Современный дизайн кухни 9 кв. Лучшие идеи

Дизайн кухни 9 м2

Дизайн кухни 9 м2

Кyxня вeличинoй 9 кв мeтpoв — этo клaccичecкий paзмep для poccийcкиx мнoгoквapтиpныx дoмoв. Нa тaкиx мeтpax cлoжнo paзмecтить нeoбxoдимyю тexникy и oбeдeннyю зoнy, нe гoвopя yжe oб элeмeнтax дeкopa. И вce жe c paциoнaльнoй плaниpoвкoй интepьepa и пpaвильнo пoдoбpaнным кyxoнным гapнитypoм этo вoзмoжнo. O тoм, кaк гpaмoтнo coздaть дизaйн 9 мeтpoвoй кyxни, paccкaжeм в дaннoй cтaтьe.

Плaниpoвкa

Дизaйн мaлeнькoй кyxни нaчинaeтcя c пpaктичнoй идeи и тщaтeльнoгo плaниpoвaния. Coздaйтe чepтeж вaшeй бyдyщeй кyxни. Oттaлкивaйтecь oт paзмepoв и pacпoлoжeния нeпepeмeщaeмыx пpeдмeтoв интepьepa: oкнo, бaтapeя, гaзoпpoвoд и дpyгиe. Пpaвильнee вceгo нaчaть c плaниpoвки paбoчeгo тpeyгoльникa — xoлoдильник-мoйкa-плитa.

Для пoлнoцeннoгo фyнкциoниpoвaния кyxни эти aтpибyты пo вoзмoжнocти paccтaвляютcя в видe тpeyгoльникa c мoйкoй пocepeдинe. Paбoчиe пoвepxнocти мeждy этими тoчкaми в идeaлe дoлжны быть длинoй 60-80 cм — этo oбecпeчит мaкcимaльнyю фyнкциoнaльнocть и кoмфopтнyю paбoтy нa кyxнe.

Oфopмлeниe кyxни 9 квaдpaтныx мeтpoв: фoтo

Пpaвильнo oфopмить дизaйн кyxни 9 м2 мoжeт пoмoчь yглoвaя paбoчaя зoнa:

  • Moйкa ycтaнoвлeнa в yглy гapнитypa, a пoд мoйкoй мoжнo пocтaвить пocyдoмoeчнyю мaшинy, cэкoнoмив тeм caмым мecтo. Pядoм c мoйкoй ocтaeтcя нeбoльшaя paбoчaя зoнa.
  • Xoлoдильник paзмeщaeтcя в yглy вoзлe oкнa, нo ocтepeгaйтecь бaтapeи. Ecли вы oфopмляeтe жильe для oднoгo или двyx чeлoвeк, пpaктичным peшeниeм для экoнoмии мecтa бyдeт ycтaнoвкa нeбoльшoгo xoлoдильникa в кyxoнный гapнитyp.
  • Плитa cтaвитcя oт xoлoдильникa и мoйки нa нeбoльшoм paccтoянии, ecли ecть вoзмoжнocть, ycтaнoвитe тeплoизoляцию, нaд плитoй нyжнa мoщнaя вытяжкa.

Плaниpoвкa кyxни 9 мeтpoв c xoлoдильникoм: фoтo

Плaниpoвкa кyxни зaвиcит oт фopмы пoмeщeния, pacпoлoжeния oкнa, двepи, нaличия бaлкoнa, a oпpeдeляeтcя pacпoлoжeниeм гapнитypa. Нa мaлoгaбapитнoй кyxнe paциoнaльнo ycтaнaвливaть гapнитyp пo cлeдyющим типaм:

Линeйнaя плaниpoвкa

Линeйнaя плaниpoвкa гapнитypa пoдxoдит для нeбoльшиx кyxoнь, ee eщe нaзывaют oднopяднoй, тaк кaк пpeдcтaвляeт oнa coбoй paзмeщeниe paбoчeй зoны вдoль oднoй cтeны кyxни. Oбeдeннaя зoнa пpи тaкoй paccтaнoвкe pacпoлaгaeтcя y пpoтивoпoлoжнoй cтeны или y oкнa. Линeйнaя плaниpoвкa дaeт cвoбoдный дocтyп к paбoчeй зoнe и ocтaвляeт пpoxoд мeждy cтoлoм и гapнитypoм.

Г-oбpaзнaя плaниpoвкa

Плaниpoвкa гapнитypa, зaxвaтывaющaя yгoл cмeжнoй cтeны, yмecтнa для любoй кyxни, пpимeнимa чaщe вceгo, тaк кaк cчитaeтcя нaибoлee yдoбнoй и кoмпaктнoй. Пpи тaкoй плaниpoвкe oбeдeнный cтoл тaкжe pacпoлaгaeтcя нaпpoтив гapнитypa.

Для квaдpaтныx пoмeщeний yмecтнo выбpaть г-oбpaзнyю фopмy гapнитypa, a в cвoбoднoм yглy paзмecтить oбeдeннyю зoнy.

Кyxня 9 м2 плaниpoвкa и дизaйн: фoтo

Ecли жe кyxня пpямoyгoльнaя, ocтaнoвитe выбop нa пpямoлинeйнoм paзмeщeнии гapнитypa.

Кyxня 9 кв мeтpoв: дизaйн-пpoeкт линeйнoй плaниpoвки

Двyxpяднaя и п-oбpaзнaя плaниpoвки

Для тex, y кoгo нeт вoзмoжнocти oткaзaтьcя oт вмecтитeльнoй зoны xpaнeния и пpocтopнoй paбoчeй пoвepxнocти, cyщecтвyeт двyxpяднaя плaниpoвкa или п-oбpaзнaя. Пoдoйдeт для кyxoнь, y кoтopыx двepь pacпoлoжeнa пo yзкoй cтopoнe.

Двyxpяднaя плaниpoвкa кyxни

Oднaкo пpи тaкoй paccтaнoвкe мeбeли тpyднo вмecтить eщe пoлнoцeнный cтoл c нecкoлькими cтyльями. Пoэтoмy двyxpяднaя плaниpoвкa пoдoйдeт тoлькo в тex cлyчaяx, кoгдa oбeдeннaя гpyппa вынeceнa зa пpeдeлы кyxни, нaпpимep, нa бaлкoн или в гocтинyю.

П-oбpaзнaя плaниpoвкa кyxни

Нa кyxняx c бaлкoнoм пpaктичнo иcпoльзoвaть пpocтpaнcтвo caмoгo бaлкoнa, paзмecтив нa eгo тeppитopии oбeдeннyю гpyппy, нo для тoгo чтoбы зaдeйcтвoвaть тeppитopию лoджии, пoтpeбyeтcя пpoвecти дoпoлнитeльныe paбoты пo yтeплeнию. Taкжe нa бaлкoн мoжнo вынecти xoлoдильник — этo cyщecтвeннo cэкoнoмит мecтo. Интepьep кyxни 9 кв м c xoлoдильникoм нapyшит цeлocтнocть paбoчeгo тpeyгoльникa и дocтaвит нeyдoбcтвa пpи пpигoтoвлeнии пищи.

Японский сад камней – философия, назначение, устройство

При выборе стилистики сада, фирмы-проектировщики ландшафта предложат вам много стилистических решений. Если вы не боитесь отказаться от привычной для европейцев пышности садов, любите уединение и склонны к философским размышлениям, вам может подойти вариант японского сада камней. Особой формулы создания такого ландшафта нет, однако, есть некоторые ключевые моменты, с которыми стоит ознакомиться до того, как вы согласитесь на устройство такого вида сада, или откажетесь от него.

Философия сада камней

Камень является центром японской символики в ландшафтном дизайне и интерьере. Это связано с отношением японцев к этому материалу как к самому совершенному творению природы. В японской традиции камень символизирует красоту и величие природы. Большие камни ассоциируются со скалами, волнистая поверхность гравия означает воду.

Сады камней – это абсолют японского символизма, ведь они подразумевают развитие воображения через созерцание, медитацию. Такие сады представляют собой не фрагмент природы, а ее символ. Камни воспринимаются как скульптура – их пластическая выразительность, пропорции, соотношение объемов, размещение в пространстве формируют эстетические качества сада. Все остальные элементы ландшафта выполняют роль фона, который только подчеркивает красоту и уникальность камней.

Много свободного пространства в саду камней предусмотрено не случайно: в такой «пустоте» японцы видят свободу, будущее, безбрежность мира. При этом сад должен оставлять ощущение камерности, закрытости пространства от посторонних глаз.

Сад камней имеет мужское начало, поскольку камень в Японии ассоциируется со светлой, мужской силой. Даже вода, которая в стране восходящего солнца олицетворяет темное женское начало инь, в саду камней воссоздается из гравия, гальки или песка. Для многих загадка, почему в стремлении к светлому, японцы не отказались от водных мотивов в саду камней вовсе. Ответ на самом деле прост: в мире все должно быть гармонично, не может микрокосм существовать благодаря одному началу. А сад, как ни крути, у продуманных восточных народов – модель мира.

Читайте также:
Строительство коттеджа: выбираем проект здания

Назначение сада камней

Задача сада – при помощи застывшей картины заставить человека сосредоточиться, вызывать ассоциативные образы. Согласно учению Дзен, мир таков, каким его мы воспринимаем. Сосредоточившись на камне, вокруг которого начерчены круги, человек начинает видеть погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические волны.

Изначально сады камней в Японии создавались при храмах исключительно для созерцания. Потом эта практика нашла применение и в светской жизни, но назначение садов не поменялось: в них уединялись, отстранялись от мирской суеты и повседневных проблем, медитировали. Благодаря своей любви к изяществу японцы чувствуют в простоте законы мировой гармонии, поэтому сад способствует также эстетическому наслаждению ценителей.

Устройство сада камней

Расположение основных элементов

Первое ощущение, которое вызывает вид сада камней – пустота. Тем не менее, все не так элементарно, как кажется на первый взгляд. На самом деле устройство японского сада камней подчиняется жестким правилам:

  • Японский сад камней должен быть ориентирован относительно какой-либо точки созерцания, в зависимости от времени суток, которое вы планируете здесь проводить. В идеале, точка созерцания должна находиться с северной стороны, чтобы солнце в полдень не слепило глаза. Но если вы намерены проводить в саду утренние или вечерние часы, то объект для концентрации взгляда рекомендуется располагать в западной или восточной части сада соответственно.
  • В саду должен быть создан контраст открытых и заполненных пространств, поэтому не стоит стремиться к заполнению каждого свободного квадратного метра, как это принято в европейской традиции.
  • Главный принцип японского сада, а каменного – частности, – асимметрия: в саду не должно быть предметов, одинаковых по размеру или размещенных параллельно. При этом учитывается даже отражение элементов ландшафта в воде (в случае ее наличия) и очертания теней от предметов. Все детали должны быть учтены, чтобы не нарушить гармонию.
  • Основополагающей фигурой японского сада камней является семиугольная геометрическая сеть линий (см. рисунок ниже). При проектировании сада камней этот принцип используется для определения правильного расположения объектов. В идеале, сад должен быть расположен на территории, достаточной для того, чтобы семиугольная геометрическая сеть линий была вписана полностью. Но если пространство ограничено, то форма сада может занимать часть геометрической сети линий при условии, что расположение камней согласовано с используемой частью геометрического семиугольника, и с имеющимися точками созерцания. Размер семиугольника может быть разным, но учтите: чем больше он будет, тем ваш сад визуально будет казаться просторней.

Камни располагаются в точках пересечения линий геометрической сети, это обязательное правило создания композиции сада.

  • Площадка, на которой разместится сад, должна быть полностью укрыта слоем песка, гравия или гальки, на которых граблями вычерчиваются волнистые линии, символизирующие воду. Устраивают такие участки следующим образом: на утрамбованную землю насыпают слой сыпучего материала толщиной 5-6 см и граблями наносят рисунок – волны, рябь; при благоприятных погодных условиях он сохраняется в течение двух недель. Время от времени, если необходимо, песок досыпают. Поверхность сыпучего материала периодически опрыскивают водой.
  • Примеры организации «правильного» японского сада камней

    Варианты японского сада камней состоят из семи камней, которые организованы в соответствии с семиугольной геометрической сетью линий. На рисунках камни показаны тёмными точками; семиугольная геометрическая сеть показана тёмными линиями; буквы обозначают точки созерцания, которые совпадают с вершинами семиугольника; серые линии указывают геометрические соотношения видимых объектов.

    Первый вариант. Все камни расположены на разных линиях геометрической сети. Это значит, что из каждой точки созерцания можно увидеть все камни. Крестиком обозначен камень, который сложно увидеть из точки созерцания «С» в том случае, если “большой камень” имеет достаточно большие размеры.

    Второй вариант. Все камни можно увидеть из точки созерцания «F», а из остальных точек созерцания какой-либо один камень не виден (на схеме показано серыми стрелками и линиями). Крестиками обозначены камни, которые всегда видимы из всех точек созерцания. Эти камни могут иметь большие размеры в сравнении с остальными камнями.

    Третий вариант. Из всех точек созерцания какой-либо один камень не виден, а из точки созерцания «D» не видно два камня (показано на схеме серыми стрелками и линиями). Крестиком обозначен камень, который всегда виден из всех точек созерцания. Этот камень может иметь самые большие размеры в сравнении с остальными камнями.

    Элементы ландшафта сада камней

    Камень

    Каждый камень для создания сада подбирается по форме, фактуре, цвету, при этом очень важно, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались бы в ландшафт, тем самым, создавая иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни – это лишь малая часть того, что спрятано внутри. Так как Япония – цепь вулканогенных островов, в саду камней используются камни вулканического происхождения: андезит, гранит, хлорит и базальт, туф.

    По форме камни делятся на пять типов:

    Правильно уложить камни может только профессионал. Способ укладки камня и его место в саду зависят не только он цвета, формы и фактуры, но и от некоторых других характеристик. Согласно японским соображениям, у каждого камня есть «лицо» он обладает характером и динамикой. Причем считается, что есть камни, которые «смотрят» вверх, а есть те, что «смотрят» вниз. Есть камень «прямостоячий» и камень «лежачий», есть камень «убегающий» и камень «догоняющий», есть камень «поддерживающий» и камень «прислоняющийся». Разновидностей – множество, соответственно и ролей тоже. Поэтому если вы хотите устроить на участке настоящий японский сад, а не его слабое подобие, доверьтесь профессионалу. Только он сможет найти подход к такой тонкой организации как каменная индивидуальность.

    Читайте также:
    Течет по резьбе. Герметизация резьбовых соединений своими руками

    Ограды

    Для того, чтобы воссоздать должную атмосферу для уединения и спокойствия в саду, изгороди должны быть непрозрачными. Укрыться от посторонних глаз поможет и бетонный забор, но для сохранения восточной стилистики все же рекомендуется либо построить ограду из камня, либо установить бамбуковые изгороди или плетни из тонких веток деревьев и посадить рядом вьющиеся растения.

    Тсукубаи

    Традиционный атрибут любого японского сада – тсукубаи, представляет собой каменную чашу с водой в виде бочки высотой 20-30 см. Ранее тсукубаи использовались для мытья рук при чайной церемонии, сегодня же это элемент декора.

    Тсукубаи устанавливают на низкой ровной площадке, рядом устанавливают каменный фонарь. Для устройства этой малой архитектурной формы выкапывается котлован глубиной около 15 см, в центре его укладывают стальную трубу. Тсукубаи размещают на краю котлована, на 20-30 см выше поверхности земли. С каждой стороны котлована, на 5-10 см ниже высоты тсукубаи, устанавливают по камню, высотой около 5 см.

    На дно котлована под уклоном, необходимым для слива воды в трубу, укладывают тонкий слой бетона, отверстие для слива маскируют галькой диаметром 7-8 см. На дно водоема насыпают гальку диаметром 2-3 см. Пространство между большими камнями заполняют маленькими, в случае необходимости их соединяют цементным раствором.

    Вода в тсукубаи подается по трубам (медным или полихлорвиниловым) или по шлангам, протянутым под землей. Иногда тсукубаи устанавливают без дренажа, в этом случае выплескивающаяся вода образует небольшой ручеек. Если вы решите дренаж не устанавливать, то не рекомендуется строить тсукубаи на возвышенности – вытекающая вода будет размывать песочные и галечные насыпи.

    Схема устройства тсукубаи

    Каменные башни

    Если вы все же любитель более живого пейзажа, чем канонический сад камней, возле тсукубаи можно установить каменную башню. Этот элемент декора может быть четырехугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы и имеет нечетное количество ярусов с пластинками. Если ваш сад небольших размеров, то и башню лучше выбирать небольшую (три-пять ярусов) – в саду камней «центральными фигурами» должны быть камни, а большая башня будет притягивать к себе взгляд.

    Фонари

    Фонари в каменном саду необходимы не только для освещения в темное время суток, но и послужат прекрасным элементом декора. Грамотно расставив фонари, вы можете создать прекрасную композицию из света и камня. Выбирая садовый фонарь, учтите, что он должен быть изготовлен из материалов, которые гармонично впишутся в японский сад: камня, дерева, пемзы.

    Существует несколько самых распространенных видов японских фонарей:

    Тачи-гата (пьедестальные), высотой до 1,5 м (иногда до 3 м), предназначены для больших садов. Этот вид фонарей используют для освещения места, где хозяин ведет беседы с самыми почетными гостями.

    Икекоми-гата (скрытые) чаще всего располагают около тсукубаи, но могут быть размещены и в любом другом месте сада, свет от них направлен в землю;

    Якими(юкими)-гата могут быть с квадратной или круглой крышей, иметь в основании каменные или бетонные подставки. Для смягчения света применяют матовое стекло.

    Оки-гата (маленькие) обычно размещают в стороне от тропинок, или в очень маленьком внутреннем саду.

    Японский сад камней является идеальным местом для созерцания и успокоения. Общаясь с садом, вы получите душевное спокойствие и прекрасный отдых.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Японский сад камней. Устройство, философия и особенности стиля

    Сад камней — необычное стилистическое решение ландшафтного дизайна. Это направление чаще выбирают люди, склонные к философским мыслям и уединению. В статье приведены ключевые аспекты выбора элементов и создания композиций из камня, а также описана последовательность обустройства японского сада.

    Философия японского сада камней

    Японцы по-особенному относятся к камням, считая, что место, на котором они находятся — священно. Согласно философии дзен-буддизма, человека в саду должна занимать не праздная прогулка, а сосредоточение, созерцание и размышление.

    По сути, сад камней — это небольшой лаконичный пейзаж на равнинной поверхности. Основными элементами композиции здесь выступают не привычные растения, а камни, окруженные песком, гравием или мелкой галькой. Вокруг камней имеется много свободного пространства. Такая «пустота» символизирует безбрежность мира, будущее и свободу.

    Каждый элемент сада имеет скрытую символику:

    • мелкая галька, светлый гравий и песок — водная стихия;
    • камни разных размеров — острова и горы;
    • вертикальный камень (статуя) — небо;
    • горизонтальный (плоский, лежачий) камень — земля;
    • мох — абстрактная идея растительности (земля, покрытая лесами).

    В целом восточный сад камней символизирует «застывшую» модель мира.

    Главные принципы устройства сада

    На первый взгляд может показаться, что булыжники, крупные валуны и мелкие минералы расположены хаотично. На самом деле, композиция подчинена определенным законам и правилам:

    1. Японский сад состоит из нечетного количества камней, начиная от 3-х и более.
    2. В основе композиции находятся разные по размеру необработанные камни, которые подбираются по форме, фактуре и цвету.
    3. Камни гармонично располагаются по всей площади поверхности. При этом из каждой точки участка должны быть видны все камни, за исключением одного. Японцы считают, что видеть все камни может только человек, достигший просветления.
    Читайте также:
    Щебень: фракция крупного и мелкого, что это значит, ГОСТ

    1. Важный принцип создания «каменной» композиции — асимметрия. При построении сада надо избегать параллельных линий и предметов одного размера.
    2. Валуны комбинируются в несколько отдельных групп, которые вместе должны создавать гармоничную и цельную композицию. Например, пять булыжников могут быть размещены как две группы (2+3) или три группы (1+2+2).
    3. Сад должны наполнять минералы из одной природной зоны. Недопустимо соединять горные, речные или морские камни друг с другом.
    4. Вся композиция должна быть выдержана в единой цветовой гамме.

    Выбор камней для восточного сада

    Япония — вулканогенное островное государство, поэтому при обустройстве восточного сада камней принято использовать минералы вулканического происхождения: туф, базальт, хлорит, андезит и гранит. Каждый камень подбирается по форме, цвету и твердости.

    Форма камня играет первоочередную роль в создании садовой композиции. Различают пять основных форм декоративных камней:

    • изогнутый;
    • статуя;
    • лежачий;
    • низкая вертикаль;
    • плоский.

    Особенно внимательно надо выбирать камни для одиночных композиций — в этом случае несовершенство формы или неэстетичные сколы будут бросаться в глаза. Камни с дефектами лучше компоновать в группы, создавая гармоничный элемент ландшафтного дизайна.

    Цвет камня может иметь разные оттенки: серый, коричневый, фиолетовый, зеленый или красный. Поверхность камней отличается интенсивностью блеска. Одни минералы имеют ровный матовый тон, а другие — излучают глянцевый блеск. Если в одном саду использовать камни, отличающиеся друг от друга блеском и цветом, глаза начинают разбегаться и чувство умиротворения исчезает.

    Оптимальный вариант — камни, размытые волнами, течением или дождем. Таким минералам присущ спокойный влажный блеск.

    Твердость и структура камня определяют долговечность японского пейзажа. Композиция из твердых минералов выглядит более фундаментально, а поверхность таких камней, под воздействием окружающей среды, быстро покрывается патиной. Создается ощущение, что весь пейзаж — это результат многовековых изменений в природе, а не кропотливой работы человека.

    Правила расстановки камней и создания композиций

    Все элементы композиции должны быть устойчивыми. Камни не должны выглядеть опрокинутыми или валяющимися. Для этого валуны и булыжники закапывают в землю. Зависимо от формы камня, рельефности и «рисунка» японского сада выбирается глубина вкапывания. Оптимально, если камень на две трети или наполовину находится под землей, но допустимо закапывание незначительной части минерала.

    При установке вертикального или наклонного элемента камень не должен казаться падающим. Выразить силу и движение можно в ступенчатой расстановке.

    Создание композиции требует от исполнителя соблюдения баланса в расстановке камней. Этого можно добиться, придерживаясь следующих правил:

    1. Сад камней надо ориентировать относительно точки созерцания и времени суток, которое планируется проводить в саду. Если пребывание в саду чаще будет в вечернее или утреннее время, то основной объект концентрации взгляда должен располагаться в восточной или западной части сада. Для того чтобы полуденное солнце не слепило глаза, точка созерцания должна быть с северной стороны участка.

    1. Композиционно связанные объекты восточного сада должны образовывать воображаемый треугольник. Благодаря этому приему, даже самый абстрактный сад вызывает ощущение скрытой динамики.
    2. В готовой композиции должен сохраняться контраст заполненных и открытых пространств.
    3. Для баланса энергии в пейзаж надо включить больше горизонтальных камней, а вертикальные булыжники могут стать центральным элементом композиции.
    4. Главный камень (обычно самый большой валун) располагается на заднем плане, так он не будет отвлекать на себя внимание и действовать подавляюще.

    Декоративные элементы сада

    Камень — не единственный элемент композиции японского сада. Не последнюю роль здесь играют узоры на гравии или песке, ограды, мостики, тсукубаи и каменные дорожки.

    Узоры на песке выполняются граблями со специальными насадками. Зубья могут иметь различную форму и ширину. Перед тем как приступить к созданию узора на площадке, его надо схематически отобразить на плане будущей композиции — направление линий должно гармонично вписываться в общий пейзажный вид.

    Каждому изображению японцы «приписывают» особый смысл:

    • прямые линии символизируют морскую гладь, спокойствие водной стихии;
    • криволинейные узоры — бурлящие потоки;
    • окружности вокруг камней обозначают волны, набежавшие на берег.

    Ограды устанавливают с одной или двух сторон сада. Они воссоздают атмосферу уединения, поэтому изгородь должна выполняться из непрозрачных материалов. Это может быть бетонный забор, невысокая стена, выложенная из камня, или ограждение из бамбука.

    Мостики очень символичны в японской культуре, они связывают между собой разные периоды жизни. Лучше всего вписываются в декоративную композицию мосты из осколка скалы или цельного горизонтального булыжника.

    Тсукубаи — невысокая каменная чаша с водой, напоминающая обычную бочку высотою 20–30 см. В тсукубаи вода поступает по трубам, протянутым под землей. Этот элемент придает статичному японскому саду легкой динамики, которая не нарушает атмосферу сосредоточения.

    Мощеные дорожки выполняются из кирпича неправильной формы, искусственного или природного камня. При укладке дорожки в японском стиле нежелательно образование четырех швов, которые сходились бы в одной точке. Расположение камней не должно напоминать четырехугольник.

    Читайте также:
    Технические характеристики и особенности Baxi Eco four 24 f

    Длинная ось каждого из камней находится перпендикулярно направлению дорожки.

    Для вечернего и ночного освещения в каменном саду устанавливаются компактные фонари, изготовленные из пемзы, дерева или камня. Грамотная расстановка фонарей создаст необычную игру лучей света и камней.

    Обустройство японского сада: пошаговая инструкция

    Технология обустройства сада камней достаточно проста. Для работы необходимо подготовить элементарный садовый инвентарь (лопату, грабли, ведро), камни природной формы разных размеров, мелкую гальку и песок.

    1. Участок под будущий сад очистить от ненужных предметов и мусора.
    2. Выровнять поверхность участка: видимый покат сровнять лопатой, углубления засыпать землей.
    3. Снять с участка верхний слой грунта на глубину 10–15 см.
    4. По периметру участка выложить декоративные камни небольшого размера или доски — они послужат укреплением стен «котлована».
    5. По всей площади равномерно распределить песок (толщина слоя — 5 см).
    6. Поверх песчаной «подушки» уложить слой гравия или гальки.
    7. Участок полить водой из расчета пол-литра воды на метр квадратный — это уплотнит щебень и гальку.
    8. Установка центральных элементов композиции. Если камень не сильно громоздкий, то его можно «вдавить» в щебень. Для крупных валунов надо сделать более глубокую выемку.
    9. Граблями «начертить» на площадке узоры в виде полос или кругов.

    Используя приведенные рекомендации, можно воссоздать сад камней по своим ощущениям и вкусу. Он будет радовать эстетичным видом, подарит чувство гармонии и успокоения.

    Обустройство японского сада камней. Его назначение и философия. Современные методы устройства.

    Япония – загадочная далёкая страна, при увлечённом изучении которой трудно оторваться. Любители японской стилистики не боятся отказаться от чего-то привычного и склонны к чему-то концептуальному или философскому. То же самое относится и к обустройству японского сада камней, который прекрасно подходит для созерцательного уединения. Особенной формулы создания ландшафта такого сада не существует, но, тем не менее, спроектировать хороший классический японский сад камней сможет только специалист, разбирающийся в ключевых моментах обустройства. Ныне здравствуют множества фирм, занимающихся обустройством ландшафта сада камней, и способных предложить вам массу стилистических решений, но будьте внимательны: часто в проектах размещают объекты, не свойственные классическому японскому саду камней (кустарники, ручьи и другие элементы).

    Философия сада камней.

    Японцы воспринимают камень как самое совершенное творение природы, символизирующее её величие и красоту. Поэтому в ландшафтном и интерьерном дизайне страны восходящего солнца камень является символическим центром. Камни большого размера ассоциируют со скалами, а воду символизирует волнистая поверхность гравия, песка или гальки. Настоящей воды в классическом саду камней быть не может, потому что вода относится к тёмному пассивному женскому началу «инь», а сад камней призван олицетворять мужское активное светлое начало «ян». Но согласно восточной философии ничто во вселенной не существует благодаря лишь одному началу и, так как сад камней – это модель мира, вода заняла здесь символическое место в виде волнистого песка или гравия. Камни здесь воспринимаются так же, как мы привыкли воспринимать обычную скульптуру, созданную человеком и поставленную в пышный сад. Но создателем «скульптур» у японцев выступает сама природа, такие камни тоже имеют свои пропорции, соотношения объёмов, пластическую выразительность и размещение в пространстве. Все эти аспекты формируют эстетические качества сада, а остальные элементы служат подчёркивающим фоном и выделяют уникальность камней. В простоте сада чувствуются законы гармонии мира. Очень своеобразно и восприятие пустого пространства в саду камней, коего там весьма много. Здесь «пустота» – означает бесконечность мира, свободу и будущее, но при этом сад закрыт от посторонних глаз и создаёт ощущение камерности.

    Назначение сада камней.

    Сад камней предназначен для развития воображения путём созерцания и медитации, этот сад – абсолют японского символизма, это символ самой природы, а не её часть. Первое впечатление от сада камней – это пустота. Согласно учению Дзэн, широко распространённому в Японии, мир таков, каким его воспринимает человек. Учение утверждает, что в основе всех вещей лежит пустота, через которую представляется возможность увидеть недвойственность вещей и явлений. Но дзэнская пустота означает «наполненность», это та пустота, которая «потенциально содержит вселенную». Застывшая картина сада должна заставить человека сосредоточиться и родить в сознании ассоциации. Сосредоточившись на камне и кругах под ним, человек может увидеть как камень погружается в воду.

    В давние времена сады камней располагали только при храмах. Затем практика создания сада камней вошла в светскую жизнь, но сохранила своё назначение – в саду по прежнему уединяются от суеты, медитируют, а благодаря эстетической составляющей он просто радует глаз. Человек, общаясь с садом, получает душевное спокойствие и отдыхает.

    Устройство сада камней.

    Устройство японского сада камней подчинено ключевым правилам гармонии:

    1. Площадь сада полностью укрывается песком, гравием или галькой. Сыпучий слой толщиной в 5-6 см высыпают на утрамбованную землю и граблями вычерчивают по нему волнистые линии, рябь. При хорошей погоде линии продержаться две недели. Временами песок досыпают и опрыскивают водой;
    2. Сад проектируется на основе геометрической фигуры, полностью вписанной в площадь будущего сада. Фигура представляет собой семиугольную сеть линий. По этим линиям выстраивается правильное расположение объектов относительно точки созерцания. Сад может занимать часть геометрической схемы, если пространство всё же ограничено. Чем больше размер этого семиугольника, тем более просторным будет казаться сад;
    3. Сад ориентирован относительно точки созерцания, зависящей от времени суток. Идеально если она будет находиться в северной стороне, иначе полуденное солнце будет слепить глаза. Для утра или вечера точку созерцания рекомендуется располагать в западной или восточной части;
    4. Контраст открытых и заполненных пространств (в отличие от европейской традиции);
    5. Главный принцип японского сада камней (как и любого другого японского сада) – асимметрия. В саду нет одинаковых по размеру объектов и параллельного размещения. Это продумывается даже в очертаниях теней или отражениях, например в воде (если она всё-таки есть);
    Читайте также:
    Устройство, принцип действия и режим работы биполярных транзисторов

    Примеры организации «правильного» японского сада камней.

    Семь камней расположены относительно друг от друга в соответствии с геометрической семиугольной сетью линий – на этом основываются разные варианты организации «правильного» японского сада камней. Ниже представлена семиугольная сеть линий:

    1. Тёмные точки – это камни;
    2. Буквы – это точки созерцания;
    3. Серые линии показывают геометрическое соотношение видимых объектов.

    1-ый вариант размещения: камни на разных линиях геометрической сети, значит, из любой точки созерцания видно все камни. Крестик обозначает камень, который сложно увидеть из точки «С», если «большой камень» достаточно крупный.

    Примеры организации «правильного» японского сада камней

    2-ой вариант размещения: все камни видно из точки «F», из всех остальных точек не видно какой-то один камень (серые стрелки и линии). Крестиками показаны камни, которые видно всегда с любой стороны, значит, эти камни могут быть самыми крупными.

    3-ий вариант размещения: из всех точек не видно какой-то один камень, а из точки «D» не видно два камня (серые стрелки и линии). Крестик – это камень, который всегда видно из всех точек, значит, этот камень может быть самым крупным.

    Элементы ландшафта сада камней и современные методы обустройства.

    Япония – страна на вулканических островах, поэтому не удивительно, что в саду камней используют камни вулканического происхождения: гранит, базальт, туф, хлорит, андезит. Камни тщательно подбираются по форме, цвету и фактуре – от этих качеств зависит способ укладки камня в саду. Каждый камень должен лежать отдельно, но вписываться в общий ландшафт.

    5 типов форм камней для сада: статуя, низкая вертикаль, плоский камень, лежачий камень, изогнутый камень.

    Разновидностей камней – множество, значит и ролей – тоже. Очень интересны японские соображения по поводу «облика» камней. Согласно им у каждого камня есть своё неповторимее «лицо», характер и динамика: некоторые камни «смотрят» вверх, некоторые – вниз, есть «прямостоячие» камни и камни, которые «лежат»; «убегающие» и «догоняющие» камни, «поддерживающие» и «прислоняющиеся» камни. Поэтому, как бы просто ни казалось поначалу, а правильно уложить камень в саду может лишь профессионал, знающий подход к тонкой организации каменной индивидуальности.

    Ограждение.

    В японском саду камней создаётся спокойная атмосфера уединения, поэтому изгородь делается непрозрачной. Чтобы сохранить восточную стилистику, можно соорудить ограду из камня, бамбука или веток деревьев, посадив рядом вьюны, но подойдёт и забор из бетона.

    Японский сад камней.

    Неканонические объекты в саду камней.

    Тсукубаи:

    Тсукубаи – традиционный атрибут любого японского сада – это каменная чаша в виде бочки с водой высотой 20-30 см. В давние времена тсукубаи использовали для того чтобы мыть руки при чайной церемонии, теперь это стало элементом декора. На низкой ровной площадке вместе с каменным фонарём тсукубаи представляет собой малую архитектурную форму. Для её установки копают небольшой котлован примерно 15 см в глубину и в центре него укладывают стальную трубу. На дне котлована уложен тонкий слой бетона, но не ровно, а под уклоном для слива воды в трубу. Отверстие слива маскируется галькой диаметром 7-8 см. На дно водоема высыпают гальку диаметром 2-3 см. При необходимости камешки соединяют цементом. Сама тсукубаи находится выше поверхности земли на 20-30 см и на краю котлована. С каждой стороны котлована на 5-10 см ниже высоты чаши ставят по небольшому камню высотой приблизительно в 5 см. Вода в тсукубаи может поступать через подземные шланги, а также по медным или полихлорвиниловым трубам. Бывают тсукубаи без дренажа, тогда вода выплескивается и образует ручеёк. Бездренажные тсукубаи рекомендуется сооружать на возвышенности – вытекающая вода будет размывать песочные насыпи и гальку.

    Каменные башенки:

    Такую каменную башенку можно поставить рядом с тсукубаи. Башни бывают многоугольными или круглыми и имеют чётное или нечётное количество ярусов. Чем меньше размер сада, тем меньше и размер башенки (3-5 ярусов). Высокая башенка притягивает взгляды.

    Фонари:

    Фонари в саду нужны для освещения в тёмное время суток, кроме того – это отличный элемент декора. Но чтобы создать композицию камня и света, нужно уметь эти фонари грамотно расставить. Фонарь для японского сада камней должен быть изготовлен из камня, дерева или пемзы, иначе он просто не впишется в общую стилистику.

    Наиболее распространенные виды японских фонарей:

    1. Тачи-гата – пьедестальный фонарь высотой до полутора метров, но иногда и до 3-х метров. Тачи-гата предназначен для больших садов и освещает то место, где хозяин беседует с самыми почётными гостями;
    2. Икекоми-гата – скрытый фонарь, который можно размещать в любом месте, но стоит он обычно рядом с тсукубаи. Светит вниз по направлению к земле;
    3. Юкими-гата – фонарь на каменной или бетонной подставке и с квадратной или круглой крышей. Имеют матовое стекло, смягчающее свет;
    4. Оки-гата – маленькие фонари, которые обычно размещены в стороне от тропинок или в очень маленьком внутреннем саду.
    Читайте также:
    Частичный и капитальный ремонт плоской кровли

    Японский сад камней: устройство, философия и особенности стиля

    Сад камней — необычное стилистическое решение ландшафтного дизайна. Это направление чаще выбирают люди, склонные к философским мыслям и уединению. В статье приведены ключевые аспекты выбора элементов и создания композиций из камня, а также описана последовательность обустройства японского сада.

    • Философия японского сада камней
    • Главные принципы устройства сада
    • Выбор камней для восточного сада
    • Правила расстановки камней и создания композиций
    • Декоративные элементы сада
    • Обустройство японского сада: пошаговая инструкция

    Философия японского сада камней

    Японцы по-особенному относятся к камням, считая, что место, на котором они находятся — священно. Согласно философии дзен-буддизма, человека в саду должна занимать не праздная прогулка, а сосредоточение, созерцание и размышление.

    По сути, сад камней — это небольшой лаконичный пейзаж на равнинной поверхности. Основными элементами композиции здесь выступают не привычные растения, а камни, окруженные песком, гравием или мелкой галькой. Вокруг камней имеется много свободного пространства. Такая «пустота» символизирует безбрежность мира, будущее и свободу.

    Каждый элемент сада имеет скрытую символику:

    • мелкая галька, светлый гравий и песок — водная стихия;
    • камни разных размеров — острова и горы;
    • вертикальный камень (статуя) — небо;
    • горизонтальный (плоский, лежачий) камень — земля;
    • мох — абстрактная идея растительности (земля, покрытая лесами).

    В целом восточный сад камней символизирует «застывшую» модель мира.

    Главные принципы устройства сада

    На первый взгляд может показаться, что булыжники, крупные валуны и мелкие минералы расположены хаотично. На самом деле, композиция подчинена определенным законам и правилам:

    1. Японский сад состоит из нечетного количества камней, начиная от 3-х и более.
    2. В основе композиции находятся разные по размеру необработанные камни, которые подбираются по форме, фактуре и цвету.
    3. Камни гармонично располагаются по всей площади поверхности. При этом из каждой точки участка должны быть видны все камни, за исключением одного. Японцы считают, что видеть все камни может только человек, достигший просветления.

    1. Важный принцип создания «каменной» композиции — асимметрия. При построении сада надо избегать параллельных линий и предметов одного размера.
    2. Валуны комбинируются в несколько отдельных групп, которые вместе должны создавать гармоничную и цельную композицию. Например, пять булыжников могут быть размещены как две группы (2+3) или три группы (1+2+2).
    3. Сад должны наполнять минералы из одной природной зоны. Недопустимо соединять горные, речные или морские камни друг с другом.
    4. Вся композиция должна быть выдержана в единой цветовой гамме.

    Выбор камней для восточного сада

    Япония — вулканогенное островное государство, поэтому при обустройстве восточного сада камней принято использовать минералы вулканического происхождения: туф, базальт, хлорит, андезит и гранит. Каждый камень подбирается по форме, цвету и твердости.

    Форма камня играет первоочередную роль в создании садовой композиции. Различают пять основных форм декоративных камней:

    • изогнутый;
    • статуя;
    • лежачий;
    • низкая вертикаль;
    • плоский.

    Особенно внимательно надо выбирать камни для одиночных композиций — в этом случае несовершенство формы или неэстетичные сколы будут бросаться в глаза. Камни с дефектами лучше компоновать в группы, создавая гармоничный элемент ландшафтного дизайна.

    Цвет камня может иметь разные оттенки: серый, коричневый, фиолетовый, зеленый или красный. Поверхность камней отличается интенсивностью блеска. Одни минералы имеют ровный матовый тон, а другие — излучают глянцевый блеск. Если в одном саду использовать камни, отличающиеся друг от друга блеском и цветом, глаза начинают разбегаться и чувство умиротворения исчезает.

    Оптимальный вариант — камни, размытые волнами, течением или дождем. Таким минералам присущ спокойный влажный блеск.

    Твердость и структура камня определяют долговечность японского пейзажа. Композиция из твердых минералов выглядит более фундаментально, а поверхность таких камней, под воздействием окружающей среды, быстро покрывается патиной. Создается ощущение, что весь пейзаж — это результат многовековых изменений в природе, а не кропотливой работы человека.

    Правила расстановки камней и создания композиций

    Все элементы композиции должны быть устойчивыми. Камни не должны выглядеть опрокинутыми или валяющимися. Для этого валуны и булыжники закапывают в землю. Зависимо от формы камня, рельефности и «рисунка» японского сада выбирается глубина вкапывания. Оптимально, если камень на две трети или наполовину находится под землей, но допустимо закапывание незначительной части минерала.

    При установке вертикального или наклонного элемента камень не должен казаться падающим. Выразить силу и движение можно в ступенчатой расстановке.

    Создание композиции требует от исполнителя соблюдения баланса в расстановке камней. Этого можно добиться, придерживаясь следующих правил:

    1. Сад камней надо ориентировать относительно точки созерцания и времени суток, которое планируется проводить в саду. Если пребывание в саду чаще будет в вечернее или утреннее время, то основной объект концентрации взгляда должен располагаться в восточной или западной части сада. Для того чтобы полуденное солнце не слепило глаза, точка созерцания должна быть с северной стороны участка.
    Читайте также:
    Торшер со столиком (60 фото): напольные модели с журнальным столом и тумбочкой, красивые варианты в спальню и в гостиную, хрустальный и деревянный

    1. Композиционно связанные объекты восточного сада должны образовывать воображаемый треугольник. Благодаря этому приему, даже самый абстрактный сад вызывает ощущение скрытой динамики.
    2. В готовой композиции должен сохраняться контраст заполненных и открытых пространств.
    3. Для баланса энергии в пейзаж надо включить больше горизонтальных камней, а вертикальные булыжники могут стать центральным элементом композиции.
    4. Главный камень (обычно самый большой валун) располагается на заднем плане, так он не будет отвлекать на себя внимание и действовать подавляюще.

    Декоративные элементы сада

    Камень — не единственный элемент композиции японского сада. Не последнюю роль здесь играют узоры на гравии или песке, ограды, мостики, тсукубаи и каменные дорожки.

    Узоры на песке выполняются граблями со специальными насадками. Зубья могут иметь различную форму и ширину. Перед тем как приступить к созданию узора на площадке, его надо схематически отобразить на плане будущей композиции — направление линий должно гармонично вписываться в общий пейзажный вид.

    Каждому изображению японцы «приписывают» особый смысл:

    • прямые линии символизируют морскую гладь, спокойствие водной стихии;
    • криволинейные узоры — бурлящие потоки;
    • окружности вокруг камней обозначают волны, набежавшие на берег.

    Ограды устанавливают с одной или двух сторон сада. Они воссоздают атмосферу уединения, поэтому изгородь должна выполняться из непрозрачных материалов. Это может быть бетонный забор, невысокая стена, выложенная из камня, или ограждение из бамбука.

    Мостики очень символичны в японской культуре, они связывают между собой разные периоды жизни. Лучше всего вписываются в декоративную композицию мосты из осколка скалы или цельного горизонтального булыжника.

    Тсукубаи — невысокая каменная чаша с водой, напоминающая обычную бочку высотою 20–30 см. В тсукубаи вода поступает по трубам, протянутым под землей. Этот элемент придает статичному японскому саду легкой динамики, которая не нарушает атмосферу сосредоточения.

    Мощеные дорожки выполняются из кирпича неправильной формы, искусственного или природного камня. При укладке дорожки в японском стиле нежелательно образование четырех швов, которые сходились бы в одной точке. Расположение камней не должно напоминать четырехугольник.

    Длинная ось каждого из камней находится перпендикулярно направлению дорожки.

    Для вечернего и ночного освещения в каменном саду устанавливаются компактные фонари, изготовленные из пемзы, дерева или камня. Грамотная расстановка фонарей создаст необычную игру лучей света и камней.

    Обустройство японского сада: пошаговая инструкция

    Технология обустройства сада камней достаточно проста. Для работы необходимо подготовить элементарный садовый инвентарь (лопату, грабли, ведро), камни природной формы разных размеров, мелкую гальку и песок.

    1. Участок под будущий сад очистить от ненужных предметов и мусора.
    2. Выровнять поверхность участка: видимый покат сровнять лопатой, углубления засыпать землей.
    3. Снять с участка верхний слой грунта на глубину 10–15 см.
    4. По периметру участка выложить декоративные камни небольшого размера или доски — они послужат укреплением стен «котлована».
    5. По всей площади равномерно распределить песок (толщина слоя — 5 см).
    6. Поверх песчаной «подушки» уложить слой гравия или гальки.
    7. Участок полить водой из расчета пол-литра воды на метр квадратный — это уплотнит щебень и гальку.
    8. Установка центральных элементов композиции. Если камень не сильно громоздкий, то его можно «вдавить» в щебень. Для крупных валунов надо сделать более глубокую выемку.
    9. Граблями «начертить» на площадке узоры в виде полос или кругов.

    Используя приведенные рекомендации, можно воссоздать сад камней по своим ощущениям и вкусу. Он будет радовать эстетичным видом, подарит чувство гармонии и успокоения.

    Японский сад камней — чудо восточной философии на своем участке

    Философский сад камней — это уникальное восточное явление. Ни в одной культуре мира, кроме Японии, такое не встречается. Это не обычная декоративная композиция, а ценное место, обладающее своим значением и сакральной силой. Восточная мудрость говорит о том, что это место силы и накопления энергии.

    • История возникновения
    • Восточная философия
    • Назначение объекта
    • Основные правила создания
    • Выбор элементов
    • Композиция сада
    • Значение объекта
    • Декоративные дополнения
    • Миниатюрный рокарий
    • Японский сад камней

    История возникновения

    В древней Японии, которая окружена скалами, камни всегда имели особую силу. Скопление булыжников и валунов издревле считалось священным. Именно такие места считались отмеченными богами, здесь совершали обряды, молились и предавались медитации. Первоначальные японские сады представляли собой груду камней, связанных между собой бечевкой.

    Чуть позже внесли изменения в конструкцию садов китайцы. Существует легенда, что в Восточном море есть дальние острова, на которых живут бессмертные. Китайцы создали новый символ — камни-острова в бескрайнем море. С помощью глыб и булыжников изображали саму сушу, а песок вокруг них покрывали узором из волнистых линий, которые символизировали море и волны. Позже камни заключались в систему, изображающую какой-либо рисунок или схему.

    И еще одна легенда о возникновении садов камней связано с буддизмом. Монахи считали, что внутри каждого камня скрыт Будда. Его лик нужно было извлечь, обработав глыбу. Считалось, что у каждого монаха есть свой особый булыжник. Если же Будду не удавалось высечь из породы, то камень нельзя было возвращать обратно и тем более выбрасывать, поскольку образ Бога все еще находился в нем. Так формировался целый сад камней и глыб.

    Читайте также:
    Шторы для класса в школе

    Изначально сады размещались в храмах, чуть позже распространились и на частные территории. Однако смысл их не изменился.

    Восточная философия

    Японский сад камней — это импровизированная модель вселенной. Камни — особый символ, при помощи которого японцы передавали свое видение мира, свою философию и веру. Глыбы символизируют горы, скалы или острова, мелкая галька или песок — это олицетворение воды, а синтез этих символов говорит о духе природы.

    Немудрено, что именно скопление булыжников стало местом для медитаций и соединения с вечной вселенной, молитв и созерцания. Главная роль отведена именно камням, дополнительные элементы — это всего лишь фон, подчеркивающий общее значение.

    В саду обычно много свободного места. Это тоже символ, олицетворяющий свободу и бесконечность мысли и вселенной в целом.

    Камень — это мужская сила. Вода — это женское начало. Обе стихии важны в создании мира. Ведь без воды не обходится ни одна частичка на Земле.

    Назначение объекта

    Основным смыслом создания такой композиции является желание иметь место для релаксации, пространства, где можно побыть одному и подумать. Конечный итог медитации — это визуальная картинка, на которой видны глыбы, погруженные в воду.

    Итак, подобные объекты — это не просто декоративное сооружение, а особый вид искусства созерцания и проникновения в свою суть, единения с миром и природой, растворения в них.

    Основные правила создания

    Создание каменного сада у себя на участке — это не столько творческий процесс, сколько глубокая философия. Такой объект подходит для личностей, любящих уединение. Важно помнить несколько принципов при создании композиции:

    • Пустота — символ свободы. Именно это должно возникать в голове при виде объекта. В отличие от обычных садов, японский вариант не заполняется полностью элементами.
    • В центре внимания должен быть основной объект созерцания, его центральная точка. Именно на нее будут ориентированы другие элементы. Расположение основного элемента зависит от времени созерцания и места, где будет располагаться наблюдающий. Как правило, это запад или восток.
    • Место для наблюдающего выбирают с особой тщательностью. Предпочтительнее расположить его на северной стороне площадки. Это спасет от слепящего солнца.
    • Время наблюдений — тоже важный момент. Необходимо определиться с часами созерцания, чтобы грамотно составить, на первый взгляд, хаотичную композицию.
    • Обязательный аспект — это асимметрия. Расположение камней параллельно друг другу не допускается. Важно, чтобы с любой точки сада просматривался каждый элемент. Камни не должны закрывать друг друга. Если в саду есть искусственный водоем, то стоит проработать и правильное отражение в водной глади объектов.

    Важно помнить, что линии не должны пересекаться. В остальном расположение камней — это личное видение создателя сада, способ самореализации и философский поиск себя.

    Выбор элементов

    Чтобы воплотить идею в своем саду, стоит серьезно задуматься о выборе элементов. Все части композиции должны гармонично взаимодействовать друг с другом. Кроме того, камни не должны спорить между собой и выделяться из общей композиции.

    Используют булыжники, взятые в одной местности, но при этом они должны отличаться своей «душой», иметь индивидуальный характер. Тщательно следует подойти к подбору каждого элемента. Существует несколько видов основных элементов для японского сада:

    • Статуя;
    • Лежащий;
    • Плоский;
    • Низкая вертикаль;
    • Изогнутый.

    Стоит определить вид понравившегося камня и его части, а также отметить интересные ракурсы булыжника, которые будут расположены в зоне созерцания. Определить роль глыбы, например, это может быть убегающий или догоняющий, лежащий или стоящий, прислонившийся камень.

    Композиция сада

    Камни могут использоваться не только как самостоятельная фигура, но и как дополнительный элемент, например, для оформления моста или тропы, вертикальной стены или бордюра. Ими оформляют искусственные водоемы. В любом случае композиция должна быть гармоничной и сбалансированной.

    При создании конструкций используют принцип треугольника, основанный на выделении основного элемента, который подчеркивается несколькими дополнительными или зависимыми. Этот канонический принцип применяется во многих философских и декоративных объектах для достижения гармонии.

    Сутэ-иси — это особое искусство, которое позволяет расширить свое сознание. Для того чтобы гармонично расставить камни в саду, недостаточно знать основные правила, необходимо постичь глубинные знания и прочувствовать саму суть объекта.

    Основные правила создания сада камней:

    • Обязательное условие — это нечетное количество камней в композиции.
    • Элемент должен вырастать из земли. Для этого булыжники вкапывают в почву. В результате появляется эффект того, что глыба растет и составляет единое целое с поверхностью.
    • Недопустимы камни одного размера. Каждый элемент должен быть индивидуальностью.
    • Для гармонии энергии Инь-Янь большая часть камней должна быть расположена горизонтально. Такой прием уравновешивает баланс влияния преимущественно вертикальных объектов (забор, строения на участке, деревья).
    • Главный принцип — это асимметрия. Не должно быть одинаковых элементов, параллелей.
    • Вся территория сада покрывается слоем мелкой гальки или песка.
    • Проект сада основывается на принципе семиугольной геометрической сети. Камни при этом располагаются на пересечении этих линий. В случае когда сад имеет небольшую площадь, используют лишь часть точек сети.

    Каждый булыжник — это живое существо, имеющее свое лицо и душу. Стоит внимательно изучить его, чтобы определить, как именно он будет располагаться на территории.

    Значение объекта

    Правильное сочетание камней заключается в том, чтобы создать впечатление, что камни здесь лежать давно. Это олицетворяет постоянство и вечность вселенной. А вот дополнительные элементы, например, растения, сменяются — они символизируют изменчивость бытия. Каждый объект композиции несет свой смысл. Большая глыба — символ земли (острова, скалы), а плоская, расположенная горизонтально — равнина. Расчесанный песок — это морские волны, которые обтекают сушу.

    Читайте также:
    Труба для буржуйки – как самостоятельно сделать дымоход

    Композиция несет в себе глубокую смысловую нагрузку. Философию нужно уметь увидеть и понять, созерцать и восхищаться ею.

    Декоративные дополнения

    В саду важны не только сами глыбы, но и дополнительные элементы: ограды, растения, мосты, узоры на песке.

    Узоры на песке — узнаваемый элемент сада камней делают специальными граблями. Рисунок должен иметь продуманный узор, который гармонично будет сочетаться с идеей композиции. Так, прямые линии — водная гладь, штиль, круги вокруг элементов — волны, поглощающие скалы, а кривые и извилистые линии — это бурлящий поток.

    Ограда — символ уединения. Как правило, она располагается с одной или двух сторон площадки. Выполняется из непрозрачного материала, например, бамбука, бетона и камня.

    Тсукубаи — чаша, в которую по специальным каналам или трубам поступает вода. Это символ движения. Элемент разбавляет статичность сада.

    Важный момент — это освещение в темное время суток. В саду устанавливаются фонари, изготовленные из натуральных материалов — пемзы, дерева или камня.

    Дорожки символизируют долгий жизненный путь. Они не должны иметь четкой геометрической формы. Извилистые тропы подводят к каждой части сада. Дорожки не должны выделяться из общей композиции. Как правило, изготавливают их из природного материала или кирпича неправильной формы, можно использовать неяркую тротуарную плитку. При составлении узора тропинки не должно образовываться квадратов.

    Мосты — это символ перехода в следующий этап жизни и познания. Предпочтительней использовать мост, изготовленный из каменного монолита.

    Миниатюрный рокарий

    Это новое веяние в ландшафтном дизайне. Миниатюрный сад — отличный способ получить желаемый результат без особых усилий. Обустраивают его на крупном плоском камне в саду или в горшке. Такой сад — это миниатюрная копия рокария. Используют небольшие булыжники, а в качестве дополнения — лишайники, мхи и миниатюрные растения.

    Этот вид удобен тем, что может располагаться и в доме, и на участке, террасе или балконе.

    Рокарии вошли в европейский дизайн благодаря своей необычности. Они позволяют не только создать декоративную композицию, но и зону для уединения и медитации. Здесь можно подумать о жизни, отдохнуть от будней, воссоединиться с вечным.

    Каждому хоть изредка хочется уйти от проблем, людей и суеты в целом, поэтому будет очень полезно соорудить у себя на участке такое место вселенского спокойствия. Именно там можно отдохнуть не только телом, но и душой, отвлечься и зарядиться энергией.

    Сад камней в Японии — какая идея заложена в создание композиции?

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.

    Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.

    Сад камней – что это?

    Японский сад камней имеет два названия:

    • карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
    • сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

    Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

    Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в буддизме. Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

    С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

    Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.

    Символизм

    Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

    • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
    • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

    В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

    Сад камней – это символ:

    • свободы;
    • бескрайних просторов;
    • совершенства природы;
    • изящества в простоте.
    Читайте также:
    Труба для буржуйки – как самостоятельно сделать дымоход

    Особенности

    Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

    Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

    Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

    • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
    • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
    • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
    • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
    • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.

    Какие камни используются

    Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

    Выделяют 5 типов каменных глыб:

    • лежащий;
    • выгнутый;
    • плоский;
    • вертикальный;
    • в виде статуи.

    Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.

    Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.

    Известный сад камней

    Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории буддийского храма. Сад известен всему миру под названием Реандзи.

    Сад камней Реандзи в Киото

    Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

    Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

    Считается, что увидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.

    Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.

    В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.

    Делаем сами

    Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.

    • Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
    • При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
    • Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
    • Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
    • Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
    • Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
    • Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
    • Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.

    Заключение

    Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.

    Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: