Технология укладки георешетки на откосах

Технология укладки георешетки

Георешетка – универсальный геосинтетический материал, который в ландшафтных работах применяется повсеместно. Незначительный вес, простота укладки и невысокая стоимость работ и высокая надежность конструкции позволяют использовать ее даже на сложных, неустойчивых объектах. Нюансы укладки георешетки зависят от того, с какой целью выполняется эта работа. Рассмотрим основные.

Монтаж георешетки для укрепления склонов

  • Шаг №1. Предварительная подготовка

На основе геометрических особенностей и характеристик участка выполняем чертеж предстоящих работ. При покупке георешетки ориентируемся на угол наклона укрепляемого склона. Зависимость между ним и допустимой высотой ячеек следующая:

Угол наклона (°) Высота ячеек георешетки (мм)
0-10 50
11-30 100
31-40 150
41-45 200

Если на вашем участке угол наклона превышает показатели, представленные в таблице, самостоятельно выполнять работы по укреплению не стоит, чтобы не подвергать здоровье опасности.

Когда с расчетами и бумажной работой будет покончено, переходим непосредственно к физическому труду. Выравниваем поверхность: бугры срезаем, ямы засыпаем, крупный мусор и посторонние объекты – удаляем. Растения срезаем до уровня земли, корневую систему не трогаем. Формируем подошву откоса.

  • Шаг №2. Монтажные работы

Раскатываем геотекстильное полотно (лучше брать нетканое) по всей поверхности откоса, следим, чтобы не было складок, закрепляем. В некоторых проектах этот этап пропускают и укладывают георешетку непосредственно на земельное основание.

Следующим шагом устанавливаем анкеры, расстояние между ними определяется шириной ячеек. Натягиваем на них отрезки георешетки, скрепляя с их помощью те между собой. Выравниваем, чтобы все ячейки приняли форму квадрата или прямоугольника, и только после этого до упора забиваем анкеры в основание.

  • Шаг №3. Заполнение секций георешетки

Завершительный этап — заполнение ячеек. Для этой работы вам потребуется специальная техника: экскаватор, кран или транспортер. Важно следить, чтобы высота, с которой засыпается наполнитель, не была слишком большой, иначе есть риск повредить георешетку. Для ячеек стандартного размера она не должна превышать одного метра, для экземпляров с габаритами от 400х400 мм – не более полуметра. Чтобы решетка не смещалась в процессе эксплуатации, ячейки заполняются от бровки к подошве откоса. Материал засыпается чуть выше краев, утрамбовывается. Процедура повторяется до тех пор, пока утрамбованный материал не будет находиться вровень с верхней кромкой георешетки.

Обваловка трубопровода или трубомагистрали с использованием георешетки

  • Подготавливаем участок: выполняем предварительную планировку и разметку насыпи.
  • Чтобы в ходе дальнейших работ не повредить изоляцию трубопровода, укрываем его геотекстилем.
  • Выполняем обваловку – засыпаем трубопровод материалом с образованием насыпи, утрамбовываем (если требуется).
  • Размечаем основание и устанавливаем анкеры по обеим сторонам насыпи.
  • Натягиваем на них георешетку с шагом через каждые три ячейки. Следим, чтобы с обеих сторон обваловки ячейки совпадали.
  • Фиксируем георешетку на основании (забиваем анкеры до упора).
  • Заполняем ячейки песком, грунтом или другим материалом, чтобы толщина остаточного слоя над ними была не меньше 20 мм.

Укрепление несущей конструкции

Если на участке ведутся какие-то земляные работы, все их необходимо закончить до укладки георешетки. Сверяем проектную документацию с реальным положением дел на местности. Если требуется, дополнительно уплотняем почву. Равномерно распределяем решетку по всей площади объекта. Натягиваем и закрепляем ее при помощи анкеров или Г-образных штифтов. Проверяем ячейки. Они должны иметь форму прямоугольника, быть хорошо натянутыми, не сдвигаться под воздействием внешней силы. Также смотрим, чтобы все секции георешетки находились на одном уровне. Если в ходе проверок проблем не выявлено, переходим к засыпке. Чтобы не повредить основание, загружаем материал в ячейки при помощи фронтального погрузчика или лопатой экскаватора. Следите, чтобы наполнитель отгружался с высоты, не превышающей 1 метр. Материала засыпаем на 45-50 мм выше верхней кромки ячеек, после чего утрамбовываем его и укрываем поверхностным слоем, на который и пойдет основная нагрузка.

Мы перечислили лишь основные нюансы укладки георешетки в рамках различных строительных работ. Если вам они кажутся сложными, лучше обратитесь за помощью к профессионалам. Мастера STSGEO выполнят поставленную задачу на высшем уровне. Тем же, кто хочет самостоятельно заняться укладкой георешетки, предлагаем заглянуть в наш каталог. Здесь вы найдете все необходимое и по антикризисным ценам. Доставка товаров выполняется по всей России. Оптовым покупателям – скидки.

Укладка объемной георешетки

Для предотвращения разрешения откосов и склонов часто используется объемная георешетка или как ее еще называют ОР. Как укладывать этот геосинтетик, чтобы он прослужил долго, и качественно вы узнаете из этой статьи.

Как выглядит армирующая объемная георешетка.

ОР – это геосинтетический высокопрочный материал не подверженный гниению. Изготавливается из сырьевого полипропилена и полиэфиров. Выглядит как соты, соединенные между собой в ячеистое полотно. Высота геосот может быть разной, в зависимости от сложности клона или откоса и поставленной задачи.

Крепление для объемной георешетки.

Укладка объемной георешетки производится с ее закреплением на склоне. Эту процедуру можно производить как металлическими анкерами, так и пластиковыми. Вторые могут быть более хрупкими и не рекомендуются к использованию, если монтаж производится в минусовую температуру. Самым распространенным материалом, подходящим для закрепления, являются анкеры из арматуры, имеющие Г-образную форму.

Читайте также:
Шкаф в классическом стиле, особенности, разнообразие формы и цвета

Чем заполнять ОР?

Как и в случае выбора марки объемной георешетки, выбор наполнителя зависит от поставленных задач. После того как будет произведена укладка георешетки ОР, ее следует заполнить. Это можно сделать следующими материалами: грунтом, песком, щебнем, гравием, керамзитом и другими сыпучими материалами. В тех случаях, когда наполнитель будет плотным, как, например, грунт, следует продумать дренажную систему.

Монтаж объемной георешетки.

Самым важным этапом является выбор объемной георешетки. Толщина ребра решетки варьируется от 50 мм до 200 мм (50 мм-100 мм-150 мм-200 мм). Так же важно ориентироваться на градус склона и грунт, на который будет укладываться материал.

На стабильном и слабом грунте
Градус склона (откоса) Высота ребра, мм
40-45 200
30-40 150
10-20 100
0-10 50

Прежде чем начать монтаж, необходимо подготовить место монтажа. После того замер участка для монтажа будет произведен, основание желательно укрепить. Особенно это касается искусственно созданных насыпей. Укладка георешетки ОР начинается раскладки полотна на вершине. Начальный уровень ОР фиксируется нагелями. Не допускается монтаж на кромке склона. Объемная георешетка должна заходить на ровную часть верхнего края склона примерно на 50-60 см. Важно следить за тем, чтобы георешетка не была сильно натянута, но и слабое растяжение допускать нежелательно. Для того чтобы проверить себя на верность выбранного растяжения георешетки, сравните свой показатель со стандартами. В нормальном растянутом состоянии, одна секция георешетки составляет 2,40 на 7,80 или же 2,45 на 5,90. В зависимости от выбранного вами типа объемной георешетки. Для того, чтобы ОР «не играла» на склоне, ее необходимо фиксировать металлическими нагелями в шахматном порядке. Как только одна секция установлена и закреплена на склоне, можно приступать ко второй. Укладка объемной георешетки рядом. должна производиться по тем же правилам. Между собой секции фиксируются анкерами. Когда ваш склон будет покрывать ровный слой объемной георешетки, можно переходить к заполнению ячеек. Этот процесс может производиться как вручную, так и с помощью техники. Главное условие – заполнять осторожно. Нельзя использовать для заполнения георешетки крупноковшовую технику. В тех случаях, когда ОР заполняется грунтом, можно высаживать семена растений. Зачастую выбираются многолетние растения с крепкой корневой системой для формирования надежного и прочного дерна. Если вы выполните все необходимые и описанные условия, то после того как будет произведен монтаж объемной георешетки, вы сохраните склон, откос или береговую линию от последующего разрушения.

Обращаем внимание, что инструкция носит информативный характер, и если есть проектное решение, то надо следовать ему.

Этап 1. Подготовительный этап

Укладка георешетки ор – процесс, не требующий специальных навыков и техники. Из вспомогательных материалов вам понадобятся анкера, либо пневмостеплер. Подготавливаем основание, на которое будет укладываться решетка, очищаем его от камней, растений, мусора и прочих предметов, которые могут повредить материал и затруднить укладку. Следующий шаг – укладка нетканого геотекстиля для создания дренажа на подготовленную поверхность.

Этап 2. Монтаж

Объемная георешетка укладывается сверху вниз. По верху кромки склона вставляем стеклопластиковые или металлические анкера, не до упора. Чем круче склон, тем длиннее должен быть анкер. Растягиваем георешетку по анкерам и выравниваем по всему периметру модуля. По форме растянутая объемная решетка напоминает прямоугольник. Модули решетки должны быть растянуты равномерно и полностью прилегать к основанию, без пустот. Для фиксации георешетки анкера должны входить в землю полностью.

Между собой модули георешетки скрепляются анкерами, или саморезами, или пневостеплером. Модули георешетки фиксируем в шахматном порядке. Для надежности крепления на квадратный метр используется не меньше трех-четырех анкеров. После надо удостовериться в рабочем состоянии модулей и проверить, полностью ли растянуты все модули георешетки.

Этап 3. Заполнение георешетки

При оптимальном размере ячейки – 210х210 мм, высота падения наполняющего материала должна составлять один метр, можно проводить засыпку руками, так и с помощью ковшовой техники. Рекомендуется засыпать модули георешетки с избытком от бровки склона к его основанию. Если вы заполняете модули георешетки бетоном, то насыпаете его до верхнего края ячейки и утрамбовываете, затем повторяете засыпку. Если заполняете почвогрунтом, то наполняем ячейки на 25 – 45 мм выше кромки и утрамбовываем. В любом случае, по окончанию засыпки уровень наполнения ячеек должен совпадать с верхней кромкой ячейки.

Честная поставка качественных геосинтетических материалов на строительные объекты точно в срок.

В чем заключается струйно-инъекционный метод ямочного ремонта

«Аршин на кафтан, да два на заплаты.» Какими бы «теплыми» словами мы не поминали одну из двух российских «бед» и людей её обслуживающих, не лишне было бы знать, что капитальный и полный ремонт дороги начинается (по ГОСТу), когда количество повреждений общего полотна дорожной «одежды» достигает 12-15%. Все, что ниже этого соотношения, как бы нам это не хотелось и мечталось, попадает под категорию мелкого, ямочного ремонта, который проводится только с целью «обеспечения безопасности дорожного движения». Справедливости ради, стоит отметить, что качественно проведенный ямочный ремонт асфальтированных дорог действительно принесет положительные результаты. Дело в том, что по «нашему российскому» менталитету, 95% всех повреждений дорожного полотна происходят из-за несоблюдения технологии и плохого качества используемых для ремонта материалов. Основной причиной повреждений в 85% является некачественное уплотнение (трамбовка) дорожного полотна.

Виды ямочного ремонта

Тип ремонта, необходимый в конкретном случае, зависит от характера и степени повреждения дорожного покрытия, эксплуатационной нагрузки на покрытие (измеряется в количестве автомобилей в сутки). Также процедура делится на различные виды в зависимости от используемых материалов и технологий:

  • Укладка горячей асфальтобетонной смеси.
  • Горячий способ асфальтирования.
  • Литье текучей смесью.
  • Струйно-инъекционный (инжекторный) метод.
  • Ремонт при помощи инфракрасных нагревательных установок.

Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками и применяется в зависимости от ряда факторов, касающихся характеристик поврежденного покрытия, климатических условий региона и даже бюджета, выделенного на проведение работ. Оперативность проведения работ – не последний показатель, который влияет на выбор технологии. К примеру, ямочный ремонт литым асфальтом зимой проводить недопустимо из-за высокой влажности.

Предпочтительная технология и материал должны соответствовать ряду критериев:

  • Соответствие свойств поверхностей готовой заплаты и основного покрытия.
  • Соответствие прочности асфальтобетонной смеси эксплуатационным нагрузкам на ремонтируемом участке.
  • Наличие и доступность материалов и технических средств для выполнения ремонта.
  • Требования материала к погодным условиям во время ремонта.
  • Оперативности возобновления дорожного движение по завершении работы и общая скорость из выполнения.
  • Экономические особенности того или иного метода выполнения работ.

занимается ямочным ремонтом трасс и дорог, укладкой асфальта и смежной деятельностью в Москве.

Техника


Для проведения струйно-инъекционного ремонта дорожного покрытия используется самоходные и прицепные системы.
Например TOTAL PATCHER T7500, оснащенный агрегатами:

  • Емкостью для хранения битумной эмульсии.
  • Дизельным двигателем.
  • Компрессором.
  • Бункером для хранения щебня.
  • Горелкой.
  • Специальной аппаратурой (шлангами, распылителями, блоками управления, осветительными прожекторами).

В состав бригады рабочих обслуживающих систему и производящих ремонт дорожного полотна входят 2-4 человека.

Это интересно: Основные технические характеристики илососов

Особенности технологии

Технологии методов, упомянутых выше, отличаются в некоторых деталях, но есть ряд общих требований, которые регулируют выполнение ремонта любого типа. Прежде всего, он должен производиться при соответствующих погодных условиях: температура воздуха не менее 5ºС и при отсутствии осадков.

Исключение составляют горячие асфальтобетонные смеси, с которыми допустимо работать при 0ºС, но только при наличии специальных присадок и при толщине укладываемого слоя более 4 сантиметров.

Перед тем, как заливать или укладывать смесь, необходимо подготовить поврежденный участок покрытия. Подготовительные работы включают в себя:

  • Разметку ремонтируемых участков;
  • Вырубку выбоин на всю глубину покрытия с захватом не менее 3 см целого асфальта вокруг ямы (некоторые технологии подразумевают повторное использование вырубленного материала);
  • Механическую очистку вырубленного углубления от подвижных частиц (при помощи пневматических, гидравлических и механических устройств для удаления мусора);
  • Пропитку стенок и дна углубления специальным подготовительным составом или битумом (в зависимости от требований конкретной технологии).

Конечно, необходимый объем и типы подготовки полностью зависят от выбранного метода. К примеру, инфракрасный ремонт выполняется путем нагрева покрытия, не требует вырубки выбоины.

Укладка участка нового покрытия

Подготовленное соответствующим образом покрытие заполняется асфальтобетонной смесью согласно выбранной технологии. Смесь засыпается, заливается или распыляется в углубление, а затем разравнивается и уплотняется.

Технология ямочного ремонта дорог, включающая в себя рециклинг, подразумевает введение измельченного старого покрытия в свежую смесь для сокращения затрат материала. В случае использования струйно-инъекционного метода, все подготовительные и основные процессы выполняются при помощи одной установки, но метод имеет свои ограничения.

После завершения ремонта заплата должна приобрести эксплуатационные свойства в течение времени, соответствующего характеристикам используемого материала.

Подготовка участка

Вне зависимости от выбранного метода заделки выбоин, для ямочного ремонта обязательна предварительная подготовка участка дорожного покрытия, на котором будет проходить ремонт. Для этого после очистки поверхности дороги от пыли‚ грязи и влаги размечают границы выбоины. Затем по очерченному контуру производится выемка материала из ремонтируемого места дорожного полотна на всю глубину ямы, боковые стенки выбоины оставляют вертикальными. После этого дно и стенки ямы очищают от мелких кусков‚ крошки‚ пыли‚ грязи или влаги, и на следующем этапе уже можно приступать к заполнению ямы асфальтной смесью. Для вышеперечисленных работ обычно используются средства малой механизации.

Один из старейших в России поставщиков такого оборудования предлагает удобные в работе и простые в использовании швонарезчики бюджетной серии Impulse с бензиновыми двигателями марки HONDA и LONIN. Для самых требовательных заказчиков в наличии имеются профессиональные швонарезчики Atlas Copco, причем двигатели на них могут быть как бензиновыми, так и дизельными. Для уплотнения смеси в небольших по площади выбоинах можно использовать вибротрамбовки от «Традиции-К» марки Impulse, хорошо зарекомендовавших себя сочетанием невысокой цены и низкими эксплуатационными расходами. Особенности конструкции исключают вибрацию на ручке оператора, гофра выполнена из высококачественного полиуретана.

Профессиональные вибротрамбовки Atlas Copco отличаются большой мощностью, превосходной эффективностью уплотнения, высокой скоростью и, как следствие, высокой производительностью. При необходимости более серьезного уплотнения при ямочном ремонте эта же компания предлагает удобные в эксплуатации ручные двухвальцовые виброкатки Atlas Copco с дизельным двигателем Hatz и ручным запуском или электрическим стартером. Эти модели предназначены для уплотнения асфальта при выполнении ремонтных работ на небольших площадях, особенно в условиях ограниченного пространства. Есть гарантийное и сервисное обслуживание, проводимое поставщиком, приятным бонусом идет доставка оборудования в регионы.

Асфальтирование горячими смесями

Горячие асфальтобетонные смеси могут быть сыпучими или текучими. Укладка разогретого материала обеспечивает его повышенную адгезию к основанию.

Асфальт для литья имеет тестообразную консистенцию и заполняет неровности основания под действием гравитации. Кроме того, литой асфальт не требует механического уплотнения, поскольку приобретает необходимую плотность в процессе остывания. С другой стороны такой асфальт размягчается в жаркое время года, что приводит к образованию колеи.

Сыпучие горячие смести битума с заполнителем определенной фракции и типа (песок, щебень) обладают своими достоинствами. Прежде всего, не дорогой транспортировкой. Вместе с тем технология укладки сыпучих горячих смесей подразумевает использование вибротрамбующих ручных агрегатов или массивных катков, что усложняет технологический процесс и увеличивает расход времени на выполнение работ.

Эмульсионная обработка

Уплотненный насыпной слой тщательно поливается эмульсионным составом до полного пропитывания материала. Если ремонтируется участок на подъеме, спуске, крутом повороте или другом месте повышенной нагрузки на полотно, рекомендуется после эмульсии посыпать место починки белым щебнем аналогичной фракции.

Асфальтирование холодными смесями

Складируемые холодные асфальтные смеси отличаются температурой укладки и, в значительной степени, составом. Модифицированный битум и специальные присадки расширяют диапазон климатических условий, позволяя асфальтировать при температуре до -10ºС. Более того, фасованная органоминеральная смесь:

  • Не требует специальной техники (кроме газовой горелки для разогрева поверхности);
  • Может укладываться в выбоины без х предварительной разделки;
  • Отсутствие специальных требований к транспортировке;
  • Не требует особой квалификации рабочей силы.

С другой стороны уложенная и утрамбованная органоминеральная смесь отличается низким сопротивлением сдвигу, что не позволяет укладывать её в местах торможения транспорта. Совокупность цены и качеств материала характеризирует его как средство для оперативного устранения выбоин, когда наступает зима, то есть вне традиционного сезона дорожных работ и средства предотвращения увеличения повреждений в зимний период.

Инжекторный или струйно-инъекционный метод – частный случай работы с холодным асфальтобетонными смесями. Соответствующие установки (к примеру, УЯР-1 или зарубежные аналоги) позволяют оперативно выполнять ремонт небольших и средних повреждений дорожного покрытия даже без разделки. Единственный агрегат выполняет все подготовительные и основные этапы ремонта, а дополнительное уплотнение не требуется ввиду нанесения смеси под давлением.

Существует несколько типов холодных асфальтобетонных смесей:

  1. С эмульсией для немедленного применения. Смеси такого типа, как правило, применяются при ремонте инжекторным методом. Порция подготовленной смеси помещается в танк агрегата перед началом смены.
  2. Эмульсионные смеси с минеральными добавками.
  3. Фасованная складируемая органоминеральная смесь. В упакованном виде такая смесь может храниться до 8 месяцев и сохранять свои свойства после нарушения упаковки до двух месяцев.

Существуют и другие, узкоспециализированные виды смесей, но применяются они гораздо реже, чем перечисленные выше.

Андрей Николаев из Ставрополя спрашивает:

В чем заключается струйно-инъекционный метод ямочного ремонта? Как он реализуется, могу ли я на подъездных дорогах к дому использовать этот метод для починки покрытия?

Ответ нашего специалиста:

Струйно-инъекционный метод ямочного ремонта предназначен для устранения небольших выбоин и трещин. Однако требует привлечения специальной техники и потому в частном хозяйстве реализуется только в том случае, если это оборудование имеется или арендуется.

Струйно-инъекционный метод ямочного ремонта — технология

Основные этапы работы можно описать так:

  • подготовка покрытия;
  • укладка щебня;
  • обработка с помощью эмульсии;
  • уплотнение.

Для реализации метода используется такой тип спецтехники, как ямочные ремонтеры. Способ не распространен на дорогах общего пользования, так как грузовики быстро продавят сделанные заплатки. По сравнению с традиционным и литьевым способом этот метод является более дешевым и простым в исполнении.

Контроль качества

Полимеризация асфальтобетона протекает при температуре больше 100 градусов и под высоким давлением. После уплотнения смеси асфальт не боится воды. Напротив, восстанавливаемые дорожные полотна желательно поливать водой для быстрого охлаждения и восстановления движения транспорта.

Необходимо заметить, что при неполном соответствии технологии и нарушении некоторых правил сделанные асфальтобетонные заплаты могут продержаться не меньше 2-х лет. При строгом соблюдении техники ремонта – не меньше 5 лет.

Проезжая часть дороги должна соответствовать (после того как будет проведен ямочный ремонт) ГОСТу Р 50597-93 — «Автомобильные дороги и улицы».

Обеспечение мер безопасности


При ремонте СИТ предпринимаются такие же меры, как и при осуществлении любых других дорожных работ. Разрабатывается временная схема движения и согласовывается со службой ГИБДД, после чего на месте работ устанавливаются соответствующие знаки, а восстанавливаемый участок ограждается барьерами.

Стоит отметить, что при выполнении работ по струйно-инъекционной технологии согласование действий с ОАТИ выполнять не нужно, поскольку при обработке полотна не предполагается сложное вмешательство в его структуру и проведение земляных работ.

Основные операции

Лишь после подготовки выбоины могут заполняться ремонтным материалом. Техника укладки и последовательность процедур зависят от объемов и способа проведения работ, типа ремонтного материала.

При малых объемах и отсутствии механизированных средств укладка может производиться вручную. Укладка смеси выполняется в карту в 1 слой при вырубке на глубину до 50 миллиметров и в 2 слоя при глубине больше 50 миллиметров. При этом в нижний слой можно укладывать крупнозернистую смесь щебня, а в верхний – мелкозернистую.

При механизированной укладке смесь подается из бункера-термоса.

При заделке карт 10-20 кв. м асфальтобетонные смеси укладываются асфальтоукладчиком. При этом укладка производится в выбоину, и смесь равномерно разравнивается по всей площади.

Уплотнение асфальтобетонной смеси в нижнем слое покрытия осуществляется пневмотрамбовками, ручными виброкатками или электротрамбовками в направлении от краев к середине.

Укладываемая в верхний слой смесь и смесь, укладываемая в 1 слой при глубине до 50 миллиметров, уплотняется самоходными виброкатками или гладковальцовыми статическими катками легкого типа, а потом тяжелыми катками.

Для малощебнистых и песчаных смесей коэффициент уплотнения должен быть не меньше 0,98, для много- и среднещебнистых – 0,99.

Горячие смеси уплотняются при максимальных температурах, при которых невозможна деформация при укатке.

Стыки, которые выступают над поверхностью покрытия, устраняются шлифовальными или фрезерующими машинами.

Преимущества способа


К наиболее весомым достоинствам СИТ относится следующее:

  • Всесезонность. Ремонт дорожного полотна таким способом можно выполнять при температурных параметрах в диапазоне от -15 до +40°C. Благодаря этому работы можно выполнять практически круглогодично, исключая ситуации, когда температура опускается ниже 15 градусов.
  • Низкая стоимость ремонта в сравнении с другими технологиями. Экономность способа обусловлена простотой технологии и использованием минимального количества материалов.
  • Оперативность. Благодаря отсутствию сложных процессов, на которые расходуется много времени, ремонт выполняется максимально быстро.
  • Все манипуляции можно выполнить при помощи ремонтера или использовать для этих целей менее дорогое ручное оборудование (заливщики швов, гудронаторы, вибротрамбовки и прочее).
  • При использовании ремонтера нет необходимости в дополнительном уплотнении заплатки.
  • Отличная адгезия заплатки с основанием.
  • Используется эмульсия в холодном виде, поэтому не нужно задействовать специальное оборудование для ее подогрева.

При выполнении ремонта СИТ нет необходимости в том, чтобы задействовать много работников и использовать сложную дорожно-строительную технику и оборудование.

Укладка щебня

Для данного метода используется очищенный твердый щебень фракциями до десяти миллиметров. Качество материала регулируется СНиПом и ГОСТом. Перед засыпанием насыпной материал обрабатывается ВБЭ, затем разравнивается по площади поврежденного покрытия. Если используется специальная машина, не требуется предварительная обработка ВБЭ – это происходит одновременно с подачей щебенки.

Какими способами выполняется ямочный ремонт дорог

Полный ремонт дороги должен начинаться в тех случаях, если количество общих дефектов и повреждений достигает 12-15%. Если же различных деформаций, трещин, сколов, шелушений, выкрашиваний и выбоин меньше, производят так называемый ямочный ремонт, цель которого – обеспечить безопасность дорожного движения. Для этого используют разные методы, средства, материалы.

Основными причинами нарушения дорожного полотна являются невысокое качество используемых материалов и нарушение технологических процессов, самый распространенный среди которых – недостаточное уплотнение. Как правило, ремонт дороги проводят в теплое время года при сухой погоде, однако иногда возникает необходимость срочного восстановления полотна, и тогда работы ведутся практически при любых погодных условиях.

Технология строительства постоянно усовершенствуется, что дает возможность делать дороги максимально качественными и увеличивать срок их службы. Добавки, используемые в составе асфальтобетонной смеси, позволяют образовываться минимальному количеству трещин. Что касается последних, они имеют свойства увеличиваться в размере к весне. А объясняется это свойствами воды, которая, попадая зимой даже в самую маленькую трещину, замерзает и расширяется.

Горячие и холодные смеси

Основной процент дорожной одежды – это асфальтобетонные покрытия, поэтому чаще всего при их ремонте прибегают к использованию горячей смеси из асфальта и бетона. Исходными материалами для приготовления смеси служат песок, щебень, битум и минеральный порошок. Такой материал характеризуется высокими свойствами заделки.

Горячую асфальтобетонную смесь и литой асфальт применяют при ремонтах дорог первой и второй категорий. Температура горячей смеси составляет приблизительно +150 °С. Доставляют ее на место ремонта в специальных бункерах, поддерживающих тепло. По нормативам смесь, температура которой ниже +110 °С, считается браком. Термосные бункеры вместимостью до 4 м3 способны обеспечить смесью приблизительно до 100 ям размером 100х100 см и глубиной 5 см.

В зависимости от погодных условий могут быть использованы холодные битумосодержащие смеси, материалы на основе битумных эмульсий и разжиженных битумов. Холодные технологии актуальны для дорог третьей и четвертой категорий, поскольку прочность и водостойкость таких смесей приблизительно в три раза ниже, чем горячих.

Что касается битумных эмульсий, их активно используют в ремонте дорог во многих странах, прежде всего, потому, что они характеризуются высокой экономичностью, не требовательны к погодным условиям, а срок их службы достаточно длительный. При аварийных ремонтах, незначительных заделках дефектов могут быть применены мало распространенные и нетрадиционные смеси на основе полимерных, цементных, полимер-битумных и других вяжущих материалов.

Технология рециклинга и струйно-инъекционные методы

Данная технология предусматривает вторичную переработку асфальтобетонного материала и использование его для ремонта дорожного покрытия непосредственно на месте. Куски асфальта, лома и продукты фрезерования разогревают и тщательно перемешивают в специальной машине – рециклере. Гравитационное перемешивание происходит в цилиндрическом барабане с лопастями и горелкой. Эффективнее всего перерабатывать асфальтную крошку, в которую впоследствии добавляют битум. Полученную смесь сразу наносят на подготовленное место. Таким образом удается снизить расходы на ремонт до 60%.

Все большего распространения получает и струйно-инъекционная технология, в которой необходимые операции выполняет одна машина. Суть технологии заключается в высокоскоростной продувке воздухом, моментальной промывке и нанесении битумной эмульсии. При этом разлом и фрезерование асфальтобетона могут не проводиться. Выбоину заполняют щебнем мелкой фракции, перемешанным с битумной эмульсией (катионной быстро распадающейся или анионной 60%-й концентрации). Высокая скорость воздушной среды обеспечивает хорошее уплотнение и отсутствие необходимости использовать виброплиты и виброкатки.

Этапы правильной подготовки перед ямочным ремонтом

При правильном выполнении ямочного ремонта и при правильной подготовке дорожное покрытие служит до 5 лет. Для этого должны соблюдаться основные требования и учитываться результаты практического опыта и новых разработок. Подготовка состоит из нескольких этапов.

  • Разметка. Выбоины обозначают прямыми линиями вдоль оси дороги и поперек. При этом запас неразрушенного слоя должен составлять приблизительно 3-5 см. Если несколько выбоин расположены рядом, их объединяют одним контуром.
  • Удаление небольших выбоин. Процесс происходит с помощью отбойного молотка (возможно пневматического) с соответствующей насадкой.
  • Удаление длинных и узких выбоин площадью более 3 м2, больших трещин. В данном случае работает холодная фреза (может быть самоходной, прицепной, навесной), которая удаляет покрытие на всю его толщину слоя по очерченному контуру, в результате чего образуются ямы правильной формы с вертикальными стенками. В некоторых моделях холодных фрез срезанный материал подается в специальный ковш погрузчика или кузов, позволяя сократить объем ручных работ.
  • Очистка новых ям от крошек, мелких кусков, пыли, обработка стенок и дна жидким битумом или битумосодержащей эмульсией. Количество смазки не должно быть избыточным, иначе снижается качество сцепления нового слоя дорожного покрытия со старым. Для смазки чаще всего используют малогабаритные установки, которые из шланга небольшим напором разбрызгивают смесь.

Выбор того или иного метода ямочного ремонта всегда должен отвечать определенным критериям и требованиям. В результате отремонтированный участок будет служить долгое время.

Ямочный ремонт литым асфальтом

Содержание:

  1. Что представляет собой жидкий (холодный, литой) асфальт
  2. Технология ямочного ремонта жидким асфальтом
  3. Можно ровнять вручную
  4. Варианты доставки
  5. Нарезка ям
  6. Процесс укладки
  7. Как отремонтировать небольшие выбоины и трещины
  8. Подготовка смеси в рециклере

Любая автомобильная дорога, как и все инженерные сооружения, имеет свой срок службы. При эксплуатации она испытывает воздействия разного характера и постепенно разрушается: появляются различные дефекты и деформации. Один из лучших способов их устранения — ямочный ремонт литым асфальтом.

Что представляет собой жидкий (холодный, литой) асфальт

Эта разновидность асфальтового покрытия создается путем загрузки в емкости компонентов с последующим их смешиванием и разогревом до +220℃. Уплотнение происходит само по себе после заливки на подготовленное полотно. Материал широко известен в странах Европы как наиболее прочный и качественный. В нашей стране он пока не получил особого распространения, поскольку дорог, его производство, перевозка и выкладка требует применения специальных технологий и оборудования.

Если при создании обыкновенного асфальта важны пропорции применяемых компонентов, то при приготовлении жидкого основная роль отдается вяжущему компоненту, состоящему из битума и различных минеральных добавок, которые упрощают заливку и способствуют уплотнению по мере остывания.

Технология ямочного ремонта жидким асфальтом

Весь процесс проводится с учетом температуры рабочей смеси, она должна быть не менее +200℃. По внешнему виду напоминает мастику, очень пластична, мало текуча, имеет отменные вяжущие характеристики. Проезд по новому покрытию возможен уже через несколько часов.

Основные преимущества данной технологии – возможность использования на любых неровностях, сложных по конфигурации участках дороги, заливать на существующее дорожное полотно.

Можно ровнять вручную

Разравнивание вручную возможно при строительстве тротуаров, заделывание щелей небольшого размера. Но такой вид разравнивания больших площадей имеет ряд серьезных недостатков:

  • небольшую скорость работ;
  • сложность создания равномерного слоя.

Не используется для покрытия мостов, федеральных трасс с огромной транспортной загруженностью.

Варианты доставки

К месту работ готовая смесь привозится в кохере, представляющем собой строительный термос-миксер. Если для покрытия задействуют асфальтоукладчик, состав заливается в бункер спецтехники. Дорожный асфальтоукладчик работает равномерно и медленно, со скоростью движения примерно 3 метра/мин. При этом оптимальная толщина создаваемого слоя составляет 300 мм.

Нарезка ям

Подготовка карт для ямочного ремонта жидким асфальтом стандартна и производится с помощью оборудования и инструментов. Основные требования: создание вертикальных краев, полное снятие старого полотна, срезание острых углов.

Однако существуют несколько нюансов:

  • Нарезаемые карты должны быть площадью не более 3 квадратных метров, поскольку литой состав обеспечивает гладкость, она может значительно удлинить тормозной путь. Если колеса одной оси транспорта во время торможения попадают на участки с разными коэффициентами трения, автомобиль просто пойдет юзом. Выходом из положения может стать покрытие еще незастывшего верхнего слоя мелким щебнем.

  • Субстанция надежно сцепляется с мокрыми поверхностями, поэтому можно не ждать полного досушивания вырезанной части.Достаточно удалить воду, чтобы пузырьки пара не повлияли на структуру затвердевшего состава.

Стоит отметить, что если материал не доставляется в готовом виде, а подлежит разогреву в рециклере, разумнее будет нарезку и подготовку проводить параллельно с разогревом сырья. Это очень удобно, поскольку, правильно распределив рабочих, можно избежать возможных простоев.

Процесс укладки

Во время ямочного ремонта литым асфальтом не всегда обязательна подгрунтовка вырезанных ям. Сама технология заливки предельно проста. После доставки стройматериала необходимо проконтролировать её температуру. С помощью лотков выгрузить прямо в карту, затем выровнять вручную с использованием лопат и гладилок, дать затвердеть. Движение на участке возможно уже через час, а в холодный период года даже ранее.

При выкладке учитывают повышенную пластичность материала, в результате чего выровненный слой приобретает четкий горизонтальный контур. Чтобы на поверхности не собиралась вода, до полного затвердения с гладилкой делают уклон.

В отличие от ямочного ремонта холодным асфальтом, который может проводиться при любой наружной температуре, даже при небольшом минусе, жидкое вещество требует к себе более пристального внимания и специального оборудования, но при этом обеспечивает больший срок эксплуатации трассы. Оно служит для временного выравнивания маленьких ям или тротуаров. Для оживленных загруженных магистралей абсолютно непригодно из-за своей неспособности долго противостоять большим транспортным нагрузкам.

Как отремонтировать небольшие выбоины и трещины

Иногда кажется, достаточно просто засыпать пустую яму щебнем или новым асфальтом. Такой метод часто используют неопытные строители. Но это лишь временная мера, выбоина почти наверняка появится снова, и область между старым и новым покрытием станет самым слабым участком дороги.

Чтобы правильно отремонтировать выбоину, выполняют несколько шагов. Они могут разниться в зависимости от размера дефекта. Рабочим предстоит:

  • Очистка. Ямку можно легко очистить вручную или простыми инструментами –лопатами и граблями. Сначала удаляют маленькие куски камня, асфальта и прочего мусора. Мелочь убирают водой, песком или воздухом, подаваемыми под давлением. Тщательная очистка гарантирует надежность сцепки наполнителя со старым материалом.
  • Измерение глубины, длины и ширины выбоины. Это дает хорошее представление о том, сколько асфальта потребуется и нужно ли другое оборудование.
  • Заливка асфальтовой смеси. При наличии трещин в целях экономии герметика предварительно может укладываться подкладная штанга. Она призвана усилить конструкцию и снизить расходы основного материала. Стержень-подложка должен быть несжимаемым, безусадочным и неабсорбирующим, а также иметь более высокую температуру плавления, чем смесь, используемая для заполнения трещины.

Подготовка смеси в рециклере

В холодное время года при минусовых температурах состав готовят на месте работ в рециклере. Он представляет собой прицеп на колесах, создающий необходимую степень нагретости и обеспечивающий тщательное перемешивание материала.

Процесс разделен на несколько этапов:

  • бочку устройства поворачивают входным люком вверх, загружают в нее асфальт и определенное количество битума;
  • плотно закрывают загрузочный люк и включают форсунку. Движение барабана должно быть равномерным в обе стороны. При смешивании обязателен контроль степени теплоты внутреннего содержимого;
  • при оптимальном нагреве горелку отключают, постоянно следя за исходной температурой;
  • подогнав рециклер к участку, барабан переворачивают. Открыв люк внизу, выгружают готовую массу, затем начинают укладку и разравнивание.

При передвижении рециклера барабан непрерывно вращается. При снижении температурных показателей внутри снова включается горелка. Она поддерживает рабочую смесь в необходимом техническом состоянии.

Литой асфальт – наиболее современный способ создания и восстановления дороги, отличающийся прекрасным уровнем прочности и стойкостью к достаточно большим нагрузкам и температурным перепадам, различным видам механических и химических воздействий, высокой влажности. При полном соблюдении технологии и правильной эксплуатации отремонтированная трасса может прослужить долгий срок, не изменяя своего качества и технических характеристик.

Современные технологии ямочного ремонта: сравнительный анализ

Российский климат отличает широкий диапазон погодных условий в рамках смены сезонов, а также резкие перепады температур, которые могут происходить в короткий промежуток времени. Изменения погоды, а особенно быстрая и резкая смена температур с отрицательных на положительные и наоборот, негативно влияют на состояние полотна и приводят ухудшению его характеристик.

Основной причиной появления ям и выбоин является вода. Проникнув в микротрещины, она при понижении температуры быстро замерзает, становится больше в объеме и расширяет повреждение. Это приводит к разрушению полотна. Из-за того, что за короткий промежуток времени может произойти несколько циклов замерзания-таяния воды, в покрытии образуется большое число ям. Впоследствии площадь повреждений быстро увеличивается за счет автомобилей и техники, которые едут по полотну.

Предупредить деструктивное воздействие влаги на поверхность можно, если своевременно выполнить ямочный ремонт и использовать средства, защищающие от попадания воды в покрытие. В этом вопросе важен комплексный подход к проблеме, потому что сам по себе ямочный ремонт не защищает от проникновения в полотно влаги. Важным моментом является тщательное соблюдение технологии работ. Невнимательное отношение к правилам проведения ремонта может привести к повторным повреждениям на том же месте. При этом деструктивные процессы могут начаться очень быстро и привести к еще более серьезным ямам.

Чтобы устранить повреждения и защитить полотно от повторного образования выбоин, сегодня применяют 2 типа технологий:

    • методы ремонта, подходящие для устранения выбоин на значительной площади. Такие работы предполагают обязательное использование фрезы;
    • ремонт единичных ям без привлечения дорожной машины для снятия асфальтобетонных покрытий.

Каждый из этих способов имеет свои технологические преимущества и недостатки. Также они отличаются по экономическим показателям, затратам средств и ресурсов, необходимым для проведения дорожного ремонта. Ниже мы проанализируем слабые и сильные стороны каждой из технологий, чтобы найти оптимальный способ решения вопроса для тех или иных условий.

Ремонт с использованием дорожной фрезы

Этот метод необходим, когда речь идет о существенных повреждениях поверхности.

Этапы работ

1. Фрезерование участка с помощью специальной дорожной машины. Техника должна иметь оптимальные размеры и производительность для данного объема работ.
2. Очистка обработанного полотна. Эти работы проводятся щетками и (или) сжатым воздухом.

3. Нанесение эмульсии на поверхность, подлежащую восстановлению.

4. Укладка смеси с помощью асфальтоукладчика.

5. Уплотнение асфальта на ремонтируемой поверхности виброкатком.

Недостатки технологии. Такой способ ремонта требует привлечения значительных средств и ресурсов: использования нескольких видов специальной техники, найма большого числа сотрудников для обслуживания оборудования, расходов на доставку машин к месту работы и других. Эти особенности делают технологию актуальной только в случаях, когда речь идет о ремонте полотна значительной площади за короткий период.

Преимущества метода. Это качественный способ ремонта, установленные заплатки рассчитаны на длительный срок службы. Метод позволяет за небольшой отрезок времени провести восстановление эксплуатационных характеристик участка значительной площади.

Ремонт отдельных ям

Такие работы могут проводиться различными методами. В этом материале мы оценим сильные и слабые стороны только двух наиболее интересных из них. Описанные ниже технологии хорошо адаптированы к небольшим объемам работ.

Восстановление холодным асфальтом

Этот способ сегодня набирает популярность в России, его наиболее часто используют в период межсезонья.

Последовательность проведения работ

    • На месте выбоины вырезается участок прямоугольной формы, подходящий к заполнению. Для этого обычно используют пилу или отбойный молоток.
    • Проводится очистка участка с помощью щеток или сжатого воздуха.
    • На рабочую поверхность наносится эмульсия.
    • Углубление заполняется холодной массой. Она чаще всего поставляется на место ремонта мешками. Из-за небольших объемов заполнение проводится вручную, что увеличивает время восстановительных работ.
    • Поверхность выравнивается вручную с помощью скребка или лопаты.
    • Масса уплотняется виброкатком или виброплитой.

Преимущества метода

Холодный асфальт укладывают даже при отрицательных температурах воздуха. Это делает технологию популярной в условиях российского климата. Так, применение специальной добавки STAROIL SP (производитель Star Asphalt, Италия) позволяет готовить смесь для восстановления полотна при температурах до – 25°С. При этом для изготовления 35 тонн холодного асфальта достаточно только 1 бочки добавки. Смешивание компонентов может проводиться на любом асфальтобетонном заводе.

Также бренд Star Asphalt предлагает другие актуальные решения для изготовления холодных асфальтов. Среди них привлекает внимание вяжущий компонент RICICLA. Добавив в асфальтную крошку 2% RICICLA, можно сделать смесь для восстановления дорожного полотна. (Для приготовления холодного асфальта нужно использовать фракционную, просушенную, не содержащую загрязнителей крошку). Для перемешивания производитель рекомендует использовать бетономешалку. С помощью этой современной технологии асфальт можно готовить непосредственно на месте проведения работ. Работать со смесью можно в диапазоне температур выше 0°С.

Недостатки технологии

Этот метод предназначен, в первую очередь, для быстрого ремонта, предупреждающего аварии. А значит, производитель не гарантирует длительного срока службы заплатки. В тоже время практика использования решения в отечественных условиях показывает, что при соблюдении технологии во время укладки, отремонтированные участки служат много лет. Также к минусам этого метода ямочного ремонта можно отнести невысокий уровень производительности. Технология требовательна к соблюдению различных условий, а значит, есть риски снижения сроков службы заплатки из-за невысокого качества расходных материалов и человеческого фактора. Для ремонта нужно привлекать специальную технику и до 4 работников (в зависимости от площади повреждений и уровня квалификации), что увеличивает себестоимость работ.

Восстановление полотна с использованием современного оборудования

Особенности такой технологии мы оценим на примере дорожной машины STP 1008 (STRASSMAYR, Польша). Напомним, что с прошлого года этот изготовитель входит в группу MASSENZA, которая занимается производством оборудования для битумных технологий премиум-класса. Струйно-инъекционный метод ямочного ремонта предполагает использование только одной машины.

Последовательность работ

    • Очистка ямы сжатым воздухом. В некоторых случаях как дополнительное средство используется вода.
    • Нанесение эмульсии на рабочую поверхность.
    • Яма заполняется щебнем и эмульсией. Если речь идет о ремонте глубокой выбоины, могут использоваться заполнители двух фракций.
    • После заполнения ямы, ремонт завершается и заплатка посыпается щебнем.

Преимущества технологии

    • использование STP 1008 делает работы высокопроизводительными (средний показатель – 7,5 м 3 материала, что дает возможности для ремонта 150-200 м 2 в день);
    • работы могут выполняются сразу после завершения зимы, как только температура станет выше 5°С;
    • материалы, используемые в работах, доступны в любое время года, что делает ее предпочтительней, чем ремонт асфальтом;
    • минимальные затраты на оплату труда. Для восстановления дорожного полотна достаточно 2 сотрудников: водителя грузовика и оператора;
    • невысокая стоимость расходных материалов. Для качественного ремонта нужно приобрести только эмульсию и щебень;
    • безопасность сотрудников благодаря тому, что рабочая часть находится спереди грузовика;
    • быстрый и несложный монтаж (демонтаж) оборудования. Оно может быть установлено на кузов любого грузового авто;
    • когда не предполагается ремонтных работ, грузовик можно использовать в других целях. Для проведения такого восстановления не нужно приобретать специальное грузовое авто.

Подводя итоги сравнительного анализа различных методов дорожного ремонта, нужно отметить, что использование машины STP 1008 производства STRASSMAYR обеспечивает наиболее высокое качество заплатки и ее длительный срок службы. При таком способе ремонта для всех видов работ достаточно только одного типа оборудования и двух сотрудников, что значительно меньше, чем в случае использования альтернативных методов. Кроме того, это способствует упрощению ремонта и снижает риски, позволяя гарантировать точное соблюдение технологии, а значит, и надежность заплатки. Ремонт с помощью этой дорожной машины может проводиться без промедлений, как только закончится зима. Это позволяет быстро вернуть эксплуатационные качества полотну в наиболее актуальный период.

Ямочный ремонт дорожного покрытия: технология, методы, гост. Ямочный ремонт дорог от транском Ямочный ремонт асфальтового покрытия гост и снип

Ровная поверхность автомобильной трассы – залог безопасности и комфортного передвижения не только водителей всех видов транспорта, но и пешеходов. Асфальтная дорога имеет ограниченный срок эксплуатации. Этот участок земли постоянно подвержен нагрузкам, на поверхность неблагоприятно влияют погодно-климатические факторы.

В связи со стремительным развитием технологий увеличилось и количество наземного транспорта. Даже самое качественное покрытие дороги со временем портится от перегрузок. Кроме того, многие недостаточно квалифицированными или просто недобросовестными сотрудниками компаний нарушается технология ямочного ремонта. Многие из них пытаются сэкономить на материалах. Поэтому ремонтировать дороги приходится довольно часто. Достаточно распространенной ошибкой при укладке асфальта является недостаточное уплотнение материала дороги. Следствие этой недоработки – шелушение, деформация, трещины, глубокие ямы и другие повреждения. Существуют нормативы, напрямую касающиеся условий, при которых проводится ямочный ремонт (ГОСТ Р 50597-93)».

Ямочный ремонт асфальтового покрытия

На сегодняшний день разработано множество различных методик «лечения» асфальтных автомобильных трасс. Ямочный ремонт асфальтового покрытия представляется наиболее приемлемым в силу своей экономичности. Такой ремонт занимает мало времени и не требует больших затрат. Квалифицированные специалисты смогут выполнить такой ремонт качественно и в кратчайшие сроки, при этом они могут гарантировать отличный результат. Подготовка поврежденной области к восстановлению обязательно должна располагать к высококачественному выполнению работ‚ обеспечивать соответствие всем пунктам обязательных условий проведения ямочного ремонта ГОСТ Р 50597-93, повышать срок эксплуатации дороги минимум до 3 лет.

Очень важно своевременно производить ямочный ремонт асфальтового покрытия. Статистика показывает, что каждый год 2-3% от всей площади дорог нуждается в ремонте. Если повреждения не устранить, придется ремонтировать всю дорогу.

Технология

Климатические условия диктуют свои правила ремонта дорог в разных уголках мира. Технология ямочного ремонта в Российской Федерации сильно зависима от времени года. Процедура обычно выполняется при устойчивой температуре выше +4 °С. Лучше всего не пренебрегать этим правилом. Если на улице повышенная влажность, нельзя производить ямочный ремонт (СНиП 3.06.03-85)

Технология ямочного ремонта подразумевает под собой заполнение трещин и выбоин на асфальте специальной битумной массой. Такой вид ремонта допустим, если повреждения покрытия не превышают 15% от общей площади дороги.

Подготовительный этап включает в себя:

  • Разметку (отмечать поврежденный участок нужно с захватом некоторого количества целого полотна дороги);

Ямочный ремонт подготовка к ремонту отбойным молотком

  • Демонтажа поврежденного слоя асфальтного покрытия (производится при помощи отбойного молотка, можно использовать холодное фрезерование, чтобы создать максимально ровные стенки);
  • Удаление бытового и строительного мусора.

Ямочный ремонт дороги очистка ремонтируемого участка

Только после выполнения перечисленных подготовительных действий разрешается приступать к непосредственной обработке ям битумным составом. Хотя на первый взгляд может показаться, что технология ямочного ремонта – простая задача, но это не так. Выполнение такой работы, как ямочный ремонт асфальтового покрытия, следует доверять исключительно специалистам. Компания должна использовать только первоклассное сырье, самые передовые технологии, добросовестно относиться к своим непосредственным обязанностям, знать правила, по которым проводится ямочный ремонт (СНиП).

Профилактика и ремонт бетонного покрытия автомобильных дорог

В статье описаны виды повреждений бетонного покрытия автомобильных дорог, а также причины и профилактика появления повреждений.

Ремонт мелких, крупных повреждений, и ремонт значительных разломов и проседаний участков дороги.

Виды и причины повреждений

Не секрет, что бетонные дороги в России служат гораздо меньше, чем в Европе, Корее, Китае или США. Причина не только в неправильных технологиях строительства дорог, и некачественных материалах. Одна из причин в том, что наши бетонные дороги не имеют такого тщательного ухода, который обеспечен за рубежом. Поэтому появившиеся незначительные повреждения перерастают в разрушение покрытия и выход дороги из строя.

Бетон – очень жесткий материал. При нагреве или охлаждении его геометрические размеры изменяются, от чего возникают температурные напряжения.

Если размер плиты покрытия слишком велик, или температурные(деформационные) швы забиты камнями, температурные напряжения начинают разрушать поверхность. В появившиеся небольшие трещины попадает вода, и при понижении температур разрушает бетон. Если при строительстве не был применен водостойкий бетон, то вода начинает разрушать его даже при положительных температурах. Твердость бетона уменьшается, износ увеличивается.

Не меньшее влияние на состояние покрытия оказывают правильно уплотненный и подготовленный грунт и правильно сделанное основание.

В половине случаев повреждения в бетонном покрытии возникают из-за отсутствия ухода за ним.

Профилактика

Обработка эмульсиями

Если бетонная дорога не имеет повреждений, срок ее службы можно сильно продлить недорогой профилактикой. Бетонное покрытие обрабатывается различными жидкостями, которые образуют на поверхности бетона тонкую полимерную пленку. Такая пленка стойка к износу и защищает бетон от воды, но серьезно снижает шероховатость, а значит и сцепление с колесами автомобилей. Наиболее популярны жидкости на основе битума и полиуретана.

Ежегодная профилактическая обработка позволяет продлить срок службы дороги в два-три раза.


Ежегодная профилактическая обработка бетонного покрытия автомобильных дорог позволяет продлить срок службы покрытия.

Укладка слоя износа

Еще одним способом профилактики является укладка слоя износа. Эта работа намного дороже профилактики жидкостями и более эффективна. Слой износа не только защищает покрытие от контакта с шинами, но и не снижает сцепления с колесами автомобилей, поэтому предпочтительней на скоростных трассах, спусках, подъемах и поворотах. Для слоя износа применяют литой или горячий асфальтобетон. Стоимость работ по укладке литого асфальтобетона немного выше, но он не боится воды, перепадов температур, и обеспечивает качественную гидроизоляцию бетона. Ремонт литого слоя износа очень прост и дешев.

Ремонт покрытия

Ремонт мелких(менее половины толщины покрытия) трещин

Мелкие трещины, глубиной менее чем на половину слоя, заделываются различными мастиками и шпатлевками. Трещину осматривают, чтобы убедиться, что края не стали рыхлыми. Весь рыхлый бетон необходимо вырубить отбойным молотком, или вырезать фрезой, диском или грунторезом. После чего трещину очищают от грязи железными щетками, продувают сжатым воздухом и обрабатывают различными, увеличивающими адгезию, жидкостями. Чаще всего это водные эмульсии полимеров. Мелкие трещины можно заделывать битумом. Технология такая же, как и с полимерами, а стоимость заметно меньше. После заделки мелких трещин бетон необходимо закрыть слоем износа.

Если не закрыть отремонтированный участок слоем износа, заплатка вывалится через несколько месяцев.

Ремонт глубоких (более половины толщины покрытия) трещин

Необходимо вырезать поврежденный бетон, отступив от трещины на 15-20 см в каждую сторону, чтобы проверить целостность железобетонного слоя(ЖБС) под бетонным покрытием. Если ЖБС не имеет следов повреждений, необходимо сделать несколько прорезов шириной 18-20 мм поперек вырезанного участка, захватывая не менее 20 см неповрежденного бетона. В эти прорезы укладывается арматура диаметром 14-16 мм. После чего поврежденный участок и прорезы заливаются новым бетоном.


При ремонте глубоких трещин необходимо вырезать поврежденный бетон, отступив от трещины на 15-20 см в каждую сторону.

Ремонт разломов и проседания покрытия

Если повреждение коснулось не только покрытия, но и основания, необходимо снять всю плиту покрытия, вырезать основание, и провести обследование грунта. Чаще всего такие трещины возникают в результате проседания грунта, вызванного вымыванием, плохим уплотнением, или пустотами.

Устранив причину проседания грунта, и уложив на место песчаную подушку и щебень, необходимо связать новую арматуру со старой. Для этого можно использовать крупные анкера. В старом основании сверлятся отверстия под анкерные болты, болты вставляются, забиваются или закручиваются, и к ним крепится новая арматура. После этого заливается бетонное основание, а через неделю заливается новая плита покрытия.

Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия

Основные виды ямочного ремонта производятся с употреблением следующих материалов и технологий:

  • горячая асфальтобетонная смесь;
  • холодная асфальтобетонная смесь;
  • с применением литого асфальтобетона;
  • инфракрасный ремонт асфальта;
  • струйно-инъекционная холодная технология.

Приготовление асфальтобетонной смеси

Смеси для устранения дефектов асфатьтобетона должны проектироваться в соответствии с установленными стандартами в зависимости от типа, вида и назначения покрытия, на котором происходит ямочный ремонт (ГОСТ 9128-84). Использование современных строительных машин способствует значительному повышению качества асфальтобетона. Масса готовится в специальных установках, которые оборудованы смесителями принудительного перемешивания непрерывного или периодического действия (СНиП 3.06.03-85, п. 10.3).

Битум используется только в горячем виде. Нагретая смесь пригодна к применению в течение 5 часов. Она должна быть перемешана до однородной массы. В смеситель по очереди следует вводить взвешенные по фракциям минеральные материалы и перемешивать их между собой, а только потом — битум. Длительность перемешивания асфальтобетонных смесей всех типов устанавливается в соответствии с техническими данными смесительной установки.

Технология

Согласно СНиП, п. 10.16, ремонт покрытия дороги можно начинать только в сухую погоду. Использовать горячие и холодные смеси рекомендуется при температуре от 5 °С, осенью — от 10 °С; теплых смесей — выше 10 °С.

Точечный ремонт дороги с использованием горячей асфальтобетонной смеси при температуре выше 0 °С можно производить только если соблюсти следующие условия:

  • толщина слоя 4+ см;
  • добавление ПАВ или активированных минералов.

Срочный ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия упрощается, если предварительно разогреть всю поверхность дороги. Для этого используется специальная техника – самоходный асфальторазогреватель, который может нагреть покрытие до 200 °С. С помощью этой машины производится также просушивание поврежденного участка дороги после дождя.

Только после разогрева может выполняться ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия. Его тщательно разрыхляют граблями на глубину ямы, затем добавляют на поврежденный участок новую асфальтобетонную смесь с помощью бункера-термоса (поскольку смесь тоже должна быть горячей). Новую и старую смеси хорошо смешивают, после чего равномерно распределяют и уплотняют ее специальным виброкатком от краев к середине поврежденного места (ямочный ремонт, СНиП 3.06.03-85, п.1.12). Именно применение современной техники дает высокое качество работы, не говоря уже о том, на сколько она упрощает ямочный ремонт. ГОСТ 31015-2002 рекомендует использование горячих смесей для «лечения» автотрассы.

Укладка асфальта своими руками

В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

  • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
  • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
  • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
  • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
  • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.

При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

Инъекционный ямочный ремонт

Существуют и более простые методы ремонта трассы. Одним из них считается инъекционный ямочный ремонт. В последнее время этот способ получил наиболее широкое распространение. Для его проведения используются специальные машины типа «Раско», «Savalco», «Блоу Петчер», «Дьюра Петчер» и т.п. Аналогичные машины в России выпускают в виде прицепного оборудования, которое называется «пломбировшик» (марки УДН-1, БЦМ-24).

Непосредственно инъекционный ямочный ремонт выполняется с помощью катионной эмульсии. Выбоина очищается методом всасывания или струей сжатого воздуха. Яма подгрунтовывается разогретой эмульсией (60 °С), после чего заполняется черным щебнем. Обрабатывать кромки при этом методе ремонта не требуется.

Реставрация дороги в зимний период

Инновационные технологии позволяют производить ямочный ремонт даже в период зимних морозов. Промерзший асфальт может быть отремонтирован с помощью заранее заготовленных смесей, которые хранятся в герметичной упаковке. Процесс ремонта очень похож на работу с привычным горячим асфальтобетоном.

Холодная асфальтобетонная смесь бывает нескольких видов:

  • смесь на эмульсии немедленного применения;
  • холодные эмульсионно-минеральные асфальтобетонные смеси;
  • холодная складируемая (пакетируемая) органоминеральная смесь и другие виды смесей.

Холодные асфальтобетонные смеси имеют в своей основе асфальт, изготовленный по специально выдержанной технологии с применением модифицированных добавок или модифицированного битума (битум составляет от 4,2 до 4,5 % от веса щебня, а добавки — от 15 до 25 % от веса битума). Этот состав наделяет асфальт свойствами, ранее лежавшими за гранью возможностей дорожного строительства.

Использование складируемых холодных органических минеральных смесей позволяет производить ямочный ремонт при температуре воздуха до -10 °C.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: