Цветочные клумбы своими руками – 130 фото шикарных идей которые легко воплотить в жизнь!

Клумбы своими руками — 135 фото лучших красивых клумб и особенности их формирования

Отличным вариантом украшения любого участка являются цветущие клумбы. Вариантов их дизайна существует великое множество, а любую идею при желании можно воплотить в жизнь своими руками. Оригинальная клумба оживит дизайн участка, придаст ему ухоженный вид и будет предметом особой гордости его владельцев.

Содержимое статьи

С чего начать устройство клумбы

Самым первым этапом обустройства клумбы является планирование. Очень важно тщательно продумать все детали заранее, чтобы в последствии не пришлось что-то переделывать и менять.

Расположение

Очень важно правильно выбрать место для клумбы. Она не должна мешать свободному передвижению по участку и уходу за другими растениями.

Одно из грамотных дизайнерских решений–размещение клумбы возле входа в дом или у беседки. Красивые клумбы заметно облагораживают постройки, придавая участку более завершенный вид.

Хорошим вариантом украшения придомовой территории будут клумбы в виде бордюров, оформляющие садовые дорожки, тропинки или отдельные зоны в саду.

Приняв решение о размещении клумбы в глубине участка, неплохо продумать и оформить дорожку к ней.

Клумба может послужить красивым элементом декора зоны отдыха, украшением территории перед домом. Небольшие клумбы можно устроить вокруг деревьев, пруда или вдоль ограждения.

Виды клумб

Определившись с местом, важно сразу продумать дизайн будущей клумбы. Размер и форма ее зависят от размера выбранного участка и Вашей фантазии.

Многочисленные фото оформления клумбы своими руками, которые можно найти на тематических сайтах, помогут разработать идею, идеально подходящую именно для Вашего участка.

В зависимости от формы клумбы делят на несколько основных видов:

  • простые клумбы, к ним относят традиционные цветники простой геометрической формы, имеющие один уровень,
  • рабатки, их располагают вдоль садовой дорожки, ограды или стены дома,
  • бордюры, используют для обрамления дорожек, беседок, водоемов. Отличаются посадкой низкорослых «бордюрных» растений,
  • арабеска, для них характерен небольшой размер и произвольная форма (от маленькой клумбы в покрышке до сложной «бабочки», для декора которой применяют сложные цветочные композиции),
  • многоярусные и вертикальные конструкции, их обустраивают на маленьких участках или применяют для неровной местности,
  • рокарии и альпийские горки, отличаются сложным дизайном и оформляются камнями,
  • клумбы произвольной формы.

Внешний вид клумбы очень важно продумать заранее, от этого во многом зависит конечный результат.

Основные правила подбора цветов

Решение о том, какими именно цветами украсить будущую клумбу, тоже следует принять на этапе планирования. Это очень важный момент в организации клумбы, от которого зависит красивый внешний вид всего участка.

Цветочные клумбы своими руками – 130 фото шикарных идей которые легко воплотить в жизнь!

Человек всегда может сделать свою жизнь приятней, внести в нее положительные нотки. Цветочные клумбы, изготовленные своими руками, являются ярким примером благоустройства земельного участка, внесения в ландшафтный дизайн разных композиций из цветов.

При минимальных финансовых и временных затратах, порой из подручного материала, человек создает красивые комбинации, достигающие невероятного эффекта.

Цветочная клумба – это популярная разновидность цветника. Представляет собой обособленную территорию с комбинацией разных цветов. Имеет привлекательный внешний вид с удивительным ароматом.

Композиции из цветов размещают во дворе жилых зданий и государственных учреждений, в парках и скверах.

Формы клумб

Цветники должны гармонично вписываться в местный ландшафт. Для этого используют разные формы:

  • круг;
  • эллипс;
  • квадрат;
  • прямоугольник.

  • Иногда форма цветочных клумб принимает нестандартный вид. Используют очертания разных контуров, напоминающие звезды, орнаменты и другие предметы.

    Подготовка почвы

    Прежде всего обращается внимание на состояние почвы. В ней могут преобладать:

    • чернозем;
    • песок;
    • глина или другие компоненты.

    Состав почвы дополняют недостающими элементами. Это позволяет полноценно развиваться декоративным культурам.

    Рекомендуем прочитать:

    Дренажные системы

    При перенасыщении природной влаги устанавливают дренажные системы. Они могут иметь открытые или закрытые конструкции. На выбор влияет рельеф местности, особенности грунта.

    Правильно сформированный дренаж очищает почву от лишней влаги, позволяет создать рыхлый грунт.

    Принудительный полив

    На засушливых участках прокладывают системы принудительного полива. Для этого выполняют следующие действия:

    • роют траншеи;
    • прокладывают трубы;
    • делают отводы;
    • устанавливают элементы для поливки.
    Читайте также:
    Финишный наливной пол: какой лучше, заливка своими руками

    Не нужно использовать поливочный шланг. Достаточно открыть кран, и клумба поливается самостоятельно.

    Порядок высадки растений

    После подготовки грунта следует высадка растений. При формировании декоративной клумбы нужно строго придерживаться чертежей и разработанного дизайна:

    1. Первым делом высаживают большие декоративные растения, кустарник.
    2. Затем высаживают цветы.
    3. Заканчивается высадка декоративной травой.

    Рекомендуем прочитать:

    На территории фиксируются точки, где рассаживают многолетние, луковичные растения. Это упростит уход за ними, позволит выкопать луковицы на зиму. Последними высаживают однолетки и траву.

    Разнообразие цветников

    Существует много дизайнерских решений обустройства цветников. В интернете есть большое количество фото цветочных клумб.

  • Это связано с особенностями местного рельефа, размера грядки, периодичностью обрабатывания культур. Рассмотрим некоторые их них.

    Цветник-бордюр

    Вдоль тротуаров размещают бордюры, отделяющие пешеходную дорожку от проезжей части и прилегающей территории. Это подходящий повод обустроить длинную клумбу шириной 30-50 см.

    Здесь целесообразно высадить многолетние цветущие растения высотой до 40 см. При большей ширине клумбы в ее глубине будут эффектно смотреться лиственные или хвойные декоративные растения.

    Для завершения композиции контуры клумбы обносят садовой лентой, удерживающей растения в заданных пределах.

    Рекомендуем прочитать:

    Рабатка

    В переводе с немецкого это слово обозначает грядку. Вариант похож на бордюрную клумбу, однако вместо декоративных растений высаживают цветы. Размещают растения в ряд или симметрично. Такую клумбу можно встретить:

    • в парках;
    • в частных подворьях, на дачах;
    • возле парадных входов в административные здания.

    Может быть односторонняя или двусторонняя композиция. Все зависит от места ее расположения.

    Внимание! Здесь учитывают определенные пропорции. При большой длине клумбы ее разбивают на несколько частей с помощью тонких декоративных перегородок.

    Миксбордер

    Это длинная цветочная клумба шириной 1,5-4 метра с разными цветущими растениями. Может иметь односторонний или двусторонний дизайн.

    Размещают ее вдоль стен и ограждений. Здесь нет четких требований к геометрии, обращается внимание на свободные формы, разнообразие цветовой гаммы.

    Ее основу составляют однолетние растения. Используются луковичные цветы, пик цветения которых приходится на раннюю весну.

    В середине или на заднем плане клумбы высаживают высокие декоративные культуры. Дополняют композицию растениями с длительным периодом цветения.

    Каменный сад

    Существует масса вариантов оформления цветников натуральным или декоративным камнем разных размеров. Соблюдается единство стиля.

    Этот вариант хорошо смотрится на земельных участках, расположенных под наклоном в соответствии к естественному рельефу.

    На ровном участке делают искусственную насыпь. Для фиксации камня используют сухую кладку или известковый раствор. Возможна установка небольших водопадов.

    Вертикальные конструкции

    Для увеличения контраста в цветочных клумбах используют вертикальные конструкции высотой 1-1,5 метра и шириной 1-2 метра. Они дают преимущества:

    • занимают мало площади;
    • позволяют разместить растения в несколько уровней;
    • их можно установить посреди клумбы или на асфальтном покрытии.

    Это универсальные конструкции, хорошо смотрятся с применением подсветки.

    Использование подручных средств

    Старые вещи с использованным ресурсом находят новое применение. Это относится к оформлению клумб из подручных средств. В качестве примера можно привести следующие варианты:

    • цветник в автомобильном прицепе;
    • вместо вазы используют старый сапог;
    • ванна, умывальник, автомобильная покрышка – это готовая клумба.

    После ремонта остаются куски шифера, линолеума, металлической черепицы, обрезки дерева, пластиковые коробки, трубы. Проявив фантазию, из этих предметов легко сделать декоративную клумбу.

    Оформление дачи

    Трудясь в городе человек мечтает о выходных, отдыхе на природе. Одним из идеальных мест отдыха в семейном кругу является загородный домик.

  • Изысканные клумбы на даче введут человека в состояние спокойствия. Он сможет наблюдать за разнообразием цветов, вдыхать их аромат.

    Для благоустройства дачного подворья не нужно больших денег или дорогих строительных материалов. Достаточно подручных вещей и немного старания.

    Мы рассмотрели разное оформление цветочных клумб с применением натурального и декоративного камня, металла, дерева, пластика, старых вещей. Перечислили некоторые варианты размещения цветущих декоративных культур.

    Однако это далеко не полный список человеческих возможностей. Проявив старание, с минимальным бюджетом можно создать удивительные комбинации на любой местности.

    Читайте также:
    Умывальники в ванной комнате: с тумбой, зеркалом, подвесной и угловой (30 фото)

    Индекс цветопередачи и другие характеристики светодиодных ламп

    До недавнего времени основными источниками искусственного освещения выступали лампы накаливания. Они излучают мягкий, комфортный для глаз свет, но при этом не могут похвастаться высокой энергоэффективностью. КПД стандартной лампочки составляет 3–5%, т. е. основная часть потребляемого электричества перерабатывается в тепловую энергию, а не свет. Светодиоды устранили эти недостатки использования осветительных приборов. Их КПД достигает 80%, что позволило существенно сократить расходы на освещение. Это достоинство обеспечило LED-приборам широкое применение в бытовых и промышленных целях.

    Классификация LED-лампочек

    Существует несколько классификаций светодиодных ламп. Для разделения этих осветительных приборов на виды используют следующие параметры:

    • область применения (для внутреннего освещения жилых или офисных помещений, для уличных прожекторов, для подсветки взрывоопасных объектов);
    • тип колбы (шар, полусфера, спираль, свеча, капля, трубка);
    • свойства излучаемого цвета.

    Кроме этого, LED-лампы бывают прозрачными, матовыми или зеркальными. Такой ассортимент позволяет подобрать источник света с высоким КПД для осветительных приборов любого типа и назначения.

    Разновидности и особенности LED-осветителей

    Светодиоды поставляются в упаковках с детальным описанием, отображающим основные технические характеристики светодиодных ламп, такие как:

    • класс энергоэффективности;
    • срок службы;
    • мощность;
    • диапазон температур окружающей среды (при какой температуре работают);
    • тип цоколя;
    • величина светового потока;
    • цветовая температура (цветопередача);
    • коэффициент пульсации (выраженность мерцания).

    Все современные светодиодные лампочки представляют собой осветительные приспособления с высоким показателем энергоэффективности категории «А» («А+», «А++»). Это означает, что для получения максимально яркого светового потока LED-устройству требуется минимально возможное количество электроэнергии. Причем производители предлагают лампы, работающие при температурах от -35˚C до +90˚C, что также отображается на упаковке. Эти особенности являются главными достоинствами LED-изделий.

    При соблюдении рекомендованных производителем условий эксплуатации срок службы основной массы светодиодов достигает 50 тыс. часов непрерывной работы. Мощность лампочки исчисляется в Ваттах (Вт). Значения этого параметра находятся в диапазоне 1–25 Вт, где 1 обозначают самые тусклые источники света, а 25 — самые яркие.

    Помимо основных технических показателей на упаковке светодиодных излучателей указывают степени защиты изделия от влаги и пыли, а также уровень напряжения питания, который у большинства ламп составляет 12 или 220 В. Некоторые приборы китайского производства функционируют от напряжения в 110 В.

    Цоколь

    Для обозначения формы и размера цоколя светодиодов используется следующая маркировка:

    • E14/ E27 (цоколи Эдисона). Стандартное резьбовое исполнение, применяемое в большинстве бытовых ламп. Цифровое обозначение указывает на диметр цоколя 14 и 27 мм, соответственно.
    • GU. Двухштыковые цоколи с уплотненными штырьками. Устанавливаются на лампах для декоративных встроенных светильников акцентного типа. Метка GU употребляется вместе с цифровой составляющей, которая обозначает расстояние между штырьками. GU10 является наиболее распространенным цоколем этой формы.
    • GU5.3. Разработан специально для LED-ламп, призванных заменить галогенные аппараты для освещения.
    • G. Эта категория штырьковых цоколей используется при сборке ламп для люминесцентных изделий. Цифровая метка при букве G указывает на расстояние между контактами.

    Разнообразие цоколей позволяет заменить источники света устаревших модификаций на новые, энергосберегающие приборы.

    Световой поток

    Характеристика яркости светодиодной лампы измеряется в люменах (лм). До появления светодиодов интенсивность свечения лампочки отождествляли с ее мощностью в Ваттах. Поскольку светодиодные осветители продуцируют световой поток, потребляя в 7–10 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания, для обозначения яркости LED-устройств ввели новую характеристику — световой поток. На упаковках люмены приводятся в привязке к Ваттам. В зависимости от производителя яркость ламп составляет от 70 лм/Вт (тусклые) до 190 лм/Вт (самые яркие).

    Угол направленности светового потока определяет степень рассеивания свечения в пространстве. Этот показатель измеряется в градусах, зависит от конструкции излучателя. Шаровидные лампы без абажура равномерно распределяют свет во все стороны, в то время как источники света с фокусирующими линзами дают узконаправленный луч, освещающий только конкретный предмет.

    Цветовая температура

    Определяет оттенок свечения, измеряется в градусах Кельвина, диапазон которых включает значения от 1500° до 8000°. При составлении градуации бралась температура, до которой необходимо нагреть абстрактное, абсолютно черное тело, чтобы оно начало излучать свет определенного цвета.

    Читайте также:
    Фундамент под каркасную баню своими руками

    Различают три вида цветовой температуры:

    1. Теплая, как свет от обычной лампы накаливания.
    2. Нейтральная (белая), эталоном которой является дневной свет.
    3. Холодная, для которой характерен голубоватый оттенок свечения.

    Ниже представлена шкала Кельвина, схематическая таблица.

    Оттенок излучаемого лампой света определяет восприятие человеком цвета освещаемого предмета. Далее на рисунке приведено пространство световых температур.

    При равном КПД и потреблении электроэнергии лампы могут совершенно по-разному передавать цвета объектов. Для измерения визуального изменения цвета в зависимости от освещенности используют коэффициент цветопередачи. Индекс цветопередачи светодиодных ламп (CRI) выступает индикатором того, насколько естественно будет выглядеть объект в свете конкретного леда. Индекс измеряется в единицах, обозначаемых символом Ra. Индекс включает значения от 0 до 100 Ra, где 0 — плохая передача цвета, а 100 — максимально натуральная. Цветопередача теплых ламп составляет порядка 90–100 Ra. Холодные LED передают цветовую палитру хуже всего, у них значения индекса не превышают 80 Ra. Наиболее комфортными для глаз считаются леды со значением CRI 80–100 Ra в температурном диапазоне 2500–3500˚К.

    Мерцание

    Периодические колебания интенсивности светового потока приводят к возникновению специфического мерцания, которое называют пульсацией светодиодных ламп. Для обозначения степени мерцания излучателя ввели коэффициент пульсации, измеряемый в процентах. Он рассчитывается по формуле:

    Кп= (Lmax – Lmin ) / L0,

    где Кп — коэффициент пульсации, Lmax и Lmin — максимальное и минимальное значения интенсивности светового потока, а L0 — его средний показатель.

    Излучатели с высоким коэффициентом пульсации перегружают зрение, вызывают сухость глаз, а также негативно влияют на нервную систему человека. Длительное использование таких осветительных приборов приводит к мигреням и хроническим заболеваниям глаз, поэтому стоит отдавать предпочтение лампам с наименьшими коэффициентами.

    Изначально LED-устройства для освещения имели заметное мерцание и высокие показатели коэффициента пульсации. Эти недостатки устранили посредством установки драйвера, который стабилизирует подачу тока к излучателю. Добросовестные производители оснащают свою LED-продукцию качественными драйверами, поэтому у них показатели мерцания не превышают 4%. Некачественные лампочки характеризуются пульсацией в пределах 20–50%.

    Важные аспекты

    При выборе светодиодных ламп для дома необходимо уделить внимание калибру и типу цоколя, а также размеру колбы. Перед покупкой стоит измерить плафон осветительного прибора или вовсе взять его с собой, чтобы избежать приобретения неподходящей по размеру лампочки.

    Для ламп, используемых в бытовых целях, стоит выбирать устройства с индексом передачи цвета CRI более 80 Ra при цветовой температуре 2500–3500˚К (теплый белый). Наилучшее рассеивание света обеспечивают источники с углом рассеивания потока 150–170˚. Их лучше всего использовать для потолочных осветительных приборов. Для декоративной или точечной подсветки целесообразнее приобретать устройства с углом направленности светового потока до 40˚.

    Некоторые лампы оснащены регуляторами интенсивности свечения. Такие устройства стоят дороже обычных LED-приборов, но обладают несколькими достоинствами:

    • возможность менять яркость подсветки в помещении;
    • более качественное исполнение изделия;
    • высокий КПД;
    • увеличенный срок эксплуатации.

    Недостатки настраиваемых ламп:

    • дороговизна;
    • ограничения по сфере применения.

    Опираясь на приведенные в статье сведения, каждый сможет подобрать лед, который не только позволит сократить траты на электроэнергию, но и обеспечит комфортную подсветку помещению любого назначения.

    Видео по теме

    Индекс цветопередачи (CRI, или RA)

    Здравствуйте, сегодня я бы хотел рассказать про индекс цветопередачи источников освещения и почему это важно.

    Что такое коэффициент цветопередачи (CRI, или RA)?

    Это относительная величина, определяющая, насколько естественно передаются цвета предметов в свете той или иной лампы.

    Цветопередающие свойства ламп зависят от характера спектра их излучения. Индекс цветопередачи (СRI/RA) эталонного источника света (т.е. идеально передающего цвет предметов) принят за 100.

    Чем ниже этот индекс у лампы, тем хуже ее цветопередающие свойства. Комфортный для человеческого зрения диапазон цветопередачи составляет 80-100Ra.

    Солнечный свет: Ra 100

    Светодиодные лампы: Ra 60-96

    Металлогалогенные лампы: Ra 70 – 90

    Стандартные люминесцентные лампы: Ra

    Спасибо за внимание.

    Автор, а можно такое же исследование, но по студийным лампам-вспышкам?

    актуально, даже очень

    Чем замеряли CRI? Как это возможно корректно сделать в условиях магазина светодиодного освещения?

    Читайте также:
    Требования к лестницам снип

    Спасибо! Крайне полезная серия постов про цвет. Мне для работы – очень интересно.

    мда, покажи работы свои – светомастер

    Про светодиодные лампы

    Наконец-то стали появляться светодиодные лампы со стандартным цоколем е27 с индексом цветопередачи 97-98% и нулевым коэффициентом пульсации за вменяемые деньги, и произошло это практически за последний год. До этого я думал, что ещё долго придётся пользоваться лампами накаливания, потому что светодиоды Sunlike появились довольно давно, но стоили как чугунный мост.

    Недавно заходил по каким-то своим мрачным мизантропским делам в Леруа, а там перед развалами дешёвых светодиодных ламп стоят пара человек и вслух выбирают: “Так, нам нужен холодный свет, такие подойдут. ” С трудом подавил желание залезть на ближайший стенд с обоями и прочитать горячую проповедь о нормальных светодиодных лампах. Ибо каждый сам трындец своего счастья. Потом будут удивляться, почему у предметов оттенки странноватые и почему всё тёмным выглядит, если написано “заменяет лампу 75Вт”.

    Те же, кто хочет пользоваться светодиодными лампами, у которых хотя бы характеристики яркости и цветопередачи соответствуют тому, что написано на коробке, могут зайти на https://lamptest.ru/ в таблице поставить, например, индекс цветопередачи CRI, скажем, от 92 до 98, цоколь е27 (или какой нужно) и получить список. Если потом в таблице тыкнуть на CRI, то получим сортировку по цветопередаче. Параметр “Пул” – это пульсация, идеальный вариант – ноль. Измеренная мощность в Ваттах “Вт” – если на лампе написано 8W, а измеренная, например, 7 Ватт, значит, врут. Там в таблице всё по цвету – зелёный нормально, синий – умеренно врут, жёлтый – офигевают, красный – уровень “новости по телевизору, что всё хорошо”.

    В общем, я лично мелочиться не стал и ставил в поиске индекс цветопередачи CRI 97-98%. В итоге единицы, и их во всяких Леруа не продают, пришлось отдельно заказывать.

    В комнату взял температуру 3000К (чуть желтоватый), в ванную, прихожую и над рабочим столом 4000К (белый). Если нужно в спальню или для создания романтического настроения, то можно жёлтую 2700К.

    Хотя ещё зависит от цвета стен и мебели. Тёплые оттенки лучше подчёркиваются тёплым светом и наоборот. Если, например, кухня оранжевая, то тёплый 2700-3000К подчеркнёт, а если синяя, то лучше нейтральный белый 4000К.

    Дополнение про точечные споты, например, с цоколем GU10. Важный параметр – угол освещения. Если вы не видите свет напрямую, например, в санузле, то всё хорошо. А вот если у вас споты по периметру комнаты и они не поворачиваются, то широкий угол может привести к тому, что свет бьёт прямо в глаза, поэтому, если помещение большое, а споты не поворачиваются, то выбор между углами, скажем, 60 и 100 градусов важен, лучше меньше. Видел вариант, когда поворотные светодиодные споты в комнате пришлось направить в стену, чтобы не выжигало глаза прямым светом. Впрочем, запас по яркости там получился такой, что отражённый от стен свет как раз прекрасно освещал комнату, люстру никогда не включали.

    Кстати, именно поэтому считаю, что в дизайне интерьера споты должны быть поворотные. В идеале, чтобы крутились в любую сторону, есть такие. Потому что вот внедрили светодиоды, а у них угол света раза в два шире, и что делать тем, у кого всё намертво встроено?

    CRI: у меня для вас плохие новости

    Все, кто разбирался с качеством света светодиодных ламп и все, кто читал мои статьи о светодиодных лампах, знают о таком параметре, как индекс цветопередачи (CRI, он же Ra). Считается, что у качественного света для жилых помещений CRI должен быть не меньше 80.

    Недавно я столкнулся с лампой, CRI у которой был вполне приличным — 83.4, но она давала очень неприятный зеленоватый свет.

    Я попытался разобраться, что с ней не так.

    Индекс цветопередачи или colour rendering index — CRI (ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_цветопередачи) — параметр, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому (кажущемуся) цвету этого тела при освещении его данным источником света был предложен в 1965 году.

    Читайте также:
    Что можно сделать из пластиковых труб: актуальные поделки, которые можно сделать самостоятельно

    CRI — это средний уровень передачи восьми цветов R1-R8.

    Иногда, помимо CRI, указывается и измеряется индекс передачи красного цвета R9. Этот индекс влияет на качество передачи тона человеческой кожи. На lamptest.ru измеренный индекс R9 указан в карточке каждой лампы.

    Ещё в 2007 году Международная комиссия по освещению отметила, что «…индекс цветопередачи, обычно неприменим для прогнозирования параметров цветопередачи набора источников света, если в этот набор входят светодиоды белого цвета», однако так вышло, что все производители светодиодных ламп используют именно CRI.

    В 2010 году, для более точной оценки качества передачи цвета, была разработана методика Color Quality Scale (CQS), оценивающая качество света по пятнадцати цветам.

    В 2015 года был разработан стандарт ТМ-30-15, который оценивает качество света по 99 цветам.

    У хороших ламп значения всех трёх индексов приблизительно равны.

    А теперь вернёмся к лампе Gauss 207707102 190Lm 2W 2700K G4 12V, из-за которой я и затеял всё это исследование. Её цветовые индексы выглядят удивительно.

    Значение CRI достаточно высокое — 83.4, TM30 Rf — 84.3, а вот CQS очень низкий — 35.8. Похоже, хитрый китаец намешал люминофор так, чтобы хорошо передавались именно те 8 цветов, которые учитываются при измерении CRI. Удивительно, что результат вроде как самого продвинутого индекса TM30 также оказался высоким.

    Замечу, что из всех 1244 ламп, параметры которых я измерял, только у одной оказался такой низкий уровень индекса CQS. Даже у самых плохих безымянных китайских лампочек с CRI 60, CQS составляет не менее 50.

    Я начал изучать значения CQS у ламп и выяснил, что встречается довольно много ламп, у которых CRI больше 80, а значение CQS составляет чуть выше 70, но свет таких ламп визуально вполне комфортный. А вот у некоторых ламп с CRI больше 80, CQS оказался около 60 и свет таких ламп визуально зеленоватый или желтоватый.

    Возникает вопрос, что с этим всем делать. Наверное придётся добавлять на lamptest значение CQS и учитывать его при расчёте итоговой оценки ламп, чтобы не могло получится, что лампа с высоким CRI, но некомфортным светом получала высокую оценку.

    1. PHP-программиста, готового помочь с доработкой сайта.

    2. Помощников, готовых заниматься покупкой и возвратом ламп в магазинах.

    3. Лаборатории с фотометрическим шаром, готовые бесплатно измерить световой поток десятка моих образцов (для подтверждения точности моих измерений).

    4. Человека, делавшего формулу расчёта оценки качества ламп в Excel (всё перелопатил, не могу найти контакты).

    Индекс цветопередачи CRI

    Индекс цветопередачи CRI – это часто неправильно понимаемый показатель качества цвета. Тем не менее, для любого применения, где важен внешний вид цвета, важно учитывать CRI.
    Мы разработали следующее руководство, чтобы помочь вам понять, что это такое и как оно может помочь вам улучшить качество освещения.

    Что такое индекс цветопередачи CRI ?

    Проще говоря, Индекс цветопередачи CRI измеряет способность источника света точно воспроизводить цвета объекта, который он освещает. Это, казалось бы, простое определение, но нет, поэтому мы поможем разбить его на три части.

    Часть 1. Индекс цветопередачи CRI – это оценка с максимальным значением 100.

    Что означает измерение способность чего-то? Как и результаты тестов, CRI измеряется по шкале, где более высокое число представляет более высокую способность, а 100 – самое высокое. CRI – это удобная метрика, потому что она представлена ​​в виде единого количественного числа. Значения CRI, которые равны 90 и выше, считаются отличными, в то время как оценки ниже 80, как правило, считаются плохими (Подробнее об этом ниже).

    Часть 2. Индекс цветопередачи CRI используется для измерения искусственных источников белого света.

    Источники света могут быть сгруппированы в источники искусственного или естественного света. В большинстве ситуаций нас беспокоит качество цвета искусственных форм освещения, таких как светодиодные и люминесцентные лампы. Это по сравнению с дневным светом или солнечным светом – естественным источником света.

    Читайте также:
    Шторы из Бархата Тяжелые Зеленые с Вышивкой в Спальню и Гостиную, Как Стирать Белые Велюровые Занавески Фиолетовых Серых и Красных Тонов в Современном Интерьере

    Часть 3: Индекс цветопередачи (CRI) измеряет и сравнивает отраженный цвет объекта при искусственном освещении.

    Во-первых, быстрое обновление того, как работает цвет. Естественный свет, такой как солнечный свет, представляет собой сочетание всех цветов видимого спектра. Цвет самого солнечного света белый, но цвет объекта под солнцем определяется цветами, которые он отражает.

    Например, красное яблоко выглядит красным, потому что оно поглощает все цвета спектра, кроме красного, которое оно отражает. Когда мы используем искусственный источник света, такой как светодиодная лампа, мы пытаемся «воспроизвести» цвета естественного дневного света, чтобы объекты выглядели так же, как при естественном дневном свете.

    Иногда воспроизводимый цвет будет выглядеть очень похожим, а иногда – совсем другим. Именно это сходство измеряет CRI.

    Как вы можете видеть в нашем примере выше, наш искусственный источник света (светодиодная лампа с 5000K CCT) не воспроизводит такое же покраснение в красном яблоке, как естественный дневной свет (также 5000K CCT). Но обратите внимание, что светодиодная лампа и естественный дневной свет имеют одинаковый цвет 5000К. Это означает, что цвет света одинаков, но объекты по-прежнему выглядят по-разному. Как это могло произойти?

    Если вы посмотрите на наш рисунок выше, вы увидите, что наша светодиодная лампа имеет другой спектральный состав по сравнению с естественным дневным светом, хотя она имеет тот же 5000K белый цвет.
    В частности, нашей светодиодной лампе не хватает красного цвета. Когда этот свет отражается от красного яблока, красный свет не отражается. В результате красное яблоко больше не имеет того же яркого красного вида, которое оно имело при естественном дневном свете.
    Индекс цветопередачи CRI пытается охарактеризовать это явление путем измерения общей точности различных цветов объектов при освещении под источником света.

    CRI невидим, пока вы не осветите его на объекте.

    Как мы упоминали выше, один и тот же цвет света может иметь различный спектральный состав. Поэтому вы не можете судить о CRI источника света, просто взглянув на цвет света. Это станет очевидным только тогда, когда вы направите свет на различные объекты разного цвета.

    Как измеряется Индекс цветопередачи CRI?

    Метод расчета CRI очень похож на пример визуальной оценки, приведенный выше, но выполняется с помощью алгоритмических вычислений после измерения спектра рассматриваемого источника света. Сначала необходимо определить цветовую температуру для рассматриваемого источника света. Это можно рассчитать по спектральным измерениям.
    Цветовая температура источника света должна быть определена таким образом, чтобы мы могли выбрать подходящий спектр дневного света для использования для сравнения.
    Затем рассматриваемый источник света будет фактически освещен серией виртуальных образцов цвета, называемых пробными образцами цветов (TCS), с измеренным отраженным цветом.

    Всего имеется 15 образцов цвета:

    Мы также подготовим серию виртуальных измерений отраженного цвета для естественного дневного света той же цветовой температуры. Наконец, мы сравниваем отраженные цвета и формально определяем оценку «R» для каждого образца цвета.

    Значение R для определенного цвета указывает на способность источника света точно воспроизводить этот конкретный цвет. Поэтому, чтобы охарактеризовать общую способность цветопередачи источника света к различным цветам, формула CRI принимает среднее значение R. Какие и сколько значений R усредняются, будет зависеть от того, какое определение CRI вы используете – общий CRI (Ra) или расширенный CRI.

    Как насчет цветовой температуры без дневного света?

    Для простоты мы взяли цветовую температуру 5000 К для наших примеров выше и сравнили ее со спектром естественного дневного света 5000 К для расчетов CRI. Но что, если у нас есть светодиодная лампа 3000K и мы хотим измерить ее CRI? Стандарт CRI гласит, что для цветовых температур 5000К и выше используется спектр дневного света , а для цветовых температур менее 5000К используется спектр излучения Планка.
    Планковское излучение – это практически любой источник света, который создает свет, генерируя тепло. Это включает в себя лампы накаливания и галогенные источники света. Поэтому, когда мы измеряем CRI светодиодной лампы 3000K, ее сравнивают с «естественным» источником света, который имеет тот же спектр, что и галогенный прожектор 3000K. (Это верно – несмотря на ужасную энергоэффективность галогенных и ламп накаливания, они дают полный, естественный и превосходный спектр света).

    Читайте также:
    Теплый пол теплолюкс отзывы

    Каковы общие значения CRI и что является приемлемым?

    Для большинства внутренних и коммерческих применений освещения 80 CRI (Ra) является общей базой для приемлемой цветопередачи. Для приложений, где цветовой вид важен для работы, выполняемой внутри, или может способствовать улучшению эстетики, 90 CRI (Ra) и выше могут быть хорошей отправной точкой. Огни в этом диапазоне CRI обычно считаются огнями с высоким CRI. Типы приложений, в которых 90 CRI (Ra) могут потребоваться по профессиональным причинам, включают больницы, текстильные фабрики, типографии или цеха покраски. Области, где улучшенная эстетика могла бы быть важными, включают отели высокого класса и розничные магазины, места жительства и студии фотографии. При сравнении продуктов освещения со значениями CRI выше 90, может быть очень полезно сравнить отдельные значения R, которые составляют показатель CRI, в частности, CRI R9.

    CRI R9 является одним из тестовых образцов цвета (TCS), используемых при расчете расширенного CRI. Однако многие производители сообщают только об общем CRI, который не включает в себя показатель CRI R9. (Смотрите здесь для расширенного CRI против общего CRI ). Поэтому CRI R9 часто является полезным дополнительным показателем для оценки способности цветопередачи источника света, особенно в том, что касается объектов, спектры отражения которых содержат красные волны.

    Подробное рассмотрение того, как рассчитывается R9, вместе с соответствующим образцом тестового цвета (TCS9) – это общая рекомендация для всех, кому необходимо знать о качестве цвета источника света.

    Что такое индекс цветопередачи CRI R9?

    R9 – это показатель, показывающий, насколько точно источник света будет воспроизводить яркие красные цвета.«Точный» определяется как сходство с дневным светом или лампами накаливания, в зависимости от цветовой температуры.

    Как и при каждом расчете значения CRI R , R9 рассчитывается путем вычисления отраженного цвета от теоретического объекта с профилем отражения, определенным как TCS9. Спектры отражения представлены ниже:

    Почему CRI R9 важен?

    Что такое хорошее значение CRI R9?

    Почему красный такой важный цвет?

    В чем разница между CRI и Ra?

    Сравнивая продукты освещения, вы, несомненно, встретите показатели CRI и Ra для описания качества цвета. Вы можете предположить, что нет никакой разницы между CRI и Ra, но читайте дальше, чтобы узнать, как это может быть ошибкой!

    Индекс цветопередачи CRI определен.

    CRI является аббревиатурой от индекса цветопередачи и является наиболее широко принятым в мире показателем, описывающим способность источника света точно воспроизводить цвет.

    Общая концепция предполагает использование набора из 15 предопределенных цветов, называемых образцами тестовых цветов (TCS), и определение того, насколько точным источником света будет выглядеть каждый из этих цветов.

    Ниже приведены 15 образцов цветовых тестов:

    «Точный» определяется как сходство с естественным дневным светом или лампой накаливания, в зависимости от его цветовой температуры. (Это немного упрощение – подробнее см. Здесь ). Каждая из этих оценок TCS называется R i , где R обозначает оценку рендеринга, а i является индексом TCS. Например, оценка для TCS4 («Умеренный желтовато-зеленый») будет рассчитана и помечена как R4. Как только каждое из значений R вычислено, могут быть вычислены два типа CRI, называемые общим CRI и расширенным CRI.

    Общий Индекс цветопередачи CRI.

    Общий CRI рассчитывается как среднее значение от R1 до R8. Формально это часто упоминается как Ra, где a является сокращением для «среднего».Обратите внимание, что используются только R1-R8, а R9-R15 НЕ используются при расчете Ra.

    Расширенный CRI.

    Расширенный CRI рассчитывается как среднее значение от R1 до R14. Иногда используется символ «Re», где буква «e» обозначает «расширенный». Примечательно, что расширенный CRI отражает влияние насыщенных цветов, таких как глубокий красный (R9) и ярко-синий (R12), чего нет в общем CRI. Это одна из критических замечаний общего CRI, и поэтому всегда полезно взглянуть на расширенный CRI и конкретные значения R при работе над проектом, где качество цвета имеет значение.

    Читайте также:
    Шторы и тюль с ламбрекеном для спальни

    Что такое Ra?

    Технически, Ra – это просто символ в формулах для общих вычислений CRI, но он стал широко использоваться в качестве синонима для общего CRI. Другими словами, Ra также является средним значением от R1 до R8.

    Утрачено при переводе?

    В Соединенных Штатах термин CRI используется для обозначения общего CRI (R1-R8), хотя это не обязательно имеет место в других регионах мира. В Китае и Европе , например, CRI , как правило , используется для описания расширенного CRI (R1-R14). В зависимости от того, с кем вы говорите, CRI может иметь совсем другое значение. Наша рекомендация должна быть ясной при обсуждении этих показателей с производителями и клиентами. При обсуждении общего CRI лучше всего использовать термин «CRI (Ra)» или общий CRI (R1-R8). При обсуждении расширенного CRI используйте термин «CRI (e)», «Re» или расширенный CRI (R1-R14). Как правило, расширенный CRI используется реже, чем общий CRI, но в случае сомнений всегда лучше уточнить!

    В Waveform Lighting, чтобы избежать путаницы, мы прямо указываем, когда CRI используется для обозначения CRI Ra. Например, ниже приведен скриншот с нашей страницы продукта со светодиодной трубкой NorthLux T5 .

    Почему высокий CRI всегда менее эффективен.

    Чтобы понять Индекс цветопередачи CRI и люмены, посмотрите на спектр.

    Спектр естественного дневного света (вверху)

    Кривая яркости достигает пика между 545-555 нм, диапазоном длин волн светло-зеленого цвета, и довольно быстро спадает при увеличении и уменьшении длины волны. Очень важно, что значения яркости очень низкие – 650 нм, которые представляют собой длины волн красного цвета. Это говорит нам о том, что длины волн красного цвета, а также длины волн темно-синего и фиолетового цветов очень неэффективны при ярком освещении. Или, наоборот, зеленые и желтые волны наиболее эффективны для яркого освещения. Интуитивно понятно, что это может объяснить, почему защитные жилеты и подсвечники высокого обзора чаще всего используют желтый / зеленый цвета для достижения их относительной яркости.

    Наконец, когда мы сравним функцию яркости со спектром для естественного дневного света, должно стать ясно, почему высокий CRI, и особенно R9 для красных , расходится с яркостью. Для достижения высокого коэффициента цветопередачи почти всегда полезен более полный и широкий спектр, но для достижения более высокой светоотдачи наиболее эффективным будет более узкий спектр, сфокусированный в зелено-желтом диапазоне длин волн.

    Именно по этой причине в стремлении к повышению энергоэффективности качество цвета и CRI почти всегда отводятся в приоритет. Справедливости ради следует отметить, что в некоторых приложениях, таких как наружное освещение, может быть более высокая потребность в эффективности, чем в цвете. Тем не менее, понимание и оценка задействованной физики могут быть очень полезны при принятии обоснованного решения в осветительных установках.

    Световая эффективность излучения (LER)

    До сих пор в этой статье мы несколько свободно поменяли термины эффективность и действенность. Хотя они оба влияют на конечное количество люменов, испускаемых на ватт электрической энергии, технически эти термины означают разные вещи.

    В строго научном смысле эффективность описывает общую потребляемую электрическую энергию (вход) по сравнению с полной энергией, излучаемой в виде света. Поскольку это соотношение, вход и выход описываются в ваттах, а выходная мощность обычно описывается как «радиометрические ватты». Короче говоря, радиометрической выходной энергией является энергия в форме электромагнитного излучения, независимо от ее влияния на воспринимаемую яркость. Эффективный светодиод на 50% преобразует 100 Вт электрической энергии в 50 Вт электромагнитного излучения и 50 Вт тепловой энергии.

    Теперь, когда мы переходим к эффективности. Мы привносим функцию светимости в нашу дискуссию. Световая эффективность описывает, насколько эффективен конкретный световой поток при создании восприятия яркости. Свет с низким CRI с большим количеством зеленой и желтой энергии длины волны благодаря функции светимости будет иметь более высокую световую эффективность, в то время как свет с высоким CRI, спектр света которого является более полным и равномерно распределенным, будет иметь более низкую световую эффективность, потому что длины волн менее эффективны при создании воспринимаемой яркости.

    Читайте также:
    Усилитель сотовой связи для частного дома

    Глубоко в научно-исследовательских лабораториях разработки светодиодов инженеры постоянно оценивают этот компромисс между качеством цвета и эффективностью. Удобная мера, называемая световой эффективностью излучения, или сокращенно LER, помогает количественно оценить это.

    По сути, LER исключает из уравнения аспект электрической эффективности светодиодов и фокусируется на радиометрическом выходе и его эффективности при создании воспринимаемой яркости.

    LER может варьироваться в диапазоне от 0,0 до 1,0 в зависимости от спектрального распределения мощности и может использоваться для оценки фактической световой эффективности в люменах на ватт с использованием следующего уравнения:

    LPW = Fe x LER x 683

    LPW: световая эффективность, в люменах на ватт

    Fe: радиометрическая эффективность (обычно 30-50% для светодиодов)

    LER: световая эффективность излучения (обычно 0,2 – 0,5 для светодиодов)

    683: коэффициент для преобразования LER в LPW

    Так, например, если у нас есть светодиод с радиометрической эффективностью 40% и LER 0,40, мы можем оценить, что он будет давать значение светоотдачи примерно 110 люмен на ватт.

    В качестве примечания можно также сделать вывод, что максимальная световая отдача 683 лм / Вт может достигать 100% электрически эффективного светодиода со 100% LER (который излучает только при 555 нм).

    Еда на вынос? Можно не только увеличить световую эффективность, увеличив электрическую эффективность, присущую светодиоду и его системе, но также взглянуть на LER, который может быть получен непосредственно из спектра света.

    Нижняя линия

    Итак, у вас есть это – всесторонний взгляд на то, почему более высокий CRI и, следовательно, более широкий спектр, почти неизбежно приведут к более низкой световой эффективности. Это фундаментальная физическая проблема, и для ее решения необходимо определенное время, чтобы определить, когда и где следует идти на компромисс между эффективностью и эффективностью в сравнении с качеством цвета.

    Индекс цветопередачи CRI уже не тот — как оценить качество света с помощью коэффициентов.

    Еще в 70-е годы прошлого века, ученые и исследователи в области света, начали измерять и оценивать качество цветопередачи от различных источников, при этом описывая полученный результат всего одной цифрой.

    Этот параметр или коэффициент назвали CRI. У него есть еще и другое обозначение — Ra. По сути это одно и тоже.

    Именно он отвечает за то, что один и тот же апельсин, в одном случае будет выглядеть вполне натурально, а в другом совсем не будет похож сам на себя. Это и называется естественность передачи цветов.

    Кстати, многие наверное помнят загадку, разделившую интернет на два лагеря — «какого цвета на фото платье»? Этот индекс здесь сыграл существенную роль.

    То есть, коэфф. отвечает насколько натурально и естественно выглядит объект под той или иной лампой или освещением. Для вас это может быть и без разницы, вы все равно съедите апельсин или наденете платье, а вот художнику или фотографу этот параметр ой как важен.

    Кстати, этот момент относится не только к процессу написания картины, но и к ее демонстрации в галереях.

    А еще это может увеличить или наоборот снизить продажи в продуктовых магазинах. Не каждый захочет купить подозрительно выглядящий лимон или другой фрукт.

    Хотя на самом деле продукты будут абсолютно спелыми и здоровыми, но всю картинку испортит неправильно подобранное освещение.

    Точно таким же образом супермаркеты могут и обманывать. Покупаешь вроде бы с витрины красивые и спелые яблоки, привозишь их домой, разворачиваешь, а они уже не выглядят так аппетитно как в магазине.

    Испортится за такой короткий промежуток времени они безусловно не могли, однако нужно отдать должное местному персоналу, который в отличие от вас, оказался знаком с понятием цветопередачи и подбором нужного CRI.

    Читайте также:
    Что такое филенчатые двери, их конструктивные особенности и дерево для изготовления

    Максимальное значение CRI=100. Именно такой коэффициент у солнечного света. У искусственных светильников чем он выше, тем лучше.

    Конечно здорово иметь светодиодную экономную лампочку на 100% имитирующую солнце. Но во-первых, это технически трудно реализуемо, во-вторых неоправданно дорого.

    При этом не стоит путать такие понятия, как «цветовая температура» и «индекс цветопередачи». Это разные вещи.

    Например два светильника могут одновременно иметь одну и ту же температуру, но передавать цвета при этом будут совершенно по-разному.

    Перед тем, как непосредственно перейти к индексу и его методам расчета, стоит напомнить что такое спектральный состав излучения. Ведь это как раз таки напрямую влияет на CRI.

    Так вот, любой свет имеет в своем составе сразу несколько цветов. А все что нас окружает, поглощает или отражает эти цвета.

    При этом предметы или растения которые кажутся зелеными, потому и обладают данной расцветкой, так как именно зеленый они и отражают. Все остальные цвета на их поверхности в этом случае поглощаются.

    Хотя по большей части, цвет формируется именно в нашей голове. Это некое ощущение. Каждый кто «получал в глаз», это может подтвердить

    Предметы имеющие черный цвет, поглощают практически все падающее на них излучение. Вот и получается, что если в источнике света или лампочке изначально не будет какого-то цвета, то соответственно и отражаться будет нечему.

    Поэтому ярко-красное платье при солнечном излучении, в котором вы были неотразимы, под искусственным светом софитов в клубе или ресторане, таковым может уже и не являться.

    Чтобы знать насколько хорошо искусственный источник света близок к солнечному, и придумали коэффициент цветопередачи.

    Как он определяется и рассчитывается? Для его измерения берутся специальные образцы или шаблоны цвета и сравнивается цветовой сдвиг с подопытным светильником.

    Первоначально было всего 8 шаблонов, но позже решили добавить к ним еще 6, более насыщенных по оттенку. Первые восемь образцов это основа. Именно они и учитываются в расчетах.

    Сравнение сдвигов идет относительно солнечного света или так называемого идеального источника, аналогичного солнечному излучению. Весь процесс выглядит следующим образом.

    Берется испытуемая лампочка или светильник, и свет от них поочередно направляется на каждый шаблон.

    Далее специальными приборами замеряется цвет, который приобрел шаблон.

    После этого, эти же самые образцы освещают солнечным эталонным светом и опять проводят измерения.

    Все что осталось — сравнить разницу в цветах между первым и вторым облучением.

    Когда сделаны все замеры, высчитывают среднеарифметическое значение между восемью основными шаблонами. Обязательно сравнивают именно 8, а не все 14.

    Полная проверка происходит в отдельных случаях, однако при этом, очень часто в измерения добавляют шаблон №9 — насыщенный красный.

    Для чего это делается? Сравнение с ним отвечает за естественность передачи оттенка кожи человека.

    Наши глаза очень чутко реагируют на не естественное изменение именно этого оттенка. При некачественном освещении, мы моментально замечаем бледность кожи и все ее дефекты (прыщи, воспаления и т.п.).

    Есть теория, что это было заложено в нас изначально с первобытных времен. Когда мать могла по незначительному изменению цвета кожи, моментально определить, болен ее ребенок или нет. Других то способов не существовало.

    При этом по цвету лица, легко читались эмоции сородичей.

    Хорошими значениями считаются коэффициенты цветопередачи от 90% и выше. При таком свете, глаза не будут напрягаться и уставать, даже если вы делаете какую-то сложную и мелкую работу.

    Если у лампочки низкая цветопередача (менее 80Ra), то все предметы выглядят тускло. В результате теряется контрастность.

    Отсутствие контрастности воспринимается нашим мозгом как потеря резкости. Он рефлекторно начинает напрягать мышцы глаз, чтобы вернуть резкость в норму.

    Отсюда появляется напряжение, быстрая утомляемость и даже головокружение.

    А вообще стандартные значения CRI для различных помещений должны быть следующими:

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: