виду остаются все проводники, занимается розетка.

Преимущества:

– Простота

Реализация не требует никаких подготовительных работ или навыков и знаний.

– Возможность автоматической регулировки и поддержания нужной температуры

Вы получаете полностью автоматизированную систему отопления.

Схема подключения инфракрасного обогревателя через механический терморегулятор

Это, на мой взгляд, самая оптимальная схема подключения инфракрасного обогревателя. Можно применять любой – механический, электромеханический или цифровой(электронный).

При её реализации, устраняются многие наиболее важные недостатки предыдущих способов.

При этом потребуется заранее выполнить электропроводку от электрощита до места установки инфракрасного обогревателя. Возможен вариант с внешней прокладкой, например, в кабель-канале – но этот способ менее безопасный и часто портит внешний вид помещения.

Электропроводка прокладывается от электрического щита или другого источника, до терморегулятора, а уже от него идёт к обогревателю.

Самое сложное здесь – это коммутация проводов внутри регулятора. В качестве примера самого доступного и распространенного механического терморегулятора, взял модель BALLU BMT-1 . На его примере, на схеме ниже, показано как правильно подключить проводники внутри.

Большинство механических термостаты имеют схожие схемы монтажа, вы это можете видеть на примере модели ZILON, которую мы рассматривали ранее. Кроме того, вместо механического, нередко применяются цифровые(электронные) датчики, они имеют большее количество режимов работы, вариантов регулировки и вешнего вида. Пример монтажа одного из них доступен ЗДЕСЬ.

Главные недостатки

– Большие финансовые затраты, чем у предыдущих схем

Для реализации необходимо предварительно выполнить электропроводку, докупить электротехническое оборудование, терморегулятор и кабель.

– Необходимость дополнительных электромонтажных работы

Потребность в предварительных работах про прокладке кабелей, установке регуляторов, требует привлечения соответствующих специалистов-электриков. Либо знаний и навыков, а главное времени, для выполнения этих работ своими руками.

– Невозможность установки нескольких ИК-обогревателей или одного мощного

Контакты терморегулятора, редко допускают возможность подсоединения к нему тока большего чем 10А, в редких случаях 16А. Соответственно, максимальная суммарная мощность обогревателей не должна превышать 2-3 кВт.

Преимущества Подключения ИК обогревателя через терморегулятор

– Возможность автоматической регулировки температуры в помещении

Вы получаете полностью автоматизированную систему отопления. Которая сама поддерживает температуру, включается и выключается в запрограммированное время.

– Удобство управления

Вы сами выбираете место установки термостата и его расположение не привязано к месту установки нагревающих элементов.

– Полностью безопасная скрытая электропроводка

Электрическая проводка, выполняется заранее. При этом вы можете правильно выбрать сечение проводников, тип их соединения в распределительных коробках и т.д. При этом все проводники скрыты, значительно уменьшается вероятность повреждения кабелей.

– Внешний вид

Скрытые за отделкой стен кабели и возможность выбора внешнего вида управляющих устройств – позволяет сохранить первоначальный вид интерьера и даже украсить его.

ВЫВОД: Если отбросить сложности монтажа и дополнительные затраты на оборудование и электропроводку, это практически идеальный вариант по функционалу, для небольших помещений. Где зачастую достаточно одного, двух обогревателей, общий потребляемый ток которых не превышает 10-16А для поддержания комфортной температуры лучше не придумать.

Если же у вас стоит задача обогревать большое помещение с использованием нескольких отопительных электроприборов или энергоёмких, мощных моделей, для вас лучший вариант подключения через термостат и контактор.

Подключение нескольких инфракрасных обогревателей к одному терморегулятору через контактор

Обычный терморегулятор, будь то механическая, электромеханическая или цифровая/электронная модель, редко позволяет подключить к себе нагреватель мощнее чем 2 – 3 кВт.

Чтобы иметь возможность превысить этот показатель, необходимо разнести управление и питание. Реализовать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Достаточно использовать любой из типов терморегуляторов, подойдет даже простой механический, он будет управлять контактором, через который подаётся напряжение на ИК-нагреватели.

Схема подключения нескольких обогревателей через контактор выглядит следующим образом:

Все основные соединения и дополнительное оборудование, устанавливается в электрическом щите. От которого проложены проводники и до остального оборудования. При этом максимальная мощность подключаемых приборов отопления ограничивается лишь максимально доступной мощностью всей системы. Остальные вопросы решаются выбором соответствующего номинала защитной автоматики и правильными сечениями питающих кабелей.

Принцип работы простой: терморегулятор, в зависимости от температуры в помещении, даёт сигнал на управляющую клемму контактора, который или коммутирует электрическую сеть – пускает на ИК-обогреватели питание, либо разрывает её, когда сигнал пропадает. При реализации этого варианта, подключается любое количество приборов обогрева, имеется возможность для усовершенствования и дополнения.

Недостатки инсталляции с использованием контактора

– Стоимость реализации

Для того, чтобы выполнить монтаж по этой схеме, необходимо выполнить комплекс электромонтажных работ, купить соответствующие элементы – автоматику, регулятор, кабели. Это вариант наиболее затратный из всех представленных.

– Сложность монтажа

Установка и подключение контактора и терморегулятора, их коммутация между собой и прочие монтажные работы, требуют привлечение квалифицированного специалиста. Либо наличие нужных знаний, умений и навыков у вас.

– Ограничение подключаемой мощности

Таким образом подключить к терморегулятору одного или нескольких ИК-обогревателей, суммарная мощность которых более 10-16А невозможно.

Преимущества подключения обогревателей через контактор и терморегулятор

– Возможность регулировки температуры в помещении

Система автоматически поддерживает заданную температуру в помещении. Автоматизированы её включения и выключения.

– Возможность добавления практически неограниченного количества обогревателей или увеличения мощности существующих

Количество, а главное мощность подключаемого оборудования, ограничено лишь выделенной мощность объекта

– Возможность простого усовершенствования системы

Схема позволяет достаточно просто изменять систему, добавлять новые элементы, подстраивать под изменение условий.

– Внешний вид, удобство и безопасность

Скрытая электропроводка и размещение электрооборудования, выполненные по заранее продуманному плану, делают инсталляцию и эксплуатацию значительно более безопасной, управление удобным и внешне имеют привлекательный вид.

ВЫВОД: Схема подключения инфракрасного обогревателя через контактор, позволяет получить максимальные возможности по усовершенствованию, расширении системы. Идеально подходит для больших помещений, например, частных домов. Дополнительные затраты компенсируются неоспоримыми преимуществами, которая даёт такая схема подключения.

Читайте также:
Чердачные лестницы Fakro: как установить конструкцию с люком на чердак, особенности монтажа и установки, размеры и отзывы

В статье представлены самые распространенные схемы подключения инфракрасных обогревателей, которые обычно применяются при организации электрического отопления в квартире или доме. Любые другие возможные варианты монтажа являются лишь модификацией представленных. Какую схему выбрать, каждый решает сам, достоинства и недостатки каждой я довольно подробно описал.

Если же вы используете или знаете другой способ подключения и считаете, что он достоин упоминания – напишите об этом в комментариях к статье, это будет полезно многим.

Терморегуляторы для обогревателей

  1. Что это такое?
  2. Принцип работы
  3. Виды
  4. Производители
  5. Правила выбора
  6. Схема подключения

Стандартный электрообогреватель, не имеющий регулятора нагрева, не очень удобен, а порой и просто опасен в эксплуатации. При беспрерывном использовании таких приборов есть высокий риск возникновения пожара, а температуру самого воздуха в помещении можно контролировать только при включении и выключении обогревателя. Поэтому имеет смысл приобрести специальный терморегулятор для него. О том, что это такое, как правильно это устройство использовать, мы и поговорим ниже.

Что это такое?

Терморегулятор для обогревателя представляет собой специальное устройство, которое позволяет поддерживать заданную температуру воздуха в помещении. Во многих современных моделях обогревателей такой термостат уже встроен производителем. Если же его нет, то можно приобрести прибор и отдельно. При этом есть виды, которые как подключаются к самому отопительному прибору, так и к электрической розетке.

Внешний вид этого приспособления в зависимости от его типа и производителя может существенно разниться. Но, как правило, это небольшая квадратная или прямоугольная коробочка с дисплеем, на котором и отображаются параметры работы, заданные пользователем. Терморегулятор позволяет не только более безопасно и удобно использовать обогреватель, но и существенно сэкономить на оплате электроэнергии. Дело в том, что приборы без термостата потребляют примерно на 40% больше электричества, чем модели, имеющие такой термостат.

Принцип работы

Суть проста – небольшой датчик заранее программируется человеком на поддержание определенной температуры воздуха. Когда обогреватель нагревает воздушные массы до заданного показателя, то он автоматически отключается. Когда же температура в комнате падает, прибор вновь начинает работать. Использование таких терморегуляторов позволяет всегда поддерживать оптимальную температуру не только в жилых комнатах, но и на складах, в подвалах и во многих других помещениях.

К тому же некоторые модели термостатов можно программировать не только на поддержание определенной температуры воздуха в комнате, но и задавать часы включения и выключения устройства. Это позволяет прогревать комнату к определенному времени – например, к началу рабочего дня или, наоборот, к приходу домой. Терморегуляторы – это нужные и важные устройства для тех, кто ценит не только максимально комфортные условия в помещениях, но и прежде всего переживает за безопасность использования электрообогревателей.

Сегодня существует множество различных моделей терморегуляторов. Все они подразделяются на 2 большие группы по типу управления:

  • механические модели;
  • электронные устройства;
  • электромеханические девайсы.

Безусловно, первый вариант является наиболее простым и бюджетным, зато второй многофункциональный и современный. Итак, электронные терморегуляторы состоят из 3 основных частей.

  • Ключ-реле. Именно с его помощью осуществляется управление девайсом.
  • Датчик, который и определяет температуру нагрева воздуха в помещении.
  • Микропроцессор. Эта часть терморегулятора координирует движение всех остальных его частей и отвечает за правильность выполнения всей работы в целом.

Простейшее устройство этого прибора обеспечивает простоту его эксплуатации. Для простых бытовых обогревателей такой терморегулятор станет прекрасным и бюджетным дополнением. Данное приспособление встраивается непосредственно в сам обогреватель, точнее, в его центральную часть либо же вблизи розетки. Несмотря на простую конструкцию, даже механические терморегуляторы можно встраивать в «умный дом» и настраивать их не только на поддержание конкретной температуры воздуха в помещении, но и определять с их точностью температуру любых электрических приборов в доме, тем самым повышая уровень пожарной безопасности.

Механические приспособления являются еще более простыми в своем устройстве и использовании. Состоят они из баллона со штоком, внутри которого и помещено специальное жидкое вещество. По внешнему виду напоминают обычную запорную арматуру, правда, имеют маленький размер. Крепятся обычно на сам обогреватель. Простейшие терморегуляторы этого вида обычно устанавливают в погребе, на складах, а также в прочих нежилых или редко посещаемых помещениях.

Простая и безопасная конструкция позволяет использовать их длительное время даже без пристального внимания человека.

Электромеханические терморегуляторы являются современными и многофункциональными. Принцип их действий довольно прост – внутри располагается специальное реле, и определённая часть его при интенсивном нагревании расширяется, тем самым подавая сигнал обогревателю об отключении. И наоборот, когда реле остывает, прибор получает сигнал о включении. При этом внешний вид такого терморегулятора может отличаться в зависимости от производителя и конкретной модели. Есть девайсы, оснащённые просто реле, а есть и те, что имеют специальный дисплей.

Такой вариант терморегулятора подойдет и для погреба, и для складского помещения и, конечно же, для частного дома. Помимо этого, в отдельную категорию специалисты относят и терморегуляторы, предназначенные для инфракрасных обогревателей. Они имеют 2 разновидности – механическую и электронную. Но при этом само устройство и принцип его работы более сложен, чем у девайсов, изготовленных для стандартных обогревателей.

В отдельную категорию относят и розетки-термостаты. Некоторые называют такое приспособление погружным термостатом. В данном случае сама розетка уже оснащена специальным контроллером нагрева самого обогревателя и воздуха в помещении. Правда, терморегулятор все же можно будет приобрести заранее и отдельно. Затем при помощи специальных пазух в него вставляют розетку и крепят на стену, как обычный источник электроэнергии. Далее пользователь программирует термостат на время работы и необходимую температуру воздуха в помещении. Также можно установить и максимальную температуру нагрева самого прибора.

Далее все, что необходимо – это просто включить обогреватель в розетку-термостат и наблюдать за процессом. Большим плюсом является и то, что такой термостат можно с легкостью использовать не только как регулятор нагрева воздуха в помещении, но и как регулятор его охлаждения. Существуют еще и GSM управляемые и Wi-Fi регулируемые приспособления. Они являются самыми дорогостоящими и современными. Программировать такие терморегуляторы можно через любое мобильное устройство и через него же можно задавать или менять команды, а также в любое время проверить эффективность и правильность работы этого девайса.

Читайте также:
Электротехнический плинтус

По типу подключения все терморегуляторы вышеописанных видов также подразделяются на 2 большие группы.

  • Стационарные, то есть те, что крепятся к стене при помощи проводов и специальных схем. После установки такого девайса свободно переносить его из помещения в помещение уже не получится.
  • Переносные или розеточные. Здесь все просто – при необходимости можно легко перенести из одной розетки в другую и использовать практически в любом помещении.

Есть и еще один критерий, согласно которому все реализуемые сегодня терморегуляторы подразделяются еще на 2 группы.

  • Со встроенным датчиком температуры.
  • С выносным датчиком. Здесь он располагается обычно на конце кабеля, длина которого колеблется от 150 до 300 см.

Каждая разновидность такого устройства является рекомендуемой, но необязательной для установки в каком-то определенном помещении. При желании любой тип этого приспособления можно устанавливать на любом обогревателе.

Однако чтобы повысить эффективность использования терморегулятора, перед его приобретением и покупкой лучше всего проконсультироваться со специалистами.

Производители

Сегодня многие мировые бренды осуществляют изготовление и реализацию терморегуляторов для обогревателей различного типа. Есть среди них и те, что выпускают только 1 вид такого прибора, а есть и те, что предлагают покупателям разные его типы. Перед покупкой в первую очередь стоит обратить внимание и изучить ассортимент таких производителей.

  • Китайский бренд Sardo, предлагает клиентам широкий ассортимент розеточных терморегуляторов. Все модели просты и удобны в монтаже и эксплуатации. Они позволяют не только создать максимально комфортную температуру в помещениях любого типа, но и делают это безопасно и не затратно.

По словам владельцев таких терморегуляторов, потребление электроэнергии самими обогревателями снижается почти на 20%.

  • Ballu – еще один производитель, который занимается изготовлением терморегуляторов любого типа. Все модели изготавливаются в соответствии с самыми строгими требованиями безопасности и качества. Именно поэтому они не только просты и эффективны в использовании, но и полностью безопасны.

  • Eberle – еще один производитель, в ассортименте которого представлены модели всех типов терморегуляторов, за исключением розеточных. Каждый прибор прост в эксплуатации и установке, позволяет повысить эффективность и безопасность использования обогревателей любого типа и мощности. В ассортименте представлены модели терморегуляторов не только различных характеристик и размеров, но и разных цветов.

  • Terneo – этот бренд специализируется на изготовление мобильных терморегуляторов, в частности, розеточного типа. Каждый прибор имеет качественную сборку, компактный размер и может быть установлен на обогреватели любого типа. Длительная и безопасная эксплуатация, стильный и современный дизайн в сочетании с доступной ценой – это именно то, что лучше всего характеризует продукцию этого бренда.

Все вышеописанные бренды, существуют на рынке уже довольно давно. Поэтому их продукция хорошо знакома и обывателям, и профессионалам. Именно их отзывы и подтверждают высокое качество и долговечность терморегуляторов этих брендов.

Правила выбора

Но мало знать, товарам каких производителей можно доверять. Необходимо также заранее оценивать основные критерии выбора конкретной модели терморегулятора.

  • Контроль за температурой нагрева воздушных масс в помещении. В первую очередь следует убедиться в том, что девайс контролирует именно этот показатель, а, например, не степень нагрева самого обогревателя. В противном случае приобретением может оказаться вообще бесполезным.
  • Важно учитывать и максимальную мощность самого отопительного прибора. Именно на ее основе следует выбирать и мощность терморегулятора. Оптимальным вариантом считается тот случай, когда мощность самого термостат как минимум на 20% выше предельной мощности обогревателя.
  • Необходимо учитывать тип помещения, его местонахождение и конкретные характеристики, в частности, влажность воздуха, частоту проветриваний и некоторые другие. Чем хуже будут условия эксплуатации, тем мощнее и защищеннее должен быть и сам терморегулятор.
  • Необходимо определить задачи, которые будет выполнять данное приспособление.

Если помимо контроля за температурой воздуха, будут выполняться и другие задачи, тогда экономить не стоит и следует покупать более дорогостоящие модели.

Конечно, не стоит забывать и о таких показателях, как внешний вид, размер и цвет терморегулятора. Они хоть и не являются ключевыми при выборе, но все же оказывают влияние на покупку. Лучше всего, что термостат гармонично вписывался в окружающую обстановку и не сильно выбивался из общего интерьера комнаты.

Схема подключения

К каждому термостату производитель в обязательном порядке прикладывает детальную инструкцию, в которой пошагово описано, как правильно подключить термостат и как им пользоваться. Но есть некоторые общие правила монтажа, которые необходимо обязательно соблюдать, если необходимо подсоединить терморегулятор самостоятельно.

  • Большая часть терморегуляторов рассчитана на работу от подключения к сети с напряжением 220 В. Перед подключением необходимо удостовериться в том, что этот показатель соответствует реальности.
  • Лучше всего если розетки и сам датчик будут закреплены на одном уровне примерно на высоте полутора метров от пола. Если розетки расположены выше или ниже, следует использовать удлинитель.
  • Важно расположить терморегулятор так, чтобы он не был расположен рядом с входной дверью, окном или же любыми отопительными приборами. Такие перепады температуры будут искажать реальные данные, в итоге работать термостат будет неправильно.
  • Перед подключением терморегулятора необходимо проверить исправность розетки, а также самого обогревателя. Все составляющие такой системы отопления должен находиться только в исправном состоянии.
  • Как только монтаж терморегулятора будет окончен, необходимо сразу же запрограммировать его на дальнейшую работу – то есть задать настройки.

Стоит помнить, что перед тем как приступать к непосредственной установке терморегулятора любого типа, необходимо убедиться в том, что под рукой имеются все необходимые комплектующие части.

Также внимательно следует изучить инструкцию по эксплуатации и лишь после этого приступать к монтажным работам.

О том, как выбрать комнатный терморегулятор для обогревателя, вы можете узнать из видео ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: