Устройство основания под тротуарную плитку

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки

Аналогично фундаменту здания основание под тротуарную плитку служит той базой, надежность исполнения которой определяет многое — долговечность, устойчивость, целостность удерживаемой на себе конструктивной части. В данном случае речь идет о тротуарном покрытии.

Неровность кладки плитки создает немало неудобств, не считая испорченный внешний вид. Выемки, провалы, бугорки и другие погрешности выступают ярким примером того, что основание было сделано некачественно, с нарушением технологического процесса. Поэтому устройство основания под тротуарную плитку требует внимательности, знания азов всего процесса и намерения выполнить работу аккуратно. Большинство хозяев даже не пытаются сделать основу под тротуарную плитку своими руками, спеша сразу же пригласить бригаду отделочников. Хотя это несложно выполнить самостоятельно, если знать, как.

О чем эта статья

Подготовка материалов для подушки

Дорожки или площадки на придомовой или приусадебной территории затем и создают, чтобы обеспечить возможность комфортно передвигаться по устойчивому, лишенному травянистой поросли и грязи покрытию. Грамотно организованная подготовка основания для укладки тротуарной плитки является тем секретом, который обеспечивает создание ровного и долговечного покрытия. Прежде чем начать изготавливать основание под брусчатку, следует четко определиться с вариантом строительного материала. Именно он будет служить в качестве так называемой подушки для будущей кладки пешеходного покрытия. Для чего обычно привлекают такие компоненты, как:

  • цемент и песок;
  • отсев;
  • галька, гравий;
  • щебень, шлак.

Обоснование выбора гравийно — песчано-цементной основы

Бетонная основа под тротуарную плитку выступает не чем иным, как однородно залитая цементным составом почва, верх которой закрывает плиточный материал. К бетонированию подушки прибегают в таких ситуациях, когда нужно обеспечить покрытию повышенную стрессоустойчивость против сильных нагрузок от техники и транспорта. На бетонной подушке гораздо легче выравнивать элементы по уровню. Раствор при застывании на дает усадки, а также нивелирует все погрешности грунта, такие как проседания, провалы, возникающие из-за слабой трамбовки.

Подобный тип основания редко находит применение вследствие проблематичности создания устройств отведения влаги. Бетонный слой не дает воде двигаться глубоко внутрь грунта, чего нельзя сказать про гравийно-песчаную подушку. В итоге влага собирается в промежутках между слоями, в порах и щелях. Когда наступает сильный мороз, вода расширяется и может деформировать покрытие, образуя на нем расколы и трещины. В связи с чем для подобного рода пешеходных дорожек создаются некоторые приспособления для водоотведения — ливневки, влагоприемники и пр. В таких способах отведения влаги не нуждаются гравийно-песчаный и цементный слои. И это несмотря на то, что технологически их выполнить гораздо проще и менее затратно. Чем и объясняется целесообразность обустройства именно данного варианта подушки.

Устройство площадки под тротуар

Самое первое, что предусматривает подготовка основания под тротуарную плитку — это приготовление площадки для последующих работ. Грунт является той базой, на которой будет организована вся совокупность слоев покрытия. Именно эта база представляется наиболее опасным местом, обеспечивающим уйму сложностей. Нередко деформация кладки тротуарной плитки происходит вследствие проседания грунта. По этой причине первыми начинают мероприятия по повышению прочностных характеристик земляной поверхности.

Для чего устраняют весь мусор, скашивают всю зеленую поросль. Затем производят трамбовку намеченной территории с периодическим поливанием ее водой. Почвенная поверхность должна уплотниться и выровняться. Именно эти качества грунта будут отвечать за устойчивость основы. Для придания ей ровности почву анализируют на наличие бугристости и углублений. Первые подрезают лопатой, вторые заполняют щебнем, шлаком либо грунтом.

Далее подготовка к укладке тротуарной плитки предполагает нанесение на рабочей площадке разметки и постановку направляющих маячков, именуемых «красными метками». Эти метки — нити шпагата, привязанные между вбитых в землю кольев. Выбрав соответствующий уровень тротуарной высоты, нить прикрепляют согласно этому будущему уровню возвышения тротуара. При планировании постановки водоприемников, принимают во внимание угол наклона в несколько градусов. Красные метки способствуют максимально ровному выкладыванию плит.

Одновременно расставляют укрепляющие бордюры по сторонам площадки. Сделать это не запрещается и после обустройства основополагающего слоя, для чего потребуется сооружение и установка опалубочных устройств, предохраняющих от осыпания грунта.

Оптимальная высота бордюра — 50 см. При этом набор шагов следующий.

  1. Отрывают траншею глубиной в 30 см;
  2. На дно настилают слой щебня (порядка 10 см);
  3. Поверх него укладывают слой цемента — толщина 2 см;
  4. В углубление монтируют бордюрные плиты. Для качественного водоотведения бордюр ставят так, чтобы своим краем он не доставал уровня поверхности брусчатки.

Обустройство базового слоя

Устраиваемая подушка под тротуарную плитку может принимать разную внутреннюю структуру. Варианты применяемых материалов и количества прослоек при этом делают различными. Однако формирование двух базовых пластов обязательно для исполнения. Таковыми выступают фундаментальный и поверхностный слои.

Первый слой под плитку изготавливают для придания ровности поверхности, устранения ее кривизны. Тут уместен выбор двух противоположных типов материалов — гравия либо бетона. Заливка из бетона больше подходит для участков, где восприятие нагрузок повышено (для дорог, например). Гравийную же посыпку нередко используют для тротуаров. В некоторых случаях выбирают сочетание двух материалов.

При выборе гравия важно учитывать, что насыпка из него требует тщательного трамбования. В высоту прослойка может составлять от 15 см и выше. Величина эта достаточно значительная, потому и процедура уплотнения материала довольно трудоемкая. В связи с чем рекомендовано укладывать гравийную подушку тонкими слоями в несколько заходов, последовательно трамбуя каждый слой.

Очень действенным является привлечение специального дорожно-строительного механизма — виброплиты, которое предназначено для придания плотности сыпучим материалам. За отсутствием такого специализированного устройства можно пользоваться ручной трамбовкой, что намного хуже первого варианта.

Поверхностный слой основания для тротуарной плитки создается из песка или же цементно-песчаной гарцовки. Песок может быть выбран, если фундаментальный слой был выполнен максимально качественно с сильной утрамбовкой гравия. Для других ситуаций приготавливают гарцовочный состав. Для чего соединяют цемент марки М 400 и очищенный песок в пропорции 1 к 5, пользуясь при этом бетоносмесителем.

Читайте также:
Хлев: виды и планировка

Прослойка из гарцовки выполняет роль корректирующей подушки для тротуарной плитки, величина ее толщины может составлять 5-10 см.

Рекомендации при использовании бетона

При выборе бетона в качестве фундаментальной основы следует принять во внимание некоторые пояснения рекомендательного характера.

Когда зацементированные бордюрные плиты затвердеют, на следующий день приступают к заполнению бетонной смесью. Если площадка создается для перемещения по ней крупногабаритной техники, то бетонную основу дополняют арматурой с величиной ячеек порядка 20 см. При создании тротуаров для пешеходов такая мера не предусматривается.

Для обеспечения доступа к грунту влаге проделывают дренажные отверстия. Для чего пользуются отрезками трубы (по 20 см — длина каждого), при этом их длина должна быть сопоставима с высотой бетонной толщи.

Такие куски устанавливают с распределением по всей площади (один отрезок трубы на метр квадратный). После чего замешивают типовой бетонный раствор из цемента М 150–200. В толщину бетон заливают слоем в 15 см. С армированием слой бетона должен составить не менее 20 см. Когда бетон схватится, отверстия дренажа засыпают щебнем.

Зная основные моменты того, как приготовить основание для тротуарного плиточного покрытия, свой выбор нужно делать обоснованно и в отношении приобретаемых материалов и в отношении планируемой технологии работ.

Устройство основания под тротуарную плитку

Для обеспечения качественной укладки дорожного покрытия, прежде всего требуется подготовить основание под тротуарную плитку. Этот этап работ очень важен, и от правильного его выполнения зависит долговечность и общий внешний вид будущего покрытия.

Виды оснований и требования к ним

Различают три вида основ для последующей укладки тротуарного покрытия:

  1. песчаная, для фиксации покрытия на утрамбованной подушке без дополнительных материалов;
  2. песчано-цементная, получаемая путем приготовления смеси из сухого песка и цемента с целью её дальнейшей укладки в качестве верхнего слоя;
  3. бетонная, для укладки плитки на клеящие растворы по подготовленной твердой поверхности.

Варианты оснований: песчаное, песчано-цементное и бетонное.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки требует соблюдения определенных требований, невыполнение которых может привести к некачественному результату, а в дальнейшем — к возможному нарушению целостности покрытия. К таким требованиям относят:

  • засыпка дренажного слоя для отвода скапливающейся воды и предотвращения подмыва плиточного покрытия;
  • устройство гидроизоляции в виде специальной подложки для предотвращения поступления влаги снизу;
  • обеспечение водостока благодаря наклонной поверхности и наличию специальных отводных канавок;
  • выравнивание поверхности для обеспечения точной подгонки всех элементов брусчатки;
  • углубление в грунт для обеспечения необходимого уровня поверхности тротуарного покрытия;
  • взаимная устойчивость отдельных слоев и отсутствие деформаций.

Зачастую люди задаются вопросом «Возможно ли укладывать тротуарную плитку на старое покрытие?». Возможность таких работ зависит от двух факторов: состояния самого покрытия и его основы. В том случае, когда асфальт, бетон или плиточный слой имеют ровную поверхность, не проседают и не подмыты водой, то новое покрытие вполне можно укладывать, не удаляя старого.

В противном случае придется полностью разобрать то, что было, и выполнить все работы с нуля. Кроме этого необходимо учесть, что при укладке плитки по старому покрытию, уровень дорожки поднимется и вам придется дополнительно заниматься выравниванием уровней с прилегающей территорией.

Земляные работы

Подготовка и разметка площадки с помощью простой бечевки.

Подготовка основания под тротуарную плитку начинается со снятия грунта, так, чтобы итоговое расположение верхнего уровня поверхности площадки или дорожки было вровень с верхней кромкой прилегающей земли. Кроме того, зачастую, верхний слой грунта оказывается довольно рыхлым и не способным выдержать те весовые нагрузки, которые будут приходиться на него из-за веса уложенных материалов.

Глубина снимаемого слоя грунта должна быть такой, чтобы поверхность готового основания была на 2-4 см ниже прилегающей территории. Обычно земля выбирается на глубину 20 см, но если площадка будет предназначена для парковки или проезда автомобиля, то глубину нужно увеличить на 8-10 см.

После выемки грунта дно траншеи нужно хорошо утрамбовать. В том случае, когда сверху находится плодородный слой, весь грунт рекомендуется вынести на клумбы и грядки, а не расстилать рядом с будущей дорожкой.

Дренажная подушка из гравия

После окончания земляных работ, на дно траншеи засыпается слой песка толщиной 5 см. Песок нужно хорошо утрамбовать, проливая водой из шланга, и выровнять. Следующий засыпаемый слой — из гравия, желательно средней фракции.

Схема дренажно-гравийной основы: отвод атмосферных осадков.

При засыпке гравия другой фракции возможны трудности: крупная не даст плотной укладки и через время станет возможной просадка основания. Мелкая же фракция, наоборот, ослабит дренажные свойства слоя из-за слишком плотного расположения частиц.

Для выравнивания поверхности слоя из щебня его засыпают песком, который проливается водой и трамбуется. Общая толщина дренажной подушки обычно составляет две трети от общей толщины основания и равна 14-15 см.

Выравнивание песка по штукатурному правилу.

Гидроизоляция основы

После устройства дренажного слоя, на его поверхность нужно расстелить гидроизоляцию, которая не допустит поступление влаги к верхнему несущему слою. Лучшим материалом для этого является новый современный материал — геотекстиль.

Читайте также:
Что входит в состав проекта дома

Он не гниет, не разлагается со временем, обладает хорошей прочностью и обеспечивает надежную защиту от воды. Если вы не смогли купить геотекстиль, то слой гидроизоляции допускается укладывать из полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.

Слой гидроизоляции должен иметь небольшой уклон для более эффективного отвода влаги. Это следует предусмотреть еще на этапе устройства дренажной подушки.

Три вида оснований

Как уже говорилось выше, для обустройства дорожек и площадок применяют три типа основания под плитку. Выбор зависит от толщины и вида плитки. Песчаную основу применяют при большой толщине плитки, которую еще называют брусчаткой.

Песчано-цементное основание подготавливают для тротуарной плитки средней толщины. В свою очередь, бетонная основа хорошо годится под тонкую тротуарную плитку, которую наклеивают на неё при помощи клеевых растворов.

Песчаная подушка

После того, как будут окончены работы по засыпке дренажного слоя и устройству гидроизоляции, можно приступать к засыпке финального песчаного слоя. В качестве материала здесь лучше всего использовать просеянный речной песок.

Для обеспечения хорошей устойчивости брусчатки, толщина несущего слоя должна быть не менее 7 см. Следует учитывать, что при укладке плитка будет частично погружаться в песок, и насыпать слой, который обеспечит превышение верхнего уровня дорожки или площадки над уровнем земли на 2-3 см.

Засыпку песка нужно производить в три слоя по 2-3 см. Каждый подготовленный слой, после засыпки, поливается водой и трамбуется.

Для качественного трамбования лучше использовать строительную вибромашину, но если ее нет, следует выполнить эту работу вручную, более активно проливая песок водой.

Верхний слой песка необходимо тщательно выровнять, используя штукатурное правило. Приступать к укладке брусчатки можно будет только после получения идеально ровной поверхности.

Песчано-цементное основание

Схема песчано-цементного основания под укладку.

Устройство такого основания под тротуарную плитку выполняется так же, как и песчаная подушка, но в качестве верхнего слоя нужно использовать сухую песчано-цементную смесь. Для приготовления смеси берут одну часть цемента и три части песка по объему. Этот слой также трамбуется, как и предыдущие слои.

Укладку этого слоя нужно производить в сухую погоду, непосредственно перед укладкой плитки. Чаще всего, засыпают и трамбуют нижние слои, а третий, песчано-цементный, засыпают небольшими участками непосредственно перед укладкой тротуарной плитки.

Бетонное основание

Бетон, в качестве основы, применяется для укладки тонкой тротуарной плитки на клеевой цементный раствор. Эта подготовительная работа выполняется после того, как как вы смогли подготовить слой гидроизоляции, и состоит из четырех этапов:

  • установка опалубки;
  • армирование;
  • установка маяков;
  • заливка бетона.

Заливка бетона на армированную сетку, выравнивание.

Опалубка

Устройство опалубки необходимо для того, чтобы предотвратить растекание бетона при заливке, если его верхний уровень превышает уровень земли.

Установка опалубки позволяет оставить зазоры для последующей установки бордюрного камня и обеспечивает ровный край бетонного слоя.

В качестве материала для опалубки используют любой плоский материал имеющий хотя бы одну гладкую сторону. Это могут быть доски, ДСП, листовой пластик и т.п. Закрепление листов производится с помощью забитых в землю кольев или установки распорок.

Армирование

Если у вас есть проволока, куски старых труб, арматуры, стальной полосы и т.п., то их также можно использовать для армирования.

Лучшим материалом для армирования бетона является готовая сварная сетка из проволоки диаметром 6 мм и размером ячейки 100х100 мм.

Все металлические детали нужно будет связать между собой вязальной проволокой. Сетка укладывается на дно траншеи. Еще лучше будет, если вы ее немного приподнимите, подложив снизу камни или куски кирпича.

Маяки

После установки армирующих материалов, нужно выставить маяки. Это продольные металлические рейки, верхний уровень которых укажет вам, на какой высоте будет расположена основа под укладываемую тротуарную плитку. В качестве маяков очень удобно применять стальной оцинкованный профиль для установки гипсокартона.

Маяки закрепляются в горках из цементного кладочного раствора на требуемой высоте, параллельно друг другу. Использовать для закрепления маяков гипсовые растворы нельзя.

Заливка бетона

Перед заливкой бетона поперек дорожек и площадок необходимо установить вставки из листового материала толщиной 3-4 мм. После схватывания бетона их вынимают и в монолите остаются технологические швы для компенсации возможных тепловых расширений.

Аккуратная заливка бетона на армированную сетку.

Бетон для заливки основания под укладку тротуарной плитки можно заказать уже готовый, с доставкой на место производства работ. Делать это целесообразно в том случае, если количество заливаемого бетона превышает 3 кубометра. При меньшем количестве приготовить бетон можно самостоятельно. Для этого потребуется наличие цемента, песка, щебня и миксера-бетономешалки.

Соотношение составляющих компонентов бетонной смеси напрямую зависит от марки цемента. Если вы приобрели цемент М400, то на каждую его объемную часть необходимо добавить 4,2 части щебня и 2,5 части песка, а для цемента М500 требуется 4,9 части щебня и 3,2 части песка. В итоге вы получаете бетон марки М200, прочность которого вполне обеспечит долговечность вашей дорожки или площадки.

Сперва в миксер загружают все компоненты в сухом виде, перемешивают их, и только потом постепенно добавляют воду до получения необходимой густоты смеси. Заливка производится таким образом, чтобы в бетонной массе не оставалось пустот. Выравнивание поверхности выполняют штукатурным правилом или прочной деревянной рейкой, путем протягивания ее вдоль установленных маяков.

Читайте также:
Что делать если вздулся линолеум: -инструкция по монтажу своими руками, почему происходит вздутие, фото

В заключение

Независимо от того, какой вид основания для тротуарной плитки вы делаете, необходимо точно соблюдать технологический процесс при выполнении работ, описанный выше. От качественного устройства основы дорожки и площадки зависит качество укладки тротуарной плитки и долговечность покрытия.

Качественная подготовка поверхности к укладке тротуарной плитки своими руками вполне возможна, но эта работа требует приложения больших физических сил и четкого выполнения инструкций.

Как проводится подготовка основания под тротуарную плитку

Среди существующих видов дорожного покрытия брусчатка является наиболее популярным вариантом. Ее используют для обустройства небольших участков местности – площадок, дорожек и тропинок. Практичным решением является мощение основания в беседках, гаражах и под навесами. Необходимым условием получения качественного результата является правильная подготовка основания под тротуарную плитку. От полноты выполнения данного этапа зависит презентабельность, прочность и срок эксплуатации сооружения.

Виды оснований и требования к ним

Для проведения мощения цементными, каменными или полимерными блоками могут изготавливаться такие основания:

  1. Песок или мелкий отсев. Плитка укладывается непосредственно на подушку, толщина которой может составлять 20 см.
  2. Смесь цемента и песка. Для дополнительного укрепления снизу может добавляться слой щебня.
  3. Бетон. Блоки приклеиваются на предварительно изготовленную плиту.

К основаниям предъявляются следующие требования:

  • ровная поверхность;
  • прочность и устойчивость;
  • долговечность;
  • гидроизоляция от грунтовых вод;
  • наличие дренажа;
  • заглубление в грунт.

Рассмотрим этапы подготовки и проведения мощения.

Расчет материалов

Чтобы создать надежное основание для тротуарной плитки, потребуются инструменты:

  • рулетка;
  • уровень;
  • киянка;
  • болгарка;
  • молоток;
  • шпатель;
  • грабли;
  • штыковая лопата;
  • бетономешалка;
  • ручная или механическая трамбовка.

Расчет сыпучих материалов проводится по математическим формулам вычисления объема. Полученное число умножается на показатель удельного веса. Арматура приобретается из расчета сборки из прутов решетки с ячеей 20 см. Количество бордюров определяется путем деления периметра на длину одного блока. Для заливки плиты делается бетон марки М200. Раствор делается из цемента, песка, щебня и воды в соотношении 1:3:3:2.

Дополнительно потребуются такие материалы:

  • полиэтиленовая пленка для гидроизоляции;
  • геотекстильное полотно для предотвращения вымывания почвы и прорастания травы;
  • маяки для корректировки уровня поверхности;
  • шнур и колья для проведения трассировки.

Приобретать материал следует с запасом 10-15 % из расчета на потери при транспортировке, хранении и ошибки во время работы.

Земляные работы

В первую очередь составляется схема сооружения. Осуществляется привязка к местности и элементам ландшафта.

После этого выполняются такие действия:

  1. Проводится трассировка. Измеряются все стороны, проверяется соответствие длины диагоналей.
  2. Снимается верхний слой грунта. Глубина канавы делается такой, чтобы финишная поверхность была вровень с грунтом или возвышалась над ним на 1-2 см. В противном случае на дорожке будет скапливаться вода.
  3. Дно траншеи очищается от корней растений и крупных камней. Проводится ее выравнивание с использованием уровня и лопаты.
  4. Грунт трамбуется до достижения твердого состояния. Если земля рыхлая, то в нее рекомендуется добавить крупный щебень для связывания.
  5. На дно укладывается геотекстильное полотно. Укладка осуществляется так, чтобы куски материала накладывались друг на друга на 10-12 см. После этого стыки проклеиваются скотчем.

Выбранную почву следует сразу убрать с рабочей площадки. В зависимости от степени плодородности земля выносится на огород или используется для засыпки ям.

Дренажная подушка из гравия

После выкапывания канавы на ее дно насыпается слой просеянного песка толщиной до 6 см. Материал выравнивается и поливается водой. Подсыпка песка осуществляется по мере его уплотнения. Задача подушки под тротуарную плитку состоит в связывании камней, которые будут на нее укладываться.

Для создания дренажной подушки следует использовать щебень средней фракции. Мелкие камни создадут плотную субстанцию, через которую не сможет просачиваться влага. Крупные фрагменты со временем меняют положение и уплотняются. Это приводит к деформации поверхности площадок и дорожек.

Щебень насыпается слоем 10-15 см, тщательно выравнивается и трамбуется. Для окончательной фиксации положения камней в пространстве они засыпаются сухим песком. Засыпка заливается водой, которая способствует проникновению песка вглубь дренажного уровня. После того как песок перестанет проникать в кладку, добавляется еще 2 см материала, который смачивается и выравнивается.

Гидроизоляция основы

После обустройства дренажа осуществляется его гидроизоляция. Данное мероприятие предназначено для создания защиты последующих уровней от грунтовой влаги. Целесообразно использовать один сплошной кусок материала, так как со временем стыки расходятся и начинают пропускать воду. Если готовится основание для площадки, то полосы сшиваются на швейной машинке и с обеих сторон оклеиваются алюминиевым скотчем.

Оптимальным выбором для проведения гидроизоляции является плотный целлофан, продающийся в рулонах. Материал прочный, гибкий и эластичный. Он не подвержен гниению и разложению. При этом полимер не выделяет вредных веществ в окружающую среду.

Для увеличения прочности целесообразно его сложить вдвое. Края выводятся наружу, чтобы обеспечить полную герметичность. Сразу после укладки полиэтилена его нужно присыпать песком для предотвращения сдувания ветром и повреждения острыми предметами.

Три вида оснований

Для строительства площадок и дорожек обустраиваются 3 вида оснований, отличающихся в технических решениях, материальных затратах, прочности и долговечности. Выбор определяется толщиной и материалом изготовления плиток, типом почвы, уровнем подъема грунтовых вод и финансовыми возможностями владельцев участка.

Так, песчаная подушка применяется для укладки больших и толстых блоков, обладающих высокой несущей способностью. Для строительства из блоков средней толщины целесообразно использовать цементно-песчаную смесь, которая принимает на себя вес людей и транспортных средств. Железобетонная плита изготавливается в качестве основания для тонких плиток или при проведении работ на неустойчивом, болотистом и пучинистом грунте. Фрагменты наклеиваются на фундамент с помощью цементного раствора или полимерного клея.

Читайте также:
Строительство беседки – понятие и основные стадии

Подушка под тротуарную плитку

Основание обустраивается поверх укрепленного и изолированного от влаги дренажа. Если имеется выбор, целесообразно остановить его на просеянном и промытом речном песке. Этот материал состоит из мелких фрагментов, которые сохраняют форму лучше , чем карьерные и морские аналоги.

Для надежной устойчивости брусчатки целесообразно делать несущий слой толщиной не менее 8 см. При укладке блоки будут погружаться в песок. В зависимости от выбранного материала этот показатель составляет 3-5 см. Необходимо его учитывать, чтобы обеспечить возвышение дорожки над землей.

Засыпку материала следует проводить поэтапно, загружая слои толщиной не более 3 см. Каждый уровень равномерно смачивается водой и утрамбовывается. Данное мероприятие необходимо для удаления из слоя пустот и более плотного прилегания фрагментов друг к другу.

Уплотнение материала осуществляется ручным инструментом (бревно с рукоятками), асфальтовым катком или электрической вибрационной машиной.

После окончания трамбовки подготовленное основание выравнивается доской или правилом. Кладку можно начинать после просыхания материала.

Песчано-цементное основание

Основание из смеси цемента и песка является аналогом бетонной плиты, но только отсроченного действия. Толщина такого слоя меньше – до 6 см. Готовится смесь непосредственно перед применением из просеянного сухого песка и цемента марки М600 в соотношении 3:1.

Работу нужно проводить в сухую безветренную погоду на хорошо просушенном дренажном фундаменте. Засыпаются слои высотой 2-2,5 см, проводится их уплотнение и выравнивание. Последний уровень толщиной 2 см не трамбуется, а только выравнивается. Он предназначен для предварительной фиксации камней.

Плитку нужно укладывать сразу, так как смесь впитывает влагу и может быстро затвердеть. В таком случае ее придется удалять и утилизировать. После завершения данного этапа дорожка заливается водой, которая, просачиваясь в швы, впитывается в смесь, вызывая ее отвердение.

Бетонное основание

Решение использовать бетонное основание под тротуарную плитку принимается при оформлении территории декоративным материалом, имеющим низкую прочность. Преимуществом такого выбора является полное исключение вероятности размывания и проседания опорного элемента. Монолитное сооружение оказывает равномерное давление на почву, независимо от местонахождения груза на его поверхности.

Толщина фундамента варьируется в пределах 6-15 см. Выбор определяется расчетной нагрузкой, которая на него будет воздействовать. Так, для пешеходных дорожек достаточно слоя минимальной толщины. Площадки перед крыльцом, под беседками и навесами следует делать массивнее – до 10 см высотой. Места, где будет проезжать легковой автомобиль, рекомендуется делать самыми крепкими – толщиной 15 см.

Следует помнить, что для того, чтобы бетон набрал прочность, необходимо до 25 дней после заливки. Поэтому выполнять данное мероприятие следует в период, когда на участке не проводятся сельскохозяйственные работы и отсутствуют люди.

Опалубка

Опалубка представляет собой устанавливаемое в котловане ограждение, предназначенное для придания цементному раствору нужной формы и предотвращения его растекания по сторонам при заливке. Ровные края плиты необходимы для точной подгонки бордюров. Данная инженерная конструкция должна обладать большой прочностью, так как тяжелый раствор оказывает сильное боковое давление.

Для создания конструкции используется плоский материал, устойчивый к изгибанию:

  • обрезная доска;
  • толстая фанера;
  • листовой металл или профиль;
  • пластиковые панели;
  • древесностружечные плиты.

Для крепления полос используются упоры, соединенные с конструкцией гвоздями или шурупами. Чтобы цементное молочко не впитывалось в древесину, ее непосредственно перед заливкой смачивают водой или обрабатывают гидрофобной смазкой. Снимать опалубку можно не раньше 5 дней, когда края плиты достаточно затвердеют.

Армирование

Каркас из железа придает бетонной плите гибкость, препятствуя появлению трещин при сезонных подвижках грунта или сильном вертикальном давлении. Желательно использовать прочный материал с низким коэффициентом изгиба.

Для проведения армирования можно использовать:

  • старые водопроводные трубы;
  • стальные пруты диаметром 6-12 мм;
  • полосы металла толщиной от 10 мм;
  • уголок и другие виды профиля.

Между собой фрагменты каркаса соединяются сваркой, проволокой или пластиковыми стяжками. Собирать остов можно непосредственно на площадке или в мастерской, изготавливая отдельные секции. При укладке каркаса в котлован необходимо использовать подпорки, чтобы после заливки металл был полностью закрыт со всех сторон бетоном.

Более простым, но дорогим вариантом армирования является использование готовой решетки с толщиной прута не менее 10 мм. Ее нужно нарезать на нужные куски болгаркой, после чего сварить отрезки между собой.

Маяки

Маяки являются ориентирами, указывающими, на какую высоту нужно поднимать уровень заливаемого раствора. Устанавливают маяки с интервалом 20 см по длине и ширине опалубки. Крепление деталей осуществляется на цементный раствор, уложенный на основание. Не допускается использование в качестве фиксатора гипса или штукатурки. Если проводится укладка на песчаную подушку, то используются вбитые в нее штыри. Для изготовления маяков применяются продольные стальные и алюминиевые рейки, болты, шурупы или отрезки арматуры.

Заливка бетона

Перед наполнением формы в нее устанавливаются поперечные полосы из металла, водостойкой фанеры или пластика. Данные фрагменты после набирания смесью прочности извлекаются. Проемы необходимы для компенсации теплового расширения бетона в летнее время.

Раствор необходимо готовить непосредственно перед применением. Для малых объемов целесообразно использовать портативную бетономешалку. В нее поочередно загружаются сухие компоненты. После их перемешивания в резервуар добавляется вода комнатной температуры.

Заливка проводится непрерывно, начиная от углов. Пузырьки воздуха удаляются стальным прутом или электрическим вибратором. После наполнения формы поверхность заглаживается широким шпателем. Окончательное выравнивание проводится правилом. Излишки раствора снимаются до маяков. Через 3-4 часа плита накрывается плотной тканью. В течение недели ее нужно смачивать водой, чтобы не появились трещины.

Читайте также:
Схема подключения греющего кабеля к терморегулятору и сети

В заключение

Независимо от выбора основания для укладки брусчатки, к выполнению данного этапа подготовительных работ нужно подходить ответственно. Следует помнить, что от качества его проведения зависят внешний вид и долговечность конечного сооружения. Процедура обустройства основания своими силами требует времени и физических усилий, но конечный результат того стоит. Правильно построенная дорожка прослужит десятилетия, оставаясь ровной, крепкой и красивой.

Технология ремонта мягкой кровли

Кровля мягкого типа широко востребована благодаря своему удобству, практичности, простоте укладки и невысокой стоимости. Это покрытие достаточно устойчиво к агрессивным воздействиям внешней среды, однако не обладает выдающейся долговечностью. Поэтому ремонт мягкой кровли, технология выполнения которого может быть различна, приходится проводить через каждые несколько сезонов.

Как определить необходимость ремонтных работ

Гидроизоляционные свойства мягкой кровли обеспечиваются за счет слоя битума, которым она покрыта. Если с течением времени под воздействием внешних факторов произошло нарушение его целостности, то это явный признак необходимости ремонта, технология которого может отличаться в зависимости от критичности повреждений.

Обращать внимание нужно на следующие признаки, свидетельствующие о том, что пришло время ремонта:

  • Отслоения мягкой кровли в местах, где полотнища нахлестываются и соединяются;
  • Видимые ямки и углубления, в которых способна удерживаться вода;
  • Мох или грибок в местах, где после выпадения осадков застаивается вода;
  • Вздутия на поверхности, свидетельствующие о проникновении влаги под кровельное покрытие;
  • Заметные повреждения механического характера, трещины, порывы.

Виды ремонтных работ

В зависимости от того, в каком состоянии пребывает покрытие, насколько оно изношено, какие на нем имеются повреждения, восстановительные мероприятия подразделяются на два вида:

  • Профилактический (текущий) ремонт мягкой кровли. К нему прибегают, согласно технологии, при незначительных повреждениях полотна, не провоцирующих глобального нарушения герметичности крыши. Характерные признаки необходимости такого ремонта – локальные отслоения, микротрещины и небольшие порывы, которые могут быть легко устранены без демонтажа всего мягкого покрытия. При этом подобные дефекты должны занимать менее 40 процентов от общей площади кровли;
  • Капитальный ремонт мягкой кровли. О необходимости масштабного ремонта и применения более сложных технологий свидетельствует наличие множественных повреждений в виде вздутий, глубоких трещин, сильных отслоений, протечек, порывов. При этом они должны затрагивать свыше 40 процентов всей площади мягкой кровли.

Текущий ремонт мягкой кровли

Если во время осмотра не было выявлено критических повреждений, свидетельствующих о невозможности дальнейшей эксплуатации старого кровельного покрытия, то обычно проводятся работы по устранению имеющихся дефектов и восстановлению целостности полотна. Это так называемый текущий ремонт мягкой кровли, технология которого позволяет быстро восстановить все пострадавшие зоны крыши. При этом, как правило, срезают вздувшиеся участки, меняют водоприемники, карнизные свесы, наносят слой грунтовки и наплавляют, где необходимо, новый рулонный материал.

Технология ремонта предусматривает следующий алгоритм работ:

  1. Поверхность кровли тщательно очищается от скопившегося мусора, мха и любых инородных объектов;
  2. Кровельное покрытие проверяется на предмет наличия прогнивших участков. Если последние обнаруживаются, то производится их удаление. При этом также захватывается несколько сантиметров неповрежденного покрытия;
  3. Срезаются вздувшиеся участки с захватом небольшого количества целого материала;
  4. Места, где было удалена кровля, очищаются от пыли с грязью, грунтуются и заполняются раствором на основе цемента;
  5. После подсыхания на данные участки накладываются латки, которые сверху обильно поливаются мастикой из битума. При этом непременно захватывается территория целого покрытия;
  6. В завершение производится наплавление нового кровельного материала.

Капитальный ремонт мягкой кровли

В том случае, если старое покрытие не пригодно для дальнейшей эксплуатации из-за критических повреждений, его меняют на новое. Капитальный ремонт мягкой кровли, технология которого более трудоемка, чем текущего, предусматривает следующий порядок работ:

  1. Демонтируется поврежденное покрытие. Это достаточно трудоемкая процедура которую вручную выполнять очень сложно. Удобно для этого использовать специальную машину, срезающую полотно и сразу скручивающую его в рулон. В случае отсутствия такового технология позволяет облегчить работу, за счет топора с длинным металлическим топорищем;
  2. После очищения поверхности от изношенного кровельного материала производится оценка состояния основания. Если есть трещины, вмятины, выбоины и прочие дефекты выполняется частичный ремонт либо полная замена кровельной стяжки. Если присутствуют тепло- и гидроизоляционные слои, то на этом этапе технология также предполагает их тщательный осмотр и, при необходимости, ремонт. Для увеличения срока службы утеплителя рекомендуется после этого покрыть его полиэтиленовой пленкой или мембраной с пароизоляционной функцией;
  3. Огрунтовывается поверхность битумной мастикой, защищающей паро- и теплоизоляционные слои, а также бетонную стяжку от намокания, и способствующей более высокой адгезии основания с материалом мягкой кровли;
  4. Укладывается новое полотно начиная с нижнего края крыши. Монтаж отрезов материала производится поочередно, с нахлестом друг на друга не более, чем на 15 сантиметров. При этом следует учитывать угол наклона крыши: чем он меньше, тем большим должен быть нахлест, поскольку при более покатом скате вода быстро стекает, а при пологом – задерживается, что увеличивает риск просачивания влаги внутрь;
  5. Когда укладка всех частей кровельного материала завершена, все швы между ними, согласно технологии, хорошо промазываются битумной мастикой;
  6. При необходимости после высыхания битума технология позволяет производить монтаж второго слоя покрытия. Укладку листов важно выполнять таким образом, чтобы стыки располагались как можно дальше от стыков на нижнем полотне;
  7. Если при ремонте задействуют материалы вроде толи или рубероида, то дополнительно поверх них целесообразно нанести защитный слой, используя все ту же битумную мастику. В завершение ее следует посыпать крошкой из измельченного гранита и утрамбовать катком. У материалов нового поколения уже присутствует сланцевая присыпка, поэтому в дополнительной защите они не нуждаются. Преимущество использования последних заключается еще и в том, что нет необходимости использовать мастику для промазывания швов: небольшие нахлесты отрезов качественно и надежно наплавляются друг на друга;
  8. Финальная стадия, проводимая уже после окончания ремонтных работ, выявление мест скопления воды, которые в будущем будут наиболее уязвимыми. Технология предполагает проведение такой проверки после первого дождя, хотя можно и самостоятельно полить кровлю водой. При выявлении подобных мест их следует тщательно просушить, а затем нанести на них дополнительный слой материала. При необходимости можно еще обильно полить их битумной мастикой, которая послужит надежной защитой покрытия от протекания.
Читайте также:
Эффективность применения противоморозных добавок.

Существует и другая технология ремонта мягкой кровли, которая сегодня не столь популярна, однако, в былые времена использовалась весьма активно. Ее суть состоит в том, что поверх старого покрытия просто производиться наплавление нового слоя. Для этого с эксплуатируемой поверхности тщательно убираются все загрязнители, после чего она хорошо прогревается грелкой и промазывается битумной мастикой. На финальном этапе ремонта наплавляется новый слой кровельного материала.

Пошаговая инструкция по ремонту мягкой кровли из рулонных материалов

Мягкая кровля достаточно проста в монтаже и доступна подавляющему большинству застройщиков, именно поэтому и остается очень популярной на протяжении многих лет. К сожалению, ничто не вечно, и нередко поломки случаются с любыми предметами и механизмами, которые нас окружают, и облицовка крыши здесь не исключение. Ремонт мягкой кровли случается довольно часто, и хозяевам дома приходится заниматься ее починкой, иногда даже пару раз в год люди устраняют появившиеся дефекты. Радует только то, что для таких работ не обязательно привлекать мастеров, ведь весь восстановительный процесс можно выполнить своими руками.

лан ремонтных работ обычно составляют после тщательной ревизии крыши, которая позволяет выявить все возникшие проблемы. Существует два стандартных способа ремонта кровельного покрытия:

  • капитальный ремонт мягкой кровли;
  • текущее устранение дефектов.

Каждый из этих способов выполняется по отдельной технологии, в рамках которой рекомендуется использовать различные материалы, и при острой необходимости, вы можете браться за работу даже зимой.

Главная причина частого износа кровельного материала кроется в свойствах битума, который поддается воздействию солнечных лучей и при высокой температуре начинает плавиться, отсюда и дефекты, выражающиеся вздутиями и неровностями, влияющими на дальнейшую эксплуатацию конструкции. Все дело в том, что при выпадении осадков в образовавшихся углублениях скапливается дождевая вода или талый снег, просачивающийся сквозь трещинки в битуме. Но и зимой можно столкнуться с некоторыми проблемами, ведь во время оттепели снег тает, а при резком снижении температуры он превращается в лед, который расширяет трещинки в материале и рвет его.

Чтобы определить, нуждается ли обшивка в ремонте, внимательно обследуйте поверхность крыши. Если в некоторых местах отслоилась гидроизоляция, появились трещины, вздулся битум или обнаружились впадины или пророс мох, ремонт мягкой кровли неизбежен. Если дефекты незначительны, вы вполне обойдетесь небольшим ремонтом и легко справитесь с ним самостоятельно.

Текущая починка крыши

Сразу оговоримся, что капитальный ремонт можно сделать не таким дорогим, если раз в три года выполнять профилактический процесс. Что касается текущего ремонта, то он предусматривает минимальные погрешности облицовки, и вам не понадобится демонтировать старые рулонные материалы с засохшей мастикой, которые, собственно, и требуют починки. Здесь потребуется обновление имеющегося слоя, а именно:

  • ликвидация пузырей;
  • замена воронок для стока воды;
  • замена парапетного покрытия или карнизных свесов;
  • покрытие старого слоя грунтовочными средствами;
  • наплавление новой гидроизоляции.

Бывалые мастера советуют особое внимание уделять наиболее проблемным местам, коими являются места стыков кровельных элементов, парапетных конструкций и стен, а также тех участков, где зафиксированы водостоки. В некоторых случаях можно ограничиться заплатами, но они зачастую не дают устойчивого результата и не являются гарантией дальнейшей эксплуатации крыши без протечек.

Принцип точеного ремонта мягкой кровли

Технология ремонта мягкой кровли состоит из нескольких этапов, а именно:

  1. Очистка поверхности от мусора, грязи и мха;
  2. Исследование поверхности на наличие гнили, а в случае ее обнаружения такие сегменты должны быть срезаны с захватом неповрежденного материала (до 2 см с каждой стороны);
  3. Выравнивание неровностей специальной мастикой, для чего потребуются растворные материалы типа цементного состава;
  4. Срезание всех пузырений, удаление пыли, просушивание поверхности и ее выравнивание для прочной фиксации заплаты;
  5. Вырезается заплата из нового материала с припуском в 5 см;
  6. Смазывание поверхности мастикой и подклейка заплат.

Обращаем ваше внимание на то, что с обратной стороны заплата обязательно должна быть обработана битумной мастикой. Далее в работе понадобится горелка, которой необходимо прогреть заплату, после чего она прижимается прессом.

Ремонт поверх старого покрытия

В профессиональных кругах известно такое выражение как «ремонт по старому», что означает, демонтировать старые кровельные материалы не нужно, а дефекты устраняются поверх них. Этот способ гораздо дешевле и проще в реализации, нежели капитальный ремонт мягкой кровли. Его можно с легкостью осуществить своими руками, поэтому к такому методу и прибегают чаще всего.

Укладка новых слоев поверх старых

В данном случае старые кровельные материалы, на которых выявлены дефекты, будут служить основой под новое покрытие. Чистовое покрытие может наноситься в один или два слоя – здесь все зависит от масштаба бедствия и от финансовых возможностей хозяина дома, но двойной ковер, конечно же, лучше и надежнее, так как его прочность выше. Однако нельзя не упомянуть и о том, что необходимо учитывать возможности стропильной системы, ведь здесь нагрузка на поверхность крыши увеличивается в значении 5кг/1м2 за счет рулонной облицовки, а также дополнительный вес дает мастика, на которую она клеится. Ремонт мягкой рулонной кровли по такому принципу подходит для крыши, которая находится в не совсем плачевном состоянии. Если старая рулонная облицовка совсем плоха, риск будет неоправданным, и лучше сразу настраиваться на капитальную починку. Также от такого метода стоит отказаться, если уложенные ранее слои битума превышают допустимую норму (максимум 6 – 8 слоев), опять-таки из-за тяжести материалов.

Читайте также:
Фронтальные стеллажи

Капитальный ремонт мягкой кровли

Если вы провели ревизию и обнаружили, что пострадала существенная площадь крыши, а дефекты достигают 60% от всей поверхности, латкой и мастикой здесь обойтись не получится. В данном случае помочь исправить ситуацию может только полный демонтаж ветхой поврежденной облицовки и укладка мягкого материала по-новому. Как правило, к капитальному ремонту прибегают в случае регулярных и обильных протечек кровли, вследствие чего повреждается утеплитель и теряет свои свойства или обшивка промерзает.

Правила укладки мягкой кровли

К минимальному набору работ по капитальной починке кровли можно отнести демонтаж битума и его замена новым материалом, смазанным мастикой, замена воронок и карнизов, просушка утеплителя при помощи специальных приспособлений, замена парапетной конструкции. Если состояние крыши более чем плачевное, и дефекты коснулись стропильной системы, придется обновлять не только облицовку, но и каркас с пароизоляцией и утеплителем, а порядок выполнения работ будет выглядеть следующим образом:

  1. Демонтируем старые материалы;
  2. Устраняем дефекты стяжки;
  3. Выполняем весь кровельный процесс по-новому.

Капитальный ремонт мягкой кровли своими руками лучше выполнять с помощниками, ведь здесь придется повозиться не только с битумом и мастикой, но и потребуется монтаж некоторых элементов крыши, которые одному сложно поднять, не то что фиксировать.

На данном видео подробно показан весь процесс монтажа кровли. После просмотра вы сможете самостоятельно выполнить все работы.

  • Устройство мягкой рулонной кровли

    Технология ремонта мягкой кровли

    Мягкая кровля является одним из популярных видов покрытия крыши. Он успешно используется как при строительстве частных домов, хозяйственных построек, так и для многоэтажных зданий. Материалы этой группы изготавливаются на основе битума и стекловолокна. Они имеют такие достоинства, как: простота укладки, повышенные шумо-, гидро- и теплоизоляционные свойства. При этом даже для ремонта особых затрат не потребуется. И все работы можно выполнить самостоятельно.

    Документация по ремонту крыши

    При проведении ремонтных работ на мягкой кровле руководствуются следующими документами:

    • смета (документ производства работ). В ней учитываются все запланированные ремонтные мероприятия на данной крыше. Например, демонтаж кровли, подготовка основания, монтаж нового материала и герметизация швов, создание гидроизоляционного слоя. В смету включается стоимость расходных и горючих материалов, а также затраты на их доставку. Этот документ поможет оценить бюджет будущего ремонта и принять решение о самостоятельном его проведении или о предоставлении возможности сделать это специалистам;
    • СНиП (строительные нормы и правила). Во время ремонта важно следовать требованиям, которые изложены в документе СНиП «Ремонт мягкой кровли» под номером 11–26–76. В нём указаны все необходимые материалы для гидроизоляции, типы мастики, кровельные материалы и требования к порядку выполнения работ;
    • ППР (проект производства работ). Этот документ важен, если выполняется ремонт на крыше многоквартирного дома. В нём указывается обоснование ремонтных работ, результаты обследования крыши, её характеристика, способы организации и методы производства кровельных работ.

    Типы повреждений и виды ремонта

    Мягкая кровля нуждается в периодическом осмотре. Он поможет вовремя выявить все нарушения целостности кровельного покрытия и своевременно выполнить работы по восстановлению. Частыми проблемами мягкой кровли считаются:

    Вздутие мягкой кровли может появиться в результате нарушения технологии укладки материалов

    Мох на мягкой кровле появляется в результате нарушения технологии укладки

    Расслоение материала кровли можно отремонтировать, заклеив концы и укрепив шов заплаткой

    Мягкая кровля может рассыпаться после окончания срока эксплуатации или при неблагоприятных условиях использования

    Битумная черепица со временем может изменить цвет и даже расслоиться

    Проводить профилактический осмотр следует не реже двух раз в год. При этом рекомендуется регулярно чистить крышу от веток, мусора и снега. Эти мероприятия позволят увеличить срок эксплуатации и минимизировать расходы на ремонт.

    В зависимости от типа повреждения существует три вида ремонтных работ мягкой кровли:

      Локальный или текущий — подразумевает устранение небольших дефектов кровельного полотна.

    Локальный ремонт наплавляемой кровли обеспечивает быстрое восстановление покрытия с небольшими затратами

    Капитальный ремонт кровли заключается в снятии старого покрытия и укладке нового материала

    Аварийный ремонт проводится сразу же после непредвиденного нарушения кровельного покрытия, чтобы избежать ещё больших проблем

    Видео: локальный ремонт кровли из битумной черепицы

    Текущий ремонт

    Текущий ремонт выполняется при обнаружении незначительных дефектов мягкой кровли. Решение проблемы зависит от её типа. Например, для рулонной кровли применяются следующие варианты ремонта:

      вздутие материала — место вздутия проколоть и сделать крестообразный надрез. Концы отогнуть, материал изнутри вычистить, высушить и всю внутреннюю часть промазать мастикой. Далее края материала наложить на основание крыши и хорошо прогладить. При необходимости сверху наклеить заплатку и ещё раз замазать мастикой;

    Читайте также:
    Что такое монолитные работы. Монолитное строительство

    Место вздутия на мягкой кровле можно закрыть одной или двумя заплатками, в зависимости от величины и сложности нарушения покрытия

    На стыках материала требуется проведение более качественного закрашивания мастикой

    Если вовремя не выровнять поверхности мягкой кровли, то застаивание воды приведёт к трещинам в материале, а затем крыша начнёт протекать

    Повреждённый участок битумной черепицы тоже поддаётся замене. Для этого следует мастерком аккуратно приподнять все повреждённые пластины, а также соседствующие с ними, чтобы вытащить дефектные. Гвозди удалить гвоздодёром. Уложить новые куски кровельного материала, закрепляя гвоздями, а места стыков дополнительно обработать силиконовым герметиком.

    Для локального ремонта битумной черепицы нужно заменить лишь повреждённые плитки

    Видео: частичный ремонт мягкой кровли гаража

    Капитальный ремонт

    Капитальный ремонт мягкой кровли выполняется в такой последовательности:

    1. Старое покрытие снять. Очистить поверхность от мусора, пыли и остатков строительных материалов.
    2. При необходимости удалить слой тепло- и гидроизоляции.
    3. Сделать цементно-песчаную стяжку. Если есть проблемы с разуклонкой, то выполнить и её, используя керамзит или другой материал. Если крыша была утеплённая, то на повреждённом участке следует уложить новый утеплитель и выполнить гидроизоляцию.

    При необходимости нужно обновить цементно-песчаную стяжку

    При повреждении большой площади кровли её нужно полностью заменить

    Видео: пошаговое выполнение капитального ремонта наплавляемой кровли

    Аварийный ремонт

    Аварийный ремонт кровли подразумевает срочное восстановление нарушенной части покрытия. Например, создание большой заплаты в месте повреждения материалов.

    Эта мера может предотвратить образование протечки, но является эффективной лишь в том случае, если площадь повреждённого участка не превышает 20% от общей площади крыши.

    Для установки заплат необходимо:

    1. Удалить все видимые дефекты путём срезания или зачистки острым строительным ножом.
    2. Очистить эту часть поверхности крыши от грязи, пыли, мусора.
    3. Повреждённый участок залить битумной мастикой. При желании можно использовать и герметик.
    4. На обработанный участок наложить кусок рубероида, размеры которого больше, чем площадь повреждённой области.

    Срочно удалить течь и восстановить поверхностный слой кровельного покрытия поможет заплата

    Наложить заплату можно и на крышу из битумной черепицы. Способ ремонта аналогичный, только для приклеивания используется специальный раствор или силиконовый герметик.

    Этот метод ремонта эффективен лишь в том случае, если причиной протечки стал видимый дефект.

    Видео: замена повреждённых участков на кровле из битумной черепицы

    Необходимые материалы

    Для ремонта мягкой кровли используются разные материалы. Выбор зависит от того, какой слой кровельного пирога предполагается ремонтировать:

    • для верхнего слоя — «Унифлекс», «Линокром», «Изопласт». Их срок эксплуатации более 10 лет;
    • для нижнего слоя — «Берипласт», «Стеклоэласт», «Техноэласт». Они отличаются повышенной эластичностью и способностью создавать дополнительную теплоизоляцию.

    Материалы верхнего слоя кровли должны содержать минеральную посыпку, которая служит для защиты от солнечного излучения. Толщину такого полотна стоит выбирать в диапазоне от 4,5 до 5 мм. А для нижнего слоя рулонный рубероид может быть тоньше.

    Мастика для укладки холодным способом

    Чаще всего используется мастика, подходящая для укладывания рубероида без разогрева. Применяется она для ремонта внутренних слоёв кровельного пирога. Выбирать нужно только ту мастику, в состав которой входит битум и смесь пылевидного типа, например, гипс или известь.

    Мастику можно приготовить самостоятельно, имея нужные составляющие

    При желании мастику можно изготовить и самостоятельно.

    Для этого потребуется смешать одну порцию наполнителя и по две порции битума и бензина. Но соединять компоненты нужно после того, как битум нагреется до 180 o C и из него полностью испарится вода. Перед ремонтом полученную смесь нужно охладить.

    Способ применения такой мастики следующий:

    1. Поверхность крыши тщательно очистить от грязи и пыли.
    2. Всю площадь просушить и прогреть.
    3. Валиком или кистью нанести мастику на ремонтируемый участок. После полного высыхания можно нанести второй слой.

    Наносить мастику на крышу можно обычным валиком для краски

    Видео: срочный ремонт кровли жидкой мастикой

    Жидкая резина

    Иногда для ремонта мягкой кровли используют жидкую резину. Она способна создавать бесшовное покрытие, что практически исключает проникновение воды в кровельный пирог. Жидкая резина применяется для заделки небольших щелей и трещин и для капитального ремонта.

    Наносить жидкую резину удобнее из пульверизатора

    Особенность её в том, что наносить материал можно двумя способами:

    • с помощью распыления из пульверизатора — этот метод актуален при ремонте крыш большой площади;
    • валиком или кисточкой — требует более длительного времени, поэтому подходит только для локального ремонта или маленьких построек.

    Если нет опыта работы со специальным оборудованием, то для самостоятельного ремонта крыши лучше выбирать второй способ.

    Жидкая резина наносится в несколько слоёв. Причём каждый последующий слой можно наносить только после того, как предыдущий полностью высох. Обычно это делается с интервалом в 7–10 минут.

    Сама технология нанесения заключается в следующем:

    1. С поверхности убрать все посторонние предметы, мусор и пыль. Удалить жирные и масляные пятна. Крышу промыть и просушить.
    2. Нанести холодный раствор жидкой резины слоем в 3–4 мм. Если проводится капитальный ремонт, то обрабатывать не сразу всю поверхность, а последовательно небольшие участки.

    Наносить жидкую резину на крышу можно и без специального инструмента, но тогда важно соблюдать толщину наносимого слоя и равномерность распределения

    Видео: напыление жидкой резины на рубероид

    Гидроизол

    Рулонный гидроизол обычно используется для капитального ремонта мягкой кровли. Для этого требуется полный демонтаж старого покрытия.

    Гидроизол — недорогой рулонный гидроизоляционный материал на стеклооснове, делается с двухсторонним нанесением битума и посыпки

    Этот наплавляемый материал имеет следующую структуру:

    • основа (стеклоткань или стеклохолст);
    • модифицированное битумное покрытие с двух сторон основы;
    • сланцевая присыпка в качестве защитного слоя.

    Стелится гидроизол в два слоя. Применяется как холодный, так и горячий способ монтажа. Технология укладки методом наплавления следующая:

    1. Рулон раскатать по поверхности крыши, отрезать нужную длину, затем свернуть его с краёв.
    2. Прогревая нижнюю поверхность, рулон постепенно раскатать и тщательно прижать к основанию. Для разогрева используется газовая горелка.

    Рулонный гидроизол обладает высокой горючестью, поэтому при наплавлении нельзя допускать его перегрева

    Помните, что излишний нагрев приведёт к порче материала или возгоранию. Гидроизол также выпускается и в виде холодной мастики.

    Гидроизол в виде мастики состоит из полимерных битумов и применяется как защитный кровельный слой

    Видео: как правильно наплавлять рулонный кровельный материал

    Оборудование для ремонта

    Перед началом работ подготавливается не только материал, но и необходимое оборудование. Вам понадобятся:

      газовая горелка — но её можно заменить паяльной лампой, если выполняется локальный ремонт на небольшом участке крыши;

    Работая с газовой горелкой, нужно соблюдать технику безопасности и иметь рядом огнетушитель

    Строительный нож делается с загнутым лезвием для удобства работы

    Наносить составы для ремонта можно макловицей: её рабочая поверхность должна быть широкой и с прочным ворсом

    Если выполняется аварийный ремонт в зимнее время, то потребуется лопата для очистки крыши от снега.

    Ремонтные работы проводятся в специальной рабочей одежде: перчатках, ботинках, штанах из плотной ткани, защитных очках.

    Перед работой по восстановлению мягкой кровли важно учитывать, насколько сильно повреждено покрытие. На основании данных осмотра легко принять решение о предстоящей работе. А затем уже определить: какие использовать материалы, насколько объёмным получится ремонт (потребуется ли замена всего кровельного покрытия или только реставрация некоторых слоёв кровельного пирога).

    Ремонт мягкой кровли: технология, смета и правила СНиП

    В нашей статье описан ремонт мягкой кровли технология + видео. Мы коснулись наиболее часто встречающихся вопросов на данную тему. Описали виды ремонтов и как они выполняются.

    На вопрос, как отремонтировать мягкую кровлю, есть несколько ответов. Все будет зависеть от объема повреждений и их сложности.

    Обычно ремонт делят на два вида:

    1. Текущий – повреждения кровельного покрова составляют менее 40% от общей площади крыши.
    2. Капитальный – повреждения составляют более 40% от площади крыши.

    Как бы это странно не звучало, но основной причиной протекания крыш из мягких рулонных материалов, является разрушение битумного слоя, который и обеспечивает гидроизоляционные свойства данного материала.

    Специалисты рекомендуют каждые 2-3 года проверять крышу, на предмет вздутия и трещин, а не ждать когда влага просочиться внутрь помещения.

    Выполнить ремонт мягкой кровли гаража своими руками не сложно, так как данное строение имеет небольшие размеры. Но и на других зданиях эти работы не займут много времени и сил, особенно если речь идет о текущем ремонте.

    Вообще-то рулонные покрытия для крыш считаются наиболее простыми в монтаже. Для их укладки не требуется какого-то специального оборудования и навыка.

    УСТРОЙСТВО КРОВЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

    Как уже говорилось выше, прежде чем приступать к работе следует определить объемы повреждений. Как это делается? Надо подняться на крышу и исследовать покрытие. Что искать?

    • В местах нахлеста и соединения полотнищ могут быть видимые отслоения;
    • На поверхности крыши могут находиться видимые впадины и ямки, способные удержать воду;
    • В местах застаивания воды следует исследовать на предмет загнивания материала, появление мха или грибка;
    • Вздутия на поверхности кровельного покрова говорят о том, что в этом месте влага проникла внутрь;
    • Наличие видимых механических повреждений, потертости, трещины, разрывы.

    После осмотра крыши, можно сделать выводы, какой тип ремонта понадобится. На основании этого составляется смета на мягкую кровлю. Что в нее входит?

    Совет! Для составления сметы не обязательно вызывать специалиста, можно это сделать самостоятельно. Но если вы не уверены в своих силах, тогда конечно следует обратиться в соответствующие фирмы.

    Смета

    Если работы по ремонту будет выполнять бригада специалистов, то в первую очередь они укажут перечень работ, а именно:

    • Полное или частичное снятие старой кровли.
    • Подготовка поверхности к последующему монтажу кровельного покрытия.
    • Монтаж верхнего слоя кровли и промазывание швов.
    • Гидроизоляционный верхний слой.
    • Горючие материалы для горелки.
    • Расходные материалы и их доставка.

    Если же ремонт решено выполнять самостоятельно, то смета будет включать в себя лишь стоимость используемого материала и его доставку.

    Те же, кто еще не решил, будет делать сам или наймет рабочих, можно обратиться в фирму, которая занимается ремонтом крыш. Предоставив им ниже следующею информацию, можно узнать, во сколько приблизительно обойдется ремонт.

    1. План кровли со всеми размерами, для подсчета количества материала.
    2. Длины карнизных свесов, примыканий к стенам и парапетам, толщина и высота последних.
    3. Наличие шахт на крыше, их количество и размеры.
    4. Наличие на крыше труб и других элементов, их размеры и количества.
    5. Состояние кровли, желательно сделать фотографии.
    6. Примерный перечень работ по ремонту.
    7. Какой кровельный материал будет использоваться.

    Далее взвесив все «за» и «против», можно принимать решение: приглашать специалистов или браться за такое дело, как мягкая крыша, самостоятельно. Если выбран второй вариант, будет не лишним узнать некоторые правила.

    Правила СНиП

    Работы следует выполнять в соответствии со:

    • СНиП кровля мягкая 12-03-2001.
    • СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;
    • СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
    • СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия»;
    • СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» часть 1. Общие требования;
    • СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» часть 2. Строительное производство;
    • ПОТ Р М-012-2000 «Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте»;
    • СНиП ремонт мягкой кровли 11-26-76 (1979).

    КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ПОЭТАПНО

    Хотя многие из тех, кто выполняет ремонт кровельных покрытий, не всегда их соблюдают. Это связано с тем, что большинство из выше перечислимых правил были разработаны еще в советское время. С того момента многое изменилось, в том числе материалы и технологии.

    К сведению: незнание данных правил никак не влияет на качество работы. Если рабочие отлично знают свое дело, ремонт крыши будет выполнен быстро и надежно.

    Ремонт и устройство мягкой кровли следует начинать с подготовки основания, на которое будет укладываться материал.

    Если говорить о текущем ремонте, тут вариантов несколько. Может быть выполнена частичная замена (латки) и ремонт по старому (на старый покров укладывают 1-2 слоя нового материала).

    Если ставятся латки, в местах их укладки удаляют все дефекты (вырубывают или прокалывают). Затем поверхность очищают от мусора и пыли, заливают битумной мастикой или герметиком.

    Сверху укладывают кусок рубероида или другого рулонного материала. По размерам он должен превышать размеры ремонтируемой поверхности.

    Края тщательно промазываются битумной мастикой. Но такой метод обычно не дает результата. Поэтому многие используют следующий способ текущего ремонта – «по старому».

    Мягкая кровля для гаража и не только, при текущем ремонте может укладываться без снятия старого покрова. При этом методе стоит учитывать, что наплавление еще двух слоев приведет к увеличению нагрузки на крышу.

    Так что стоит для начала узнать, какой вес способны выдержать стены и опоры перекрытия.

    Для примера можно привести следующий расчет: в среднем современные материалы имеют массу 4-5 кг/м 2 , если площадь крыши равняется 1000 м 2 , нагрузка на крышу увеличиться еще на 5 т. А так вместо основы используют старый кровельный покров.

    РЕМОНТ МЯГКОЙ КРОВЛИ

    Его предварительно очищают от мусора и грязи. Монтаж нового слоя проводят обычным способом. Этот метод невозможно использовать, если предыдущий покров сильно поврежден, на крыше уже находится более 8 слоев старого материала.

    Обычно в процессе капитального ремонта производится полная замена кровельного материала, частичный ремонт основания (стяжки) и парапетов, замена карнизных свесов, фартуков примыкания, ограждения, ревизия и ремонт водоприемников и водостоков.

    Но иногда крыши находятся в таком запущении, что их приходиться не только ремонтировать, а практически возводить с нуля. Естественно это сказывается на стоимости работ.

    Капитальный ремонт кровли мягкой производится в следующем порядке:

    1. Снятие старого покрова.
    2. Ремонт основания.
    3. Укладка гидроизолирующего слоя.
    4. Монтаж утеплителя (если надо).
    5. Делается стяжка.
    6. Стелется кровельный материал.
    7. Укладывается защитный слой.

    Для выполнения работ понадобится газовая горелка, кровельный материал, ножик для резки рубероида, герметик или мастика битумная, веник для очистки поверхности, цемент для стяжки, утеплитель, спецодежда.

    Совет! Специалисты рекомендуют использовать газовую горелку, а не паяльную лампу. Это связано с тем, что при использовании лампы для нагрева материала, затрачивается значительно больше времени.

    Капитальный ремонт мягкой кровли начинают со снятия старого покрытия.

    Для этого процесса, такого как ремонт мягкой кровли, можно использовать специальное оборудование (машина снимает покрытие и сразу скатывает его в рулон) или топор (для удобства деревянную рукоятку меняют на металлическую трубу, ее длина выбирается индивидуально, под рост человека).

    Далее основание очищается от мусора и грязи. Затем осматривают основание.

    Если в нем нет больших вмятин и трещин, а только незначительные повреждения, значит стяжку можно не заливать. Иногда стяжке предшествует слой утеплителя. Это может быть пенопласт, слой гравия или другого теплоизолятора.

    В первые часы после укладки цементного слоя делается огрунтовка поверхности битумом, который покрывает стяжку тонкой пленкой и препятствует испарению влаги из нее.

    После застывания цемента можно приступать к укладке кровельного материала. Состав мягкой кровли различен, но лучше использовать материалы на основе из стекловолокна.

    Они имеют более длительный срок эксплуатации и более высокие технические характеристики, в отличие от покрытий на основе из картона.

    Укладку начинают с нижнего края крыши, постепенно поднимаясь вверх. Каждый последующий ряд кладется внахлест (от 10 см). Чем больше угол ската крыши, тем больше величина перекрытия.

    Далее обрабатывают швы битумной мастикой. Через некоторое время приступают к укладке следующего слоя, который стелется таким образом, чтобы шов предыдущего покрытия не совпадал со швом последующего слоя.

    Для рубероида, пергамина и толи монтируется защитный покров из битумной мастики для крыши. Его затем посыпают каменой крошкой и прокатывают катком.

    Совет! При использовании материалов последнего поколения, швы между рядами не промазываются и сверху они уже покрыты защитной посыпкой. Следовательно, тратится меньше материала.

    Как видите, технология ремонта мягкой кровли не сильно сложная. Для выполнения работ достаточно двух людей. Выбор материалов зависит полностью от вас.

    Но хочется напомнить, не забывайте проводить ревизию кровельного покрова хотя бы раз в три года. Ведь исправить мелкие огрехи намного легче и дешевле, чем перекрывать крышу полностью.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: